2 Историки, официальные историографы
Ашик паша-заде (1492/3 — после 1484)
Один из наиболее ранних османских историографов, родился неподалеку от Амасии. Сын дервиша и сам дервиш, он принадлежит к категории дервишей, которые сотрудничали с властью, что не мешает ему в некоторых случаях подчеркивать свою оппозиционность в его Хрониках дома Османов (Тева-рих-и аль-и Осман), начатых в 1476 г. Для того чтобы заинтересовать своего читателя или слушателя, он вставляет в свое повествование массу анекдотов и забавных историй.
Шукрулла (ум. в 1488)
Посланник Мехмеда II при тюркском султанате в Малой Азии Каракоюнлу, он стал автором Всеобщей хроники Османов.
Энвери
Об Энвери известно лишь то, что он написал в 1464 г. Книгу министра (Дустур наме), посвященную великому визирю Махмуду-паше (правившему с 1457 по 1468 г.). В его повествовании, написанном в стихах, рассказывается о деяниях бейлика в Малой Азии эмиров Айдыиа середины XIV в.
Идрис Бидлиси (ум. в 1520)
Поэт, подвизавшийся при дворе Сефевидов, перешел ко двору Баязида II для того, чтобы избавиться от возраставшей власти Шах Измаила. По просьбе султана он, взяв за образец пышный стиль персидских историков, написал труд Восемь видов рая (Хешт Бихешт), в восьми главах которого проследил историю правления первых восьми османских султанов, от Османа до Баязида II. Кроме того, он написал целый ряд трактатов на самые разные темы.
Орудж (ум. после 1500)
Служил письмоводителем в Эдирне, где в 1499— 1500 гг. создал благотворительную организацию. Он автор Хроник дома Османов (Теварих-и аль-и Осман), представляющую собой компилятивный труд из ряда анонимных хроник.
Турсун-бей (прим. 1426 — после 1500)
Его отец обосновался в Бурсе, где дядя стал вали. Молодой Турсун следовал скорее бюрократической, чем военной карьере. Учился в медресе, затем стал дефтердаром, сыграл заметную роль в первой переписи в Стамбуле после его завоевания. Перешел под покровительство Махмуда-паши и, когда тот достиг поста великого визиря, был назначен главой писарей Дивана. В 1488 г. написал Историю завоевателей (Тарих-и абул-Фатх), охватывающую период царствования Мехмеда II и шесть первых лет царствования Баязида П.
Нешри (ум. около 1520)
Предполагают, что он принадлежал к улемам Бурсы. Он был в османском лагере в момент смерти Мех-меда II в 1481 г. и, как он пишет в своем повествовании, свидетелем беспорядков, устроенных янычарами в Стамбуле. Он является автором произведения под названием Джихан-нума, завершенного в 1483 г. От этого труда, изначально задуманного как Всемирная история, сохранилась лишь одна из шести частей, та, которая касается истоков османской династии до трех первых годов правления Баязида П.
Кемаль паша-заде (1468? —1534)
Выходец из крупной семьи военных, он по традиции начал карьеру в коннице сипахи, но затем покинул военную стезю ради книг и пера. В 1515 г. занимал должность судьи (кади) в Эдирне, потом был назначен кадиаскер Анатолии, затем, в 1526 г., шейх улъ-ислам, и на этой должности оставался до самой смерти. Он прославился не только как историк и поэт, но и как знаток в науках. Он превзошел всех османских историков своим образным и великолепным языком. Он является автором трактата, призванного показать обязательный характер войны против Измаил-шаха из династии Сефевидов. Это был очень плодовитый писатель, которому приписывается около двухсот трактатов по истории, художественной литературе, грамматике, богословию и праву. Он автор Хроник османской династии (Теварих-и аль-и Осман) от царствования Мехмеда I до эпохи правления Сулеймана Великолепного.
Са'ади
Сын отступника, он был представителем придворной историографии, испытал сильное персидское влияние. Он автор Книги Селима (Селим-наме), написанной в честь султана Селима I (1512—1520).
Джелалзаде Мустафа Челеби (1490—1567)
Историк, более известный под именем Ходжа Нишанджи. Письмоводитель султанского Дивана, он с 1518 по 1523 г. был личным секретарем великого визиря Пири-паши и с 1523 по 1534 г. — личным секретарем его преемника Ибрагима-паша. От планировавшегося как описание всей империи и его управления труда в тридцати томах остался единственный, последний том. В нем дано всеобъемлющее и подробное описание правления Сулеймана Великолепного до 1555 г.
Лютфи (ум. в 1569)
По происхождению албанец (арнаут), этот великий визирь был автором Книги Асафа (Асаф-наме), в которой он сформулировал задачи и обязанности высших государственных сановников.
Саадеддин ходжа эфенди (1536—1599)
Был внуком одного из представителей знати, примкнувших после битвы при Чалдыране к султану Селиму I, у которого он служил на должности ха-физа, и сыном Хасан Джана, личного приближенного того же султана. Сделал карьеру улема сначала в Стамбуле, затем в Бурсе. Назначенный наставником Мурада III (1574—1595), получил титул ходжа эфенди и был осыпан почестями своим бывшим учеником и его преемником Мехмедом III (1595—1603). Перевел на турецкий язык большое количество арабских и персидских трудов, получил признание благодаря Короне историй (Таджут-теварих), которую посвятил Мураду III в 1575 г. Это один из основных литературных памятников эпохи, в котором османская история прослеживается от истоков до кончины Селима I. Произведение написано в высокопарном стиле с большим количеством арабских и персидских заимствований.
