2. Собственность, ее происхождение и современные формы
Перечисляя отношения, складывающиеся между людьми в системе производства (обмена, потребления и распределения), мы сознательно отложили "на потом" отношения собственности. Не потому, что они менее значимы и как бы находятся вне рамок производства, а именно потому, что они играют принципиально важную роль.
Отношения собственности складываются постепенно уже в недрах первобытного стада человекообразных вместе с формированием сознания и самосознания гоминид. Было, на наш взгляд, серьезным казусом допущенное Марксом и Энгельсом предположение о том, что первые представления о собственности формируются лишь на стадии разложения родового строя. Есть все основания предполагать, что это происходило значительно раньше. Понятие собственности формируется на основе инстинкта присвоения по мере того, как формируется самосознание первобытного человека. Ощущения собственного "Я" и "Мы" первоначально неразрывно связаны с инстинктом выживания, механизмом естественного отбора и трансформируются далее вместе с развитием первобытного общества, формированием отношений семьи, рода, племени.
С одной стороны, механизм естественного отбора неумолимо вел от форм группового брака, характерного для первобытных племен, к формированию парной семьи. По словам Г. Моргана, чей труд "Древнее общество" лег в основу известной работы Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", браки между членами родов, не состоящих в кровном родстве, создавали породу более крепкую как физически, так и умственно, два прогрессирующих племени сливались воедино, и у новых поколений череп и мозг естественно достигали размеров, соответствующих совокупным способностям обоих племен. Сам Ф. Энгельс также делал вывод о том, что развитие семьи в первобытную эпоху состоит в непрерывном сужении того круга, который первоначально охватывает все племя и в рамках которого господствует общность брачных связей между обоими полами. Путем последовательного исключения сначала более близких, затем все более отдаленных родственников, наконец, даже просто свойственников всякий вид группового брака становится практически невозможным, и в результате остается одна, пока еще непрочно соединенная брачная пара. На этом естественный отбор завершил свое действие в этом направлении.
Далее, по словам Ф. Энгельса, вступали в силу другие общественные движущие силы, которые привели к возникновению в эпоху цивилизации моногамной семьи. Но каковы были эти силы?
Это были, по Энгельсу, новые общественные отношения, складывающиеся по мере появления более эффективных средств и способов труда.
Внимание Энгельса постепенно концентрируется исключительно на обстоятельствах социального порядка, а именно на формировании частной собственности на средства производства и развитии ее экономических и правовых норм в процессе эволюции общества к капитализму, как своей последней возможной, "предельной" форме, на которой она сама изживает себя. Более глубокие корни происхождения собственности и представлений о ней, уходящие в природную суть человека, остаются в недостаточно прозрачной ретроспективе предыстории человечества.
Между тем корни "чувства собственности" у человека следует усматривать не в поверхностных пластах, связанных с действием социальных факторов, о которых он пишет, имея в виду стадию формирования частной собственности на непосредственные средства производства. Эти корни уходят гораздо глубже — в механизмы формирования чувства обладания и владения уже в процессе возникновения человека с его сознанием и самосознанием, различения "Я" и "Он", "Я" и "Мы" и других форм его самоидентификации в первобытном обществе.
Из такого предположения вытекает совершенно другая перспектива общественного развития, равно как и социальной теории.
Собственность и отношения собственности формируются вместе с возникновением человеческого общества уже в недрах первобытного общества задолго до того, как складываются государство, право и другие институты цивилизации. Поэтому категорию собственности мы считаем социально-философской, т.е. более широкой, чем экономические, правовые, политические и другие понятия. Это не вполне обычно, по крайней мере для пашей российской литературы, где категория собственности связывается лишь со становлением развитых производственных отношений и рассматривается главным образом в рамках теории государства и права.
Трудно назвать экономическими отношения, складывающиеся в первобытном обществе, хотя, как мы показали, определенные формы присвоения, владения, пользования предметами или продуктами существовали уже тогда. Авторам, утверждающим о более позднем формировании отношений собственности и связывающим их с периодом разложения первобытнообщинного строя, явно недостает именно философского, диалектического подхода. Такой подход мог бы показать, что отношение собственности не возникают так быстро, на пустом месте и именное формирования частной собственности на средства производства. Здесь налицо к тому же не вполне правомерное отождествление понятий "собственность" и "частная собственность". Впрочем, такое отождествление вообще не редкость. Оно, кстати, характерно и для классиков марксизма, начинавших свой экономический анализ именно с периода возникновения частной собственности на средства производства.
Следует отметить при этом, что Маркс различал два смысла понятия собственности. В широком смысле собственность, по его мнению, составляет "ядро" производственных отношений, определяя характер производства, экономическую жизнь общества и взаимосвязь собственности и производства. В узком же смысле понятие собственности сводится к отдельному экономическому отношению — к присвоению, отношению вещи как к своей. В любом из этих смыслов собственность выступает как экономическая или как правовая категории.
