Введение
Произошедшие в нашем обществе изменения в социально-экономической и политической сфере, утверждение института частной собственности, предопределили развитие законодательства о наследовании.
Следует признать, что всегда и во все времена людей интересовали вопросы о юридической судьбе принадлежащей им собственности после их смерти, а также - о получении имущества в наследство. Каждый человек рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда ему в силу закона или завещания, необходимо наследовать имущество, т.е. становиться наследником, и единожды – с неизбежностью становиться наследодателем.
В результате наследования у наследника возникают определенные права. Для того чтобы реализовать их, необходим юридический факт принятия наследства. Таким образом, для приобретения наследства наследник должен принять его.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ[1] право наследования гарантируется государством, при этом все граждане РФ имеют равные права в области наследственного права независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Право наследовать, кроме того, входит в содержание правоспособности граждан, о чем упоминается в статье 18 Гражданского кодекса РФ.
Данные отношения составляют предмет наследственного права как подотрасли гражданского права. Регулирующие их нормы закреплены в Гражданском кодексе РФ (раздел V «Наследственное право»)[2].
Поскольку между временем открытия наследства и временем его приобретения, как правило, проходит определенный период (6 месяцев и более), правовой режим наследственного имущества имеет свои особенности.
В этот период оно еще не имеет определенного собственника и представляет собой так называемое «лежачее наследство», т.е. ожидающее своего собственника. Именно об этом идет речь, например, в ст. 1174 ГК, предусматривающей возможность предъявления требований о возмещении расходов из наследственного имущества.
За всю историю своего развития и существования наследственное право обращало на себя внимание многих юристов. О проблемах, связанных с институтом наследования написаны целые тома. Однако изучения этого важнейшего элемента гражданских правоотношений актуально и по сей день.
Наследственное право – одна из сложнейших отраслей российского права. Знание некоторых норм наследственного права, в частности касающихся принятия наследства, способов принятия наследства, сроков принятия наследства помогут избежать многих проблем, а также разрешить проблемы, которые возникли, например, в виду не обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства в установленный законом 6-месячный срок для принятия наследства.
В работе рассматриваются вопросы, касающиеся процедуры принятия наследства, сроков для принятия наследства, а также вопросы фактического принятия наследства и восстановления сроков для его принятия.
Глава 1. Принятие наследства в римском праве
В силу исторической судьбы римского права, сделавшей его одним из факторов развития гражданского права и особенно его современного значения для изменяющейся системы права России, знакомство с ним необходимо каждому образованному юристу. Система римского права оказала громадное влияние на последующее развитие законодательства и правовых учений.
Нормы римского права связывали открытие наследства со смертью наследодателя. Однако переход прав происходит только в момент вступления в наследство, когда наследник выражает волю принять наследство.
С точки зрения принятия наследства все наследники подразделялись на две категории:
- Свои наследники (heredes sui), т.е. проживавшие с наследодателем до момента его смерти; переход к ним имущества означал оставление его в той же семье, поэтому закон обязывал этих лиц к принятию наследства и исключал возможность отказа от него. Их называли поэтому обязательными наследниками.
- Все прочие наследники. Они именовались внешними или посторонними наследниками (heredes extranei), так как они находились вне подвластности наследодателя и не образовывали совместно с ним единой семьи. Поскольку переход к наследникам этой категории выводил имущество за пределы данной семьи, закон не обязывал их к принятию наследства. Поэтому они именовались добровольными наследниками.
Вступление в наследство могло быть совершено или прямым выражением воли (притом в древнем цивильном праве — строго формальным выражением, в преторском и позднейшем праве Юстиниана также и неформальным), или же самим поведением лица в качестве наследника; например, наследник взыскивает причитающиеся суммы с должников наследодателя, платит долги его кредиторам и т.п.
Принятие наследства первоначально осуществлялось путем особого торжественного акта, сгеtio (от которого отказалось законодательство Юстиниана); впоследствии было достаточно неформального волеизъявления о принятии или фактическом вступлении в дела наследства (pro herede gestio). Претор признавал наследников принявшими наследство, если они обращались с просьбой о вводе их во владение наследственным имуществом.
Позднее уложение Юстиниана для принятия наследства считало достаточным простое изъявление воли, совершенное путем подачи магистрату соответствующего письменного заявления.
