2. ЭСТАМПЫ В БИБЛИОТЕКЕ В XIX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

 

Эстамп – это произведение художественной графики, отпечаток на бумаге изображения, сделанного на печатной форме. Такие оттиски издавна присутствуют в библиотеках мира: и как гравированные иллюстрации в книгах, и как отдельные листы. В «Описи книг, привезенных из Варшавы», которая датирована 10 февраля 1797 г., значатся 8 малых ящиков с «эстампами и атласами». К концу 1810 г., то есть ко времени подписания императором Александром I рескрипта об открытии Библиотеки «на пользу общую», в ней хранились эстампы, картины, портреты и ландкарты: «12 папок, 43 связки и 42 свертка».

К началу XIX в. интерес к изобразительному искусству в российском обществе резко вырос. То, что печатная графика заняла достойное место в фондах Библиотеки, во многом является заслугой Алексея Николаевича Оленина – директора Библиотеки и президента Академии художеств. Существующее собрание гравюр следовало организовать так, чтобы стало возможным использовать его. Поэтому в 1812 г. по просьбе Оленина в звании почетных библиотекарей утвердили двух художников, «способных к смотрению за эстампами и знающих рисовальное и гравировальное искусство». В 1815 г. поручение «привести в систематический порядок … собрание эстампов и сделать оным надлежащую опись» было дано помощнику библиотекаря Ивану Андреевичу Крылову.

Тем не менее до 1840-х гг., когда директором Библиотеки стал Дмитрий Петрович Бутурлин, ситуация с хранением эстампов почти не изменилась. Хотя их поступления были незначительными, фонд все же увеличивался, а попытки упорядочить его не были доведены до конца. Положение изменилось благодаря энергичной деятельности библиотекаря Василия Ивановича Собольщикова. Именно он, один из первых знатоков изобразительного искусства в Библиотеке, заложил основы нынешнего Отдела эстампов. О проделанной им работе подробно говорится в архивном документе:

«…Собрание эстампов, состоящее из 50 000 листов, приведено в следующий порядок:

1. Эстампы с именами граверов или с монограммами разделены на школы: немецкую …, итальянскую …, голландскую …, французскую …, английскую … и русскую. … Сверх школ образовался еще отдел граверов малоизвестных …

2. Эстампы, на которых не означено имени гравера, разделены по содержанию…

3. Чтобы предохранить эстампы от повреждения и растраты и дать портфелям правильную форму, все собрание наклеено на … бумагу одинакового формата…»

Для хранения этого собрания были сделаны низкие шкафы с выдвижными полками, на которые легли основательно сделанные папки, закрытые каждая специальной шторкой. Эта работа пришлась на период, когда в мире только начинали разрабатываться основные методы гравюроведения. В 1821 г. вышло классическое руководство библиотекаря Венской королевской библиотеки, художника и гравера Адама Барча, которое, без сомнения, тщательно изучал Собольщиков. В 1859 г. при осмотре крупнейших библиотек Европы он мог убедиться, что организация фонда эстампов в С.-Петербурге вполне соответствует современному уровню. Преемником Собольщикова стал Владимир Васильевич Стасов – с 1855 г. его добровольный помощник, а впоследствии, с 1872 г., заведующий Отделением изящных искусств и технологии, в котором во второй половине XIX в. хранилась печатная графика.

К середине XIX в. собрание эстампов, состоявшее первоначально из иностранных гравюр, стало пополняться и русскими произведениями. Они поступали в соответствии с законом об «обязательном экземпляре», покупались, нередко их приносили в дар – целыми коллекциями или отдельными листами – частные лица и учреждения.

Каждый год приносил Библиотеке множество графических материалов, о самых значительных из которых можно узнать из ежегодных «Отчетов»: в 1851 г. поступили оттиски с гравированных досок времени Петра I; в 1852 г. в составе «Древлехранилища» М.П.Погодина были получены гравюры, а В.И. Даль подарил собрание лубочных листов; в 1857 г. была куплена коллекция портретов Г. Ладдея. С 1850-х гг. наряду с эстампами Библиотека комплектуется и материалами, которые выполнены уже в новой технике печати – фотографии.

