РЕФЕРАТ
по курсу "Философия"
по теме: "Человек и общество"
1. Общественное бытие - материальная сфера человеческой жизнедеятельности
Одно из важнейших отличий человека от животного, как известно, — способность первого к трудовой деятельности. Речь идет о таком воздействии на природные объекты и процессы с использованием созданных для этих целей орудий труда, которое позволяет ему удовлетворить жизненные потребности в еде, жилище, одежде и т.п. Это отличие настолько существенно, что долгое время существовало убеждение, что именно труд создал человека как существо, наделенное сознанием. Сначала труд, а затем и вместе с ним речь, писал Ф. Энгельс, базируясь на дарвиновской теории происхождения человека, явились главными факторами возникновения человеческого сознания.
Сейчас эту связь представляют как более сложную цепь, опосредованную многими промежуточными звеньями, о чем уже было сказано выше. Тем не менее совершенно очевидно, что труд наряду с другими факторами — общения, сигнальной деятельности, обучения — создал важный водораздел между животным миром и человеком. Эта грань стала особенно определенной с тех пор, как труд превратился в организованную, коллективную деятельность — в производство, причем в производство не только материальных, но и духовных благ. Именно производство стало основой формирования и жизни общества. Эта связь с тех пор стала неразрывной: общество не может существовать, не создавая или не воссоздавая условия производства, но и производство невозможно вне отношений между людьми, складывающихся в обществе.
Со времени создания марксистской теории представление о человеке, труде, общественных отношениях существенно изменились. Основанием для этого были не только более широкие их исследования, выходящие за рамки идей исторического материализма. Чтобы не предъявлять к марксизму излишних претензий, которыми грешат порой его современные критики, нужно иметь в виду и то, что само общество с тех пор претерпело существенные изменения, стало значительно сложнее и многообразнее, приобретая новые черты, которые не могли предвидеть Маркс и Энгельс.
Самое очевидное — это то, что существенно изменилось само содержание трудовой деятельности человека. Сейчас было бы крайним упрощением сводить труд лишь к разновидности физического труда, использующего соответствующие орудия и средства для реализации поставленной человеком цели. Тем не менее и в настоящее время по-прежнему актуально исследование необходимых элементов любой его трудовой деятельности. Первый из них — человек и общество в целом как субъект современного производства, вооруженный совокупностью знаний и навыков, необходимых для трудовой деятельности. Второй аспект —предмет труда. В формах физического труда — это вещь, которая в ходе трудовой деятельности подвергается целенаправленному изменению, превращается в нужную для человека потребительную ценность. Однако не следует забывать и об умственном, интеллектуальном труде, в котором предметом труда выступает имеющееся у человека знание, требующее видоизменения или развития в связи с растущими потребностями человека. В художественном творчестве это полотно художника, в театре — актер, создающий тот или иной сценический образ. Труд педагога направлен на обучение и воспитание молодого поколения, врач лечит больного и т.д.
Из знакомства с некоторыми сочинениями современных авторов в области социальной философии создается такое впечатление, что со времен Маркса не изменилось ничего, что трудится лишь тот, кто пилит бревно или вытачивает деталь на станке. За пределами этого производства — сфера потребления, распределения, обмена, а дальше культура, искусство и т.д. как формы сознания человека. Упорно воспроизводится старая "истматовская" схема, которая с каждым годом все дальше и дальше отрывается от действительности. А действительность современной общественной жизни представлена многочисленными крупными сферами производственной и непроизводственной трудовой деятельности. Производственная деятельность направлена, как известно, на создание материальных вещей и продуктов, необходимых для жизнедеятельности общества. Непроизводственная сфера представлена в настоящее время не менее масштабно; сегодня она именуется сферой услуг, хотя этого понятия уже явно не достаточно для того, чтобы охватить все ее многообразие: торговля, обслуживание (рестораны, парикмахерские, химчистки, прачечные, фотографии, туристические, рекламные фирмы, жилищно-коммунальные службы), а также транспорт, связь, СМИ и др. Особую сферу представляют собой государственные органы и общественные организации, учреждения культуры, церковь, которые едва ли можно "втиснуть" в сферу обслуживания. По мере своего развития они приобретают зачастую производственную форму, и тогда говорят об индустриализации кино, шоу-бизнеса, туризма, рекламы и пр. Остается при этом вопрос о том, какой продукт они производят и имеет ли он свою потребительскую стоимость наравне, скажем, с колбасой или бензином.
