2.2 Характеристика объективной стороны преступления
Объективная сторона преступления - это внешний акт общественно опасного посягательства на охраняемый уголовным правом объект.[28]
Поведение людей, в том числе и преступное, имеет массу индивидуализирующих его признаков. Часть этих признаков характеризует объективную сторону преступления. Это такие признаки, как действие или бездействие и находящиеся в причинной связи с ними вредные последствия, а также способ, место, время, обстановка, средства и орудия совершения преступления.
Любые поступки человека имеют внешние (объективные) и внутренние (субъективные) признаки. Внешние - обеспечивают проявление человеческого поведения в объективной действительности; внутренние - психические процессы (потребности, интересы, мотивы и пр.), которые протекают в сознании человека и определяют его поведение. В жизни они образуют психофизическое единство.
Расчленение поведения человека на объективные и субъективные признаки возможно лишь условно, с целью более глубокого их познания, а также определения роли и значения каждого признака при совершении общественно опасного деяния и его уголовно-правовой квалификации.
К числу признаков объективной стороны относятся:
- действие или бездействие, посягающее на тот или иной объект;
- общественно опасные последствия;
- причинная связь между действием (бездействием) и последствиями;
- способ, место, время, обстановка, средства и орудия совершения преступления.[29]
Объективные признаки - общие для всех составов преступлений - изучаются в Общей части Уголовного права РФ.
Так, в ст. 14 УК РФ говорится, что преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.
Таким образом, законодатель устанавливает, что преступление - это деяние, которое является общественно опасным и противоправным, т.е. дает характеристику такого объективного признака, как деяние. Однако наиболее полно объективная сторона преступления отражается в диспозиции статей Особенной части УК РФ. Например, в ст. 214 УК РФ такое преступление, как вандализм, определяется следующим образом: «...осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах». Так раскрываются признаки именно объективной стороны, т.е. дается характеристика действий, образующих состав вандализма. Диспозиции уголовно-правовых норм описывают главным образом объективную сторону преступления.
В дореволюционном законодательстве признаки объективной стороны в Общей части также не раскрывались. Так, в Уголовном уложении 1903 г. в определении преступления говорилось только о деянии. Хотя в Уложении о наказаниях 1845 г. (изд. 1885 г.) преступлением признавалось «как само противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания предписывалось», т.е. указывалось на два вида деяния - действие и бездействие. Конкретные же признаки объективной стороны, так же, как и в УК РФ, были даны в Особенной части уголовного закона. [30]
Последнее определение в общих чертах содержалось в УК РСФСР 1922, 1926 и 1960 гг. в качестве определения преступления, но при этом, что же конкретно понималось под действием или бездействием, не раскрывалось.
Уголовный кодекс РФ 1996 г. в определении преступления не раскрывает понятие деяния (ч. 1 ст. 14). Однако уже в части 2 этой же статьи говорится: «Не является преступлением действие (бездействие)…», т.е. фактически признает деление деяния на 2 вида. Указание на действие или бездействие содержится в иных статьях Общей части (например, в ч. 2 ст. 5, ч. 3 ст. 9, ч. 1 ст. 20, ч. 2 и 3 ст. 22, ч. 2 и 3 ст. 25, ч. 3 ст. 26, ст. 30 УК и др.).
Как уже отмечалось, российский законодатель всегда последовательно констатировал возможность совершения преступления как путем действия, так и путем бездействия. В первом случае речь идет об активной форме человеческого поведения, во втором - предполагается пассивное поведение лица, обязанного в конкретной ситуации действовать. Большинство преступлений осуществляется путем действия. Так, кража и другие виды хищения всегда совершаются путем активных действий. Некоторые общественно опасные деяния предполагают лишь пассивную форму поведения- бездействие (неоказание помощи больному).
Многие могут быть совершены как путем действия, так и путем бездействия. Примером может служить такое преступление, как злоупотребление должностными полномочиями.
