3.2 Евгений Евтушенко

 

Родился на станции Зима Иркутской области 18 июля 1933 года в семье геологов. В Москве проходило детство писателя, и там же с 1949 он начал печатать свои первые стихи. В 1951–1957 учился в Литературном институте им. А.М.Горького, но был исключен за поддержку романа Дудинцева «Не хлебом единым». Однако это не помешало ему в 1952 году стать самым молодым членом Союза писателей СССР. Евгений Евтушенко прославился как советский поэт, прозаик, киносценарист, кинорежиссер[7].

«Москва поверила моим слезам» - одно название этого стихотворения говорит об отношении автора к Москве. Автор вспоминает времена Великой Отечественной войны, битвы под Москвой. Герой потерял карточку на хлеб и должен умереть с голоду, но добрая пожилая женщина отдает ему карточку своего умершего мужа. Теперь он будет жить, он поверил Москве и ее слезам.

Прошло много лет, война давно закончилась, и герой опять «что-то» потерял, опять он надеется на веру Москвы в слезы, но теперь он сомневается, поверит ли она. Он всей душой надеется, что поверит. И это не удивительно. Ведь детство, юность и зрелость писателя прошли в Москве. Это его родной город, он знает в нем каждую улицу, каждый дом.

Москва Евтушенко чистая, солнечная, ласковая.


4. Будущее Москвы

 

4.1 Владимир Войнович

 

«Москва 2042» – сатирический роман-антиутопия, веселая пародия, действие которой происходит в будущем, в середине XXI века, в обезумевшем «марксистском» мире.

Герой романа – писатель-эмигрант Карцев – неожиданно получает возможность полететь в Москву 2042 года и в результате оказывается действующим лицом и организатором новой революции…

«Мы летели вдоль светлых высоких зданий. Они напоминали мне некоторые небоскребы Нью-Йорка, но были гораздо светлее и как бы воздушнее. Все они были соединены между собою прозрачными галереями, в которых тоже росли пальмы и глицинии. Всюду слышался смех детей и влюбленных. Навстречу нам так же легко, как мы, летели молодые и румяные парни и девушки с одухотворенными лицами. Девушки все до одной были в коротких теннисных юбочках, с загорелыми и стройными ногами. Они все ели мороженое-пломбир и бросали на меня влюбленные взгляды, все желали меня, и я желал тоже поговорить с ними о чем-то возвышенном. Люди вертелись на установленных вдоль аллеи каруселях, качались на качелях и летали по воздуху на каких-то оранжевых лодках. В небе парил длинный голубой транспарант, на котором было написано: «НАСЛАЖДЕНИЕ ЖИЗНЬЮ ЕСТЬ ОСНОВНАЯ И ЕДИНСТВЕННАЯ ОБЯЗАННОСТЬ КАЖДОГО КОМУНЯНИНА». А еще всякие там фрукты и овощи, диковинные и недиковинные, всякие апельсины, мандарины, артишоки, авокадо, бананы и ананасы. И, само собой, разные вина, коньяки, водки, воды, соки, шипучие напитки и всевозможные сорта пива в бутылках, в банках, в бочонках — словом, всяких товаров, как у нас в штокдорфском супермаркете, ну, может, немножко поменьше. Но у нас в супермаркете обычно хоть сколько-нибудь народу бывает (иной раз по субботам и очередь скапливается человек до шести), а тут никто ничего не берет, все идут мимо и на прилавки даже не смотрят. Только девушки хватают по дороге пломбир или финики и со смехом летят себе дальше».

Таким приснилась герою коммунистическая Москва 2042 года. По крайней мере, так он себе ее представлял. Войнович – диссидентский писатель. Однако и он надеялся на самое лучшее: во сне представлял Москву солнечной, красивой, чистой

«Я предвкушал глоток свежего воздуха, но в нос мне шибанул запах, от которого я чуть не свалился с ног. Не буду описывать подробно, но пахло, как в давно не чищенном, но часто употребляемом нужнике. Во дворе змеей вилась длинная очередь к темно-зеленому киоску, и военные обоего пола, в основном нижние чины, дышали друг другу в затылки, держа в руках пластмассовые бидончики, старые кастрюли и ночные горшки. Над крышей киоска был водружен плакат в грубо сколоченной раме. Плакат изображал рабочего с лицом, выражавшим уверенный оптимизм. В мускулистой руке рабочий держал огромный горшок. Текст под плакатом гласил: «КТО СДАЕТ ПРОДУКТ ВТОРИЧНЫЙ, ТОТ СНАБЖАЕТСЯ ОТЛИЧНО»».

Реальность оказалась куда более отвратительной. Во дворе сдавали «продукт вторичный», в столовых кормили отвратительно, не было горячей воды, лифты не работали, по улицам ездили паровые машины, длинные штаны носить было нельзя, читать все, что написал не Гениалиссимус, тоже. К тому же по дорогам нельзя было проехать, а от внешнего мира Москву ограждала бетонная стена с пушками. Конечно, Войнович написал утопию, однако и его мнение очень интересно. Таковой должна быть, по мнению Войновича, Москва 2042 года.


Заключение

 

Москва, по мнению большинства писателей, приведенных выше, не самый лучший город для жизни. Конечно, практически все они приехали в Москву, а не родились в ней. Им пришлось столкнуться здесь со многими бытовыми трудностями, проблемами с жильем, трудоустройством, нехваткой денег. Однако Москва могла не принять даже коренных москвичей. Например, Марина Цветаева после возвращения из эмиграции в Москву покончила жизнь самоубийством. Москва забрала у нее все самое дорогое.