Важно, однако, не столько то, каким образом и в какой степени входят эти сферы человеческой деятельности в производственные масштабы и формы, сколько то, что они представляют собой разновидности человеческого труда, причем такие, что масштабы и значимость их становятся сравнимыми с производственными. К тому же нельзя не отметить тенденцию к возрастанию их значимости.
Эти же тенденции, естественно, ставят по-новому вопрос о средствах труда, которые ранее и до сих пор рассматриваются как "вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и при помощи которых он производит заранее намеченное изменение предмета труда". "Если взять те же примеры,— которые используют авторы для иллюстрации предметов труда,— то в первом из них средство труда — пила или пилорама, во втором — резец и токарный станок. Простые средства труда нередко именуются также орудиями труда".
Такое урезание сферы трудовой деятельности можно было бы принять за неизбежные издержки краткости изложения, которая, разумеется, необходима для учебника, если бы за этим не следовала целая цепь других упрощений и схематизмов. Ограничимся пока вслед за авторами данного учебника минимумом необходимых определений. В рамках такого минимума — условия труда, т.е. вещи, которые сами по себе не оказывают воздействия на предмет труда, но без которых его преобразование было бы невозможным: освещение, компьютерное оборудование, складские помещения и т.д. Однако упоминая эти предметы в качестве условий производства, необходимо иметь в виду и труд тех людей, которые создают эти условия. Не получается ли так, что они, участвуя в процессе производства, остаются как бы за его бортом только потому, что сами непосредственно не создают конечный его продует? Да, такое впечатление создается, если руководствоваться упрощенными представлениями о труде и его составляющих в современную эпоху, когда главным фактором производства перестает быть "рабочая" или "производительная" сила. Интеллект человека даже в производственной сфере перестает быть в прямом смысле слова "производительной" силой, а выступает скорее в виде интеллектуального потенциала производства. Этот интеллектуальный потенциал требует, однако, точного учета, измерения и оценки. Соответственно требует иного, более интеллектуалоемкого понимания и такой компонент трудовой деятельности, как продукт труда, который включает в себя не только результат мышечных усилий, увеличенных техническими и энергетическими средствами, но и печать человеческого интеллекта, также умноженного современными электронно-вычислительными средствами.
В качестве другой сферы общественной жизни, как бы противоположной производству, зачастую рассматривают потребление. Едва ли, однако, можно считать их вполне самостоятельными, отдельно стоящими областями общественной жизни. Дело в том, что любое производство и непроизводственная сфера деятельности внутренне включают в себя потребление. Потребление следует рассматривать как значительно более общее понятие, чем обычно кажется. Производство, которое включает в себя непременный акт воспроизводства, всегда потребляет, так же как потребление всегда производительно. Производство муки "потребляет" зерно, производство одежды "потребляет" ткань и т.д. Наконец, производство выступает как потребитель человеческой жизни, физической энергии человека, его умственных способностей и эмоциональных качеств. Потребление человека включает в себя возвращение использованного на производстве времени, восстановление его физических и духовных сил.
Этот сложный процесс взаимосвязи производства и потребления не возможен без процессов обмена результатами труда между всеми его участниками и распределения их между ними. Эти акции в сфере производства, понимаемого одновременно как процесс расширенного воспроизводства, также являются трудовыми действиями, имеющими как свой собственный предмет труда, так и свои "средства труда". Вытекая из Марксовой схемы общественного производства, все связанное с организацией его, а следовательно, и работа менеджера, бухгалтера, секретаря директора, самого директора производства, владельца предприятия, участвующего так или иначе в управлении производством, неизбежно теряли черты трудовой деятельности, подпадая под определение паразитирующего класса и круга лиц, обслуживающих его буржуазный образ жизни.
