1.2 Современная нормативно-правовая база деятельности политических партий в выборах
Конституция РФ 1993 года, закрепившая установившуюся в стране институциональную систему, утвердила неравномерное распределение полномочий и ответственности между институтами власти. Институт президентства оказался фактически вынесен за рамки разделения властей. При этом не было создано элементарных механизмов не только гражданского, но и парламентского контроля за деятельностью Президента РФ.
В 1994году был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». В законодательстве устанавливалась, в частности, возможность двойной баллотировки кандидатов в общефедеральном списке избирательного объединения и в одномандатном округе. Закреплялся 5-процентный барьер голосов избирателей, необходимых для участия партий в распределении мест по общефедеральному округу.
Данный барьер вводился для того, чтобы преодолеть такой недостаток пропорциональной системы, как отсутствие стимулов, сдерживающих фрагментацию партий. Кроме того, утверждался петиционный принцип выдвижения кандидатов и списков кандидатов, в соответствии с которым для участия в выборах кандидатам было необходимо собрать определенное количество подписей. Это был рамочный закон, в соответствии с которым в 1995г. Были приняты федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации».
Выборы депутатов Государственной Думы в декабре 1995г., президентские выборы 1996г., выборы президентов и глав администрации субъектов Федерации и их законодательных (представительных) органов показали несовершенство избирательного законодательства в России. В связи с этим в сентябре 1997г. Был подготовлен и принят новый Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации». На его основе были изменены региональные и местные законы о выборах. Однако и этот закон оказался не идеальным. В практике выборов появились новые антитехнологии, против которых можно бороться только посредством закона. Поэтому в марте 1999г. Были внесены серьёзные изменения и дополнения в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на референдум граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основных гарантиях...»).
С учетом этого закона в июле 1999г. Был принят новый Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Стремление депутатов сделать выборы цивилизованными привело к появлению в законе разъяснений, уточнений и комментариев. В результате закон получился громоздким, «неудобоваримым». Даже на его опубликование потребовалось немало средств (текст закона занимал 350 страниц).
Конституция РФ в ст.81 определяет порядок избрания Президента РФ, в ст.95-97 порядок формирования Совета Федерации и избрания депутатов Государственной Думы, а в ст. 130 - порядок формирования органов местного управления. Почему-то в Конституции РФ «пропущен» такой важный уровень в системе государственной власти и управления, как региональный. Субъекты Федерации разрабатывают и принимают законы о выборах законодательных органов республик, краев и областей и глав их администраций или президентов, а также законы о выборах представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований. В принимаемых на этом уровне избирательных законах содержалось множество разногласий и несоответствий с федеральными законами.
В феврале 2000 года Государственная Дума приняла в первом чтении один из пяти представленных законопроектов «О политических партиях». В связи с этим дискуссия по данному вопросу разгорелась с необычайной силой. А это показало, что закон действительно необходим, в связи с тем, что за последние годы наши политики, законодатели, высокие должностные лица, все чаще ограничивают свою аргументацию соображениями политического, экономического, социального характера, игнорируя правовые основы и аспекты любой обсуждаемой ими проблемы. Или прямо призывая пренебречь юридическими «формальностями» и решать любые проблемы «по понятиям».
Политолог А.Кива в «Независимой газете» от 9 февраля 2000года, поддерживая этот проект, голословно утверждал, что якобы никто в России не станет утверждать, что «нам» необходимы 50 политических партий и 150 общественно политических объединений. Слово «нам» не понравилось многим. И ему сразу же ответили, что, конечно, есть люди, и их немало, которым многие партии и движения не нужны. Но есть и другие люди, которым, может быть нужна та или другая партия, то или другое движение. Предлагается лишить этих людей (пусть даже меньшинство) права на объединение в эти партии или движения. Демократия не только правление большинства, но и защита прав меньшинств. А общественное значение политических объединений зависит не только от числа их членов, сколько от количества сторонников, поддерживающих данное объединение своими голосами на выборах, референдумах, митингах и т.д.
