Международное право в правовой системе Республики Беларусь
Содержание
1. Международное право в правовой системе Республики Беларусь
1.1 Механизм имплементации норм международного права в законодательстве Республики Беларусь
1.2 Место норм международного права в правовой системе Республики Беларусь и способы воздействия на ее реформирование
1.3 Внутригосударственный механизм реализации норм международного права в Республике Беларусь
Список использованных источников
1. Международное право в правовой системе Республики Беларусь
1.1 Механизм имплементации норм международного права в законодательстве Республики Беларусь
Неотъемлемым элементом формирования правового государства в Республике Беларусь является реформирование национальной правовой системы. Основная направленность кодификационного процесса в Республике Беларусь - приведение его в соответствие с международными обязательствами.
В Законе Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «О международных договорах Республики Беларусь» устанавливается, что «международные договоры Республики Беларусь подлежат добросовестному исполнению в соответствии с международным правом» (ст. 33).
Имплементационный механизм реализации норм международного права впервые получил закрепление в Конституции Республики Беларусь 1994 г. Изменения, внесенные в Конституцию Республики Беларусь в 1996 г., его не затронули.
В Конституции БССР 1978 г., как и в Конституции СССР, вопросы соотношения международного права и национального права не регулировались. Согласно Конституции Республики Беларусь в редакции 1996 г. признается приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечения соответствия им законодательства Республики Беларусь (ст. 8).
Вместе с тем законодательство Республики Беларусь, принятое в 1993-2008 гг., свидетельствует о признании приоритета не только обычных норм (общепризнанных принципов), но и договорных норм.
В большинстве законов содержалась статья о применении положений международного договора в случае коллизии их с правилами, установленными соответствующими законами (Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», Закон Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты»).
Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «О международных договорах Республики Беларусь», обобщив предшествующую законодательную базу, прямо указал, что «нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта...» (ст. 33).
Аналогичное положение закреплено в Гражданском кодексе Республики Беларусь, согласно которому нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего гражданского законодательства и подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта (ст. 6).
Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, констатируя применение международных договоров при рассмотрении гражданских дел с участием иностранных граждан и юридических лиц, вменяет в обязанность судам руководствоваться, кроме общих принципов гражданского судопроизводства, принципом приоритета международных договоров (ст. 543).
Принцип приоритета международного договора закрепляется и в Уголовном кодексе Республики Беларусь при решении вопроса о выдаче как граждан Республики Беларусь, так и иностранных граждан, совершивших преступление (ст. 7). Такого же принципа придерживается и Воздушный кодекс Республики Беларусь, провозглашающий в ст. 3 приоритет международного договора по отношению к нормам, содержащимся в Кодексе.
Примат норм вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь подчеркивается в Трудовом кодексе Республики Беларусь (ст. 8), а также в Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь (ст. 25, 241) и Уголовно-исполнительном кодексе Республики Беларусь (ст. 3).
Таким образом, Республика Беларусь провозглашает не только верховенство норм международного права, но также возможность их прямого действия на территории страны и использование в правоприменительной практике судов. Предоставление Конституцией Республики Беларусь Конституционному Суду Республики Беларусь права давать заключение о соответствии нормативных актов любого государственного органа, а также международных обязательств Конституции и ратифицированным международным договорам Республики Беларусь (ст. 116) подтверждает вышеизложенный вывод.
1.2 Место норм международного права в правовой системе Республики Беларусь и способы воздействия на ее реформирование
Провозглашение Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «О международных договорах Республики Беларусь» норм международных договоров Республики Беларусь частью действующего законодательства делает необходимым определить иерархию правовых актов с учетом места и роли международных обязательств.
Высший иерархический ранг в национальной правовой системе, безусловно, принадлежит Конституции Республики Беларусь. Это вытекает из ст. 7 Конституции, устанавливающей, что «государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы».
Каково же соотношение международно-правового акта и Конституции? Конституция дает определенный ответ на этот вопрос только в отношении международных договоров, закрепив, что «не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции» (ч. 3 ст. 8).
Что касается общепризнанных принципов международного права, то судить об их статусе можно, основываясь на доктринальных положениях и основополагающих международно-правовых актах.
Принципы международного права носят императивный характер и обязательны для любого государства, что вытекает из таких международных документов, как: Устав ООН (ст. 2), Декларация о принципах международного права 1970 г. и Хельсинкский заключительный акт СБСЕ 1975 г. Следовательно, положения ст. 8 Конституции Республики Беларусь о признании приоритета общепризнанных принципов международного права можно квалифицировать как признание их верховенства над Конституцией Республики Беларусь.
Таким образом, на вершине иерархической лестницы стоят общепризнанные принципы международного права, затем идет Конституция Республики Беларусь, обладающая высшей юридической силой по отношению ко всему нормативному массиву, действующему на территории Республики Беларусь.
Вслед за Конституцией Республики Беларусь ведущее место среди международных обязательств и национальных нормативных актов принадлежит ратифицированным международным договорам Республики Беларусь, что следует из полномочий Конституционного Суда Республики Беларусь определять «соответствие законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь» (ч. 5 ст. 116).
Кроме того, в Конституции Республики Беларусь среди нормативных актов, входящих в правовую систему, указываются акты межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, к ним могут относиться резолюции или решения международных организаций или иных межгосударственных образований.