Понятие собственности кратко можно определить как отношение между людьми по поводу вещей, представляющих собой материальную ценность (или благо). При этом двусмысленный оборот "по поводу" следует понимать таким образом, что сами эти вещи являются неотъемлемыми сторонами данного отношения. Юристы характеризуют данное отношение как непосредственное правовое (а не фактическое) господство над единичной материальной, движимой или недвижимой вещью, не являющейся совокупностью объектов (предприятие, имущество субъекта). Собственность охватывает не только вещи, но и права, а также юридически оформленные требования. Это отношение включает в себя "владение" вещью (правом, требованием), с одной стороны, и "не-владение" ею (отчуждение) — с другой. Сама "предметная" сторона данного отношения выступает как собственность для одного субъекта и как не являющаяся собственностью (отчужденная) для другого.
"На одном полюсе этого отношения,— пишут авторы весьма солидного юридического издания,— выступает собственник, который относится к вещи как к своей, на другом — не-собственники, т.е. все лица, которые обязаны относиться к ней как к чужой... воздерживаться от каких бы то ни было посягательств на чужую вещь, а следовательно, и на волю собственника, которая воплощена в этой вещи".
Общепризнано, что содержанием отношений собственности являются: владение, пользование и распоряжение. Владение отражает фактическое обладание вещью, принадлежность ее определенному лицу или коллективу. Пользование рассматривается как извлечение полезных свойств из вещи для удовлетворения общественных или личных потребностей. Распоряжение предполагает определение назначения вещи, форм и способов ее использования. Это содержание отношений собственности должно быть дополнено и созданием собственности для того, чтобы была возможность процесса возникновения вещи и превращения ее в собственность. Народный умелец, изготавливая предмет своего быта или украшение непосредственно для себя или своих близких, создает индивидуальную собственность, которая, может стать, а может и не стать предметом обмена, распределения и т.д.
Следует различать, например, объективную сторону отношений собственности от субъективной. Объективную сторону этих отношений следует искать прежде всего в естественных основаниях присвоения продуктов природы, личного, индивидуального труда, в исторически сложившемся способе производства, не зависящем от сознания, воли и целеполагания отдельных людей. Собственность в объективном смысле обладает и материальным субстратом в виде вещи или, например, в виде ценных бумаг.
Вопрос о "вещи" как субстратной стороне отношений собственности требует в настоящее время особого внимания, хотя бы по той причине, что содержание этого понятия (а вместе с ним и содержание понятий "собственность", "право собственности" и др.) заметно эволюционирует в сторону расширения. Классическая концепция исходила из того, что в основе механизма имущественных отношений лежит право собственности на материальные объекты, и само понятие имущества приравнивается к понятию "вещь".
Научно-технический прогресс обусловил заметное расширение понятия вещественной собственности. К существенному расширению круга объектов собственности привело использование так называемых "бестелесных вещей", под которыми понимают права, имеющие стоимость и денежную оценку. Их называют иногда "идеальным" имущественным объектом. К этому разряду относят прежде всего авторские права на изобретение, ноу-хау, продукты творческой деятельности и т.д. Особое значение приобретает также отнесение к категории бестелесного имущества ценных бумаг и оборотных документов, получивших наименование финансовой и коммерческой собственности.
Различного рода права имущественного содержания, их эксплуатация и коммерческая передача становятся все более важным фактором экономики, порой оттесняя на второй план операции с реальными вещами.
Есть, однако, и субъективная сторона отношений собственности. Самую глубокую основу ее составляют, на наш взгляд, самосознание личности, самооценка ею своих возможностей, способностей, своих собственных и индивидуальных качеств, которые отражаются у каждого человека в присущем ему чувстве собственности, в понятиях "свое", "чужое", "мое", "наше" и др. Немаловажен и волевой момент, поскольку воля собственника неизбежно выражается во владении, в пользовании и распоряжении принадлежащей ему вещью. Наконец, в более развитой форме субъективные аспекты отношений собственности в обществе выражаются в экономических теориях, праве, морали и идеологии.
Собственность исторически возникает раньше правовых форм ее закрепления, а точнее, до появления государства и права, в основе которых лежали частная собственность, разделение труда и деление общества на классы. С этого момента истории право собственности охраняется законами, закрепляющими за его обладателем экономическую власть над условиями производства, которое ведется на базе использования собственником принадлежащего ему имущества. Обладая этим правом, собственник по своему усмотрению может владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом. Он может лично или через других доверенных лиц осуществлять управление принадлежащей ему собственностью, а также совершать в отношении ее любые действия, не запрещенные законом.
