3. Законодательная деятельность Владимира Мономаха
Владимир Мономах в русской истории известен не только “собиратель земель русских”, но и как законодатель. При Мономахе на совете, призванном им и составленном из тысяцких – киевского, белгородского, переяславского – и людей своей дружины, поставлено было несколько статей, касающихся поддержания благосостояния людей. Было ограничено взимание произвольных процентов (риз) с граждан, кроме того, ростовщикам запрещалось снимать проценты более 3-х раз, а если ростовщик берет проценты в третий раз, то он теряет капитал. Кроме того, был установлен максимальный процент на ссуды (~33%).
Из-за частых войн и нашествия половцев, разорялись многие купцы и торговые предприятия. Вторые подвергали купца опасностям, от этого и те, которые давали ему деньги, также находились в опасности потерять свой капитал. От этого и шли непомерно завышенные проценты. Некоторые торговые предприятия брали товар на продажу, и расплачивались после реализации, с выплатой процентов. Но при такой системе нередки случаи обмана. Владимир положил конец мошенничествам, а так же ввел прообраз процедуры банкротства, где имущество обанкротившегося человека продавали с аукциона, а вырученные деньги распределялись между кредиторами следующим образом: преимущество имели иностранцы, за ним следовали князья, а потом получали деньги остальные заимодавцы.
По некоторым данным ко времени Мономаха можно отнести постановление о наследстве. По тогдашнему обычному русскому праву, все сыновья наследовали поровну, а дочери получали приданое при замужестве. Каждому, однако, предоставлялось распорядиться своим имуществом по завещанию. В правах наследства бояр и дружинников существовала и в правах смердов существовала та разница, что наследство бояр и дружинников ни в каком случае не переходило к князю, а наследство смерда (простого земледельца) доставалось князю, если тот умирал бездетным. Имение жены оставалось неприкосновенным для мужа. Если вдова не выходила замуж, то оставалась полной хозяйкой в доме покойного мужа, и дети не могли ее выгнать.
Кроме того, для всех законов замужняя женщина уравнивалась юридическими правами с мужчиной, т.е. несла точно такую же ответственность перед судом.
Местом суда в древности были: княжеский двор и торг, и это означает, что суд был княжеский, но был суд и народный – вечевой. Доказательством на суде служили: показания свидетелей, присяга, а так же испытания водой и железом (точно не известно, когда это было введено).
Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета состояния литературной и художественной деятельности на Руси. В Киеве воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью: при Святоволке был построен в Киеве Михайловский Золотоверхий монастырь, а близ Киева – Выдубицкий монастырь, кроме этого Владимир перед смертью построил прекрасную церковь на Альте, на месте гибели Бориса.
К этому времени так же относят появление нашей первоначальной летописи. Игумен Сильвестр (около 1115 г.) собрал в единый свод уже имевшиеся отрывки, и, вполне вероятно, сам добавил те, свидетелем которых он был. В числе вошедших в этот свод были писания летописца Печерского монастыря Нестора, после чего этот свод стали называть Несторовой летописью.
Во времена Мономаха, вероятно, было переведено многое из византийской литературы. Из первоначальной летописи видно, что русские грамотные люди могли читать на своем языке Ветхий Завет и жития святых. Тогда же по образцу византийских жизнеописателей стали составлять жития русских людей, которые делами своими оставляли глубокие следы в нашей истории. Примером тому может служить житие Антония и Феодосия, основателей Печерской обители.
Перед своей смертью Мономах наказывает князьям, чтобы они не казнили смертью всех подряд, даже если преступник был достоин ее. Мономах поучает детям своим, что бы они делали все сами, и не полагались на тиунов и отроков. Он завещает им самим судить и защищать вдов, сирот и убогих, не давать сильным губить слабых, приказывает кормить и поить всех приходящих к ним. Он завещает им посещать больных, отдавать последний долг мертвым, помня что все смертны, всякого встречного обласкать добрым словом, любить своих жен, но не давать им над собой власти, почитать старших как отцов, а младших как братьев, обращаться к духовным за благословением, отнюдь не гордится своим титулом, помня, что все поручено им Богом на малое время, и не хоронить в земле богатств, считая это большим грехом. Относительно войны Мономах не советует детям полагаться на воевод, а снаряжать войско самим. Во время походов не пировать и не предаваться сну в походе. Во время сна оружия не снимать, во время прохождения войска по земле русской смотреть, чтобы воины не делали вред жителям в селах и не портили хлеб на полях. И, наконец, он велит им учится читать и приводит в пример отца своего, Всеволода, который сидя дома выучил пять языков.
