Введение
Все мы родом из семьи. Семья является необходимой ценностью для жизни и развития каждого человека, играет важную роль в жизни общества и государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
Актуальностью темы: является семья как клиент социальной работы. Семья является первичной защитной средой индивида. Однако она может стать причиной лишений и ущемления индивида и фактором жизненных кризисов.
Что касается современных российских семей, то ее возможности усложнены социально-экономическим кризисом. Неустойчивое материальное положение, угроза безработицы и сопровождающие безработицу материальные и психологические проблемы, увеличение бытовых нагрузок влияет на степень удовлетворенности браком. Неблагоприятный социально-психологический климат отражается на отношениях между детьми и родителями, что отражает процесс их социализации.[1]
Принимая семью в качестве объекта социальной работы необходимо учитывать следующее: ее структуру, окружение, функционирование, традиции и обычаи. Что касается предмета, курсовой работы, то этим предметом в данном случаи, является семья в которой находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальной работы – направленные на социальную реабилитацию инвалидов или детей-инвалидов, оказывающие помощь малообеспеченным, женщинам, военнослужащим. Существуют также специфические технологии, предназначенные для оказания помощи семье как таковой.
Задачи помогу изучить «семью как клиента социальной работы», для этого следует раскрыть следующие вопросы:
1. Семья как социальный институт и объект социальной работы.
2. Социальные проблемы российских семей.
3. Социальная защита семей.
Традиции семейного воспитания складывались веками.
Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, одним из основных институтов общества. Сегодня в России свыше 40 миллионов семей. Семья, по определению А.Г. Харчева, - это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях: муж, жена, родители, дети и другие родственники, на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.[2]
Процессы социализации в семье включены в обыденную жизнь семьи, в распорядок дня. В распределение ролей членов семьи, в том числе и детей в определение разрешенного и неразрешенного, в ценностные ориентации взрослых.
Структура процесса обучения и коммуникации в семье, как и прорабатываемые в них темы и конфликты, зависят не только от условий жизни в обществе, от условий жизни в семье, от личностных особенностей родителей, но и от соответствующих проблем, которые характерны для развития ребенка, как и для развития семьи в целом.
Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны.
Самые разнообразные семейные коллизии становятся для ребенка психологическим прессингом, трагически воздействуют на его неокрашенную, ранимую психику.
Дети во всем идут дальше своих родителей, возможно в этом и заключается поступательное развитие, они развивают приобретенное и унаследованное от родителей, в том числе и негативное. В итоге они могут отвергать и те моральные нормы, которые соблюдали родители.
Уважительно относится к жизни каждого ее члена, радоваться успехам друг друга, совместно преодолевать трудности – такова цель преодоления основных межпоколенных конфликтов.
Социальная работа организуется вокруг различных проблем семьи, среди которых – психическое здоровье, семейное обслуживание, проблемы семьи и школы, работа с престарелыми, социальное обеспечение семьи.[3]
1. Семья как социальный институт и объект социальной работы
Единственное, что представляет действительную ценность в этом мире – это семья. Только семья дает нам силы и уверенность в себе, помогает постигать уроки, которые преподносит нам жизнь, учит моральным ценностям. Становление будущей личности во многом зависит от того, в какой среде она воспитывается, какие окружают ее люди, какие между ними существуют отношения. Семья является миниатюрной моделью общества, где все роли распределены, и от мастерства исполнения каждой роли зависит дальнейшая жизнь маленького человека, постоянно наблюдающего за развитием «семейного сюжета».1
В основе семьи лежат функции защиты и удовлетворения потребностей, ведь изначально в понятие «семья» входили представления о питании или кормлении, утолении голода, а также обучение подрастающего поколения каким-либо необходимым жизненным навыкам. Семья является самой первой защитной средой новорожденного, благоприятным микроклиматом, в котором будет происходить рост и развитие ребенка. Однако она же может стать фактором жизненных кризисов, причиной лишений и ущемления маленького существа. Так, внутрисемейные конфликты, ссоры между родителями могут вызвать у детей болезненные психические реакции, провоцировать суицидные попытки и даже самоубийство. По-прежнему актуальна тема противостояния «отцов и детей», когда естественное разделение семьи на поколения может сопровождаться различными формами насилия.2
Одним из важных и ответственных направлений работы органов социальной защиты населения является работа с семьями. Семья – социальный институт, который закладывает основы будущего общества. И не всегда можно быть уверенным, что основы эти будут соответствовать ожиданиям общества, принимающего в свои ряды совершеннолетних граждан.