Особенности объективной стороны, прежде всего самого деяния и наступивших вредных последствий, а также характер этих последствий и их структура обусловливают определенные приемы описания в соответствующих статьях УК РФ признаков всего преступления. В статьях Особенной части при определении объективной стороны указываются признаки, необходимые для видовой индивидуализации деяния, что позволяет разграничивать различные преступления, сходные по объекту, субъекту, субъективной стороне.
Указанные ранее признаки объективной стороны играют неравнозначную роль. Действие или бездействие являются обязательным признаком объективной стороны любого преступления. Принцип признания преступлением только конкретного общественно опасного действия или бездействия, а не убеждений, образа мыслей, личных свойств человека последовательно проводится в нашем государстве.
Так, ст. 7 Уголовного кодекса РСФСР 1926 г. предусматривала в отношении лиц, совершивших общественно опасные действия или представляющих опасность по своей связи с преступной средой или по своей прошлой деятельности возможность применения мер «социальной защиты судебно-исправительного, медицинского либо медико-педагогического характера».
Обязательными признаками многих преступлений являются последствия и причинная связь. Некоторые нормы сконструированы законодателем таким образом, что в объективную сторону включены помимо деяния, общественно опасные последствия и причинная связь между деянием и последствием. Например, в ч. 1 ст. 264 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. В данном случае в объективную сторону входят: нарушение правил дорожного движения, последствия - причинение тяжкого вреда здоровью человека и причинная связь между нарушением правил дорожного движения и наступившими последствиями. Такие составы преступления получили в теории уголовного права условное название материальных.[31] В таких случаях последствия и причинная связь являются обязательными признаками объективной стороны соответствующего состава преступления.
В других случаях, законодатель, конструируя норму, вписывает только деяние, вынося последствия за пределы состава преступления. Есть уголовно-правовые нормы, содержащие только признаки действия (бездействия). Например, так построены статьи о дезертирстве, самовольном оставлении части, укрывательстве преступлений. Это так называемые «формальные составы».
Мы считаем, что нельзя не согласиться с мнением Наумова А.В., который утверждал, что в реальной действительности любые преступления, в том числе и формальные, всегда влекут за собой какие-то вредные изменения в окружающей действительности, в охраняемых уголовным законом объектах (в принципе нет, и не может быть преступлений без последствий).[32]
Отсутствие указания в статье на конкретные последствия в этих случаях не означает, что деяние безвредно. Любое преступление причиняет вред объекту, так как обязательным признаком любого преступления является его вредоносность.
Вопрос о том, относить ли последствия и причинную связь к числу обязательных признаков или считать их признаками факультативными, т.е. необязательными, учеными решается по-разному.
Ряд авторов относит последствия и причинную связь к числу факультативных признаков, другие считают их обязательными, третьи выделяют их в особую самостоятельную группу основных, но не всегда включаемых в диспозицию норм Особенной части.
Представляется теоретически неоправданным отнесение последствий и причинной связи к числу факультативных признаков объективной стороны, так как правовая характеристика и значимость обязательных и факультативных признаков различны. Последствия и причинная связь являются обязательными признаками не отдельных, а всех материальных составов преступлений. То обстоятельство, что при конструировании формальных составов законодатель вынес последствия и причинную связь за рамки составов, не переводит их в разряд необязательных. Различия в конструкции составов преступлений не меняют правовой природы признаков.[33]
Любое преступление совершается в определенное время, в определенном месте и обстановке, конкретным способом. В некоторых составах указанные обстоятельства фигурируют в качестве признаков объективной стороны. В таких случаях, состав данного преступления будет лишь тогда, когда оно совершается в том месте, в то время и т.д. которые названы в законе. Например, в объективную сторону состава преступления, описанного в ст. 259 УК РФ, включен такой признак, как место его совершения — критические места обитания для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Следовательно, совершение такого же деяния в ином месте не образует состава данного преступления.