Экспонирование эстампов было всегда характерно для Библиотеки. В 1850-е гг. в Отделении было устроено 4 постоянных выставки, по две в каждой из частей зала. Первая из них появилась в 1851 г., когда был сделан низкий длинный шкаф для хранения коллекции эстампов. Над ним, в спроектированных Собольщиковым особых витринах – подвижных рамках – были помещены выдающиеся гравюры итальянской, немецкой, нидерландской (голландской и бельгийской) и французской школ. Затем в 1856 г. в той же половине зала была организована вторая экспозиция, о которой «Отчет» гордостью сообщал, что подобной ей «до сих пор не существует еще ни в одном музее, ни в одной библиотеке европейской: это – собрание образцов всех граверных способов, или всех родов гравюры». Она была расположена за стеклами, на поворачивающихся рамах, прикрепленных к двум большим шкафам по всей их длине и высоте.

В 1857 г. выставки украсили и другую половину зала. Одна из них представляла «Галерею Петра Великого» – собрание, которое В.В.Стасов до конца своей жизни с огромной энергией комплектовал и описывал. Как сообщал «Отчет» того года, «оно расположено, в систематическом порядке, по типам, на вертикальной поверхности книжных шкафов …, за стеклами, и представляет более 200 разных портретов, начиная от произведений высокого художественного достоинства и нисходя до самых грубых литографий и даже лубочных картин». Другая выставка показывала посетителям Библиотеки основные этапы развития русской гравюры, коллекция которой в Библиотеке к этому времени значительно увеличилась. Для этого был устроен специальный шкаф, подобный тому, в котором хранились и демонстрировались произведения иностранных мастеров. В витринах нового шкафа отечественные произведения были расположены в хронологическом порядке.

Экспозиции образцов гравировальных техник, русской гравюры и петровских портретов, пополняясь, оставались постоянными до 1920-х гг.

Эстампы были доступны обозрению посетителей Библиотеки не только в самом Отделении, но и в примыкающем к нему зале № XIV (ныне – Зал социально-экономической литературы), и в предназначенном для художественных занятий зале № XII (ныне – Зал литературы и искусства). В 1852 г. в каждом из них было устроено по четыре витрины пирамидальной формы, украшенных сверху слепками с античных статуй. В неподвижной нижней части застекленных витрин помещались библиографические редкости, а во вращающейся верхней – «примечательные эстампы».

С 1850-х гг. фонд эстампов используется все более интенсивно. В единственный тогда читальный зал, который находился на первом этаже Библиотеки, в корпусе Соколова (ныне – одно из помещений Отдела рукописей), богато иллюстрированные издания и собственно эстампы не выдавались. С ними можно было ознакомиться на втором этаже в зале № XII (так называемая «Ларинская зала», ныне – Зал литературы и искусства), который с 1857 г. был отведен для художников. В зале был установлен большой стол с пюпитрами для рисования. Особый билет для пропуска на занятия выдавал заведующий Отделением; в 1858 г. число посетителей зала достигло 1 413 человек.

В 1862 г. в Библиотеке открылся новый читальный зал, спроектированный Собольщиковым (ныне – Ленинский зал): в нем был запланирован и «кабинет для художественных работ», в котором выдавались бы «роскошные издания с эстампами и иллюстрациями … и … эстампы на отдельных листах». Однако художники были вытеснены из этого зала, и их обслуживание постепенно перешло собственно в Отделение изящных искусств и технологии, где они не только получали материалы, но могли рассчитывать и на консультацию такого специалиста, как В.В.Стасов. Среди посетителей Библиотеки были тогда известные художники (И.Е. Репин, М.А. Антокольский и др.), крупные ученые, а также коллекционеры. В числе последних был и Д.А. Ровинский, по завещанию которого в 1897 г. Библиотеке были переданы гравированные иностранные портреты из его коллекции.

После смерти В.В. Стасова в 1906 г. место заведующего Отделением изящных искусств и технологии занял Николай Дмитриевич Чечулин. При нем была сделана попытка систематизировать и упорядочить многочисленные поступления прежних лет. Среди новых материалов, пополнивших фонды Библиотеки в первые десятилетия XX в., особо выделяется собрание А.В.Олсуфьева.