Сегодня трудно точно предсказать, каким станет тот или иной ребенок. Но вот то, что внесет он с собой в окружающий мир, какие мысли поступки, жизненные принципы вместе с ним «проникнут» в социум, можно вполне предвидеть, учитывая поведение родителей, наблюдая взаимоотношения в семье, анализируя те привычки и традиции, которые через несколько лет станут привычками самого ребенка.
Конечно, не нова мысль о том, что все достижения и все проблемы нашего будущего и настоящего происходят из семьи. Исправить то, что многие годы разрушалось и создавалось, трудно. Но попытаться не только можно – нужно. А мы, как социальные работники просто обязаны это сделать. Существует много различных мероприятий направленных на профилактику семейного неблагополучия, свое внимание я хочу остановить на одном из них. В Калининградском районе краснодарского края попробовали такую форму работы с семьей – «отправили» в школу самих родителей. Почему выбор пал именно на этот метод? Потому, что именно этот метод позволил сузить круг участников, оказать почти индивидуальную, очень конкретную помощь семье.
Создания системы «родительских школ». Мысль, может, и не совсем новая, но способ ее претворения в жизнь для Калининградского района стал нетрадиционным. Работа началась с опроса самих родителе при помощи анкетирования, затем проводили беседы с детьми. Причем задача при подготовке предварительного материала была одна: как можно шире охватить различные категории семей – и благополучные, и асоциальные, и многодетные, и неполные. Не было установлено никаких ограничений ни по демографическим, ни по социально-экономическим, ни по каким-либо другим признакам. Был проведен анализ проблем, с которыми родители чаще всего обращались в управления социальной защиты населения, образования, здравоохранения. Пообщались с работниками школ и детских садов - ведь родители детей младшего возраста не всегда могут скрыть внутреннюю проблему в семье, так как дети пока еще открыты и доверчивы. Откровенны и отзывчивы. Поработали над анкетами школьников старшего возраста, которые предлагали им работники больниц и специалисты по делам молодежи.
Работа заняла немало времени, но это не стало помехой. Наоборот: именно в этой предварительной подготовке и был весь смысл – чем шире будет охват, изучения различных семей, тем больше будет потом конкретной пользы. Кроме того, параллельно еще смотрели, будет ли смысл в такой работе? Нужна ли эта своеобразная помощь семьям, будет ли она востребована?
Круг наиболее острых вопросов был очерчен. Следующим шагом стало обсуждение задуманного с работниками управления образования – проблема общая и решать ее нужно сообща. Подход педагогических работников не совсем совпадал с проектом работников социальной службы. И тогда нашли компромисс – обговорили и запланировали две основные формы работы «родительских школ»: массовую и индивидуальную. Решили посмотреть, какая форма проведения занятий будет более востребована, полезна, посещаема.
Разработали план-график, согласовали тематику, место проведения. Ответственными исполнителями стали специалисты по вопросам семьи. К участию в работе «родительских школ» договорились привлекать школьных психологов, социальных педагогов, школьных участковых инспекторов милиции, медицинских работников.
В чем заключалась основная задача? Она была двойная: первое – научить решению проблем родителей разных социальных групп, второе – дать понять некоторым родителям, что их проблема на фоне некоторых других бед не так уж неисправима, а это значит – избавить их от безысходности. Заранее подбирая родителей из одной социальной группы, выясняя их проблемы. Вопросы, с которыми они столкнулись и пока не нашли ответов, специалист берет на себя ответственность по обсуждению и разъяснению трудной темы.