Профессор В.А.Кикоть утверждает, что приводились совершенно неосновательные ссылки на «мировой опыт».
В ряде стран, сравнительно с Россией небольших (Польша, Венгрия, Чехия и др.), где почти не существует свойственного России великого разнообразия серьезных политических, социальных, этнокультурных, религиозных и т.п. региональных и местных условий и соответствующих им интересов. Где существуют более или менее развитые традиции политической жизни, - в этих странах партий действительно меньше, чем в России. Следует ли из этого, что в России их должно быть также мало?
Столь же не основательны ссылки на плохо понятый опыт ряда других стран, где наличие современной системы немногих, но крупных партий -результат процесса, длившегося века: этот путь, возможно, не столь долгий, России еще предстоит пройти. Явно тенденциозно утверждения, что именно чрезмерная многопартийность (в Бирме!) привела к установлению военной диктатуры. Но Россия уже пережила более 70 лет коммунистической однопартийной милитаризованной диктатуры и попытки ее восстановления частью реакционной военщины и политической «элиты» в 1991 и 1993г.г.
О некоторых спорных общих чертах рассматриваемого закона:
1. Первый такой вопрос-заглавие закона «О политических партиях». Оно настолько абстрактно и невыразительно и двусмысленно, что уже вызывает сомнения и недоверие. Такое заглавие может означать все что угодно - от запрета любых партий военной диктатурой" до абсолютной свободы сознания и деятельности любых политических партий без всякого ограничения. Не исключая любых решений промежуточного характера- разрешения на деятельность одних партий (особенно угодных властям, намеренным ограничить демократию и конституционные свободы граждан), запрет других партий (не нужных властям, излишне либеральных) и т.п.
2.Вопрос о юридической силе закона о политических партиях и его месте в иерархии законов Российской Федерации. Этот вопрос очень важен, поскольку Конституция РФ имеет в целом высшую юридическую силу. А идеологическое и политическое многообразие, а также выражающая его многопартийность, согласно ст. 13 (части 1,2,3) включены в число основ конституционного строя Российской Федерации (т.е. в главу 1 Конституции РФ), которым, согласно ее статье 16-й, не могут противоречить никакие другие положения этой Конституции. Наивысшую юридическую силу этой, как и других основ конституционного строя России, следовало бы конкретизировать не обыкновенным федеральным законом, а федеральным конституционным законом, чтобы никакой федеральный закон не мог ему противоречить, что соответствовало бы части 3 статьи 76 Конституции РФ.
3.Неприемлемая общая политическая установка рассматриваемого закона ясно выражена уже в преамбуле. В ней говорится, что исходя (якобы!) из политического многообразия и многопартийности, государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов политических партий, оказывает им поддержку в их деятельности и гарантирует им равенство перед законом «независимо от идеологии, целей и задач, изложенных в их учредительных и программных документах». Независимо не только от их формальных деклараций, но и от тех их, не упомянутой деятельности, целей и отдельных действий, с которыми - в случае их неконституционности - ст. 13 (ч.5), ст. 29 (ч.2) и др. Конституции связывают прямой запрет существования таких общественных объединений, то - есть, разумеется, и политических партий.
4.Даже в тех случаях, когда в главах и статьях закона содержаться положения, соответствующие Конституции РФ, их противоречие другим положениям, соответствующим его преамбуле, придает закону противоречивость, двусмысленность.
5.В законе отсутствует прямой запрет на членство в партиях для сотрудников правоохранительных органов и для военнослужащих и др., что вызвало много споров и недовольства политологов и депутатов. Аргументы были таковы: нельзя лишать этих людей права на выражение своих политических взглядов, пусть они тоже смогут быть членами партий. Но эта аргументация не выдерживает критики. Не только в условиях России, но и в условиях других стран военные, милиционеры, налоговые полицейские и т.п. будут руководствоваться не столько своими политическими взглядами, сколько приказом начальства. К чему это приведет, понятно, что текущая «партия власти» получает возможность на осуществление «политической экспансии» в структурах, построенных по жесткому командному принципу.
