1.2. Демократические традиции казачьего самоуправления

Особенностью территории Ростовской области являлось то, что большинство населения относило себя к казачеству – своеобразному сословию со своими традициями, в том числе и в организации управления.

Формирование казачьей демократии происходило на земле, где ещё в далёкой древности существовали самобытные формы правления.

Территорию Подонья – Приазовья заселяли скифы (VII–II) и сарматы (II–I вв. до н. э.). Племена и племенные объединения возглавляли вожди, которых сначала выбирали, а позднее их власть передавалась по наследству. Символами власти у этих кочевых племен были булава, украшения и оружие.

Город Танаис (III в. до н. э.–II в. н. э.), расположенный в низовьях Танаиса (Дона), входил в состав Боспорского царства, структура его управления, отличалась самостоятельностью и наличием демократических традиций. Эллины и танаиты, составлявшие две группы населения города, избирали двух глав города: архонт возглавлял общину танаитов – выходцев из местных племен сарматов и меотов, собственно греки (эллины) выбирали себе в начальники эллинарха. Наиболее важные вопросы решались на собрании граждан города, где выбирались члены городского магистрата. Вероятно, в древнем Танаисе проходили первые выборы органов местного самоуправления на территории современной России.

В период становления централизованного Российского государства на Дон приходили люди, не желавшие подчиняться деспотизму царской власти. Именно здесь формировались отношения равенства людей, ставивших свою свободу выше чинов и титулов. В то время на Дону складывался особый тип устройства общества, при котором демократия строилась «снизу».

В бурном водовороте культур, в борьбе с внешними врагами, в условиях постоянной военной опасности из разнородных, но объединенных общей идеей, лично свободных людей и сложился такой этнический феномен, как казачество. Обладая от природы высокой культурой заимствования, донские казаки впитывали лучшее из культур составляющих их общину народов, способствуя возрождению в России центра демократии, ранее существовавшего в Новгороде Великом.

В системе самоуправления донского казачества рациональным образом сочетались традиции новгородского веча с заимствованными у кочевников- степняков формами военной организации, основанной на приоритете принципа единоначалия. Казачье самоуправление как уникальный элемент казачьей общины сложилось на традициях самоорганизации казачьей общины и, прежде всего, на строгом и неукоснительном соблюдении написанных норм казачьей жизни.

Высшим законодательным органом становится Войсковой круг – общее собрание казаков-воинов, получившее название от обычая становиться для решения важнейших вопросов жизни войска по кругу, чтобы видеть глаза друг друга и чувствовать себя равными с другими членами общины. В Войсковом круге участвовали совершеннолетние казаки. Войсковой круг, на котором присутствовали казаки всех городков пропорционально числу жителей, собирался на главной площади («майдане») казачьей столицы. Круг обладал всеми правами представительного учреждения: решал вопросы войны и мира, внешних сношений, церковных дел, приёма в казаки, основание новых городков. Он имел и судебную власть, наказывая за провинности на основе обычного права. Постановления круга были обязательны для всех казаков.

Кроме того, Войсковой круг, как высший орган казачьего самоуправления, регламентировал не только военную или связанную с военной деятельностью жизнь казака, но и бытовую сторону жизни казачьей общины. Здесь, на кругу, завершалась самоидентификация казака: он рождался как личность, здесь оценивали его дела, подвиги и отличия в военном деле, на кругу казак искал и находил защиту и социальную поддержку. В условиях отсутствия на Дону церкви и православных священнослужителей круг регулировал брачные отношения, фиксируя не только акт бракосочетания, но и весь объём семейно-брачных отношений. Всё общество узнавало, чьей супругой становилась конкретная женщина. Став казачьей женой, она приобщалась к сообществу и получала определённый права, могла рассчитывать на помощь круга в житейских проблемах – от повторного замужества до материальной помощи детям. Бракосочетание давало новый статус и самому казаку. Он становился семейным и был обязан заботиться о воспитании достойной смены.

Регламентируя бытовые отношения, казачий круг тем самым способствовал выработке своеобразного кодекса нравственности казаков. Доброта и честность, уважение к старшим, к женщине закреплялись в традициях. Воровство и обман считались гнуснейшими преступлениями и сурово наказывались. Станичный и войсковой круги изначально выступали в качестве судебной инстанции, рассматривая дела по преступлениям против своего войска, против веры и пр. Для свершения правосудия на станичном кругу выбирали 10 лучших казаков.

Значимость Войскового Круга как высшего органа власти на Дону особенно проявлялась в том, что на кругах проходили выборы членов исполнительной власти, высшего должностного лица казачьего сообщества – войскового атамана. Избранному на Кругу большинством голосов атаману вручали знаки атаманской власти – булаву и насеку. На Войсковом Кругу избирали также помощников войскового атамана – войскового есаула и войскового дьяка.

Войсковой атаман являлся военным вождём казаков, созывал войсковые круги, представлял Войско Донское в отношения с Москвой и соседями. На его имя приходили царские грамоты и от его имени посылались войсковые отписки и грамоты по казачьим городкам. Войсковой атаман был своего рода символом донского суверенитета. Войсковой атаман избирался открыто на войсковом кругу при строгой регламентации процедур. Когда заканчивались полномочия атамана, он вместе с двумя есаулами выходил в круг, клал в определённое место свою насеку – атаманский посох – и спрашивал, кому поручается делать доклад, что означало начало процедуры по смене атамана. Казаки указывали на докладчика, который и руководил выдвижением кандидатуры на пост атамана. Как правило, к выборам атамана готовились заранее, и участники круга, по существу депутаты от казачьих городков, называли своих кандидатов, которые были не моложе 18 и не старше 54 лет, служили в войске, имели безупречную личную репутацию, семью.

