ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ

Совершенствование системы противодействия легализации доходов на примере филиала "Ростовский" ОАО "Альфа-Банк"
130624
знака
1
таблица
2
изображения

1 ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ

1.1 История развития российского законодательства по борьбе с легализацией незаконных доходов

 

Каждая страна имеет свою законодательную базу по борьбе с легализацией незаконных доходов. Есть она теперь и у нас. Оказавшись в силу исторического развития в «хвосте» этого процесса, Россия была вынуждена в срочном порядке принять специальный нормативный акт, поскольку отсутствие внятного законодательства и системы контроля наносило урон не только политическому имиджу государства, но и его экономике, лишая российские структуры доступа на мировые финансовые рынки, поскольку западные банки отказывались работать с деньгами сомнительного происхождения. Так что под угрозой срыва оказывались и кредитные линии, и прохождение расчетов с иностранными контрагентами[1].

Вследствие этих законодательных провалов в июне 2000 года Россия попала в «черный список» ФАТФ, в котором фигурируют государства, не принимающие меры по борьбе с отмыванием преступных доходов, и к ней могли быть применены экономические санкции. Правда, карательные меры так и остались на бумаге, хотя исключение России из упомянутого списка ФАТФ последовало лишь в сентябре 2002 г

Однако, вследствие этого, в стране был оперативно разработан и принят Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ, который вступил в действие с 1 февраля 2002 года, а также приведены в соответствие с ним другие нормативные акты. Указом Президента России «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 1 ноября 2001 года № 1263 был образован новый федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующий деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти, - Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ)[2].

Перед банками как наиболее типичными представителями организаций, которые совершают операции с денежными средствами, подлежащие обязательному контролю, встала непростая дилемма - как не нарушить нормы законодательства и в то же время не потерять доверие клиентов, которые ведут законную по экономической сути деятельность. Для эффективной борьбы с легализацией криминальных доходов и для реализации программы контроля одних поправок в законодательстве недостаточно - необходимо его эффективное исполнение, что оказалось невозможным без специально разработанных или настроенных для данной цели средств автоматизации. Задача эта не такая уж простая: закон имел нечеткие, расплывчатые формулировки и «оценочный» характер, к тому же каждая кредитная организация является уникальной в своем роде - со специфическим набором операций и направлениями бизнеса, со своей структурой клиентской базы и контрагентов, с индивидуально разработанными правилами внутреннего контроля и системой мер для противодействия легализации доходов.

С точки зрения специалистов по автоматизации, проблема усугублялась также тем, что в законодательной базе прописаны наиболее типичные виды операций для банковской деятельности. А значит резко возрастал объем документов, которые необходимо подвергать проверке. После нехитрого сравнения с аналогичной практикой других стран становится очевидным, что принятые у нас законы являются «слепком» западных образцов. Но на Западе понятие «отмывание денежных средств» подразумевает борьбу именно с особо опасными преступлениями. Например, Швейцария, которая сейчас борется с этим явлением подчеркнуто шумно и жестко, не считает уголовным преступлением уклонение от налогов - соответственно, по ее законам речи об отмывании здесь идти не может. Даже США, которые всегда преследовали собственных неплательщиков налогов, стали проявлять в этом вопросе большую мягкость. А если судить по нашему законодательству, то все преступления в этой сфере равноопасны. Денежные средства организованных преступных группировок, полученные от торговли оружием, наркотиками, от терроризма и прочего, у нас иногда путают просто с вывозом капитала или с уходом от налогообложения[3].

Принятые в России упомянутые нормативные документы стали первым этапом в развитии этого специфического сегмента национальной законодательной базы. Сделанные шаги были по достоинству оценены мировым сообществом. Россию с официальным визитом посетила комиссия ФАТФ, в состав которой вошли представители США, Франции, Германии и Швеции. В ходе визита эксперты ФАТФ провели встречи с сотрудниками органов законодательной и исполнительной власти, правоохранительных структур, а также посетили ряд коммерческих банков.

Сфера применения Закона № 131-ФЗ стала гораздо шире: был дополнен список операций, распространяющихся на деятельность, которая связана с финансированием терроризма и экстремизма, и подлежащих обязательному контролю. Теперь законодательно установлено, что если одной из сторон операции является лицо, подозреваемое в причастности к террористической деятельности, такая операция (без ограничения по сумме) подлежит обязательному контролю. Кроме того, введено новое обязательное требование к банку - приостанавливать финансовую операцию на два дня в случае, когда одной из сторон является лицо, причастное к террористической деятельности. Не менее важными полномочиями наделяются и кредитные учреждения: теперь они обладают правом отказывать в открытии банковского счета лицам, не желающим предоставлять сведения, необходимые для осуществления программы контроля, а также тем лицам, в отношении которых имеются данные о причастности к террористической деятельности. Все эти меры позволят банкам более тщательно подходить к формированию клиентской базы, соблюдая чистоту своих намерений.

К сожалению, участники банковского рынка, а также сектора его автоматизации имели в своем распоряжении слишком короткий срок для того, чтобы полностью реализовать в системе внутреннего контроля усложненные и расширенные законодательные требования. Например, наиболее существенным дополнением в Законе можно считать закрепление такой нормы, как выявление операций с лицами, причастными к террористической деятельности. Согласно пункту 2 Статьи 6 Федерального закона соответствующий список операций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации, которое, в свою очередь, 18 января 2003 г. приняло Постановление № 27, определяющее, что такой перечень составляет КФМ, и он же доводит его непосредственно до организаций, которые осуществляют операции с денежными средствами. До сих пор этот список неизвестен ни банкам, ни другим участникам рынка.

