1.2 Российский и международный опыт нормативно – правового регулирования образования осужденных

Понимание важности и значимости образования, как для личности, так и для общества в целом, нашло подтверждение в законодательных актах российского государства. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с российским законодательством и нормами международного права. Права граждан на образование закреплены в основном законе – Конституции Российской Федерации [1]. Часть 2 ст. 43 гарантирует каждому гражданину общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Кроме того, каждый россиянин вправе на конкурсной основе бесплатно получать высшее образование. Вместе с тем, основное общее образование, как гласит Конституция, является обязательным. Это значит, что не только свободные, законопослушные граждане, но и осужденные имеют право и обязаны получить основное общее образование.

В конце 80-х – начале 90-х годов при сокращении спецконтингента в три раза вечерние (сменные) общеобразовательные школы в исправительных учреждениях с согласия органов местных органов самоуправления стали закрываться или в лучшем случае преобразовываться в учебно-консультационные пункты. После принятия Правительством РФ Постановления «Об учреждении типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении» 1994 г. [5] и введения в действие нового Уголовно-исполнительного кодекса РФ 1997 г. [2], где указано на создание условий в исправительных учреждениях для обязательного получения общего образования осужденными, не имеющими это образование и не достигшими 30 лет, были предприняты попытки вновь открыть школы при колониях. Но так как методическая литература, учебно-наглядные пособия были переданы в другие школы, а классные комнаты переоборудованы в помещения для нужд учреждений, положительное решение вопроса затягивалось.

Всеобъемлющее подкрепление конституционного права на образование нашло отражение в ФЗ «Об образовании» 1992 г. [3], в котором говорится, что «гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости». Это значит, что, находясь в местах лишения свободы, гражданин имеет право на получение образования установленного законом уровня. Для этого государство обеспечивает право на образование путем создания в пенитенциарных учреждениях системы образования.

Закон вносит уточнения относительно гарантий гражданам на определенный уровень получения образования. Так, если в Конституции речь идет о бесплатности и доступности основного общего и среднего профессионального образования, то часть 3 ст. 5 Закона «Об образовании» гласит: «государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования…». Как видим, среднее профессиональное образование как общедоступное и бесплатное здесь не упоминается. Зато в Конституции получение среднего профессионального образования гарантируется как общедоступное и бесплатное.

В ФЗ «Об образовании» внесено уточнение, что получение среднего профессионального образования возможно только на конкурсной основе. Этот закон при получении гражданами профессионального образования вводит еще одно ограничение: «…если образование данного уровня гражданин получает впервые». В Конституции же об этом не говорится ни слова. Например, согласно части 3 ст.43 Конституции РФ осужденный как любой другой гражданин «вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». Таким образом, мы видим некоторую двусмысленность в прочтении этих двух важных законов.

В части 5 той же статьи 5 ФЗ «Об образовании» отстаиваются права граждан, нуждающихся в социальной поддержке: «В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования». И это совершенно справедливо, но этим категориям граждан нужно еще поступить в учебное заведение. Особенно трагично в этой ситуации складывается положение тех сирот и лиц, лишенных попечения родителей, которые отбывают наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях и хотели бы после освобождения поступить в среднее или высшее профессиональное учебное заведение.

Обратимся к статье 16 ФЗ «Об образовании», где идет речь о внеконкурсном приеме конкретных категорий абитуриентов при поступлении в вузы. Сегодняшние реалии таковы, что при складывающейся тенденции сокращения бюджетных мест у выпускников вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, из числа ранее осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, значительно снижаются шансы поступления в профессиональные средние и высшие учебные заведения, поскольку им крайне трудно конкурировать с выпускниками обычных школ. Новая проблема возникла с введением ЕГЭ, как основного критерия оценки качества образовательного уровня, и обязательствами высших учебных заведений зачислять абитуриентов только на основании результатов ЕГЭ (речь идет о дневной форме обучения, при которой эта категория студентов может получать социальную стипендию, либо находиться на полном государственном обеспечении).

Стоит обратить внимание еще и на такой момент, что в законе ФЗ «Об образовании» слабо отражена концепция непрерывного образования. Концепция предполагает, что в систему образования в государстве должно быть включено практически все население - подрастающее поколение, взрослое население, а также люди, так называемого, третьего возраста. И для сохранения интеллектуальной, социальной и профессиональной активности человек должен быть включен в структуру образовательной системы в течение всей своей жизни. В законе же явно просматривается школоцентристская позиция - от дошкольного через школьное к послешкольному образованию. Такая позиция проявляется в сведении образовательных программ до общеобразовательных и профессиональных (п.1 ст.9), которые полностью исключают образовательные программы по интересам.

Вернемся к вопросам нормативно-правового обеспечения образования осужденных. Согласно части 12 ст. 50 ФЗ «Об образовании» для граждан, содержащихся в воспитательных и исправительных учреждениях, администрацией этих учреждений и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, для профессиональной подготовки, а также для самообразования. Право осужденных на получение общего образования обеспечивается путем создания таких образовательных учреждений при исправительных колониях и тюрьмах как вечерние (сменные) общеобразовательные школы или учебно-консультационные пункты.

