Проблемы свободы в творчестве Н. Лосского

231005
знаков
1
таблица
0
изображений

2.1.2. Проблемы свободы в творчестве Н. Лосского

 

Лосский Николай Онуфриевич (1870 – 1965) – русский философ, преподал в Петербургском университете, так же как и Бердяев был в 1922 г. был выслан из России, работал в Праге, США, во Франции. Среди многочисленных произведений отметим непосредственно посвященное интересующей нас проблеме - «Свобода воли»(1927), которую сам Лосский рассматривал как вводное исследование к своей основной этической работе «Условия абсолютного добра. Основы этики», но эта книга имеет и вполне самостоятельное значение.

Лосский отмечает: «Развить и в понятной форме изложить положительное учение о свободе можно не иначе как на основе целого определенного мировоззрения».[31] Свою философскую систему он называет идеал - реализ­мом. Он различает в составе мира реальное и идеальное бытие. Реальное бытие включает все явления, данные в форме времени или прост­ранства. Идеальное бытие находится выше реального бы­тия и придает ему единство и осмысленность; оно включа­ет отвлеченно-идеальное бытие (совокупность идеальных форм) и более высокое конкретно-идеальное бытие. По­следнее есть субстанция или субстанциональный дея­тель — центральное понятие философии Лосского. Будучи неповторимыми и незаменимыми индивидуумами (действи­тельными или потенциальными личностями), бесконечно богатыми по содержанию, субстанциональные деятели яв­ляются сверхвременными и сверхпространственными но­сителями реальных процессов, их активной причиной. Со­творенные Абсолютом, деятели в своей жизни проявляют собственное творчество, переводя на основе совместной (соборной) деятельности и взаимопроникновения друга в друга отвлеченное единосущие идеальных форм в конкретное единосущие бесконечно многообразного мира. Основой единства системы мира является Бог как сверхлогическое бытие, свободный от мира сверхкосмический принцип, всеобщая норма творчества деятелей.

Ценность, по Лосскому есть органическое единство существования и смысла, определяющее наше отношение к абсолютной полноте жизни. Вершиной аксиологической (ценностной) пирамиды является абсолютная положительная ценность, имеющая характер безусловного добра в любом отношении и для любого субъекта и выступающая на двух уровнях: Бог как всеобъемлющая и первичная самоценность, абсолютная полнота бытия – на первом; Тварная личность и необходимые аспекты полноты бытия (любовь, красота, истина и т.п.) как частичные абсолютные ценности – на втором.

Субстанциональный деятель в своем выборе ценностей свободен, сам определяет события. «Свобода есть условие высочайшего достоинства тварей Божиих. Без свободы нет добра».[32]

Необходимым условием свободы Лосский считает Бога – Творца: «В самом деле, свободная деятельность множества существ предполагает, что каждое из них обладает самостоятельной творческой силой. Но, с другой стороны, общение этих существ возможно лишь в том случае, если они единосущны, по крайней мере, в той минимальной степени, которую мы назвали отвлеченным единосущием. Сочетание самостоятельности и единосущие состоит в том, что множество носителей творческих сил осмысленно объединены друг с другом общими формами. Такое объединение возможно лишь в том случае, если над множеством существ стоит единое начало, Абсолютное. Это Единое Начало должно быть мыслимо в отношении к миру как Бог, творящий мир»[33].

Лосский различает формальную (абсолютная свобода выбора действий) и материальную свободу (бесконечная творческая сила для осуществления абсолютных ценностей). Направление социальной эволюции определяется свободным нравственным выбором личности между душевно – материальным царством – царством вражды и проникнутым любовью Царством Духа (Царством Божиим), где преодолевается пропасть между Богом и миром, деятели освобождаются от материальности и приобретают духоносное (преображенное тело), совершенную свободу действий, достигается взаимопроникновение индивидуального и вселенского бытия в форме конкретного единосущия субстанциональных деятелей.

Итак, отечественная философия, несмотря на многие различия в понимании тех или иных вопросов, дала представление о тесной связи между свободой, творчеством и нравственным совершенствованием личности.


2.1. Свобода в современной западной философии. Идеалы Исайи Берлина

 

Исайя Берлин (1909 – 1997) родился в Риге. В 1915-1919 гг. семья Берлиных  жила в Петрограде, а в 1919 г. перебралась в Ригу, столицу независимой Латвии. В 1920 г. Берлин  вместе с семьей эмигрировал из Латвии в Англию. Блестяще окончил Оксфордский университет, получил степень магистра в 1935 г. С 1932 г. читал лекции по философии в Новом колледже в Оксфорде. В 1941 г. Берлин работал в британской службе информации в Нью-Йорке. В 1942-1945 гг. он - 1-й секретарь британского посольства в США. В 1945-46 гг. Берлин  - 2-й секретарь британского посольства в СССР. Работая в Москве, поддерживал близкие отношения с видными деятелями русской культуры, в том числе с Б. Пастернаком и А. Ахматовой, которая посвятила ему некоторые свои произведения. О своих встречах с деятелями русской культуры в 1945-1965 гг. Берлин  позднее написал интересные воспоминания. В 1946 г. И. Берлин  возвращается в Оксфорд, где занимается преподавательской деятельностью, а в 1974 г. становится президентом Британской академии.