В цивилизованном мире важнейшее значение в решении всех вопросов, касающихся отношений собственника, имеет право, ибо именно оно, используя рычаги государственной власти, способно регулировать эти отношения наиболее эффективно, в интересах большинства членов общества. Это особенно важно с учетом того, что с развитием общественного разделения труда возникает неравенство в условиях труда и распределения результатов труда, т.е. имущественное неравенство, требующее принудительного регулирования процессов использования и распоряжения собственностью. Это обстоятельство и потребовало использования внеэкономических средств управления в лице государства, его правоохранительных и карательных органов. В условиях капиталистического общества усиливаются экономическая власть, ее давление на политическую систему общества. Заметен процесс сращивания экономической и государственной власти. Рыночная модель экономического развития, базирующаяся на развитой правовой базе, ослабляет этот механизм, способствует действию более справедливых механизмов распределения производимых обществом благ и более гибкому регулированию всех других отношений в обществе.
Формулировка Конституционного суда ФРГ указывает с полной ясностью на связь вопроса о собственности с проблемой прав и свобод человека: "Собственность — это элементарное основное право, которое состоит во внутренней связи с гарантией персональной свободы. Оно имеет задачи в общем комплексе основных прав обеспечить носителю основных прав свободу в имущественной сфере и тем сделать возможным устройство своей жизни под собственную ответственность. Гарантии собственности как правового института служат обеспечению этого основного права".
Рассуждая с социальной точки зрения, следует прояснить и вопрос о формах собственности, акцентируя внимание именно на тех моментах, которые упускаются иногда в сугубо экономическом или юридическом контекстах. Общепризнано, например, различение частной и государственной форм собственности, а они в свою очередь имеют свои подразделения.
Остается в тени тот факт, что первичной формой собственности человека является он сам, а точнее, его организм, его физические и умственные способности. Ведь именно он является первым их обладателем, пользователем и распорядителем. Он имеет естественное право на данную природой собственность, воплощая в одном лице все три стороны отношений собственности. Его "производство" в данном случае — это его жизнедеятельность, самореализация, начиная с сознательного возраста. Природа уже одарила человека с момента его рождения правом собственности на свою жизнь. Это одновременно и его неотъемлемое право, и естественное качество. Оно не является его "имуществом" и все же принадлежит ему, не рожденному рабом. Запреты на рабство, давно принятые в цивилизованном обществе, не дают права на торговлю людьми, запрещают использование человека без адекватного возмещения затрат его сил, умений и способностей. Он не является и не может быть сам собственностью другого владельца, кроме самого себя. Умалчивание об этом весьма серьезном обстоятельстве, по сути дела, отчуждает от человека эту его естественную форму собственности.
Есть известные, используемые законодательством различных стран ограничения его прав на естественную форму собственности. К такого рода ограничениям можно отнести запреты, принятые законодательством многих стран, на эвтаназию, т.е. убийство из милосердия по отношению к человеку, страдающему от смертельного заболевания. Есть запреты на проституцию. Есть запреты на торговлю отдельными органами человеческого тела и т.д. Однако все эти запреты, как известно, направлены на охрану жизни человека, т.е. именно на наилучшее соблюдение его прав на все принадлежащее ему от природы.
Эти серьезные темы слишком обширны, чтобы обсуждать их в настоящем издании. Нам важно было показать, во-первых, то, что социально-философский подход действительно позволяет расширить рамки проблемы собственности в современном обществе. Во-вторых, именно такой подход позволяет выяснить один из важнейших аспектов этой проблемы, а именно правомерность рассмотрения вопроса о естественной форме собственности человека, принадлежности его самому себе. Развитие биомедицины, генетики человека, ведущей к перспективе воспроизводства генов человека, искусственного выращивания и трансплантации его органов, клонирования человека, и многие другие достижения науки и современной биотехнологии делают безотлагательными исследования этих вопросов во всех возможных ракурсах, в том числе социально-философском, экономическом и правовом.
... , а индивид вторичен. Такую концепцию развили те философы, прежде всего Гегель и особенно Маркс, которые в соответствии с основным содержанием философии Нового времени, оставаясь рационалистами, во главу угла ставили не отдельного человека, а общество. Теперь человек стал пониматься как "узел" общественных отношений. Но и вторая концепция оказалась с недостатками: она не учитывала своеобразие, ...
определенную позицию по отношению к обществу, а общество - к человеку. В своем развитии они переходят с позиции на позицию. Эти переходы строго закономерны и взаимосвязаны. Сначала общество воспитывает человека, потом человек начинает формировать общество. Люди кардинально отличаются друг от друга именно тем, какую они позицию занимают. Разобраться с тем, что такое позиция, можно через понятие ...
... выход на практику. Третье, гибкий характер научных положений Лундской школы. Четвёртое, создание образца синтеза пространственно-временных характеристик в исследовании человека и общества. Наличие строгих пространственно-временных закономерностей поведения людей. Зависимость закономерностей поведения от типа культуры. Исключительная важность исследований пространственно- ...
... по сути брата своего, которому стало плохо на улице и срочно требуется помощь. Мы молчим, когда здоровые парни, вполне способные заработать на жизнь честным трудом, занимаются разбоем. Человек и общество… Эта проблема остается злободневной, насущной на протяжении всех веков, никого не оставляя равнодушным. И настоящий писатель-гражданин не может не откликнуться на вопросы современности. Повесть В. ...
0 комментариев