Исходя из компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь определять соответствие таких международно-правовых актов Конституции Республики Беларусь, ратифицированным международным договорам, законам, декретам и указам, их иерархический ранг следует квалифицировать как более низкий, чем нормативные акты законодательного органа (Парламент Республики Беларусь) или высшего исполнительного органа (Президент Республики Беларусь).
Таким образом, анализ норм Конституции Республики Беларусь позволяет дать следующее иерархическое соотношение нормативных актов, входящих в правовую систему Республики Беларусь:
1) общепризнанные принципы международного права;
2) Конституция Республики Беларусь;
3) ратифицированные международные договоры;
4) законы, декреты, указы Президента Республики Беларусь, международные обязательства Республики Беларусь, вытекающие из договоров, не подлежащих ратификации, и обычных норм международного права;
5) акты межгосударственных образований, участником которых является Республика Беларусь, подзаконные нормативные акты, принятые Советом Министров Республики Беларусь, Верховным Судом Республики Беларусь, Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь, Генеральным прокурором Республики Беларусь.
Иерархическая структура норм, входящих в правовую систему Республики Беларусь, безусловно, доказывает определяющее влияние международного права на реформирование правовой системы. Причем международное право оказывает преимущественно опосредованное воздействие. Об этом свидетельствует весь процесс современных правовых реформ, направленных на приведение законодательства в соответствие с международными обязательствами.
Ряд законов, рецептирующих международно-правовые нормы, был принят без присоединения Республики Беларусь к соответствующим международным договорам. Например, в 1995 г. в нашей стране был принят Закон Республики Беларусь «О беженцах», хотя на тот момент Беларусь не была участником Конвенции о статусе беженцев 1951 г. (присоединилась в 2001 г.).
Механизм инкорпорации норм международного права особенно очевиден на примере Конституции Республики Беларусь. В полном соответствии с Международными пактами о правах человека 1966 г. в ней провозглашается в качестве основ конституционного строя принцип высшей ценности человеческой личности (ст. 2), а обеспечение прав и свобод граждан - наивысшей целью государства (ст. 21).
В Конституции Республики Беларусь содержится специальный раздел «Личность, общество, государство», где закрепляются права и свободы граждан в трактовке Международных пактов о правах человека 1966 г.
Однако, несмотря на определяющую роль опосредованного воздействия международного права, законодательство Республики Беларусь создает предпосылки для прямого применения международно-правовых норм в сфере внутригосударственной деятельности.
Как было показано выше, в абсолютное большинство законов, принятых в 90-х гг. XX в., а также в Воздушный кодекс Республики Беларусь включены положения о применении международного договора, если им установлены правила иные, чем в соответствующем законе.
Возможность непосредственного действия ратифицированных международных договоров устанавливается Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «О международных договорах Республики Беларусь», Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», предусматривающим, какие договоры не могут быть самоисполнимыми. К ним относятся договоры, устанавливающие обязательства, регулируемые внутренним правом, но не урегулированные законодательством Республики Беларусь; выполнение договорных обязательств по которым невозможно без принятия внутреннего акта; если участники договора договорились о принятии соответствующих внутренних нормативных актов (ст. 22 Закона «О нормативных правовых актах»).
Кроме того, некоторые законодательные акты допускают возможность совместного регулирования, например, законы:
- Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (ст. 2);
- «О гражданстве Республики Беларусь» (ст. 5, 16);
- «О Государственной границе Республики Беларусь» (ст. 3).
Уголовный процессуальный кодекс Республики Беларусь закрепляет совместное применение международных договоров Республики Беларусь, «определяющих права и свободы человека и гражданина», и положений Кодекса в уголовном процессе (п. 4 ст. 1).
Согласно Конституции Республики Беларусь Конституционному Суду Республики Беларусь предоставлено право давать заключения о соответствии нормативных актов любого государственного органа Конституции Республики Беларусь, законам и ратифицированным международным договорам (ст. 116).
Практика деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь свидетельствует о том, что он активно использует международные и национальные правовые критерии для определения законности оспариваемых нормативных актов.
... виновного к наступившей смерти потерпевшего характеризовалось неосторожной формой вины в виде легкомыслия либо преступной небрежности. Пункт 2 части 3 статьи 181 УК Республики Беларусь предусматривает ответственность за торговлю людьми, совершаемую организованной группой. Понятие организованной группы дано в статье 18 УК Республики Беларусь: «Преступление признается совершенным организованной ...
... единообразие судебной практики, а также гарантированность прав и законных интересов субъектов гражданского права Республики Беларусь. В рамках настоящей главы основное внимание сосредоточено на проблемах реализации принципов гражданского права в нормотворческой и правоприменительной деятельности. Под реализацией принципов гражданского права автор понимает осуществление содержащихся в них ...
... берет на себя страна при вступлении в ВТО. Таким образом, каждая страна, готовящаяся к присоединению к данной организации, обязана будет закрепить принцип свободы транзита в национальном законодательстве. Помимо ГАТТ, принцип свободы транзита закреплен на международном уровне еще в целом ряде международно-правовых актов. В первую очередь необходимо отметить Конвенцию о транзитной торговле ...
... , хозяйственному и уголовному праву и процессу, а также административному и финансовому праву. Заключение Таким образом, подводя итоги данному исследованию, можно сказать следующее. Международный договор является типичной юридической формой установления сотрудничества между субъектами международного права. Существуют различные наименования международных договоров: пакт, трактат, конвенция, ...
0 комментариев