Чтобы русские люди привыкли жить по христианскому закону, Владимир дал народу два устава. Первый назван “Закон о судах церковных”. Он был составлен князем со своей супругой Анной, с боярами и митрополитом Леоном. Духовенство должно было просвещать русский народ и заботиться о нем по уставу. Другой заботой духовенства были рабы - люди безземельные и бездомные.
Еще на суд церковный отдавались все семейные дела. Виноватых вразумят Христовым учением, за невинных заступятся.
Владимир желал, чтобы духовенство помогало и светским судьям.
Первым шагом Владимира была замена киевского тысяцкого на человека, которому он доверял. Затем он собрал совещание высших официальных лиц для изменения законодательства относительно займов и наемного труда. Кроме нового киевского тысяцкого в совещании участвовали тысяцкие из Белгорода и Переяславля, два других дружинника Владимира и дружинник князя Олега Черниговского. Присутствие последнего свидетельствует о том, что Олег признал Владимира Великим князем Киевским. Принять личное участие в совещании, проводимом в интересах низших слоев, было, однако, выше сил Олега, и он послал вместо себя дружинника.
Совещание постановило прекратить злоупотребления краткосрочными ссудами и ограничить проценты по долгосрочным кредитам. Кроме того, была несколько ограничена власть хозяина над наемными рабочими и запрещено обращать их в рабство. Для легализации продажи себя в рабство обнищавшим человеком теперь требовались определенные формальности как гарантия против мошенничества.
Эти меры вряд ли могли удовлетворить радикальное крыло оппозиции. Однако они оказались достаточными, чтобы восстановить общественное доверие к княжеской власти.
Нужно иметь в виду, что поддержка Владимиром низших классов была не только результатом его просвещенного государственного ума, но и свидетельством его глубоко христианской души. Гражданское законодательство являлось для него продолжением христианского милосердия. В своем знаменитом "Поучении" он наставляет сыновей: "Подавайте сироте, защищайте вдовицу, не давайте сильным губить человека". Собственную политику он описывает в том же духе:"Я не давал в обиду сильным и бедного смерда и убогую вдовицу" [11].
"Поучение" Владимира (наставление своим сыновьям) является не только ценнейшим произведением древнерусской литературы, но и общественным документом большой значимости [12]. Оно раскрывает древнерусского князя с наилучшей стороны. Два стол-
па христианства для Владимира - страх Божий и любовь к ближнему, главным проявлением которой является сострадание.
Будучи глубоко ответственным человеком, он подчеркивает сколь важно для князя уметь держать слово. "Если же. вам придется крест целовать, чтобы подтвердить клятву братии или какому другому человеку, сначала проверьте сердце свое, сможете ли сдержать слово, а потом целуйте, а дав клятву, соблюдайте ее, чтобы не погубить души своей нарушением".Из летописей явствует, что Владимир действительно следовал этому правилу в отношениях с другими русскими князьями.
Истинный христианин, Владимир, однако, не был аскетом. Он восхищался природой и любил жизнь во всех ее проявлениях. Труд, а не аскетическое уединение - его совет сыновьям. В краткой автобиографии, которая составляет важную часть "Поучения", он рассказывает о своих главных военных кампаниях и охотах. Он не похваляется собственными военными победами, в его повествовании нет и тени тщеславия. Феодальный дух княжеской славы абсолютно не свойственен ему. Все, что он говорит о походе на половцев в 1111 г., следующее лаконичное замечание: "Со Святополком и Давыдом за Дон ходили, и Бог нам помог". Поскольку он больше рассказывает о своих достижениях в охоте, война и охота составляют для него часть княжеских трудов. Он говорит больше о трудах, чем о подвигах, что прекрасно согласуется с его любимым изречением "Лень - мать всех пороков".
Владимир придает большое значение просвещению и учебе: "Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь -как отец мой, хоть и оставался дома в своей стране, выучил пять иностранных языков"?[13] Владимир сам был хорошо образован и увлекался чтением. Как у многих его современников, его любимыми религиозными книгами были Псалтырь и Ветхий Завет.
Владимир был сыном Всеволода от первой жены, греческой принцессы, вероятно из семьи Мономахов, откуда и его фамилия. Семейные связи, несомненно, отразились в его дружественном расположении к Византии. Кроме прочего, это расположение проявлялось в поддержке грекофильских тенденций в русской Церкви, за что его порицают некоторые современные русские историки националистического духа.
Заключение
Владимир Мономах был не только активным политическим и военным деятелем, организатором совместных походов русских князей на половцев, но и одним из авторитетнейших русских князей, словом и делом отстаивавшим свои убеждения и взгляды на государственное устройство Руси и междукняжеские отношения.