История борьбы с «отмыванием» денежных средств в России уходит корнями в начало 1990-х гг. Это время ознаменовалось криминализацией экономики, ростом коррупции и вывоза капитала, в результате чего страна теряла инвестиционные ресурсы, необходимые для развития экономики. При этом российское законодательство существенно отставало от международного в сфере борьбы с «отмыванием» преступных доходов, что привело к включению в 2000 г. России в «черные списки» стран, где такие доходы «отмываются» беспрепятственно, Международной организации по борьбе с отмыванием «грязных» денежных средств (Financial Action Task Force, FATF). В отношении российских финансовых учреждений стали применяться различные дискриминационные меры[4].

В последние годы в России был предпринят ряд шагов, направленных на создание системы борьбы с «отмыванием» денежных средств. В 1999 г. Россия подписала международную Конвенцию «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности», что было предусмотрено ее обязательствами, взятыми при вступлении в Совет Европы. Основным последствием ратификации Конвенции стала необходимость создания национальных законодательных механизмов в области борьбы с «отмыванием» денежных средств.

Уже в 2002 г. Россия была исключена из «черного» списка. А в 2003 г. стала полноправным членом FATF. В 2005 г. ФСФМ возбудила 800 уголовных дел, связанных с отмыванием денежных средств и передала в правоохранительные органы России дела на сумму около 20 млрд. долл.

Летом 2005 г. президент РФ Владимир Путин утвердил Концепцию национальной стратегии противодействия легализации доходов и финансированию терроризма. ФСФМ представила пятилетний план действий по выполнению данной Концепции. План предполагает четыре основных направления деятельности финансовой разведки России - дальнейшее развитие законодательной базы борьбы с преступными доходами; совершенствование связей финансовой разведки с правоохранительными органами; повышение профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, в том числе следователей и прокуроров, и укрепление международного сотрудничества[5].

Сегодня международное сообщество признало, что Россия на деле проводит большую работу по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.

Во многом этому способствовало принятие в 2001 г. закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем». Поскольку «отмывание» преступных доходов проводится в основном с использованием организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, закон, в первую очередь, направлен на получение и анализ информации из этих организаций о финансовых операциях, которые могут быть связаны с «отмыванием» денежных средств. В законопроекте определялся перечень операций, подлежащих обязательному контролю, а также организаций, которые обязаны информировать уполномоченный орган об этих операциях. К таким организациям относятся кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, организации почтовой, телеграфной связи и иные некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств, а также ломбарды. По закону предусматривался единый для физических и юридических лиц размер, свыше которого операции подлежат обязательному контролю - 600 тысяч рублей (примерно 20 тыс. долл.).

Однако, несмотря не принятие этого закона, проблем остается немало. Счетная палата РФ проводит сейчас работу по проверке реализации законодательства о борьбе с отмыванием доходов, полученных преступных путем, в банковской системе. Уже проведены контрольные мероприятия в 9 банках, в ходе которых выявлено немало недостатков. Глава контрольного ведомства высказал мнение, что российское законодательство пока не обеспечивает достаточной прозрачности функционирования банковской системы. В частности, еще не удается поставить надежный заслон на пути осуществления такого распространенного вида сомнительных финансовых операций, как «обналичивание».

Действительно, по данным российского МВД, недавно проведенные операции по пресечению отмывания денежных средств в России показали, что в 2004-2005 гг. руководители ряда банков незаконно обналичили свыше 200 млрд. руб., 391 млн. долл. и 66 млн. евро. Причем большая часть этих средств была выведена за рубеж[6].

Поэтому возникла необходимость усовершенствовать законодательство по противодействию отмыванию преступных доходов. В настоящее время ведется работа над уточнениями к Закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Кроме того, ЦБ РФ планирует ужесточить режим и для клиентов кредитных организаций. 18 октября Банк России опубликовал указание, которое уточняет критерии выявления недобросовестных клиентов банков на предмет отмывания денежных средств. Планируется, что теперь клиенты банков при оплате жилья, коммунальных услуг, услуг связи и расчетах бюджетов всех уровней на сумму более 30 тысяч рублей будут обязаны предъявлять паспорт. Ранее эта сумма должна была превысить 600 тысяч рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Также банки будут обязаны идентифицировать клиента при осуществлении операций с денежными средствами в наличной форме с использованием программно-технического оборудования, электронных кассиров, банкоматов и других программно-технических комплексов (за исключением операций с использованием платежных (банковских) карт) независимо от размера операций. Ранее это требование действовало только на операции с суммой не менее 600 тыс. рублей (в любой валюте). Также исчезла оговорка, позволявшая не проводить идентификацию, если такие платежи осуществляются на счет, открытый в банке-нерезиденте. Прописываются и требования к действиям банкиров, когда им не удается в срок идентифицировать клиента. Ожидается, что все эти изменения будут способствовать решению упомянутой главой Счетной палаты проблемы обналичивания.


Информация о работе «Совершенствование системы противодействия легализации доходов на примере филиала "Ростовский" ОАО "Альфа-Банк"»
Раздел: Банковское дело
Количество знаков с пробелами: 130624
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 2

Похожие работы

Скачать
113829
1
0

... на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом. На основании пункта 11.2 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации N 2-П, утвержденного Центральным банком Российской Федерации 03.10.2002, безакцептное списание денежных средств со счета в случаях, предусмотренных основным договором, ...

0 комментариев


Наверх