В большинстве произведений Москва, независимо от времени, описывается как грязный азиатский, бандитский, контрастный город. Многим писателям по душе больше европейский Петербург (Петроград, Ленинград) с его широкими проспектами, морским свежим воздухом. Примечательно, что все авторы, чьи произведения были использованы в данной работе, хотя бы раз в своей жизни были в Петербурге. Практически на всех он произвел приятное впечатление. Этот город почему-то всегда ассоциировался с большей свободой, независимостью, революциями, чем с богатством и славой. Москва же есть бедная и богатая, сильная и слабая. Однако Москва одновременно и богомольная, со звонами колоколов, большим количеством монастырей и церквей. Она может быть щедрой и жадной, любящей и суровой, честной и обманчивой, нищей и барской. Самое странное, что такой уклад жизни в этом городе повелся с древних времен. Писателям, приехавшим из деревни, намного труднее ужиться со всеми этими московскими контрастами. Многие так до конца своей жизни к ним и не привыкли. Даже в настоящее время большинство людей недовольны своей жизнью в Москве: сейчас мешают пробки на дорогах, перенаселенность, та же грязь, криминальная обстановка, невнимание со стороны властей, дороговизна продуктов. Мало что изменилось со времен дореволюционной Москвы. Конечно, снесли Хитров рынок, главную крепость бандитов, но такие места, как это, появляются в Москве и сейчас.

Обобщенный образ Москвы – город на границе Европы и Азии, город, непригодный для спокойной жизни, криминальный, грязный и властный. Но есть и один светлый образ – религиозность Москвы, притом религиозность в любые времена, будь то во время существования СССР, до революции или в 2042 году.

 


Список использованных источников и литературы

 

1)  Бунин И.А. «Темные аллеи». Рассказы и повести. Москва, «Профиздат», 2005

2)  Гиляровский В.А. «Москва и москвичи». Москва, «Правда», 1979

3)  Евтушенко Е.А. «Я прорвусь в двадцать первый век…». Москва, «Время», 2001

4)  Цветаева М.И. «Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения». Кишинев, «Лумина», 1988

5)  Есенин С.А. «Я московский озорной гуляка». Стихотворения. Москва, «Эксмо», 2006

6)  Шолохов М.А. «Тихий Дон». Том 1. Москва, «Эксмо», 2006

7)  Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита». Роман. Санкт-Петербург, «Азбука-классика», 2006

8)  Булгаков М.А. «Собачье сердце». Повесть. Москва, «Фолио», 2004

9)  Войнович В. «Москва 2042». Москва, «Эксмо», 2007

10)  Черный С. «Стихи и проза. Избранное». Екатеринбург, «У-Фактория», 2005

11)  Есенин С.А. «Я, Есенин Сергей…». Москва, «Эксмо», 2003

12)  Ерофеев В.В. «Москва - Петушки». Москва, «Вергиус», 2007

13)  Рыбаков А.Н. «Дети Арбата». Москва, «Терра», 2004

14)  Саакянц А. «Три Москвы Марины Цветаевой». Статья. Москва, «Московский рабочий», 1989


[1] Биография И. Бунина - www.hrono.info/biograf/bunin.html

[2] Е. Киселева. Примечания к книге «Москва и москвичи» стр.447 Москва, издательство «Правда» 1979

[3] Всемирный биографический энциклопедический словарь (стр. 848), Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», Москва, 2000 год.

[4] Алла Марченко – «Я пришел как суровый мастер…». Предисловие к сборнику С.Есенина «Я московский озорной гуляка» (стр. 5 – 6), издательство «Эксмо» Москва 2006

[5] Михаил Булгаков - www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/bulgakov/index.html

[6] Ерофеев, Венедикт Савельевич - www.krugosvet.ru/articles/68/1006837/1006837a1.htm

[7]Биография Е. Евтушенко - www.krugosvet.ru/articles/68/1006841/1006841a1.htm


Информация о работе «Образы Москвы в русской литературе ХХ века»
Раздел: Зарубежная литература
Количество знаков с пробелами: 35167
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
30224
5
0

... на вопрос: почему Москва – один из самых неприметных городков, стала почти неожиданно для всех столицей огромного государства. Митрополит Иоанн объяснял это чудо: «Именно превращение Москвы в центр русского православия определило его судьбу, до того ничем не отличавшуюся от судьбы других русских городов»[19]. Эту же мысль разделял 150 лет назад и Загоскин. Кроме этого Загоскин рассматривает ...

Скачать
24740
0
0

... один я на дорогу...", стихи, ставшие песней. За 27 неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого стихотворца русского - Пушкина, став с ним вровень. Патриотизм в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого. Блистательно искусство Толстого — военного писателя развернулось в цикле «Севастопольских рассказов». Толстой писал о ...

Скачать
49329
0
4

... неприятная дрожь. Надо сказать, что в истории нашей страны было множество войн. Но, пожалуй, самой страшной по количеству убитых людей, жестокой и беспощадной, была Великая Отечественная война. С началом войны в русской литературе наблюдается некоторый спад, так как многие писатели ушли на фронт добровольцами. В это время чувствовалось преобладание военной лирики. Стихотворениями фронтовые поэты ...

Скачать
47269
0
0

... судеб рабочего класса, частицей которого они являлись. В 20-е годы постепенно возросло внимание к судьбе, психологии отдельной личности, несмотря на то, что романтические приключения нередко заслоняли внутреннюю характеристику героя. А на дальнейшую литературу большое влияние оказало постановление ЦК ВКП(б), принятое 23 апреля 1932 года. В нем отмечалось, что “советской литературой достигнуты ...

0 комментариев


Наверх