2.9 Перемены
В 1839 году закончился срок каторги декабристам, осужденным по первому разряду. Но испытания их на этом не разрешились. Царь не выпускал их из Сибири. Их разметали по зауральской земле - в Якутию и на Енисей, в Бурятию, в Тобольск, Туринск, Ялуторовск...
Семья Трубецких поселилась в Оёке - небольшом селе близ Иркутска. Вместе с ними и в соседних селах вокруг стольного града Восточной Сибири жили Волконские, Юшневские, братья Борисовы, братья Поджио, Никита Муравьева и многие другие.
«Двумя главными центрами, - пишет Белоголовый, - около которых группировались иркутские декабристы, были семьи Трубецких и Волконских, так как они имели средства жить шире и обе хозяйки - Трубецкая и Волконская своим умом и образованием, а Трубецкая - и своей необыкновенной сердечностью, были как бы созданы, чтобы сплотить всех товарищей в одну дружескую колонию; присутствие же детей в обеих семьях вносило ещё больше оживления и теплоты в отношениях».
И далее:
« В 1845 году Трубецкие ...жили ещё в Оёкском селении в большом собственном доме. Семья их тогда состояла, кроме мужа и жены, из трех дочерей - старшей, уже взрослой барышни, двух меньших прелестных девочек, Лизы - 10 лет и Зины - 8 лет и только что родившегося сына Ивана. Был у них ещё раньше сын Лев, умерший в Оёке в 9-летнем возрасте, общий любимец, смерть которого долго составляла неутешное горе родителей, и только появление на свет нового сына отчасти вознаградило их в этой потере. Сам князь Сергей Петрович был высокий, худощавый человек с некрасивыми чертами лица, длинным носом, большим ртом... держал он себя чрезвычайно скромно, был малоразговорчив. О княгине же Екатерине Ивановне... помню только, что она была небольшого роста, с приятными чертами лица и большими кроткими глазами, и иного отзыва о ней не слыхал, как вот, что это была олицетворенная доброта, окруженная обожанием не только своих товарищей по ссылке, но и всего оёкского населения, находившего у неё всегда помощь словом и делом. Князь тоже был добрый человек, а потому мудреного ничего нет, что это свойство перешло по наследству и к детям, и все они отличались необыкновенной кротостью. В половине 1845 года произошло открытие девичьего института Восточной Сибири в Иркутске, куда Трубецкие в первый же год открытия поместили своих двух меньших дочерей, и тогда же переселились на житье в город, в Знаменское предместье, где купили себе дом».[26]
К этому времени переменился в Иркутске генерал-губернатор. На эту должность назначен был Николай Николаевич Муравьев, человек более прогрессивный и более либеральный, чем его предшественники (впоследствии он получил приставку к фамилии - Амурский - за деятельность свою по освоению востока). Он счел возможным бывать в домах декабристов, помогал устроить в обучение детей, благодаря ему семьи Волконских и Трубецких перебрались в Иркутск. Вскоре две старшие дочери Трубецких вышли замуж - старшая за кяхтинского градоначальника Ребиндера, который некоторое время до этого был начальником Петровского завода, вторая - за сына декабриста Давыдова, давнего приятеля Пушкина, а меньшая - помолвлена с чиновником Свербеевым, служившим при генерал-губернаторе.
Сергей Петрович затеял отстроить дом поближе к центру города. Он сам рисовал чертеж этого деревянного особняка, похожего на старинные северные дома, с выдававшимися, украшенными резным фризом мезонином-лоджией, с анфиладой комнат, с камином...
В новый дом переселились в 1854 году, уже без Екатерины Ивановны.
Её сразила тяжелая болезнь. Глубокая душевная усталость, простуда, тяготы бесконечных дорог и переселений, тоска по родине и родителям, смерть детей - вмиг сказалось все, что перенесла эта удивительная женщина, умевшая в самые трудные минуты жизни оставаться внешне спокойной, жизнерадостной.
«Дом Трубецких, - вспоминает Белоголовый, - со смертью княгини стоял как мертвый; старик Трубецкой продолжал горевать о своей потере и почти негде не показывался; дочери его все вышли замуж, сын же находился пока в возрасте подростка».[27]
В 1856 году новый царь - Александр-П - издал манифест. Один из его пунктов имел отношение к декабристам: через тридцать бесконечных сибирских лет им милостиво разрешалось выехать в Россию, разрешалось с ограничениями - все же! - с оговорками, но разрешалось.
«Когда Трубецкой уезжал, - рассказывал старый иркутянин Волков, -провожало его много народу. В Знаменском монастыре, где погребены его жена Екатерина Ивановна и дети, Трубецкой остановился, чтобы навсегда проститься с дорогой для него могилой. Лишившись чувств, Трубецкой бы посажен в возок и отбыл навсегда из Сибири, напутствуемый благими пожеланиями провожающих».[28]
После амнистии князь переселился в Киев, где жила в ту пору старшая дочь, потом немного пожил в Одессе, переехал в Москву...Всюду было ему неуютно, пустота в душе не восполнялась.