Срока для принятия наследства цивильное право не устанавливало. Но кредиторы наследодателя, заинтересованные в скорейшем удовлетворении их требований, могли посредством interrogatio in iure потребовать от наследника ответа, an heres sit, т.е. принимает ли он наследство. После этого наследнику по его просьбе мог быть назначен судом срок для решения вопроса о принятии наследства, spatium deliberandi, после истечения, которого наследник, не давший ответа, считался: до Юстиниана - отказавшимся, а в праве Юстиниана - принявшим наследство[3].
Вступая в наследство, наследник не только приобретает соответствующие права, но и становится ответственным по обязательствам наследодателя. Даже если наследство состояло почти из одних долгов наследодателя, универсальный характер наследственного преемства приводил в доюстиниановом праве к ответственности наследника по долгам наследства. Мистическое представление, что в наследстве воплощена имущественно-правовая личность умершего, сказалось и в том, что наследник считался принципиально ответственным за долги наследства неограниченно, как за свои собственные. Избежать такой неограниченной ответственности наследник мог только с помощью радикальной меры — непринятия наследства, если его пассив превышает актив.
В праве Юстиниана было установлено, что если наследник произведет (с участием нотариуса, оценщика, кредиторов наследства, легатариев) опись и оценку (инвентарь) наследственного имущества, то ответственность наследника по долгам наследства ограничивается размерами актива наследства. Эта льгота называется beneficium inventarii. Опись и оценка наследства должны быть составлены не позднее трех месяцев после того, как наследник узнал об открытии наследства (а приступить к составлению описи и оценки нужно было в течение первого месяца).
Beneficium inventarii имело практическое значение в тех случаях, когда в наследственном имуществе много долгов и для наследника возникала опасность, что его собственное имущество в значительной мере пойдет на удовлетворение кредиторов наследодателя. Но положение могло быть и иное: в наследстве актив превышает пассив, но у наследника много своих долгов. Принятие наследства приводило к слиянию обеих имущественных масс — наследника и наследодателя: как кредиторы наследника, так и кредиторы наследодателя (а также легатарии) могли искать удовлетворение из всего объединенного имущества. При большой задолженности наследника кредиторы наследодателя рисковали не получить удовлетворения из-за этой конкуренции кредиторов наследника (причем этот факт не мог быть ими учтен, когда они оказывали кредит наследодателю).
Для ограждения интересов кредиторов наследства преторским эдиктом было введено beneficium separationis (льгота отделения). Эта льгота состояла в том, что кредиторам наследства было предоставлено право потребовать отделения наследственного имущества от собственного имущества наследника с тем, чтобы наследственное имущество пошло в первую очередь на удовлетворение кредиторов наследства, затем на выплату легатов и лишь возможный остаток был использован на удовлетворение кредиторов наследника.
Приобретение наследства имело своим последствием также погашение взаимных обязательств, существовавших между наследником и наследодателем, поскольку в лице наследника соединялся после принятия наследства и кредитор, и должник по этим обязательствам; прекращение сервитутов, которые имел наследодатель на имущество наследника (или наоборот), в силу наступившего совпадения в одном лице и права собственности, и сервитута[4].
Глава 2. Принятие наследства
... права с гражданскими законами Западной Европы. Проект Гражданского Уложения был составлен с учетом национальных, исторических и экономических особенностей России. Вопросы развития наследственного права по проекту Гражданского Уложения не получили достаточной систематической комплексной разработки и освещения в современной юридической литературе. Изучение теоретических и практических проблем, ...
... и наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости наследственного имущества. 18. Учитывая, что неправильное оформление наследственных прав нотариальными конторами либо удостоверение завещаний должностными лицами, на которых ст. 541 ГК РСФСР в указанных в ней случаях возложена такая обязанность, влечет за собой нарушения прав и интересов граждан или ...
... потребительских кооперативов не входит в состав наследственного имущества их умерших членов. В собственность наследников переходит пай наследодателя. Предприятия наследуются в соответствии с общими нормами наследственного права, но с учетом специфики по составу имущества, которое отражается в самостоятельном балансе предприятия. Долги предприятия не переходят лично к наследникам, а остаются за ...
0 комментариев