Значение объективной стороны преступления в первую очередь определяется тем, что точное ее установление является залогом правильной квалификации общественно опасного деяния. Именно поэтому УК РФ 1996 г. пошел по пути более точного и полного описания признаков объективной стороны в нормах Особенной части. Так, например, более подробно, по сравнению с УК РСФСР 1960 г., дано описание объективной стороны убийства в состоянии аффекта (ст. 107 УК РФ), а также причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта (ст. 113 УК РФ), насильственных действий сексуального характера (ст. 132 УК РФ) и многих других.
Так, например, диспозиция статьи УК РСФСР 1960 г. описывает убийство в состоянии аффекта как умышленное убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного насилием или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего, а равно вызванного иными противозаконными действиями потерпевшего, если эти действия повлекли или могли повлечь тяжкие последствия для виновного или его близких, а УК РФ 1996 года – как убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего.
Все более детальная регламентация объективной стороны в УК РФ свидетельствует о том, что она занимает особое место в Особенной части УК РФ. Подробные, четкие описательные диспозиции норм Особенной части способствуют более ясному, непротиворечивому пониманию мысли законодателя и единообразному применению закона.
Следовательно, объективная сторона, определяя содержание преступления, тем самым определяет и те границы посягательства, в которых устанавливается ответственность за то или иное конкретное преступление.
Значительную роль выполняет объективная сторона и при разграничении сходных по другим признакам составов преступлений, так называемых смежных составов.
Особенно остро встает вопрос при разграничении деяний, посягающих на один и тот же объект и имеющих одинаковую форму вины. Так, различные виды хищений можно разграничить только по признакам объективной стороны. Кража (ст. 158 УК РФ) и грабеж (ст. 161 УК РФ) посягают на один и тот же объект, совершаются умышленно, с корыстной целью, субъект у них общий. Разграничить эти преступления и, следовательно, правильно применить закон можно лишь по признакам объективной стороны, которая по-разному описывается в названных статьях, так кража – тайное хищение чужого имущества, а грабеж – открытое хищение имущества. Как видно, эти составы различаются лишь по способу совершения преступления.
Анализ объективной стороны позволяет в ряде случаев установить наличие второго, дополнительного объекта. Так, ст. 162 УК РФ определяет разбой как «…нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия». Законодатель отнес это преступление к числу преступлений против собственности. Однако описание этого деяния в законе позволяет выделить второй обязательный объект и отнести разбой к преступлениям с двумя объектами.
Отдельные элементы объективной стороны используются законодателем как квалифицирующие признаки, например, способ совершения преступления.
Ниже приведен пример неправильной квалификации преступления по объективной стороне.
Причинение большого количества телесных повреждений не может служить основанием для признания убийства совершенным с особой жестокостью.
Установлено, что П. и другие осужденные с целью совершения кражи проникли в квартиру, где находилась потерпевшая. Осужденные П. и Д. избили ее, нанеся не менее 12 ударов по голове, лицу, задней поверхности шеи, в результате чего были причинены телесные повреждения, от которых наступила ее смерть. После этого осужденные забрали из квартиры деньги, вещи и ценности, и с места происшествия скрылись.
Указанные действия П. квалифицированы судом (с учетом внесенных изменений) по пп. «а», «в», «д» ч. 2 ст. 146 и пп. «а», «г», «е» ст. 102 УК РСФСР.
Президиум Верховного Суда РФ, рассмотрев дело по надзорной жалобе осужденного П., исключил его осуждение по квалифицирующим признакам, предусмотренным пп. «г» и «е» ст. 102 УК РСФСР, по следующим основаниям.
Признавая П. виновным в убийстве, совершенном с особой жестокостью, суд не мотивировал в приговоре свой вывод.
Доказательств того, что умыслом П. охватывалось совершение убийства с особой жестокостью, в приговоре не приведено.