Исайя Берлин  - один из наиболее выдающихся либеральных мыслителей двадцатого столетия. В 1957 г. королева Великобритании возвела Исайю Берлина  в рыцарское достоинство, а в 1971 г. он стал кавалером ордена «За заслуги». К числу наиболее важных работ Берлина: «Карл Маркс» (1939), «Еж и лиса» (1953), «Историческая неизбежность» (1955), 2Век просвещения» (1956), «Две концепции свободы» (1958), «Четыре эссе о свободе» (1969), «Русские мыслители» (1978), «Понятия и категории» (1978), «Против течения» (1979), «Личные впечатления» (1980), «Искривленное древо человечества: главы из истории идей» (1990). Исайя Берлин писательскому труду предпочитал лекторский, не так давно вышли его книги в России: «Философия свободы. Европа»,[34] «История свободы. Россия».[35]

Центральной идеей Берлина  является равнозначность ценностей, но свобода всегда оказывается приоритетной в его анализах. Человек выбирает между свободой и справедливостью, между равенством и эффективностью, между свободой и принадлежностью. Человек вправе выбрать несвободу, это тоже делает его человечным. Однако выбор между свободой и несвободой может и должен быть свободным. «Жизнь, которой жил Берлин  - так пишет о нем А.Эткинд в предисловии к русскому изданию «Философии свободы» - жизнь морального учителя и политического мудреца - отдает свободе высшее значение, непредусмотренное теорией. Так высшая ценность философа, логическая ясность его идей, в конечном итоге отступает перед ценностью более высокой: свободой»[36].

И. Берлин пишет, что у свободы две концепции. Считалось, что преобладающей является «положительное» понимание свободы, которое поддерживали С.А. Левицкий и Н.О. Лосский. Это «свобода для», достижение каких-либо положительных целей. И.Берлин считает, что «положительная» свобода вторична, а «отрицательная» первична. Это «свобода от» внешнего принуждения, свобода выбора. Его мнение, что нельзя смешивать свободу с другими положительными ценностями. Свобода – не равенство, не демократия, не справедливость. Отрицательная свобода недостаточна, но необходима. «Отрицательная» свобода – самостоятельная положительная ценность величайшей важности. «Положительная» свобода не расширяет свободу, а урезает ее. Если ее сочетать с другими положительными ценностями, значит жертвовать ее частью.

«В конечном счете – пишет Берлин, - люди делают свой выбор между высшими ценностями так, как они могут, ибо фундаментальные категории и принципы морали определяют их жизнь и мышление и составляют — по крайней мере, в долгой пространственно-временной перспективе — часть их бытия, мышления и личностной индивидуальности — всего того, что делает их людьми».[37]

И. Берлин замечает: «Быть может, идеал свободного выбора целей, не претендующих на вечность, и связанный с ним плюрализм ценностей — это лишь поздние плоды нашей угасающей капиталистической цивилизации: этот идеал не признавали примитивные общества древности, а у последующих поколений он, возможно, встретит любопытство и симпатию, но не найдет понимания. Быть может, это так, но отсюда, мне кажется, не следует никаких скептических выводов. Принципы не становятся менее священными, если нельзя гарантировать их вечного существования. В действительности, желание подкрепить свою веру в то, что в некотором объективном царстве наши ценности вечны и непоколебимы, говорит лишь о тоске по детству с его определенностью и по абсолютным ценностям нашего первобытного прошлого»[38]. Он указывает, что, возможно, требовать большего — глубокая и неустранимая метафизическая потребность, но позволять ей направлять наши действия, — симптом не менее глубокой, но куда более опасной нравственной и политической незрелости.

Таким образом, в современной западной философской мысли при равнозначности ценностей свобода всегда приоритетна и основана на выборе


Глава 3. Педагогическое понимание свободы

 

Понятие «свобода» является настолько важным в педагогике, что даже породило такую категорию как «педагогика свободы». Это не есть точно определенная педагогическая концепция или, скажем, особая отрасль педагогической теории. «Скорее, в качестве педагогики свободы можно понимать некий культурно-образовательный импульс, живое течение в образовательной мысли и в образовательной практике, которое проявляется в самых различных формах и основную ценность образования видит в ценности свободы».[39] Идея свободы, ценности свободы выступают в области образования на различных планах, и обычно их рассматривают в аспектах:

а) свободы личности ребенка,

б) свободы учительского труда,

в) свободы школы как основной «ячейки» педагогического сообщества. Безусловно, все ярусы идеи образовательной свободы взаимосвязаны. Очевидна неестественность и проблематичность ситуации, если свободную личность должен взращивать несвободный педагог, равно как вряд ли можно ожидать расцвета свободы учителя, если школа в целом существенно будет несвободна как общественный институт.