22 ноября 18650 года, через шесть лет после смерти жены, он скончался в Москве. Перед смертью Трубецкой писал воспоминания - их выразительные и чистые строки оборвались на полуфразе...
Заключение
Женщины-декабристки многое сделали в Сибири, Прежде всего они разрушили изоляцию, на которую власти обрекли революционеров. Николай I хотел всех заставить забыть имена осужденных, изжить их из памяти. Но вот приезжает Александра Григорьевна Муравьева и через тюремную решетку передает И.И. Пущину стихи его лицейского друга Александра Пушкина. Стихотворные строки «во глубине сибирских руд» рассказали декабристам о том, что они не забыты, что их помнят, им сочувствуют. Родные, друзья пишут узникам. Им же запрещено отвечать (право на переписку они получали только с выходом на поселение). В этом сказался все тот же расчет правительства на изоляцию декабристов. Этот замысел разрушили женщины, связавшие заключенных с внешним миром. Они писали от своего имени, копируя иногда письма самих декабристов, получали для них корреспонденцию и посылки, выписывали газеты и журналы.
Каждой женщине приходилось писать десять, а то и двадцать писем в неделю. Нагрузка была столь весомой, что не оставалось времени иногда написать собственным родителям и детям.
Находясь в Сибири, женщины вели непрестанную борьбу с петербургской и сибирской администрацией за облегчение условий заключения.
Женщины умели поддержать павших духом, успокоить возбужденных и расстроенных, утешить огорченных. Естественно, что сплачивающая роль женщин увеличилась с появлением семейных очагов (с тех пор, как женам разрешили жить в тюрьме), а затем и первых «каторжных» детей - воспитанников всей колонии.
Разделяя судьбу революционеров, отмечая каждый год вместе с ними «святой день 14 декабря», женщины приближались к интересам и делам своих мужей (о которых не были осведомлены в прошлой жизни), становились как бы их соучастниками. «Вообрази, как они мне близки, - писала М. К. Юшневская из Петровского завода, - живем в одной тюрьме, терпим одинаковую участь и тешим друг друга воспоминаниями о милых, любезных родных наших».[29]
Прошло много лет, но мы не перестаем восхищаться величием их любви бескорыстной душевной щедростью и красотой.
«Спасибо женщинам: они дадут несколько прекрасных строк нашей истории»,- сказал современник декабристок, поэт П.А.Вяземский, узнав об их решении[30].
Как упоминалось выше, первой женщиной, решившейся на крайне серьезный шаг была Екатерина Трубецкая. Именно поэтому я решила посвятить свою работу её образу. Однако делая вывод невозможно не затронуть те многочисленные женские судьбы, обладатели которых последовали примеру Екатерины Трубецкой и совместными усилиями, в высшей степени проявляя широту русской души, помогли мужьям пережить худшие моменты в их жизни. Хотелось бы завершить свою работу словами Марка Сергеева, написавшего книгу, посвященную женам декабристов «Подвиг любви бескорыстной»: «...Духовная красота остается красотой и в отдаленности времен, и обаятельный образ женщины второй четверти прошлого столетия сияет и теперь в немеркнущем блеске прежних дней...».[31]
Список использованных источников и литературы
Источники
1.Басаргин Н.В. Воспоминания, рассказы, статьи. - Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1988
2.Белоголовый Н.А. Из воспоминаний сибиряка о декабристах. // Русские мемуары. Избранные страницы. - М.: Правда, 1990
3.Гессен А.И. Во глубине сибирских руд... Декабристы на каторге и в ссылке. Документальная повесть. - Мн, 1978.
4.Форш. З.О. России верные сыны; Серия книг «История Отечества»;Воспоминания, записки, письма; «Молодая гвардия», Москва 1988г.
Литература
1.Алпатов М.В. Александр Иванов. В 2 т. – М., 1956
2. Герцен А.И. О развитии революционных идей в России//Собр. Соч.: В 30 т. - М., 1956 Т.
3. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В 5 т. – М., 2007 – т. 3
4. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - СПб., 1896-1903. Ч.1
5. Восстание декабристов Нечкина М.В. Восстание декабристов Т. 1. - М.: Наука 1984
Интернет-ресурсы
Волконская М. Н. Записки // http://decemb.hobby.ru – Виртуальный музей декабристов
[1] З.О.Форш; «России верные сыны»; Серия книг «История Отечества»; Воспоминания, записки, письма; «Молодая гвардия», Москва 1988г. Глава-2.с. 101
[2] Герцен А.И. О развитии революционных идей в России//Собр. Соч.: В 30 т. - М., 1956 Т. 7.; Огарев Н. П. Избр. произведения. М., 1956 - 450—451 с.
[3] Алпатов М.В. Александр Иванов. В 2 т. – М., 1956; Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В 5 т. – М., 2007 – т. 3; Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - СПб., 1896-1903. Ч.1.
[4] Павлюченко Э. Декабристы рассказывают... - Москва, 1975. 43 с.
[5] Федоров В.А. Декабристы и их время. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 262 с.
[6] Марк Сергеев.; «Подвиг любви бескорыстной»; «Молодая гвардия», Москва 1976 г.150 с.