Группы родителей складывались самые разные: родители детей-инвалидов, женщины, страдающие от семейного насилия, матери одиночки, которым не под силу справится с «трудными подростками» без мужчины в семье. Были и такие группы, которые приглашали и подбирали сами специалисты: родители, злоупотребляющие спиртными напитками, родители детей, замеченных в пристрастии к алкоголю или наркотикам, родители прогульщиков школьных занятий.
Работа с родителями из различных социальных и демографических групп оказалась очень интересной, дала очень неплохие результаты. Родители детей-инвалидов при общении в таких группах давали уроки выживания многодетным, потерявшим надежду на избавление от безденежья. Ведь на фоне практически неисправимого горя – болезни ребенка – все остальное кажется не таким страшным. А матери одиночки, общаясь с женщинами, страдающими от насилия, убеждали, что «тверда мужская рука» в семье – не панацея. А зачастую только источник озлобления, отчуждения родителей и детей.
К сожалению, массовая форма работы, как и предполагалось, не нашла ни понимания со стороны родителей, ни поддержки. Интерес к лекциям о вреде наркотиков пропал уже давно. А вот беседы почти с глазу на глаз, выяснение вопросов, на которые нет ответа дома, стали интересными для многих родителей. Можно сказать, что работать по такой почти индивидуальной форме в сельской местности гораздо эффективнее – нет угрозы для родителей, что с их бедой завтра будет знакомы «в лицо» все жители станицы или хуторка. Ведь дурные новости разлетаются на селе очень быстро. А потом жди разбирательств от мужа-дебошира или проблем у ребенка, который и так не знает, как выпутаться из трудной ситуации. В управлении основной упор сделали на индивидуальную работу в немногочисленных группах родителей. Одним нужно было узнать, где и как можно предотвратить нежелательную беременность, других волновали первые признаки употребления наркотиков, третьи интересовались своими правилами и социальными гарантиями.
План проведения заседаний «родительских школ» разбили на тематические группы:
- работа с семьями детей-инвалидов;
- работа с неблагополучными семьями;
- работа с семьями детей, склонных к девиантному поведению;
- работа смешанных семейных групп;
- работа с благополучными семьями, желающими предотвратить отклонения в социальном поведении детей;
- работа с семьями, в которых наблюдалось насилие в различных его проявлениях.
Сначала участники встреч не очень уютно чувствовали себя, но потом, поняв, что все делается для их пользы, они все активнее включались в обмен мнениями, обсуждение проблемы, вступая с предложениями, «заявками» по теме следующих занятий. Дальше решили, что уже сложившиеся группы должны брать к себе «новеньких», но только число участников не должно превышать 5-6, иначе обмен мнениями быстро превратится в простой «базар».
Тематика бесед расширялась, становилась более конкретной. Стало понятно, что «родительские школы» начали действовать, когда в управление обратились женщины за временным проживанием в социальной гостинице, а за это время кардинально был разрешен вопрос о разводе и дележе имущества – так была начата борьба с насилием в их семьях. Родители детей-инвалидов разобрались в том, как лучше научить своего ребенка общаться со сверстниками, не стыдясь своего физического состояния, а кто-то понял, какую помощь может оказать государство в решении его насущных проблем.
Информация о работе «родительских школ» была дана в газете, появилась на информационных стендах в сельских округах. Работники социальной службы предложили задавать вопросы анонимно, пообещав ответы опубликовать в районной газете или сообщить на родительских собраниях в школах. И вопросы стали поступать, а значит. И подтверждает свое право на жизнь новая форма работы с семьей – «родительские школы». Среди вопросов «без автора» появились вопросы от самих детей, и это тоже шаг вперед.
