1.1 Особенности личных неимущественных прав и обязанностей родителей
Брак — не только союз мужчины и женщины, своеобразная, регламентируемая Семейным кодексом процедура, но и правоустанавливающий факт. С момента заключения брака оба они обретают статус супругов. Заключение брака в установленном законом порядке влечет возникновение прав и обязанностей супругов (п. 2 ст. 10 СК РФ).
В соответствии с действующим семейным законодательством, права и обязанности супругов подразделяются на две группы: личные и имущественные. Такое деление соответствует классификации семейных правоотношений по их содержанию и основано на том, что имущественные права и обязанности имеют экономическое содержание, а личные права и обязанности такого содержания лишены.
Личные супружеские правоотношения - это урегулированные нормами семейного права общественные отношения, возникающие между супругами по поводу нематериальных благ.
К личным, относятся права и обязанности супруга, затрагивающие его личные интересы. Они, по идее, свободны от всяческого расчета; их основу составляют желательные, одобряемые государством действия и поступки, касающиеся личной жизни мужа и жены как участников семейных отношений; они теснейшим образом связаны с правами, предусмотренными ст. 23 Конституции РФ (на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени). Но эта связь имеет довольно сложный характер, поскольку предполагается, что прочность семьи во многом зависит от наличия или отсутствия добрых чувств друг к другу, взаимного доверия. Поэтому в одних случаях так называемые личные тайны одного из супругов могут считаться само собой разумеющимися, в других — могут породить конфликты, способные привести к разводу. Но несомненно, что супруги (и каждый из них в отдельности) вправе совершать действия, поступки, направленные на соблюдение неприкосновенности их частной жизни, с пониманием относиться к личной тайне другого, защищать не только свою честь, доброе имя, но и честь, доброе имя мужа или жены.
Личные отношения между супругами, безусловно, занимают большее место и играют значительную роль в жизни супругов по сравнению с имущественными. Однако, далеко не все неимущественные отношения супругов регулируются правом. Отношения дружбы, любви, уважения, ответственности друг за друга не поддаются правовому регулированию. За пределами права лежит и большинство отношений, составляющих существо повседневной жизни супругов. Поэтому среди отношений супругов, регулируемых правом, личным отношениям отводится значительно меньше места, чем имущественным.
Субъектами личных семейных правоотношений могут быть только "законные" супруги. Фактическое сожительство ни личных, ни имущественных супружеских правоотношений не порождает.
Личные супружеские права и обязанности не имеют материального эквивалента, они тесно связаны с их обладателем - конкретным супругом, который пользуется ими по собственному усмотрению. Личные права и обязанности супругов не отчуждаемы и не передаваемы, они не могут возникать, изменяться или прекращаться по соглашению супругов. В соответствии с п. 3 ст. 42 СК РФ они не могут регулироваться брачным договором. Если положения, относительно личных неимущественных прав и обязанностей супругов будут включены в брачный договор, то он будет в этой части признан недействительным (п. 1 ст. 44 СК РФ, ст. 180 ГК РФ).
О каких бы личных правах супругов ни говорили, всякий раз имеется в виду их равноправие. Никаких привилегий по признаку пола здесь не существует. Но поскольку важно, чтобы равноправие супругов было предпосылкой их действительного равенства, ст. 31 СК РФ, дающая перечень личных прав, ориентирует супругов на осуществление этих прав на паритетных началах. Подобного рода акцент приобретает особый смысл в наше время, когда женщине приходится совмещать свои функции матери с оплачиваемой работой, с трудовой деятельностью за рамками семьи.
Глава 6 СК РФ, посвященная личным неимущественным правам и обязанностям супругов, состоит всего из двух статей, тогда как имущественные отношения супругов регулируются 17 статьями. Но дело не только в количестве статей. Даже в тех случаях, когда личные неимущественные права закрепляются нормами семейного права, во многих случаях это всего лишь нормы-декларации, а не реальные юридические нормы, потому что применение санкций за нарушения этих прав невозможно. Прежде всего, речь идет о нормах, закрепляющих равенство супругов в решении вопросов семейной жизни.
