1.1 Развитие концепции прав человека в России
Общепризнанные права человека в любой стране зависят от исторического развития ее государственности, характера общественно-политического строя, расстановки социальных сил в данной стране и на международной арене, от национальных, религиозных, культурных, правовых традиций, национальной психологии, от общей политической и правовой культуры населения.
История российской государственности наглядно показывает, что на процесс ее реформирования и развития, а также на своеобразие складывающейся в рамках политико-правовой культуры значительное влияние оказали:
Во-первых, особенности геополитического положения страны – между Востоком и Западом;
Во-вторых, ее пространственно-географические характеристики и природно-климатические условия;
В-третьих, многоэтнический и многоконфессиональный состав населения;
В-четвертых, быт, традиции и религиозные верования ее народов.
Такие фундаментальные понятия в области государства и права, как правовое государство, конституционализм, демократия, права человека, разделение властей, гражданское общество, возникли на базе политико-правового развития Западной Европы. Они являются продуктом исторической теоретической практики, опыта государственного строительства европейских стран, олицетворяющих в XVII-XIX вв. мировую правовую цивилизацию.
Экстраполяция этих понятий на российскую государственно-правовую реальность, их сравнительно широкое распространение в российских научных кругах происходит гораздо позднее, в последней трети XIX- начале XX в. Разработка этих понятий, явившихся творением западноевропейской правовой культуры, велась в России главным образом либералами, к которым относились К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин Т.Н. Грановский, Е.А. Кистяковский, П.Н. Милюков, П.И. Новгородцев и др. Русские либералы были людьми основательно изучившими работы западных мыслителей и увидевшими практические результаты воплощения их идей в государственное строительство европейских стран[9].
Другая часть российских мыслителей, относившаяся к консервативному направлению (М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин, С.С. Уваров, К.П. Победоносцев, Н.Я. Данилевский, Вл. Соловьев и др.), подвергла критике идеи западноевропейского и отечественного либерализма.
По их мнению, лучшей формой правления в России является абсолютная монархия, они резко выступали против равенства сословий перед законом. Сущность консерватизма в России четко выразил С.С. Уваров триадой: православие, самодержавие, народность.
По мнению Уварова и Побеноносцева, русский народ религиозен, мистичен, предан самодержавию, и власть в стране держится на вере в Бога: исчезнет вера – погибнет государство.
Таким образом, под заметным воздействием передовой европейской политико-правовой мысли и революционных преобразований в США и во Франции естественно-правовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека постепенно получили распространение и в царской России.
Одним из первых защитников таких идей стал А.Н. Радищев. Он развивал представления о свободе и равенстве всех людей, о договорном происхождении государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, свободу мысли, слова.
Естественно – правовые идеи в борьбе против царизма и крепостничества использовали также члены революционного общества петрашевцев, деятели русского демократического движения.
Б.Н. Чичерин характеризовал признание человека свободным лицом как величайший шаг в историческом движении гражданской жизни и достижении той ступени, когда гражданский порядок становится истинно человеческим. Он обосновал необходимость реформирования российского самодержавия и продвижения страны к гражданскому обществу и правовому государству.
Защита естественно-правовых идей свободы и прав личности нашла отражение в творчестве П.И. Новгородцева. В его понимании естественное право зарождается как требование реформ и изменений в существующим строе, выступает как идеал в соотношении с позитивным правом.
Проблемы прав и свобод российских подданных рассматривались и представителями официальной юридической науки, теми или иными либеральными профессорами права в университетских курсах и монографических исследованиях. При этом излагались учения западноевропейских и американских авторов об индивидуальных свободах, о конституционализме и парламентаризме, разделении властей. Анализировалась также соответствующая законодательная, административная и судебная практика при более или менее осторожном сопоставлении западноевропейских и русских политических и правовых порядков.
По мнению юристов, недостаточно признать право личной свободы драгоценнейшим достоянием и насущнейшей потребностью личности. Мало облечь его в ту или иную юридическую форму и занести в основные государственные законы. Важно гарантировать жизнеспособность этого права, полное осуществление его на практике. К дополнительным гарантиям от правонарушений со стороны исполнительной власти и ее вторжений в сферу субъективных прав относили административную юстицию: право гражданина обжаловать в суд всякое незаконное действие должностного лица. Наличие такой юстиции, могущей по жалобе частных лиц отменять административные распоряжения, есть один из признаков правового государства.
Указывалось и на более фундаментальные гарантии: во-первых, право народного представительства ежегодно определять бюджет и численность армии; во-вторых, ответственность министров перед народным представительством; в-третьих, право судебной власти проверять законность правительственных распоряжений.
Ставился также вопрос о необходимости поднять общий уровень правосудия в стране. Оно должно быть проникнуто началами строгой законности. Отсюда требование уравновесить права обвинения и защиты во всех стадиях уголовного процесса. Кроме того, лицо, неосновательно привлеченное к суду и признанное тем же судом невиновным, должно получить вознаграждение от государства. Следует отметить, что либеральные правоведы были противниками смертной казни. Так, И.Я. Фойницкий пришел к выводу, что государство не вправе наказывать человека смертью, отнимать у него самое драгоценное благо – жизнь. Он показал несостоятельность доводов сторонников смертной казни, толковавших то об устрашительном значении угрозы ее применения, то о необходимости ее для удовлетворения народного чувства справедливости. То об интересах обеспечения государственной и общественной безопасности. Смертная казнь, заключал И.Я. Фойницкий, излишня, нецелесообразна, а, следовательно, и несправедлива[10].
Отдельные элементы, признаки прав человека нашли отражение и в истории государства и права России. Их истоки уходят в глубокую древность. Это Салическая правда, Новгородская и Псковская судные грамоты как историко-правовые памятники, Судебник 1497г., Соборное уложение 1649г. и др. но наиболее полное выражение и развитие теория прав человека с точки зрения социальной и юридической защиты каждого нашла в законодательстве России в XX в.
... лишением свободы. Надо признать, что российская судебная система пусть робко, но пытается реагировать в своей деятельности на международные стандарты защиты прав человека. Практика и проблемы обращения российских граждан в Европейский Суд по правам человека В последние годы наибольшее количество жалоб в Европейский Суд поступает из России. Так, например, из 10486 обращений, поступивших в Суд в ...
... о многих случаях, когда государства, особенно те, которые недавно вступили в организацию, вносили изменения в свое законодательство и административную практику, прежде чем ратифицировать Конвенцию. 3.2. Порядок обращения в Европейский суд по правам человека Самое главное условие – нужно обращаться лишь после того, как дело рассмотрела высшая судебная инстанция в стране, то есть Пленум ...
... Однако заявитель может представить на рассмотрение новую жалобу, если в деле возникли дополнительные обстоятельства. Конвенция различает два вида дел, подлежащих рассмотрению Европейского суда по правам человека: споры между государствами («Межгосударственные дела», ст.33 Конвенции) и споры, основанные на индивидуальных жалобах, ответчиком по которым является государство («Индивидуальные жалобы» ...
... как с этого времени заинтересованному лицу, как минимум, могло стать известно о нем. Однако реализация такого подхода осложняется тем, что официальное опубликование решений Европейского суда в Российской Федерации ныне не осуществляется. Дело усугубляется проблемой их перевода на русский язык, ибо Европейский суд функционирует с использованием двух языков: английского и французского. Между тем ...
0 комментариев