1.2 Отечественная история становления этических традиций социальной работы

Первое упоминание в области этических основ социальной работы одновременно является и первым упоминанием о социальной работе как таковой и относится к 1750 г. до н.э. Это свидетельствует о том, что уже древние не представляли сущности социальной работы в отрыве от ее этических норм и традиций. В это время в Вавилоне создавались кодексы справедливости – гражданские акты, призывавшие людей любить ближнего, заботиться о бедных. В Древней Греции социальная работа была известна как "филантропия" (что в переводе с греческого означает "проявление любви в отношении человечества"), в Риме – как "народная традиция". Древние инки процесс помощи определяли как "минка", языческие славянские племена как "слепня" [13, 17 -19].

С образованием материнского рода человек получил "первый урок личности, научавший ее, насколько она выигрывает в борьбе за существование, вступая в ассоциацию, которой личность приносит в жертву исключительный эгоизм, но от которой получает громадное приращение сил, результаты общей опытности, общей работы мысли всех членов ассоциации и традицию длинного рода поколений" [7, 78].

К этому периоду можно отнести появление первых форм взаимопомощи людей, прообразов будущей благотворительности. Именно в этот период начинается постепенное формирование собственно моральных отношений, регулирующих взаимодействие людей и форм их существования на основе определенных нравственных законов.

Формирующиеся моральные отношения группируются вокруг этики альтруизма и коллективизма. Для того, чтобы победить или, как минимум, отстоять себя, необходимо, чтобы внутри этноса возникла альтруистическая этика, в соответствии с которой интересы коллектива ставятся выше личных. Такая этика наблюдается и среди стадных животных, но только у человека она приобретает значение единственного видоохранного фактора, при этом имеется в виду, что альтруизм и коллективизм подразумевают обязательную взаимопомощь членов сообщества [5, 162].

Особенно ярко альтруизм проявляется в этике славянских племен, у которых деление на "своих" и "чужих" было менее четким, и этика отношений, в частности этика взаимной помощи, распространялась на тех и других более или менее одинаково, конечно, при условии, что "чужие" миролюбивы и не несут угрозы благополучию славянского рода или племени. Даже иноверцы получали равные со славянами права, если, оставаясь среди них, не оскорбляли миропонимания славян, основанного на древней языческой религии. Так, византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский писал: "Эти племена, славяне и анты… издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом". "Честность же и товарищество среди них таковы, что они, совершенно не зная ни кражи, ни обмана, не запирают своих сундуков и ящиков", – говорится в "Жизнеописании Оттона Банберского". Маврикий Стратег, Адам Бреженский, Ибн-Русте, Ибн-Фадман и другие путешественники, оставившие заметки о своем посещении славянских земель, единодушны во мнении, что людей более гостеприимных, радушных, доброжелательных, милосердных и справедливых, чем славяне, найти трудно.

Первые, наиболее общие и объективные с точки зрения потребностей совместного проживания и деятельности людей моральные принципы, отмечаемые историками и этнографами у всех народов земли, получили в дальнейшем закрепление в религиозных нормах и заповедях, а впоследствии – в светских законах.

Православие, постепенно распространяясь среди русичей, не противоречило их этическим представлениям о необходимости помогать нуждающимся и следовать вековым традициям милосердия. Православие как ветвь христианства является наднациональной религией (в отличие, например, от религии иудеев) и не разделяет людей по признаку национальности, расы, цвета кожи, уровня материального достатка или другим; единственный критерий деления – вера, вследствие чего все исповедующие христианство люди – "братья во Христе". Самый главный этический принцип ("Золотое правило этики") изложен в Нагорной проповеди Иисуса Христа и гласит: "И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (Мф. 7:12).

В Древней Руси этика помощи человеку не оформлялась в отдельную отрасль знаний, а существовала в контексте норм человеческого общежития, что доказывает обыденность самого фактора оказания помощи. Вводя в конце Х в. на Руси православие, великий киевский князь Владимир заботился о том, чтобы не только буква, но и, главное, дух православия на русских землях восторжествовал. С этой целью князь Владимир в 996 г. поручил православной церкви заботу о нуждающихся и определил средства на их содержание и поддержку ("церковная десятина").

Наиболее целостную систему этических воззрений в древнерусский период, которая затрагивает в числе прочих и проблему помощи нуждающимся, являет собой "Поучение Владимира Мономаха". Князь Владимир Мономах в "Поучении" своим потомкам (1099) писал о необходимости проявлять неустанную заботу о нищих, убогих, сиротах, вдовах, поддерживать их материально и восстанавливать социальную справедливость, защищать слабых от притеснения сильных.

Таким образом, Мономах считал важным соблюдение общих моральных правил, среди которых можно выделить и этические правила благотворительности: уважение к людям, умение быть полезным, быть верным данному слову, заботиться о бедных и защищать их, делать людям добро и избегать зла, творить милостыню.

Продолжением и развитием сложившихся в древности славянских этических обычаев и традиций в отношении помощи и взаимопомощи, обобщенных позднее в рамках Нового Завета, "Поучения Владимира Мономаха", сборников "Пчела" и "Златоуст" и других, явился распространившийся в ХVI в. "Домострой". В нем затрагиваются вопросы нравственности личности и содержатся определенные требования, в том числе и требование участвовать в благотворительности: человек должен не только соблюдать основные заповеди христианской религии, то есть не красть, не клеветать, не лгать, "но и быть… к убогим приветну и милостиву…".