Однако не следует считать, что нормы-декларации не имеют правовой ценности. Во-первых, возводя моральные нормы в ранг правовых, они провозглашают семейно-правовую политику государства, во-вторых, они создают определенный эталон поведения, что имеет также и воспитательное значение. Специфику этих прав трудно подчинить прямому воздействию закона, поскольку качество их выполнения во многом зависит от душевного мира человека, его отношения к таким понятиям, как долг, ответственность перед семьей, ее членами, особенно перед малолетними, и т.п. Вот почему именно личные права предельно насыщены нормами нравственного порядка. Вместе с тем личные права, их содержание наглядно свидетельствуют о том, что время накладывает отпечаток на понятия, имеющие давнюю историю.
Нормы, регулирующие личные неимущественные отношения супругов, можно условно подразделить на три группы. Первую составляют нормы, являющиеся по правовой природе нормами конституционного права, закрепляющими право супругов на выбор рода занятий, профессии, места жительства. Во вторую входят уже упомянутые нормы-декларации, лишенные санкций. И только третья группа состоит из обычных семейно-правовых норм, снабженных санкциями.
Нормы первой группы в целом основываются на принципе, что изменение семейно-правового статуса граждан не влияет на их конституционные права. Пункт 1 ст. 31 СК РФ указывает, что супруги свободны в выборе рода занятий, профессии, места пребывания и жительства. Все эти права являются элементами общего конституционного статуса граждан и в том или ином виде закреплены в Конституции. Прежде всего, п. 3 ст. 19 Конституции провозглашает равенство прав мужчины и женщины независимо от того, состоят они в браке или нет, следовательно, вступление в брак не может привести к умалению их конституционных прав.
Существование права на выбор рода занятий, профессии не имеет отношения к поиску привлекательной учебы, работы. Право на выбор рода занятий и профессии определено в п. 1 ст. 37 Конституции РФ и также не зависит от семейного статуса граждан. В СК РФ имеется в виду, что согласие или несогласие супруга на профессиональную ориентацию другого супруга, правового значения не имеет. В худшем случае разногласия на этот счет могут привести к серьезным конфликтам в семье и расторжению брака. Несколько иначе выглядит право выбора места пребывания и жительства. Существование такого права означает, что супруги вовсе не обязательно должны постоянно проживать вместе, в одном доме, квартире и т.п. В силу целого ряда причин, сложившихся привычек, рода деятельности им приходится иногда выбирать нетрадиционный вариант семейной жизни. Вместе с тем, если они хотят находиться, как говорят, "на одной жилой площади", государственные органы не вправе отказать им в удовлетворении их просьбы без законных к тому оснований. Не случайно поэтому "Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", утвержденные постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713, обращают внимание на обстоятельства, которые учитываются при желании мужа и жены жить одним домом. Тем более что ч. 1 ст. 27 Конституции РФ провозглашает право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Таким образом, все права, перечисленные в п. 1 ст. 31 СК РФ, являются лишь повторением в семейном законодательстве конституционных норм в определенном семейно-правовом ракурсе. Так, право на свободный выбор места жительства и места пребывания означает, что супруги не обязаны проживать совместно или следовать друг за другом при перемене места жительства.
Данное повторение вполне оправданно, что, тем не менее, не позволяет считать сформулированные таким образом нормы семейно-правовыми. Необходимость включения этих правил в Семейный кодекс РФ имеет историческое обоснование. Во всех странах они заменили ранее действовавшие положения (в России положения дореволюционного законодательства), закрепляющие привилегированное положение мужа и обязанность жены следовать за мужем при перемене места жительства, спрашивать его согласие при поступлении на работу, получении образования.
Семейное право не предусматривает и особых семейно-правовых санкций за их нарушение. В большинстве случаев нарушение этих прав служит лишь основанием к разводу. В особых ситуациях, когда нарушение прав супруга связано с посягательствами на личность (лишение свободы, угрозы, физическое насилие), возможно применение уголовно-правовых норм.
Вторая группа норм закреплена в п. 2 ст. 31 СК РФ. Эти нормы устанавливают равенство супругов в решении вопросов семейной жизни: воспитании и образовании детей, решении проблем отцовства и материнства. Все эти проблемы супруги должны решать совместно, исходя из принципов равенства супругов. По-иному данное положение выглядит, если посмотреть на него как на перечисление прав супругов, которым предоставляется возможность (право) вместе решать все те проблемы, которые возникают в процессе совместной семейной жизни. Причем обозначены эти проблемы в самом общем виде и, по сути, сводятся к осуществлению родительских прав, которое подчиняется, с одной стороны, требованиям ч. 2 ст. 38 Конституции РФ, а с другой — ст. 61, 63 СК РФ.