УИК РФ устанавливает обязательность получения основного общего образования осужденными к лишению свободы, не достигшими 30 лет (ст. 112), а также начального профессионального образования для лиц, не имеющих профессии (ст. 108). Согласно переписи осужденных 2005 года, в местах лишения свободы около 4 % осужденных имели образование в пределах начального, 29,5 % – в пределах неполного среднего образования. По переписи 2009 года уже 6,6% осужденных в местах лишения свободы имеют только начальное образование. Налицо угрожающая тенденция - число осужденных, не имеющих среднего образования, растет. Это потенциальные учащиеся школ и учреждений профессионального образования пенитенциарной системы.

Однако на сегодняшний день проблема реализации осужденными к лишению свободы своих прав на общее и начальное профессиональное образование не во всех исправительных учреждениях решена. Прежде всего, из-за отсутствия в некоторых колониях общеобразовательных школ (либо малого количества учебных классов в существующих) и учреждений НПО, недостаточности современного учебного оборудования и крайне слабой материальной базы. То есть еще не выполнены в полной мере требования, указанные в п. 3 ст. 16 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [4].

В части 1 ст. 112 УИК РФ указывается, что «в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия». Стоит заметить, что снижение возрастного потолка обязательности получения общего образования с 40 до 30 лет, учитывая соотношение возрастных категорий лиц, отбывающих наказание в исправительных колониях (а лиц такого возраста почти 35 %), исключает из этого процесса значительную массу осужденных зрелого возраста, которым общеобразовательные знания и профессиональная подготовка необходимы.

В части 2 ст. 112 УИК указывается, что «осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию». Что касается осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, то они «к общему образованию не привлекаются». Условия отбывания осужденными пожизненного лишения свободы исключают возможность учиться в общеобразовательном учреждении исправительной колонии. В этом случае законодатель не счел необходимым привлекать их к общему образованию. Однако для того, чтобы обеспечить реализацию их конституционного права на образование, обязал администрацию колоний создавать необходимые условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания» (часть 6 ст. 112 УИК РФ). Для этого используются возможности библиотеки учреждения, консультации, в том числе и заочные, педагогов и специалистов, подписка на отдельные издания и т.п.

В статье 16 ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» указано, что образовательные учреждения в УИС создаются, реорганизуются и ликвидируются по согласованию с Министерством юстиции РФ. В ч. 7 ст. 112 УИК РФ отмечено, что организация получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (школ и учебно-консультационных пунктов) осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации» (ныне Министерство образования и науки РФ).

В настоящее время, в соответствии с Положением «Об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы», утв. Приказом Министерством юстиции РФ и Министерства образования и науки РФ от 27.03. 2006 г. № 61/70, разграничена компетенция в данной сфере указанных министерств и подведомственных им учреждений [10]. На исправительные учреждения возложены обязанности учета осужденных, подлежащих обучению, создания соответствующей материальной базы, а также обеспечение безопасности работников школы и осуществление контроля над соблюдением ими режимных требований. На руководство муниципальных органов и педагогический состав школы возлагается ответственность за организацию образовательного процесса в соответствии с образовательными стандартами, учебным планом и программами, соблюдение установленных режимных правил, оказание помощи в воспитательной работе пенитенциарного учреждения.

Согласно п. 7 Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 года № 1237, образовательное учреждение в исправительном учреждении открывается при наличии не менее 80 обучающихся, УКП – при наличии не менее 30 обучающихся. Именно поэтому в колониях, где содержится часто более 1000 осужденных, возможно открытие школы. Но, например, в колонии-поселения не всегда можно открыть даже УКП из-за малого количества осужденных, подлежащих обучению.

В настоящее время в местах лишения свободы совместно с органами управления образования формируется новая гибкая система образования осужденных, предоставляющая им возможность получить среднее и высшее профессиональное образование с использованием заочной и дистанционных форм обучения. Такие проекты осуществляются в Амурской, Калининградской, Кемеровской, Московской, Самарской, Свердловской, Ярославской и ряде других областей. По-видимому, с учетом развития новых информационно-коммуникационных технологий в части 4 статьи 129 и других подобных пунктов следует исключить упоминание о пределах территории, т.е. окончание фразы «…расположенных в пределах территории соответствующего административно-территориального образования» потеряло в настоящее время свое значение.