Выявление проблем помогло не только определиться с видом психологической и разъяснительной помощи семье. Начало строиться расширенная система работы с семьей – привлекались специалисты медицинских учреждений, учреждений культуры – оказывается, кому-то нужна была помощь и в том, чтобы определить ребенка в кружок по интересам или спортивную секцию. Расширились возможности выявления не только неблагополучных семей, но и творческих, активных, интересующихся расширением своих возможностей по воспитанию и образованию детей. Расширились формы работы по профориентации детей, особенно детей-инвалидов. Сложилась своеобразная «цепочка помощи», включающая в себя не только привычные формы поддержки семей, детей, но и помощь в более широком ее понимании.
Самым полезным оказалось, то, что через некоторое время родители сами стали изъявлять желание рассказать другим о способах решения проблемы, путях, которые привели их самих к нужному результату. Темы занятий по заявкам родителей сложились такие: «Трудный» ребенок в школе; «Трудный» - не значит не исправимый; Как научить учиться; Льготы и социальные гарантии многодетным семьям; Наркотики – начало можно предотвратить; Проституция в молодежной среде; Насилие дома – как не стать жертвой; Труд несовершеннолетнего работника; Пособия семьям с детьми; Развод: права и обязанности; Льготы семьям с детьми: новое в законодательстве РФ; Стресс: способы выхода, как его предотвратить? Как позвонить на телефон доверия? Неродной родитель: проблемы, общение, жизнь в месте; Как помочь ребенку с ОВЗ? Семейный кодекс на защите прав семьи и детей; Профессии доступны всем; Проблемы полового воспитания детей; Материальная помощь семьям с детьми; Семья: права и обязанности родителей и детей.
Это лишь неполный перечень тех тем, к которым обращались специалисты социальной службы Краснодарского края по заявкам родителей в ходе заседаний «родительских школ». При проведении опросов или анкетировании родителей прямо на заседаниях многие из них узнавали о себе и своем подходе к проблеме новое, то, чего они никак не ожидали.
Были случаи, когда родители, придя на заседание и поняв, что дело это добровольное, уходили, посчитав, что пользы для них не будет, а может быть, просто испугавшись того, что они смогут узнать о себе. С такими приходится работать индивидуально, и не всегда, к сожалению, они возвращаются на заседания «школ».
В Краснодарском крае работа продолжается, расширяется тематика, изменяется круг участников заседаний, привлекается более широкий круг специалистов из других отраслей. Возможно, придет время, когда и в других областях начнут возникать такие «родительские школы». Пусть это решит жизнь – самый мудрый и опытный учитель.
Таким образом, делая вывод, хочу, отметь, что разнообразие условий на обширной территории Российской Федерации. Различие проблем и возможностей большого города или маленького населенного пункта, культурного центра с множеством социальных ресурсов и специалистов или отдаленного поселения, где таких профессиональных работников нет, - все это объясняет существование различных моделей социальных центров и служб для работы с семьей.
... 4 лет, и поэтому представляется весьма важным изучить и проанализировать итоги этой работы. Цель исследования – изучить деятельность Общественной приемной Балтийской медиа-группы, как социального института по решению социальных проблем населения мегаполиса. Задачи исследования: -рассмотреть правовые основы функционирования, цели и задачи Общественной приемной; -проанализировать деятельность ...
... специалистов высшей категории. Совокупность норм, регламентирующих взаимодействие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом. Для современного общества проблемой является качество обучения. Институт образования нуждается в изменении самой концепции образования, ином выборе предметов, должна произойти переориентация на потребности современного ...
... , а именно 5—6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, анимизм, тотемизм) появилась около 30—40 тыс. лет назад [; c.236]. 3. Религия как социальный институт Чтобы раскрыть содержание вопроса «Религия как социальный институт», необходимо прежде всего отметить, что религия является одним из самых древних социальных институтов. Социолог относится к религии как к социальному ...
... политических обществ…» Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель. Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель ...
0 комментариев