Владимир Мономах княжил в Ростове, возможно— в Смоленске, затем в Чернигове, Переяславле Южном, а в 1113 г., после смерти киевского князя Святополка Изяславовича, был приглашен напуганными вспыхнувшим в городе восстанием киевлянами на великокняжеский стол. На киевском княжении Владимир Мономах оставался до смерти в 1125 г. По словам летописца, слава о нем распространилась по всем странам, но особенно его страшились половцы.
От Владимира Мономаха сохранилось два литературных произведения — “Поучение” с автобиографией и письмо к двоюродному брату — Олегу Святославичу, переписанных в составе Лаврентьевской летописи. В “Поучении” он обращается к “детям” — не только к своим сыновьям, но и ко всем младшим современникам и потомкам с моральными наставлениями. Кроме общехристианских заветов — призывов к благочестию, “покаянию, слезам и милостыни”, трудолюбию, нищелюбию, щедрости, справедливости, Владимир Мономах дает и конкретные советы: за всем следить самому в своем доме, не полагаясь на тиунов (управителей) и слуг. В походах не надеяться на воевод, а самим устанавливать ночную стражу, не спешить на ночь снимать оружия, пока нет уверенности в полной безопасности. Он призывает следить за тем, чтобы воины не чинили насилия жителям, ни своим, ни чужим. Вновь возвращаясь к бытовым советам, В.М. призывает любить свою жену, но не давать ей над собой власти, постоянно всему учиться и приводит в пример своего отца, который, “дома сидя, научился пяти языкам”. После этих наставлений Владимир Мономах вспоминает свою жизнь, прошедшую в бесчисленных военных походах: впервые он принял участие в войне тринадцатилетним отроком, а всего до времени написания “Поучения” (т. е. до 1117 г.) таких походов князь насчитал 83. Завершаются эти заметки описанием любимого княжеского развлечения — охот, во время которых князь Владимир не раз подвергался смертельной опасности: “Дважды туры поднимали меня на рога вместе с конем. Олень меня бодал, а из двух лосей один ногами меня топтал, а другой рогами бодал. Вепрь у меня с бедра меч сорвал, медведь возле моего колена потник прокусил, лютый зверь вскочил на конский круп и коня вместе со мною повалил”. Деятельный, энергичный, инициативный князь с полным основанием пишет далее: “Что надлежало делать отроку моему, то я сам делал — на войне и на охоте, ночью и днем, в зной и в стужу, не давая себе покоя”. Но Владимир Мономах не хочет, чтобы слышащие его слова воспринимали их как похвальбу и высокомерные наставления, и поэтому спешит объяснить: “Не осуждайте меня, дети мои, или кто другой, это прочитав: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость его за то, что он меня, грешного и дурного, столько лет оберегал от смертного часа и не ленивым меня создал, несчастного, на всякие дела человеческие годным”. “Поучение” Владимира Мономаха исключительно редкий по жанру памятник, имеющий лишь весьма далекие аналоги в современных ему европейских литературах. Вместе с “Поучением” переписано и письмо Мономаха к его двоюродному брату—Олегу Святославичу. Это поразительный документ, рисующий его человеком исключительной принципиальности. Поводом для письма явилась личная трагедия: в битве с Олегом погиб сын Мономаха — Изяслав. Но князь, несмотря на это, призывает к примирению, так как понимает, что виноват в междоусобице его погибший сын: “Не следовало ему зариться на чужое, ни меня в позор и в печаль вводить”. Он призывает Олега покаяться, ответить примирительным письмом и удел свой вернуть по-доброму: “и лучше заживем, чем прежде: я тебе ни враг, ни мститель”. Особый лиризм придает письму просьба прислать к нему вдову убитого, сноху Владимира Мономаха, “чтобы я, обняв ее, оплакал мужа ее и свадьбу их вместо песен... отпусти ее ко мне поскорее... чтобы, поплакав с нею, я поселил ее у себя, и села бы она, как горлица на сухом дереве, горюя...”[14].
Из сочинений Мономаха очевидно, что перед нами не только мудрый политик, храбрый воин, человек высоких моральных достоинств, но и человек высокообразованный и начитанный: в “Поучении” исследователи обнаружили цитаты из Псалтыри, из сочинений византийского богослова Василия Великого, из его естественнонаучного трактата “Шестоднев”, переведенного Иоанном Экзархом Болгарским. Отталкиваясь от рассуждений “Шестоднева”, Владимир Мономах приводит и свои самобытные размышления на философско-богословские темы. И, несмотря на то, что оба сочинения Владимира Мономаха имеют как бы утилитарный характер — наставление детям и ближайшему окружению и частное письмо,— их автор по праву занимает почетное место в ряду древнерусских писателей.