Легко видеть, что за нарушение данных правил невозможно установление санкций. Если супруги не решают эти вопросы совместно и на равноправной основе, а один из супругов узурпирует данные права, закон не знает способа принудить супругов решать их совместно. Несогласие по этому поводу может привести к распаду семьи и разводу, но принуждение к их осуществлению невозможно.
Однако само по себе включение этих норм-деклараций в семейное законодательство, как уже отмечалось, имеет важное значение. Оно так же, как уравнение конституционных прав мужчины и женщины, является результатом длительной борьбы за эмансипацию женщин и равноправие супругов в браке.
Нормы-декларации хотя не содержат санкций, устанавливающих наказание за их несоблюдение, тем не менее, имеют и непосредственный правовой эффект. Прежде всего, они указывают на то, что юридические акты каждого из супругов в отношении детей, имущества, усыновления и тому подобного имеют равное правовое значение. В некоторых случаях закон требует согласия обоих супругов на совершение того или иного акта. Например, согласие на усыновление ребенка должно быть дано обоими родителями. Усыновление ребенка одним из супругов возможно только с согласия другого супруга, не являющегося усыновителем. Любой из супругов вправе совершать сделки с имуществом, составляющим их общую совместную собственность.
До сих пор говорилось о личных правах супругов. Аналогичны по содержанию и их обязанности нематериального характера. Супруг обязан не мешать другому супругу осуществлять его право на свободу в выборе рода занятий, профессии, места пребывания и жительства. То же можно сказать о решении супругами всех вопросов жизни семьи, где праву одного соответствует обязанность другого. Таков механизм реализации существующих прав.
К числу норм-деклараций следует отнести и правило п. 3 ст. 31 СК, устанавливающее, что супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.
Уважение относится к сфере чувств, а не к сфере права, осуществить обязанность уважать друг друга правовыми способами невозможно. Обязанность оказывать помощь приобретает правовое значение, только когда речь идет о содержании нетрудоспособного нуждающегося супруга. Во всех остальных случаях — это только моральная обязанность.
Содействие благополучию и укреплению семьи также находится за рамками права. Забота о благосостоянии, и развитии детей — реальная юридическая обязанность, за ее неисполнение возможно применение санкции в виде лишения родительских прав. Однако это не обязанность супругов в отношении друг друга, а обязанность каждого из них в отношении детей.
Однако подобного рода правила служат своеобразным ориентиром, одобряемой государством моделью поведения в семье участников семейных отношений. Призывая содействовать благополучию и укреплению семьи, СК РФ имеет в виду не только материальную ее обеспеченность, но и здоровый семейный микроклимат. То же относится к такой задаче, как укрепление семьи, прочность которой предопределяют многие обстоятельства, возникающие как в недрах семейного коллектива, так и за его пределами.
Благосостояние детей как цель, поставленная СК РФ перед супругами-родителями, на первый взгляд касается только материального благополучия ребенка. На самом же деле в данном контексте этот термин имеет более широкое значение, так как включает в себя необходимость дать детям профессию, образование, позволяющие им в будущем обрести экономическую самостоятельность. В тесной связи с понятием "благосостояние" находится упомянутое в СК РФ развитие детей. Здесь акцент переносится на формирование личностных качеств ребенка, которое, прежде всего, зависит от родителей и составляет родительскую обязанность, предусмотренную п. 1 ст. 63 СК РФ.
Последняя группа норм имеет чисто семейно-правовой характер. Они касаются права супругов на выбор фамилии. В соответствии со ст. 32 СК РФ при заключении брака супруги могут избрать фамилию одного из них в качестве их общей фамилии или сохранить добрачную фамилию. Кроме того, супруги вправе соединить свои фамилии и именоваться двойной фамилией. Не допускается соединение фамилий и в случае, если один из супругов уже носит двойную фамилию. В противном случае стали бы появляться "многоэтажные" фамилии.
В соответствии со сложившейся традицией чаще всего жена принимает фамилию мужа, однако по закону супруги равны в своем выборе. Право на выбор фамилии может быть осуществлено супругами только в момент регистрации брака, если в дальнейшем один из супругов желает принять фамилию другого супруга или восстановить свою добрачную фамилию, перемена фамилии осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Изменение одним из супругов в течение брака своей фамилии не влечет за собой автоматическую перемену фамилии другого супруга (п. 2 ст. 32 СК РФ). При расторжении брака каждый из супругов вправе сохранить общую фамилию или восстановить добрачную. Это право также может быть реализовано только в момент расторжения брака, в дальнейшем восстановление добрачной фамилии производится в общем порядке. Право изменить общую фамилию на добрачную принадлежит только тому супругу, который принял общую фамилию при вступлении в брак. Супруг, чью фамилию он носит, не может запретить ему продолжать именоваться этой фамилией после расторжения брака.