В 1918–1930 гг. Отделением, в которое входил и так называемый «Кабинет Эстампов», заведовал Михаил Леонидович Лозинский. На рубеже 1910-х–1920-х гг. собрание Библиотеки значительно пополнилось за счет эстампов, которые поступали преимущественно из Государственного книжного фонда, концентрировавшего передачу материалов из бывших частных собраний и ликвидированных учреждений. Так, в 1919 г. Библиотека получила собрание видовых гравюр Н.К. Синягина и собрание русских портретов В.Я. Адарюкова, а также 7 томов английских гравюр XVIII в. С каждым годом все больше прибывали произведения советской графики, особенно – плакаты, как в порядке «обязательного экземпляра», так и от собирателей. В 1930 г. было образовано самостоятельное Отделение эстампов. Положение ценнейшего фонда было тяжелым: в 1932 г. в нем работал 1 человек, который выполнял «все функции по своему отделению как технического, так и консультационного порядка». Материалы находились в двух залах среди книжных шкафов «без какой-либо хронологической или логической последовательности». Не удивительно, что в 1932 г. возникло предложение о передаче собрания гравюр четырем музеям: ленинградским Эрмитажу и Русскому музею, московским Музею изобразительных искусств и Третьяковской галерее. К счастью, фонд удалось отстоять, а с 1936 г. в работе Отделения произошли положительные изменения: началась систематизация и инвентаризация материалов, стали осуществляться каталогизационные, научные и методические работы.

В годы Великой Отечественной войны самая ценная часть фондов была эвакуирована в город Мелекес, где эстампы демонстрировались на выставках и помогали проиллюстрировать доклады сотрудников Отделения. Параллельно выставочная работа и обслуживание читателей – художников, агитаторов, лекторов – продолжалось и в блокадном Ленинграде.

Осенью 1945 г. фонды вернулись в Библиотеку, и Отделение эстампов возобновило работы по систематизации, шифровке, инвентаризации и каталогизации тысяч единиц хранения.

В 1951 г. это подразделение Библиотеки, с 1934 г. относившееся к Отделу Фонда и Обслуживания, перешло в непосредственное подчинение дирекции и стало именоваться Отделом Изобразительных Искусств. Отдел получил самостоятельные права, новые оборудование и помещение (во второй половине XIX в. это было Отделение изящной словесности – зал № VI на первом этаже корпуса Росси). Фонд был первично разобран, и уточнена очередность его обработки.

К концу 1950-х гг. сложилась система каталогов и картотек Отдела, и определились основные принципы его функционирования как комплексного отдела – осуществляющего хранение и обработку материалов, а также обслуживание читателей – которые актуальны и в его сегодняшней деятельности.

История Отдела эстампов показывает, что хранящиеся в нем разнообразные материалы и коллекции стали основой для многих научных исследований. С ними работали и читатели, и сотрудники Библиотеки – крупные ученые, которые заложили принципы отечественного гравюроведения, обосновали правила хранения и научного описания эстампов. Благодаря усилиям и таланту выдающихся деятелей отечественной культуры сформировался нынешний Отдел эстампов – особое подразделение Библиотеки, выполняющее одновременно и библиотечные, и музейные функции.


Информация о работе «Искусство эстампа»
Раздел: Культура и искусство
Количество знаков с пробелами: 24578
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
27455
0
0

... . Если графика легко может быть классифицирована так же, как и другие изобразительные искусства, то чем же она радикально отличается от скульптуры и живописи? Специфику искусства графики составляет рисунок. Рисунок (как художественно-выразительное средство) хоть и используется во всех видах изобразительного искусства, но в графике он является ведущим, определяющим началом и применяется в более ...

Скачать
54921
0
0

... искусству, помимо «сурового стиля» явилось искусство, продолжающее в какой-то степени традиции русского авангарда (И. Калинин, В. Сидур и т. д.). Выставки последних лет: «Советское искусство 20–30-х годов», выставки, посвященные творчеству П. Филонова, К. Малевича, М. Шагала, возвратили зрителю запрещенные или замалчиваемые имена. Конечно, каждое новое поколение отличается от предыдущего, и те, ...

Скачать
26246
0
0

... рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений. Декоративная - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики). 2.         Техники изобразительного искусства Техника живописи - совокупность приемов использования художественных материалов и средств. Традиционные техники живописи: энкаустика, темперная, настенная (известковая), клеевая ...

Скачать
128302
0
0

... нем: «Французская школа, единственная, которая существует, еще далека от упадка. Соберите, если можете, все работы живописцев и скульпторов Европы, и вы из них не составите нашего Салона». Итальянское искусство XVIII века по сравнению с французским было менее влиятельным, но его отдельные представители не уступали, а подчас своим профессиональным мастерством и превосходили французских художников. ...

0 комментариев


Наверх