Атаман принимал из рук докладчика символы власти – клейноды: насеку, булаву, пернач (символ атаманской власти, символ правосудия, символ власти походного атамана), а казаки-старики в знак признания прикрывали его своими шашками. Тем же порядком избирались войсковые есаулы, обязанные контролировать исполнение распоряжений атамана, порядок ведения общевойсковых дел, сбор Войскового круга и проведение его в соответствии с регламентом. Войсковой дьяк, который вёл переписку с Москвой, избирался из грамотных казаков.

Ежегодно вместе с атаманом и есаулами для рассмотрения общественных дел, суда, назначения наказаний казакам, провинившимся перед общиной, выбирались почётные старики – два-четыре человека. Они фактически были советниками и помощниками войскового атамана.

В походах, в боевой обстановке обычное право давало атаману неограниченную власть: «Куда атаман глазом кинет, туда казак голову положит». В мирной жизни атаманы были исполнителями воли народного собрания и блюстителями порядка. Таким образом, в XVI–начале XVII вв. на Дону сложилась система управления, являвшаяся альтернативой государственному управлению России и отличавшаяся полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти круга, с управленческим аппаратом исполнительной власти и строго установленными функциями, широким демократизмом при решении внутренних вопросов.

Но с конца XVI века правительство активно вмешивается в дела казачьей общины. Несмотря на признание царем Михаилом Федоровичем с 1615 года за казачеством права на самоуправление, правительство всячески содействует формированию на Дону войсковой знати – старшины, которая постоянно занимает ведущее место на войсковом кругу, способствуя тому, что к середине XVII века казачий круг стал приносить присягу царю.

Указом Петра I от 3 марта 1721 года Войско Донское перешло в подчинение Военной коллегии. Этим актом завершилась ликвидация суверенных прав и государственной автономии Войска Донского.

Принятое 1870 г. «Положение об общественном управлении в казачьих войсках» к традиционному казачьему самоуправлению добавило общероссийские «крестьянские нормы». Проводимые в России в начале 60-х гг. XIX в. реформы начались на Дону лишь в 70-е годы, причём противоречивость преобразований в особых условиях казачьей области сопровождалась провалом некоторых реформ при отделении гражданской власти от военной, а судебной – от административной. Земства как выборные органы местного самоуправления вводятся в регионе в 1876 г., после выборов окружных и областных земских собраний Области Войска Донского. С лета 1876 г. формируются исполнительные органы – земские управы. Деятельность земств неизбежно пересекалась с деятельностью войсковой администрации во многих вопросах. Войсковое начальство воспринимало работу земств как посягательство на его прерогативы. В противодействии земским учреждениям войсковая администрация использовала недовольство казаков разделением земских повинностей и уравниванием станичных обществ с сельскими обществами в правах.

Результатом политики войсковой администрации по отношению к земствам стало принятие Государственным советом решения о приостановлении действий положения о земских учреждения в Области Войска Донского 24 марта 1882 г. Земство в Области Войска Донского просуществовало всего шесть лет.

С 1 января 1892 г. вступает в силу «Положение об общественном управлении станиц казачьих войск». Это положение ещё более ограничивало и регламентировало частично сохранившиеся традиции казачьего самоуправления.

Станичный сход, на котором традиционно избирались атаман, правление, станичный суд, учитывал мнение только десяти человек, остальные члены схода права выборного голоса лишались. Вводилась круговая порука станичного общества за выход казака на обязательную службу, за приобретение малоимущими станичниками необходимого обмундирования и снаряжения. Ужесточалось наказание за поведение казаков в быту, вплоть до исключения из сословия.

Пройдя более чем трёхвековой путь развития, казачье самоуправление к началу XX в. оказалось с минимумом свобод в своих действиях.



Информация о работе «Становление и развитие местного самоуправления в Ростовской области: исторические традиции и особенности развития»
Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 47555
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
51255
0
0

... Конституции РФ. Создание эффективной системы местного самоуправления в РФ - процесс довольно длительный. Но можно сказать, что на сегодняшний день уже сделаны серьезные шаги в законодательном обеспечении местного самоуправления на уровне субъектов РФ, в частности в Ростовской области проработаны в тех или иных нормативных актах практически все аспекты местного самоуправления. Тем не менее, ...

Скачать
80349
0
0

... порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской федерации. Таким образом, территориальные основы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муяиципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного ...

Скачать
156231
1
0

... перечень главных распорядителей средств областного бюджета, аналогичные перечни утверждены во всех муниципальных образованиях; проведение оценки финансового состояния и качества управления областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований Ростовской области на основе соответствующего приказа министерства финансов области. Бюджетная политика должна способствовать повышению качества и ...

Скачать
38014
0
0

... -правовые акты Российской Федерации, субъектов РФ и акты муниципальных образований, изданных ими в пределах своей компетенции и являющиеся источниками муниципального права. Глава 2. Представительные, исполнительные органы местного самоуправления Прежде чем приступить к раскрытию темы, считаю, что необходимо сказать несколько слов о том, что же такое местное самоуправление, каковы его ...

0 комментариев


Наверх