Осуществляя производство, потребление, обмен и распределение изготовленного продукта, люди вступают в многообразные, переплетающиеся между собой отношения. Естественно, что все они подразделяются на отношения производства (в узком смысле слова), отношения потребления, обмена и распределения. Сложность их взаимосвязи состоит прежде всего в том, что ни одна из этих форм не существует, так сказать, в "чистом" виде. Отношения, складывающиеся непосредственно в процессе производства, как мы уже показали, внутренне включают в себя отношения {или их элементы) обмена, потребления, распределения. Точно так же обмен в "снятом" виде включает в себя результаты процессов производства, распределения и потребления и т.д. Это делает весьма затруднительным выявление каждой из этих сторон в отдельности и их анализ. В любом исследовании общественных процессов важно видеть, однако, не только их взаимосвязь, но и относительную самостоятельность. В широком смысле слова всю совокупность этих отношений есть основание называть производственными, имея в виду, во-первых, то, что производство невозможно без них. Во-вторых, производственные отношения в узком смысле слова выступают как определяющая сторона в совокупности всех других отношений, ибо без производства невозможны ни обмен, ни потребление, ни распределение. Только результат производства может стать предметом обмена, потребления и распределения.
Чтобы избежать возможных недоразумений, следует подчеркнуть, что понятие "производство как организованная трудовая деятельность имеет здесь широкий социальный и потому философский смысл. Оно охватывает и сферу духовной деятельности, духовного производства. Уже потому, что обязательным элементом его является труд, хотя бы и в форме духовной деятельности. Я бы не исключал из этой категории ни учителей, занятых воспитанием детей, хотя они ничего собственно не производят в узком смысле слова, ни монахов, духовный труд которых направлен на создание духовных ценностей, также необходимых человечеству.
Конечно, было бы крайним упрощением не видеть всех особенностей разнообразных сфер труда, их относительной самостоятельности и самоценности. Но нельзя и произвольно, догматически уцепившись за слово "производство", исключать эти категории граждан из сферы организованной трудовой деятельности, причислить их хотя бы даже "теоретически" к личностям, "ничего не производящим". От такого отношения до обвинений в никчемности или даже паразитизме — один шаг. Эти "шаги" были уже проделаны в истории России с благословения "исторического материализма" в отношении духовенства, дворянства, мещанства и т.п., а под этим предлогом и всей духовной оппозиции. Надо полагать, наша социально-философская мысль на многолетнем негативном опыте преодолела эти и многие другие теоретические оплошности, потому сейчас есть смысл вернуться к насущным теоретическим вопросам.
... , а индивид вторичен. Такую концепцию развили те философы, прежде всего Гегель и особенно Маркс, которые в соответствии с основным содержанием философии Нового времени, оставаясь рационалистами, во главу угла ставили не отдельного человека, а общество. Теперь человек стал пониматься как "узел" общественных отношений. Но и вторая концепция оказалась с недостатками: она не учитывала своеобразие, ...
определенную позицию по отношению к обществу, а общество - к человеку. В своем развитии они переходят с позиции на позицию. Эти переходы строго закономерны и взаимосвязаны. Сначала общество воспитывает человека, потом человек начинает формировать общество. Люди кардинально отличаются друг от друга именно тем, какую они позицию занимают. Разобраться с тем, что такое позиция, можно через понятие ...
... выход на практику. Третье, гибкий характер научных положений Лундской школы. Четвёртое, создание образца синтеза пространственно-временных характеристик в исследовании человека и общества. Наличие строгих пространственно-временных закономерностей поведения людей. Зависимость закономерностей поведения от типа культуры. Исключительная важность исследований пространственно- ...
... по сути брата своего, которому стало плохо на улице и срочно требуется помощь. Мы молчим, когда здоровые парни, вполне способные заработать на жизнь честным трудом, занимаются разбоем. Человек и общество… Эта проблема остается злободневной, насущной на протяжении всех веков, никого не оставляя равнодушным. И настоящий писатель-гражданин не может не откликнуться на вопросы современности. Повесть В. ...
0 комментариев