В эпоху великого реформатора Петра I и позднее выходит в свет большое количество светских кодексов поведения, которые содержат нормы как этики, так и этикета, не разделяемых по содержанию. Большинство изложенных в них правил относится ко всем людям независимо от их сословия и носит всеобщий характер. Очень важным в отношениях с людьми считается "оказание почтения всякому человеку вообще, какого бы кто имени, веры и закона не был… он есть ближайший твой". Светские этические кодексы подчеркивают необходимость проявлять сочувствие к человеку, оказавшемуся в беде.

Так, например, в нравственной энциклопедии, содержащей описание обязанностей человека в общежитии (начало XIV в.) говорится: "Кто берет участие в горестях ближних своих, тот заставляет себя любить, а кто безжалостен, тот не может наслаждаться именем друга человечества…" Многие светские лица, в том числе и канонизированные после смерти, славились при жизни своим милосердием и состраданием к неимущим. Таковыми были Юлиания Лазаревская (Муромская), У.У.Осорьина, Ф.П.Гааз, Ф.М.Ртищев, В.Ф.Сологуб, В.Ф.Одоевский и многие другие; они не только сами оказывали помощь нуждающимся, но и своим примером побуждали к благотворительности.

Особый пласт этической культуры в связи с идеями социальной помощи заложен в работах отечественных философов: И.Брянчанинова, П.Чаадаева, Н.Чернышевского, П.Лаврова, Н.Михайловского, В.Соловьева и другие.

Все они, при всем различии подходов, главным образом поддерживают и развивают одну и ту же мысль: добро необходимо делать в первую очередь для собственной души, для ее совершенствования; жить для других – это значить жить для себя, жить в мире со своей душой и совестью, и поэтому делать добрые дела, помогать людям – необходимо, полезно и рационально. Во взглядах светских философов также четко прослеживается и мысль о ценности человека: человек ценен как самостоятельная личность, имеющая право на личное счастье, совершенствование и свободу поступков и выполняющая долг прежде всего перед собой.

Этические взгляды общества на социальную роботу (точнее, на социальное обеспечение) претерпевают существенные изменения в советский период: во-первых, тогда считалось, что в условиях социализма все граждане в достаточной мере социально защищены, вследствие чего дополнительных мер, таких, например, как система благотворительности, не требуется.

Во-вторых, государство считало своим первейшим долгом полностью взять на себя заботу о гражданах, не имеющих возможности самостоятельно себя содержать, в связи с чем благотворительная деятельность частных лиц, с точки зрения официальных органов власти, являлась излишней и унижающей достоинство личности: каждый человек в советском государстве имел право на заботу и внимание к себе со стороны государства.

В-третьих, нельзя считать, что благотворительность исчезла полностью: широко распространилась шефская помощь; существовала и частная благотворительность (считалось нормальным помогать престарелым соседям, инвалидам, больным людям); имела место и подача милостыни, хотя она не была широко распространена и не приветствовалась.

В настоящее время этика профессиональной социальной роботы как неотъемлемая часть жизнедеятельности государства и общества рыночной экономики в Украине переживает период становления. Тем не менее в ее основе уже сейчас заложены конституционные требования признать высшей ценностью общества человека вне зависимости от его материального положения, способности к труду, состояния здоровья, образования, интеллектуальных способностей, семейного положения, пола и возраста, расы и национальности, взглядов и убеждений и т.д.

Этические нормы совместного существования и деятельности людей в нашем обществе требуют оказания адекватной помощи и поддержки каждому человеку, нуждающемуся в них. Эта помощь должна быть основана на любви к человеку, уважении его прав, принципах гуманизма и социальной справедливости.

Таким образом, истоки этики профессиональной социальной работы в Украине – в доброжелательности, сострадании, милосердии древних славян, в христианской благотворительности, в традициях помощи светских филантропов бедным. Основываясь на нравственных законах помощи человеку, составляющих сущность культуры украинского народа, она признана сохранить и развить все лучшее, что свойственно нам в заботе о благе человека.


Информация о работе «Этика социально-педагогической деятельности»
Раздел: Социология
Количество знаков с пробелами: 143811
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
62519
0
0

... же вопрос встает и перед будущими социальными педагогами. Познакомившись с особенностями этой науки, изучив содержание социальной педагогической деятельности, будущий социальный педагог оказывается перед проблемой: как, каким путем реализовать принцип толерантности? В современной литературе, несмотря на то, что над вопросом толерантного воспитания работают много исследователей, четко определенных ...

Скачать
126655
8
6

... Помощь и Соц. педа- деятельности с психологом школы взаимодействие в проведение диагностики, коррекции, консультирования гог Апробирование программы по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей показала следующие результаты.   Результаты сравнительного исследования уровня тревожности Имя ребенка Первичная диагностика Вторичная диагностика Евгений Е. ...

Скачать
51464
1
2

... и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. Эти технологии частично будут рассмотрены ниже. При этом необходимо учитывать, что социально-педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие: · выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними; · непосредственная индивидуальная или групповая работа с ...

Скачать
127326
1
27

... o  психологическая и педагогическая помощь. 3.  Материальную помощь. 16% Как показали данные исследования родители, воспитывающие ребенка- инвалида сталкиваются с рядом трудностей, которые зачастую не могут решить самостоятельно. Поэтому им необходима социально-педагогическая поддержка. 2.4 Задачи воспитания в семьях, где есть дети-инвалиды Нельзя изучать ребёнка с ограниченными ...

0 комментариев


Наверх