4.6 Бюджетная «спичка» для «второй волны»

Исходя из действующего пока прогноза доходов и плана расходов федерального бюджета его дефицит в сентябре–декабре текущего года можно оценить в 1,8 трлн. рублей. И это при том, что за январь–август дефицит составил лишь 1,2 трлн. рублей. По словам главы Минфина Алексея Кудрина, примерно из 4 трлн. рублей, которые надо израсходовать до конца года, большая часть — около 1,5 трлн. — придется на декабрь, когда происходит закрытие всех контрактов на инвестиции, приобретение различной техники и оплата услуг. Кроме того, будут сделаны дополнительные перечисления в Пенсионный фонд в связи с повышением базовой части пенсий с 1 декабря более чем на 30%. В целом можно сказать, что ничего особенного не происходит, сезонный характер бюджетных расходов — дело обычное, и названная Кудриным цифра расходов примерно ложится на прогноз, рассчитанный наложением общей величины расходов на их среднестатистическое распределение по месяцам года.

Но необычен сам год, и, в принципе, кризисное состояние могло бы послужить основанием для внутригодового маневра, переноса — по примеру других стран — какого-нибудь «стимулирующего пакета» в наиболее острую точку кризиса, когда падение производства достигало дна. Но наш бюджет в основном устроен так, что переносить какие-то расходы вперед в нем крайне проблематично. Обычная длина бюджетного контракта на госзакупки — год, особенно если дело касается инвестиций; конечно, там бывают и авансовые платежи, но закрытие и основная масса оплаты все же происходят ближе к концу года. По-видимому, отчасти с этой целью вводилась трехлетка, чтобы были выходящие за рамки бюджетного года контракты, но это начинание оказалось «в ненужном месте в ненужное время», и его пока что решили придержать.

С начала прошлого года Минфин пытается как-то сглаживать неравномерность своих расходов еще одним способом, размещая «свободные средства» на депозиты банков в течение года и изымая их в момент пика платежей. Тогда, правда, механизм размещения средств Минфина на депозиты банков задумывался для лечения другой болезни — чрезмерного «осушения» банковской ликвидности через избыточный бюджетный профицит; того, что вскоре бюджет станет устойчиво и глубоко дефицитным, видимо, никто и предположить не мог. Однако он работает в качестве амортизатора неравномерности бюджетных расходов и в той и в другой ситуации. Отчасти эти размещенные депозиты есть и сейчас, но на фоне предстоящего увеличения расходов их немного, всего 260 млрд. рублей, и изъятие на фоне всемеро большего предстоящего дефицита погоду, пожалуй, не сделает.

Ну и наконец, чтобы закончить эту «устрашающую» часть описания проблемы, напомним, что прошлогодний опыт обрушения «навеса» декабрьских бюджетных расходов оказался крайне негативным. На фоне всеобщих девальвационных ожиданий они сыграли роль керосина, выплеснутого в костер. ЦБ пришлось в течение месяца выбросить на валютный рынок порядка 100 млрд. долларов и в конце концов, по существу, выйти из коридора для курса рубля. Разумеется, нынешняя ситуация далека от прошлогодней, да и приписывать тому бюджетному вбросу какую-то совсем уж исключительную роль в ее развитии было бы натяжкой. Тем не менее, говорить о том, что развитие панических инфляционных и девальвационных ожиданий сегодня невозможно, пожалуй, рановато, и бюджетное декабрьское «раскассирование», если отнестись к этой проблеме без должной серьезности, может сыграть роль той маленькой спички, которая может разжечь если не пожар, то довольно неприятный костер.

 

4.7 Жизнь и смерть резервного фонда

Высокие чиновники практически не сомневаются, что кризис скоро заставит Россию снова брать кредиты. Мы так быстро проедаем резервный фонд, что лишимся его уже к будущему лету. Вопрос в том, когда выгодней просить в долг — сейчас или после того как резервы будут растрачены

Резервный фонд российского правительства просуществовал недолго. Первый рубль в него упал в 2004 году (тогда он еще назывался стабилизационным), а последний оттуда заберут, вероятно, летом будущего года.

О заначке на черный день правительство задумалось, когда цены на нефть резко пошли вверх и в страну бурным потоком потекли нефтедоллары. Глава Минфина Алексей Кудрин не был первооткрывателем. Самые крупные суверенные фонды существуют как раз в нефтедобывающих и экспортно-ориентированных странах: ОАЭ ($875 млрд.), Сингапуре ($490 млрд.), Норвегии ($391 млрд.). Некоторые — еще с 70−х годов.