Если брак расторгается в судебном порядке, то о предстоящих переменах должно быть сказано в решении суда.
Характерные особенности личных супружеских правоотношений заключаются в том, что:
· правообразующим юридическим фактом является для них регистрация брака;
· возникают только между супругами;
· лишены экономического содержания;
· права и обязанности, входящие в их содержание, неотчуждаемы и непередаваемы;
· они не могут быть предметом брачного договора и других соглашений.
Помимо личных неимущественных прав супругов, предусмотренных в главе VI СК РФ, некоторые авторы относят к ним право супруга на расторжение брака (п. 2 ст. 16 СК РФ) право каждого супруга давать согласие на усыновление ребенка другим супругом (п. 1 ст. 133 СК РФ). Данная позиция представляется наиболее убедительной. Так, в частности, развод возможен даже при отсутствии согласия на расторжение брака одного из супругов (п. 1 ст. 21 СК РФ). И, напротив, усыновление ребенка недопустимо без согласия другого супруга.
Семейный кодекс РФ (п. 3 ст. 31) выделяет следующие личные обязанности супругов:
· строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи;
· содействовать благополучию и укреплению семьи;
· заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.
В юридической литературе подчеркивается, что они носят декларативный характер, имеют вид нравственных заповедей и в связи с этим лишены правового обеспечения. Объясняется это сложностью регулирования обязанностей, исполнение которых зависит от уровня культуры и душевных качеств конкретного человека. Предполагается, что указанные обязанности исполняются супругами добровольно и не требуют вмешательства со стороны государства. Да и невозможно правовыми способами заставить одного супруга уважать другого супруга и заботиться о нем.
Следует обратить внимание, что в контексте правовой нормы, закрепленной в п. 3 ст. 31 СК РФ, речь идет не о материальном, а о моральном благополучии семьи, под которым понимается "спокойное и счастливое состояние", здоровая духовная атмосфера в семье.
Единственная юридически значимая обязанность, возлагаемая на супругов, - это забота о благосостоянии и развитии своих детей. Так, родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии (п. 1 ст. 63 СК РФ). При этом родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. В соответствии с п. 1 ст. 65 СК РФ родители, осуществляющие родительские права и в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. К личным обязанностям супругов относятся также обязанности, аналогичные по содержанию их личным правам:
· не препятствовать супругу в выборе рода занятий, профессии, места пребывания и жительства;
· считаться с мнением супруга при решении личных и имущественных вопросов семейной жизни;
· не препятствовать супругу в выборе фамилии при заключении брака.
... по международному частному праву // Журнал российского права, 2003, №3. С.115-123. 30. Арутюнян Г.В. Правовое регулирование усыновления в Российской Федерации // Гражданин и право, 2002, № 3. С.49 - 56. 31. Батова О.С. Пути устранения противоречий гражданского процессуального и семейного законодательства при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей // Журнал российского права, 2006, ...
... еще раз напоминает об этом применительно к таким правам, как родительские, конкретизирует общие положения Конституции РФ применительно к отношениям, связанным с детьми. Этим обозначается важность, значимость прав и обязанностей родителей по воспитанию ребенка, его защите и охране его интересов. Говоря о равенстве прав и обязанностей родителей, речь идет о правах, перечисленных в указанной главе ...
... . Приоритет прав и интересов ребенка является основополагающим при осуществлении родительских прав и обязанностей, он закреплен во многих нормах СК РФ. Четвертая особенность родительских прав и обязанностей заключается в том, что родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст. 63 СК РФ), отступление от этого правила, возможно, только в случаях, ...
... опекуна (попечителя), расторжением договора о передаче ребенка на воспитание в семью. Учитываются всякого рода отступления от закона и при разрешении судом споров, связанных с воспитанием детей. Право родителей на воспитание ребенка тесно связано с их обязанностью аналогичного содержания. Но если содержание права на воспитание отличается предельной краткостью, то иначе обстоит дело с перечнем ...
0 комментариев