[7] Литературное наследие декабристов. - М.: Наука, 1976. – 400 с.
[8] З.О.Форш.; «России верные сыны»; Серия книг «История Отечества»; Воспоминания, записки, письма; «Молодая гвардия», Москва 1988г..146 с.
[9] Марк Сергеев.; «Подвиг любви бескорыстной»; «Молодая гвардия»,Москва 1976 г. 142 с.
[10] Восстание декабристов / Под ред. М.В. Нечкиной. Т. 1. - М.: Наука 1984. –. 400 с.
[11] Марк Сергеев.; «Подвиг любви бескорыстной»; «Молодая гвардия»,Москва 1976 г. 175 с.
[12] З.О.Форш.; «России верные сыны»; Серия книг «История Отечества»;Воспоминания, записки, письма; «Молодая гвардия», Москва 1988г..149 с.
[13] Марк Сергеев.; «Подвиг любви бескорыстной»; «Молодая гвардия»,Москва 1976 там же.
[14] Марк Сергеев.; «Подвиг любви бескорыстной»; «Молодая гвардия»,Москва 1976 г.152с.
[15] Гессен А.И. Во глубине сибирских руд... Декабристы на каторге и в ссылке. Документальная повесть. - Мн, 1978.74с.
[16] Басаргин Н.В. Воспоминания, рассказы, статьи. - Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1988. - 544 с.
[17] Басаргин Н.В. Воспоминания, рассказы, статьи. - Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1988. – 560с.
[18] Волконская М. Н. Записки // http://decemb.hobby.ru – Виртуальный музей декабристов
[19] Волконская М.Н. Записки // Своей судьбой гордимся мы. - Иркутск, Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1973. - 243 с.
[20] Волконская М.Н. Записки // Своей судьбой гордимся мы. - Иркутск, Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1973. - 250 с.
[21] Марк Сергеев.; «Подвиг любви бескорыстной»; «Молодая гвардия»,Москва 1976 г. 157 с.
[22] З.О.Форш.; «России верные сыны»; Серия книг «История Отечества»;Воспоминания, записки, письма; «Молодая гвардия», Москва 1988г. 152с.
[23] Басаргин Н.В. Воспоминания, рассказы, статьи. - Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1988. - 611 с.
[24] Павлюченко Э. Декабристы рассказывают... - Москва, 1975.121с.
[25] Марк Сергеев; «Подвиг любви бескорыстной»; «Молодая гвардия», Москва 1976 г.174с.
[26] З.О.Форш.; «России верные сыны»; Серия книг «История Отечества»;Воспоминания, записки, письма; «Молодая гвардия», Москва 1988г. 160с.
[27] Белоголовый Н.А. Из воспоминаний сибиряка о декабристах. // Русские мемуары. Избранные страницы. - М.: Правда, 1990 160с.
[28] Белоголовый Н.А. Из воспоминаний сибиряка о декабристах. // Русские мемуары. Избранные страницы. - М.: Правда, 1990. - 164 с.
[29] Форш. З.О. России верные сыны; Серия книг «История Отечества»;Воспоминания, записки, письма; «Молодая гвардия», Москва 1988г. 181с.
[30] Гессен А.И. Во глубине сибирских руд... Декабристы на каторге и в ссылке. Документальная повесть. - Мн, 1978. 234с.
[31] Марк Сергеев.; «Подвиг любви бескорыстной»; «Молодая гвардия»,Москва 1976 г. 132с.
... для облегчения его участи. Практически до самого конца следствия они не знали, сохранит ли император жизнь генералу-преступнику. Согласно дневнику Алины Волконской, племянницы декабриста и дочери его сестры Софьи, 13 июля, в день объявления приговора, мать Сергея Волконского "много плакала... почти не спала". Она даже собиралась поехать в Сибирь вслед за сыном. Но, по словам внука декабриста ...
... несколько облегчило материальное положение многодетной семьи. Летом 1841 года Анненковым было разрешено переехать в Тобольск, где они и прожили пятнадцать лет до амнистии 1856 года. По прибытии осуждённых, жёны декабристов добились свидания с ними. Добрые женщины снабдили их пищей и одеждой, как могли, ободрили несчастных. Достоевский следовал в Омский острог. От Прасковьи Егоровны он получил ...
... ; Тобольская в 1827 году - 40 и Томская в 1838 - 78 человек. Женского и высшего образования не было совсем. Поэтому смелая, многосторонняя педагогическая деятельность декабристов в Сибири заслуживает особого внимания. Анализ работ декабристов в открытых ими школах в Петровском Заводе, Чите, Селенгинске, Минусинске, Ялуторовске, Тобольске, Красноярске, селах Олонки, Урик, Оек, Смоленщина и других ...
... центров Восточной Сибири.[104] Открытие Забайкальской области с главным городом в Чите состоялось 23 октября 1851года. Следовательно, проект Завалишина получил свое осуществление. Одним из аспектов просветительской деятельности декабристов в Сибири можно считать музыкальную. Среди тех, кто вышел на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 г., были литераторы, музыканты, живописцы. Беляев А.П. в своих ...
0 комментариев