1.1 Формирование задачи

С того момента, когда вечером 19 брюмера в Сен-Клу Мюрат рапортовал Наполеону, что зал Совета пятисот очищен и все обстоит благополучно, генерал Бонапарт превратился на 15 лет в ничем не ограниченного правителя французского народа. То обстоятельство, что первые пять лет этого периода Наполеон называл себя первым консулом, а последние десять лет — императором и что соответственно Франция сначала называлась республикой, а потом империей, ничего по сути дела не меняло ни в классовой основе нового режима, ни в природе военной диктатуры Наполеона. "Когда народ в государстве развращен, законы почти бесполезны, ежели не управляется оно деспотически" - утверждал Бонапарт. Началась устанавливаться диктатура контрреволюционной буржуазии, той буржуазии, которая в погоне за наживой привела Францию на край гибели, поняла это, растерялась и, "изверившись в своих собственных политических способностях", пришла к единственному выводу, что, только задушив революционный демократизм, только под покровительством крепкой, пусть тиранической, пусть даже в лице этого страшного вояки Наполеона, но только твердой и нерушимой власти буржуазное общество может беспрепятственно развиваться, обеспечив свободное движение частного капиталам.

Бонапарт усвоил эти основы будущего государства. На утверждение этих основ он направил всю силу своего таланта. Наполеон полностью использовал все открывшиеся перед ним возможности, чтобы сделаться единодержавным властителем этого нового государства. Он уничтожал, создавал, изменял государственные учреждения, но их смысл и их цель оставались совершенно неизменными: они должны были превратить государственный аппарат в орудие, осуществлявшее единую верховную волю.

Итак, 30-летний генерал, до сих пор никогда ничем не занимавшийся, кроме войны, завоеватель Италии, завоеватель Египта, одним ударом уничтоживший законное правительство республики, оказался вечером 19 брюмера властителем Франции. Эта страна была разрушена революцией, денег в казначействе не было; были целые армейские части, которые месяцами не получали ассигнованных на их содержание сумм. Перед Наполеоном были горы старорежимных обломков и масса новых, выявленных революцией материалов, очень много начатого и неоконченного, начатого и брошенного, начатого и взятого назад; все было как бы в хаосе и брожении.

1.2 Конституция 1799г

Бонапарт начал с организации новой власти, т. е. с оформления своего самодержавия. Впервые же дни после переворота началась активная работа над новой конституции, создание неограниченной власти с сосредоточением ее в руках первого консула – вот что было основной целью новой конституции. Бонапарт как-то сказал: "Да, да, пишите так, чтобы было кратко и неясно". Этими словами он изложил свой общий принцип: когда дело идет о конституционных ограничениях верховной власти, нужно писать покороче и потуманнее. Если существовал когда - нибудь на свете деспот, органически не способный ужиться с каким-либо, хотя бы скромным, но реальным ограничением власти, то это был именно Наполеон.

Новая конституция бала готова уже через месяц после переворота, 13 декабря 1799 года и полностью отвечала задачам, которые были поставлены при ее написании. Она была на самом деле и короткой и неясной. В отличие от предшествующей конституции 1795 год, насчитывавшей триста семьдесят семь статей, конституция, составленная под руководством Бонапарта, была почти в четыре раза короче — в ней было всего девяносто пять статей. Это был сухой, сугубо деловой документ, написанный явно наспех. Большинство статей имело сугубо практический характер, порой приближаясь к протокольной записи. Так, например, Одина из статей сообщала, что "конституция назначает первым консулом гражданина Бонапарта..." и вторым и третьим консулами — граждан Камбасереса и Лебрена.

Вторая часть задачи —"пишите неясно"— была также выполнена полностью. Конституция предусматривала создание четырех коллегиальных органов: Государственного совета, Трибуната, Законодательного корпуса и Сената, имевших каждый строго ограниченные функции и потому и в отдельности, и в совокупности обреченных на полное бессилие. Но это резкое умаление действительной роли представительных учреждений внешне компенсировалось показным демократизмом новой конституции. Вопреки намерениям членов конституционной комиссии повысить избирательный ценз Бонапарт с его быстрой ориентацией сразу понял политические невыгоды этих предложений. Ущемляя и фактически сводя на нет власть представительных учреждений и резко усиливая власть первого консула, Бонапарт понимал необходимость прикрыть эту крутую ломку сложившихся конституционных традиций покрывалом показного демократизма. Он настоял на восстановлении всеобщего (для мужчин) избирательного права. Восстановив всеобщее избирательное право, что могло казаться смелым шагом вперед по сравнению с конституцией 1795 года, Бонапарт рядом мер придал ему чисто фиктивный характер. Первичные собрания, являвшиеся важнейшей формой политической активности масс, были уничтожены. Плебисцит, проводившийся под контролем полиции, стал также фикцией.

Конституция фактически устанавливала режим личной власти. Права первого консула были определены, как и хотел того автор конституции, вполне неясно: "Первый консул наделен особыми функциями и полномочиями, которые он может временно дополнять в случае надобности при помощи своих коллег". При всей неопределенности этой статьи из нее все же можно было понять, что первый консул при желании может обладать неограниченной властью. Единственная статья конституции, сформулированная совершенно четко и ясно, она гласила: "Жалованье первого консула с VIII года устанавливается в размере пятисот тысяч франков в год. Жалованье обоих других консулов равно трем десятым жалованья первого". Это была именно та статья, из которой все поняли реальный смысл свершившегося. Известен рассказ, переданный "La Gazette de France", о том, как воспринимал простой народ конституцию после того, как ее текст был оглашен на улицах и площадях глашатаями. Одна женщина говорила другой: "Я внимательно слушала, но ничего не разобрала". "А я,— отвечала другая,— не пропустила ни слова".—"Ну, так что же дает конституция?"— "Она дает Бонапарта".


Информация о работе «Роль Наполеона в вопросах внешней и внутренней политики»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 59908
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
159736
0
0

... и русское полководческое искусство. Таким образом, 1945 год стал важной вехой в историографии нашествия Наполеона на Россию 1812 года, особенно в изучении полководческого искусства М.И. Кутузова. Пристальное изучение военной деятельности знаменитого полководца позволило советским военным и гражданским историкам дать ответ на некоторые важные вопросы. Однако опубликованные работы и прочитанные в ...

Скачать
75019
0
0

... совета и управляющим Комиссией о составлении законов. Но Сперанский уже не мог вернуть своего былого положения, находясь на второстепенных ролях. Глава 2. Внутренняя политика в 1815-— 1819 гг.  Последнее десятилетие царствования Александра I принято считать временем решительного поворота к реакции, именуемой аракчеевщиной. Однако политический курс Александра I в те годы носил противоречивый ...

Скачать
51636
0
0

... решился Оливер Кромвель и от чего с негодованием отказался Джордж Вашингтон: он основал собственную монархию. 18 мая 1804 г. (28 флореаля XII г.) был издан сенатус-консульт, провозгласивший Наполеона Бонапарта императором. Императорский сан объявлялся наследственным и передавался "по нисходящей линии кровному и законному потомству Наполеона Бонапарта по мужской линии в порядке первородства, с ...

Скачать
548176
10
0

... сборники, в которых нашли отражение обязанности каждого класса в отдельности? А. Конституция. В. Рицу. С. Риц у - ре. D. Ре.. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ЧАСТЬ 3 ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН НОВОГО ВРЕМЕНИ Курс: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Часть 1. История государства и права Древнего мира (рабовладельческие государства и право). Часть 2. ...

0 комментариев


Наверх