Время Владимира нельзя считать периодом гармонии власти и общества. Историческое значение этого времени заключалось в следующем:
1)Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.
2)Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.
3)Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.
Список использованной литературы
1. Горский А.А. Древнерусская дружина. - М.: Наука, 1989. – 246 с.
2. Ивакин И. М. Князь Владимир Мономах и его Поучение. Ч. 1: Поучение к детям; Письмо к Олегу и отрывки. — М.: Наука, 1991. – 249 с.
3. Исмаилова С. Т. История России и её ближайших соседей. - М.: Аванта+ , 1995. – 263 с.
4. Карамзин Н. М. История государства Российского. – М.: Русь, 1995. – 384 с.
5. Карпов А.Ю. Владимир Святой. – М.: Русс. Слово, 1997. – 308 с.
6. Линд О. Князь Владимир Мономах. – М.: Гардарика, 1990. – 231 с.
7. Лихачев Д. С. Сочинения князя Владимира Мономаха // Лихачев. Великое наследие. – М.: Наука, 2001. – 164 с.
8. Нерсесов Я. П. Владимир Мономах или половецкие тучи над Русью. – М.: Издательство «Белый город», 2003. – 48 с.
9. Орлов А.С. Владимир Мономах. – М.: АН СССР, 1946. – 268 с.
10. Руднев В.А. Слово о князе Владимире. - М.: Знание, 1989. – 261с.
11. Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времен до наших дней. - М.:АСТ, 1999. – 286 с.
12. Сахаров А. Н. Владимир Мономах. – М.: АСТ, 2003. – 472 с.
13. Устрялов Н.Г. Русская история до 1855. – Петрозаводск: Книга, 1997. – 252 с.
14. Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в древней Руси. – М.: Наука, 1972. – 116 с.
[1] Устрялов Н.Г. Русская история до1855г. - Петрозаводск. 1997. – С. 100
[2] Карамзин Н. М. История государства Российского. Книга первая. – М., 1995. – С. 261.
[3] Сахаров А. Н. Владимир Мономах. – М., 2003. – С. 7.
[4] Карамзин Н. М. Указ. соч. – М., 1995. – С. 271.
[5] Орлов А.С. Владимир Мономах. – М.: АН СССР, 1946. – С. 124.
[6] Нерсесов Я. П. Владимир Мономах или половецкие тучи над Русью. – М., 2003. – С. 16.
[7] Исмаилова С. Т. История России и ее ближайших соседей. – М., 1995. – С. 194.
[8] Горский А.А. Древнерусская дружина. - М., 1989. – С. 216.
[9] Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в древней Руси. – М., 1972. – С. 46.
[10] Руднев В.А. Слово о князе Владимире. - М: 1989. - С. 188.
[11] Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до наших дней. – М., 1999. – С. 194.
[12] Орлов А. С. Указ. соч. – М., 1946. – С. 168.
[13] Лихачев Д. С. Сочинения князя Владимира Мономаха // Лихачев. Великое наследие. – М., 2001. — С. 141.
[14] Ивакин И. М. Князь Владимир Мономах и его Поучение. Ч. 1: Поучение к детям; Письмо к Олегу и отрывки. — М, 1991. – С. 208.
... государства путем быстрых и решительных завоеваний, а также создавал условия для культурного роста Киевской Руси. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что во времена правления Владимира Мономаха Киевская Русь стала крупным государственным и культурным центром. ГЛАВА 2. Культурная жизнь Древней Руси в эпоху правления Владимира Мономаха Восприняв от Византии христианство, Киевская Русь, ...
... трактат византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей» Х века написан в форме наставления сыну - наследнику)ll. Исторические изменения грамматического строя русского языка: существительные, местоимения и прилагательные (на примере «Поучения Владимира Мономаха»). Грамматический строй современного русского языка унаследован в целом от древнерусского. Он совпадает ...
... со Свенельдом на конях прибыла на Русь. Весной 972 г. Святослав и оставшиеся дружинники, перенесшие голодную зиму, при переходе через пороги подверглись нападению печенегов и были убиты. 2. Военная деятельность Владимира Мономаха и его "Поучение" В борьбе против половцев ярко проявился военный талант Владимира Мономаха. Его стратегия, удачно примененная во время походов 1103, 1107 и 1111 ...
... Пскова уже давно не решались идти вразрез с волей Ивана Ш. В Рязани правил юный князь Иван, который приходился великому князю внучатым племянником и был ему во всем послушным. УСПЕХИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИВАНА Ш К концу 80-х гг. Иван Ш окончательно принял титул «великого князя всея Руси». Названный титул был известен в Москве еще с ХIV в., но именно в эти годы он сделался официальным и из политической ...
0 комментариев