За недолгую жизнь фонда правительство не раз уговаривали его «распечатать» и направить на что-нибудь полезное. Оппоненты Кудрина сокрушались, что «средства фонда лежат мертвым грузом» и «обесцениваются в результате инфляции». В пример ставили норвежский Государственный нефтяной фонд, который вкладывал деньги в высокодоходные (тогда) акции и в недвижимость. А самый «народный» способ распоряжения деньгами применяет суверенный фонд Аляски: ежегодно каждому жителю штата из него выплачивается определенная сумма. В прошлом году она равнялась $2069. Правда, на Аляске жителей всего около 600 тыс.

Но наиболее разумно звучали предложения ученых-экономистов об инвестировании средств фонда в реальный сектор экономики. Так, вице-президент РАН Александр Некипелов предложил наладить за счет фонда импорт в страну современного оборудования и технологий. «Сосредоточившись на стерилизации средств, Россия упускает шансы для существенных сдвигов в процессе модернизации экономики», — говорил он. Хранители стабфонда отвергли и эту идею. И, судя по всему, просчитались. Потому что экономику мы так и не модернизировали, а денег в фонде скоро все равно не будет.

На вопрос «Как скоро?» ответил на днях помощник президента Аркадий Дворкович. Он спрогнозировал дефицит госбюджета на 2010 год в размере 6% ВВП. Это три триллиона рублей.

Таких денег в нашей заначке нет уже сейчас и, по прогнозам экономистов, она иссякнет уже к лету следующего года. Хотя все время, пока шло накопление, Алексей Кудрин повторял, что резервный фонд нельзя трогать, потому что при падении цен на нефть он обеспечит минимум три года стабильной жизни.

Теперь головная боль правительства — где взять деньги. Внутри страны Минфин планирует одолжить в 2010 году один триллион рублей. Этого мало. Значит, придется занимать на Западе, чего мы не делали с 1998 года.

Многие эксперты считают, что брать в долг надо прямо сейчас, не откладывая: ведь пока резервный фонд еще не исчерпан, в нашу платежеспособность будут верить сильнее — и значит, занять можно будет под меньший процент. Кроме того, через год желающих взять в долг у ведущих мировых финансовых институтов и без нас может оказаться предостаточно. В условиях кризиса проблема дефицита бюджета встанет перед многими странами, так что конкуренция среди заемщиков будет огромной.

Но у нас есть конкурентное преимущество — золотовалютные резервы (сейчас это около $400 млрд.). Кредиторы будут знать, что возможность расплатиться по долгам у России есть.

Бояться новых заимствований не стоит: все последние годы в долг мы не брали, а только отдавали, и теперь наш внешний госдолг составляет лишь около $40 млрд. Это 3% ВВП — один из самых низких показателей в мире. И Алексей Кудрин уже пообещал, что он ни в коем случае не превысит 15% ВВП.


5. «От нынешней финансовой системы не останется и следа»

Собственно, ничего нового не происходит. Все идет по тому сценарию, который описывали многие здравые специалисты, причем, надо сказать, не только какие-то внешние алармисты, но адекватные американские ученые и чиновники. Американский Дворкович — главный советник Обамы по экономике Ромер, которая публично, конечно же, не выступает с такого рода заявлениями, неоднократно в профессиональном кругу отмечала, что основной удар кризиса впереди.

 


Информация о работе «Финансовая система Российской Федерации»
Раздел: Финансовые науки
Количество знаков с пробелами: 74877
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
44185
1
0

... взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности. Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны (рис. 1).[3] На современном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят: ·  бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации ...

Скачать
44232
1
5

... бюджетного регулирования; усиление контроля за эффективностью использования бюджетных ассигнований. Таким образом, проанализировав множество источников можно сделать вывод, что финансовая система Российской Федерации координирует движение денежных средств посредством различных фондов и требует постоянного совершенствования, учитывая постоянно меняющиеся экономические условия и предпосылки. ...

Скачать
140051
0
0

... актах, обязательных для исполнения всеми банками, предприятиями, учреждениями и иными организациями вне зависимости от их организационно-правовой формы и подчиненности. Таким образом, денежная система Российской Федерации функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном Банке РФ и ряде иных подзаконных актах Российской Федерации, определившие ее правовые основы. СПИСОК ...

Скачать
18242
0
0

... балансовый отчет. Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги. Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели.  Двухуровневая банковская система Российской Федерации. Банковская система Российской Федерации, соответствующая рыночной экономике, начала ...

0 комментариев


Наверх