Нельзя обойти вниманием и такую проблему, как продолжение образования после освобождения. В статье 181 УИК РФ указываются разные формы оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, но нет упоминания об оказании помощи тем осужденным, которые не завершили обучение в школе вследствие освобождения. Поскольку общее образование является обязательным, надо обеспечить таким лицам сопровождение в образовательной траектории на свободе. С этой целью необходимо заблаговременно ставить в известность соответствующие муниципальные органы (отделы образования, органы надзора и т.п.) о создании условий для завершения образования освободившимся из мест заключения, особенно несовершеннолетним и тем, кто не достиг 30-летнего возраста. Необходимо дополнить статью 182 новой редакцией, озаглавив ее «Права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство, на образование и другие виды социальной помощи». В текст статьи, наряду с упоминаемыми правами, следует включить дополнение о том, что они имеют право на перевод в соответствующее образовательное учреждение (вечерняя общеобразовательная школа, учебные заведения профессионального начального, среднего или высшего образования), для приобретения ими того уровня образования, которое они начали получать в колонии.

Существует и другой вариант, который приводится в ч. 3 ст. 106 Европейских пенитенциарных правил, где говорится, что «образовательные программы для осужденных заключенных должны быть адаптированы к предполагаемому сроку пребывания в пенитенциарном учреждении» [14, с. 133]. В ПТУ это сделать проще, там сроки обучения кратковременные, поэтому процесс регулируется и сроки адаптированы к пребыванию лиц в колонии. Однако добиться этой вариативности в общеобразовательной школе крайне затруднительно при существующей в нашей стране модели обучения. Здесь должна быть применена персонализированная система обучения, к сожалению, не практикуемая в российских школах.

В принятых в Женеве 30 августа 1955 года Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными в ст. 77 указано:

1) заключенным, способным извлечь из этого пользу, следует обеспечивать возможность дальнейшего образования, включая религиозное воспитание в странах, где таковое допускается. Обучение неграмотных и молодежи следует считать обязательным, и органы тюремного управления должны обращать на него особое внимание;

2) обучение заключенных следует по мере возможности увязывать с действующей в стране системой образования, с тем, чтобы освобождаемые заключенные могли учиться и далее без затруднений [14, с. 107].

В Европейских пенитенциарных правилах в ст. 28 «Обучение» приводится перечень некоторых рекомендаций для организации образовательного процесса осужденных. Там, в частности, указано, что образовательные программы должны быть максимально широкими и отвечать индивидуальным потребностям заключенных, соответствуя при этом их устремлениям. Такая проблема действительно существует в общеобразовательных школах уголовно-исполнительной системы. Законодательно определено, что все дополнительные образовательные услуги должны предоставляться только на платной основе. Однако в основной своей массе заключенные и осужденные не имеют финансовых возможностей оплачивать элективные курсы. Здесь необходимо разработать механизм предоставления таких образовательных услуг, развивая социальное партнерство с общественными организациями и некоммерческим сектором.

В этих же правилах указывается, что образование заключенных, насколько это реально осуществимо, должно проходить под патронажем внешних учебных заведений [14, с. 117]. Тем самым расширяются возможности образовательных учреждений колоний в привлечении специалистов, преподавателей высших и средних специальных учебных заведений для проведения курсов, лекториев, социально-психологических тренингов и т.п.

Таким образом, в настоящее время в России многое делается для того, чтобы гарантировать осужденным к лишению свободы реализацию их конституционного права на получение общего и профессионального образования. Достаточные усилия предпринимаются для организации начальной профессиональной подготовки и профессионального обучения. Однако немало еще существует недоработок в законодательной базе, что не позволяет в полном объеме воспользоваться осужденным этим правом.


Глава 2. Особенности организации получения образования осужденными к лишению свободы

 


Информация о работе «Правовое регулирование и организация получения образования осужденными к лишению свободы в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы»
Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 58117
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
200260
1
1

... , укрепление взаимодействия с подразделениями собственной безопасности; - развитие материальной базы воспитательной работы, обеспечение ее оптимального финансирования.   ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КОЛОНИЙ ОБЩЕГО РЕЖИМА Г. САНКТ - ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ   3.1 Анализ колоний г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области Как ...

Скачать
131319
0
0

... общепризнанных принципов и норм международного права над внутригосударственными законодательными актами, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о том, каково же их непосредственное воздействие на правовое положение осужденных к лишению свободы. Анализ действующих в рассматриваемой сфере правоотношений международных документов позволяет сделать вывод, что они, по сути, являются своего ...

Скачать
119152
0
0

... Конституцией РФ права и свободы во многом сохраняются даже в том случае, когда гражданин, осужденный за преступление, отбывает наказание в местах лишения свободы. Прежде всего, необходимо отметить, что лишение свободы как вид уголовного наказания и его исполнение регулируются уголовным и уголовно-исправительным правом. Лишение свободы - это принудительная изоляция осужденного в специально ...

Скачать
116506
2
10

... занятий разрабатывается управлением (отделом) по конвоированию территориального органа УИС на квартал. Глава III. Проблемы и пути совершенствования обеспечения конвоирования осужденных к лишению свободы   3.1 Проблемы кадрового обеспечения подразделений охраны и конвоирования исправительных учреждений В настоящее время проблема кадрового обеспечения системы исполнения наказаний вообще и ...

0 комментариев


Наверх