Становление педагогики  свободы  проходило и продолжает проходить нелегкий путь. Задача данной главы рассмотреть суть и основные ее проблемы в истории в лице некоторых представителей.


3.1.Развитие идеи свободного образования в западной педагогике

 

3.1.1.У истоков идеи свободного образования

 

Великим мыслителям античности мы обязаны появлением многих идей и норм свободного воспитания: человечности, стремления к моральному совершенствованию через достижение внутренней свободы, соединение «свободного знания» и «свободного дела», удивления и интереса как базы самостоятельного учения, включенного педагогического наблюдения и провоцирования вопрошания ученика как главных педагогических приемов.

В педагогической культуре появились представления о двух ролях – учителя (преподавателя) и педагога, постоянно находящегося с детьми, а также о соединении обязательных форм обучения и свободы выбора учеником дисциплин для самостоятельного изучения. Обе эти формы базировались на свободном общении учителя/ воспитателя и ученика.

Педагогические идеи являлись неотъемлемой частью первых философских систем, в рамках которых формируется философия образования, область знания, соединяющая философию и педагогику. Появляется категория «пайдейя» соединяющая культуру и гармонию воспитания, обучения и саморазвития (образованность и культурность в этом контексте становятся синонимами).

Направленность образования на индивидуальные особенности, диалогичность обучения, гуманные и демократические отношения между учителем и учеником главное приобретение педагогики того времени.


3.1.2.Педагогика эпохи Возрождения

 

Гуманистические ценности и свободные модели самообразования, а также формы частного и домашнего образования противостояли распространённым традиционным формам обучения: начальным и классическим городским школам (прообразу гимназии), связанным с университетами; церковным и монастырским школам, в которых основой обучения были религиозные догматы.

Мыслители и политики Возрождения мечтали об идеальной личности, но, пожалуй, не имели чёткого представления о том, какая школа может обеспечить её развитие. Но их идеи оказали решающее влияние на развитие европейской культуры и поиски принципов гуманистического, свободного и открытого образования. К ним относятся: суверенность человека (его независимость от Бога, людей, обстоятельств; чувство собственного достоинства; критицизм, стойкость перед трудностями); вера в творческие силы человека и возможность воспитания гармонии в человеке; стремление к внешней и внутренней свободе, понимание границы между ними; уверенность в своей способности преодолеть трудности и добиться поставленных целей; интерес к индивидуальности, её предприимчивости и независимости; опора на собственный опыт, трудолюбие и самообразование; потребность к открытым, прагматическим взаимоотношениям между учеником и учителем.

Главный же итог разнонаправленных поисков этой эпохи — понимание того, что для самореализации человека, для высвобождения его потенциала нужны следующие условия: благоприятные внешние обстоятельства (богатая культурная среда) и внутренние условия (собственные цели и интерес).

На рубеже эпох Возрождения и Нового времени возникают идеи, окончательно утвердившие убеждения в неотъемлемости свободы как качества человеческой жизни.

Это идеи Яна Коменского, Джона Локка и Жан Жака Руссо.



Информация о работе «Смысл свободы как одной из общечеловеческих и национальных ценностей»
Раздел: Философия
Количество знаков с пробелами: 231005
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
58258
5
2

... подростка производить самооценку, самоконтроль с позиции общечеловеческих и национальных ценностей (показатели: устойчивое, относительно устойчивое, неустойчивое, отрицательное поведение). 4. Эффективность формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя обеспечивается при соблюдении теоретически обоснованных и экспериментально проверенных ...

Скачать
62026
0
0

... что наметившую культурную изоляцию наций и отвечает пробивающей себе дорогу универсальной потребности в сохранении, сбережении и освоении общечеловеческого культурного «генофонда». В этом проявляется сила национальной культуры, как выразителя, охранителя и носителя гуманистических ценностей человечества. Вполне естественно и закономерно стремление людей к познанию своей самобытной национальной ...

Скачать
85414
1
0

... структурами предполагает формирование особого типа интеллекта - проектно-ориентированного. Глава 2. Разработка и апробация УМК по применению исскуствоведческого текста как средства формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка   2.1. Формирование культуроведческой компетенции в процессе обучения орфографии Современный этап развития методики преподавания русского языка в ...

Скачать
26045
0
0

... себя. Человек постоянно находится в пути, он может изменить себя через свободу. Человек — не только существование, но и некая возможность, даруемая ему его свободой. Глава III. Философия свободы Н. Бердяева Н.А.Бердяев характеризовал своё философское мировоззрение как религиозный экзистенциализм или персонализм. Стиль Бердяева, принципиально отличающийся от сложившихся в философии канонов, ...

0 комментариев


Наверх