Как установлено судом, в процессе разбойного нападения П. пытался закрыть рот потерпевшей, так как она кричала, но она укусила его за палец, тогда П. стал наносить ей удары по голове и телу. Затем потерпевшей стал наносить удары и Д., подавляя ее сопротивление, а П. лентой связал ей ноги.
Всего, как указано в приговоре, потерпевшей было нанесено не менее 12 ударов, в результате чего ей были причинены телесные повреждения, повлекшие смерть.
Исходя из фактических обстоятельств дела, установленных судом, нельзя признать, что способ убийства в данном случае был связан с причинением потерпевшей особых страданий и мучений.
Необоснованным также является осуждение П. по п. «е» ст. 102 УК РСФСР.
Как установлено судом, убийство потерпевшей было совершено из корыстных побуждений - с целью завладения имуществом, в связи с чем, действия осужденного квалифицированы по п. «а» ст. 102 УК РСФСР.
Правовая оценка действий П. по п. «е» ст. 102 УК РСФСР как убийство с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение в данном случае является излишней.[34]
Таким образом, объективная сторона преступления имеет важное значение для квалификации деяния как преступления. В ней находят свое отражение внешнее выражение содеянного, всех его признаков. В диспозиции норм Особенной части УК РФ чаще всего описываются признаки именно объективной стороны.
Итак, подводя итог необходимо отметить, что деяние человека, не посягающее на какой-либо охраняемый уголовным законом объект, ни при каких обстоятельствах не может быть признано преступным. Объект преступления - это то, на что направлено преступное посягательство, чему оно причиняет или может причинить вред.[35]
Так же, среди признаков состава преступления выделяют предмет преступления, в отличие от объекта преступления, он находит свое выражение в конкретной материальной или физической форме внешнего мира, на которые непосредственно воздействует преступник.[36] Предмет преступления – это факультативный признак. Он предусмотрен лишь в некоторых составах преступлений. Однако, если предмет преступления указан в составе, то при квалификации он подлежит обязательному установлению. Предмет преступления ни в коем случае нельзя путать с объектом преступления, который является обязательным признаком состава любого преступления.
Объективная сторона преступления как элемент состава представляет собой совокупность юридически значимых признаков, характеризующих внешнюю сторону преступного деяния.[37] В некоторых составах объективную сторону преступления характеризуют факультативные признаки: последствия, причинная связь между деянием и наступившими последствиями, способ, время, место, обстановка преступления, орудия и средства преступления.
Глава 3. Правовая характеристика субъективных элементов состава преступления
... от преступных посягательств. Особенностью национального уголовного права является то, что оно содержит 2 идеи: идею о преступлении; идея о наказании. 3. Система уголовного права. Наука уголовного права, её содержание и соотношение с другими отраслями права Уголовное право разделяется на две части: Общую и Особенную. Общая часть включает нормы уголовного права, в которых закрепляются его общие ...
... только через посредство формального (служебного, функционального) принципа законности. Заключение Подводя итоги проделанной работы можно сделать следующие выводы. Принципы и задачи уголовного права и принципы и задачи уголовного законодательства - не тождественны. Понятия первого ряда, отражающие содержание уголовного права, выходят за рамки уголовного законодательства, они шире по ...
... службы налоговой полиции располагает достаточно современным информационным обеспечением. В ФСНП России действует уникальная информационная система ИСИНПОЛ, аналагов которой нет в других правоохранительных органах. Она подсказывает руководству налоговой полиции принципиальные управленческие решения по повышению эффективности работы в расскрытии преступлений. ЗАКЛЮЧЕНИЕ На современном этапе в ...
... тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении подведем итоги проведенного исследования: - проанализированы задачи правоохранительных органов по борьбе с преступлениями против жизни и здоровья; - охарактеризовано развитие отечественного законодательства об уголовной ответственности за преступления против личности; - выявлены понятие и ...
0 комментариев