Селаники Мустафа эфенди (ум. около 1600)
О первых годах его жизни почти ничего не известно, кроме того, что он явился уроженцем Сало-ник. Он оставил хронику, в которой повествуется о событиях с 1563 по 1599 г. Этот труд имеет большое значение, поскольку автор, будучи непосредственным свидетелем излагаемых им фактов, показывает, как деградировали османские власти в конце XVI в. В этом произведении чувствуется критический настрой автора, его нежелание постоянно восхвалять власти.
Мустафа Али (1541—1600)
Этот чиновник, занимавший различные посты в провинции и в столице, является автором универсальной хроники до Мехмеда II, получившей название Суть нового (Кухпулъ-акбар) и написанной по источникам, собранным им между 1593 и 1599 г. Ему также принадлежат книга советов для османских правителей, в которой на небольшом количестве страниц он уместил свои собственные размышления о причинах упадка османской династии, учебник политической риторики и трактат о хороших манерах, предназначенный монарху и его приближенным.
Кочи-бей (ум. к 1650)
Родом из Гемюрджи (Македония), этот османский писатель, автор трактатов по политическим наукам, попал на дворцовую службу в составе «налога кровью», или девширме при Ахмеде I. Советник султана Мурада IV (1623—1640), которого подтолкнул к более жесткому правлению, он в 1630 г. составил для него Рисале, руководство, в котором анализировались причины упадка, которым, по его мнению, страдала Империя, и возможные для исправления положения средства.
Ибрагим Печеви (ок. 1574—1650)
Родившийся в Пече, на юго-западе Венгрии, откуда и его прозвище Печеви, он имел по материнской линии родственные отношения с династией великих визирей Соколу. Он автор османской хроники, охватывающей период от восшествия на престол Сулеймана Великолепного в 1520 г. до кончины Му-рада IV в 1640 г. Хотя и компиляция, этот труд содержит в себе богатый материал из первых рук, собранный по устным рассказам высокопоставленных сановников Порты и рассказывающий о событиях, происходивших на его глазах. К тому же, автор использует европейские источники, в частности венгерские — Иштванфи и Хелтаи.
Хусейн Хезарфен (ум. в 1671 или 1691)
Хезарфен, имя которого означает «увлеченный тысячью искусств», обладал обширными познаниями в медицине, литературе, греческом языке и иврите. Завершив учебу в Стамбуле, он назначается на должность казначея, ответственного за кассовый реестр государства. Затем он отдается профессии писателя и учителя. В 1669 г. пишет трактат, на тему государственного устройства империи, а через четыре года — Всеобщую историю, где впервые уделено внимание истории Греции, Рима и Византии. Он представляется первым из видных османов, кто имел обширные культурные связи с европейцами. Он поддерживает дружеские отношения с французским востоковедом Антуаном Галланом (1646—1715), переводчиком Тысячи и одной уьочщ и с итальянцем-османистом Луиджи Фердинандо Марсильи (1658—1730), которому он позволял пользоваться своей богатейшей библиотекой.
Найма (1655-1716)
Один из крупнейших османских историков. Он первым занял должность вакаиювис, или историографа. Мустафа Найма родился в Алеппо в семье офицера корпуса янычар. Поступив к 1688 г. на дворцовую службу, он получил образование писаря, после чего занимал различные административные должности. Его хроника, завершенная в 1704 г., охватывает период с 1591 по 1659 г. Это первый исторический труд, в котором появляется всестороннее, в том числе негативное обсуждение фактов и личностей и, в завершение, ставится вопрос о необходимости реформ в Османской империи. Эта хроника, переписывавшаяся много раз, была одним из первых османских трудов, напечатанных в Стамбуле в 1733 г.
... слова и вероисповедания, а также реальные перемены в судебной системе страны. Глава 4. Региональные и международные аспекты политики турецкого правительства по отношению к курдскому меньшинству В рассматриваемый период, 80-90-ые гг. – начало ХХI века, происходит "интернационализация" курдской проблемы, ввиду вовлечения в него третьих сил. Это в свою очередь, с одной стороны еще больше ...
... одно противоречие имперской системы, особенно проявившее себя на рубеже XIX и XX вв. Оно заключалось в непризнании национальностями сложившегося имперского устройства. ГЛАВА III ОТ ИМПЕРИИ К РЕСПУБЛИКЕ: ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ИМПЕРСКОЙ СТРУКТУРЫ Как известно, период Второй Конституции ( II Мешруриет) начался с победы младотурецкой революции 1908 г. Подробное изучение ...
... искусству. По этому мы больше внимания уделим Драгомирову. Драгомиров. Михаил Иванович Драгомиров 1830-1905, Генерал от инфантерии. М.И.Драгомиров был одним из видных участников русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг., но его главные заслуги в российской военной истории связаны с активной военно-научной и военно-педагогической деятельностью в период реформ Александра II и военного министра Д. ...
... страны. Одной из важных причин этого была крайняя узость внутреннего рынка, объяснявшаяся господством натурального хозяйства в деревне и нищетой крестьянских масс. Но в XVIII в. промышленность в Османской империи все более приходила в упадок и под влиянием постепенно возраставшей конкуренции иностранных товаров. Что касается торговли, то ее состояние определялось полной зависимостью личности и ...
0 комментариев