Это далеко не полный перечень спорных вопросов, который присутствует в законе.
Федеральный закон «О политических партиях» был принят 11 июля 2001 года. Не смотря на имеющиеся недостатки, принятие данного закона было необходимостью. Закон, конечно, был запоздалым, поскольку его отсутствие стало серьезным барьером на пути полноценного развития политических партий и партийной системы во второй половине 1990-х годов.
В законе во—первых, прописан институт партии как особой формы общественного объединения, создаваемого для участия граждан в политической жизни. Во-вторых, право на участие в федеральных и региональных выборах закреплено исключительно за партиями. В-третьих, установлены требования к общей численности партии - не менее 10 тысяч членов («партминимум») и к количеству региональных отделений - не менее 45 (при этом в каждом должно быть не менее 100 партийцев). В-четвертых, введен запрет на создание межрегиональных, региональных и местных партий. В-пятых, предусмотрен сложный порядок государственной регистрации партий и достаточно широкий перечень для приостановления их деятельности и ликвидации. В-шестых, федеральным парламентским партиям, как и партиям, набравшим более 3 процентов голосов на думских выборах (или выдвинувшим кандидата в президенты, набравшего не менее 3 процентов), положено государственное финансирование.
Важнейшим требованием, предъявляемым новым законодательством к политическим партиям, является их обязательное участие в выборах, что и стало главным отличием данного закона от действовавшего ранее закона «Об общественных объединениях».
Закон о партиях (в начальной редакции) многие пытались представить совершенно драконовским. То, что он изначально был направлен на наведение порядка на партийном рынке, никто и не скрывал. Но результаты оказались отнюдь не столь радикальными, как ожидалось. Даже наоборот. Достаточно напомнить, что в думских выборах 2003 года приняли участие 18 партий и 5 блоков (в 1999году- 26 избирательных объединений). В субъектах Федерации тоже не слишком горевали и вместо региональных объединений стали использовать отделения федеральных партий.
Принятие Федерального закона «О политических партиях» стало важным этапом в развитии политических партий и партийной системы в современной России. Вместе с тем, данный закон закрепил стремление исполнительной государственной власти контролировать не только деятельность политических партий, но и процесс их непосредственного создания. К сожалению, приходится констатировать, что большинство положений закона носят достаточно формальный характер и не затрагивают институциональных основ политических партий. Так законодатели не пошли на придание политическим партиям новых прав, в частности, по формированию Правительства РФ и контролю над другими ветвями власти и бюрократии.
С принятием Федерального закона «О политических партиях» возникла необходимость внесения новых изменений в избирательное законодательство, как федерального, так и регионального уровней. В 2002г. Была принята новая редакция Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и внесены изменения в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» были внесены лишь небольшие изменения.
Таким образом, избирательные законы в Российской Федерации можно разделить на три уровня: федеральные (выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ); региональные (выборы депутатов законодательных собраний и глав исполнительной власти субъектов Федерации); местные (выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований). Законы о выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления принимаются законодательными (представительными) органами субъектов Федерации.
... консенсуса по западносахарской проблеме), или, как в 1983 г., для создания дополнительной опоры перед лицом усиления исламистского движения (Организация народного демократического действия – ОНДД). Если оппозиционные политические партии или лидеры проявляли готовность к компромиссу или сотрудничеству с правительством, правящий режим создавал им благоприятные условия для их деятельности на ...
... политическую власть в полном объеме, либо, по крайней мере, к этому стремятся. Осуществление власти или борьба за власть это главное в их деятельности. Собственно политическими организациями являются само государство и политические партии. Значительную роль в жизни современного общества играют политические партии. Это атрибут любой развитой политической системы. (К середине 70-х годов в более ...
... решений, правит одна партия – гегемон. Следовательно, можно с полной уверенностью говорить, что система Российской Федерации – эта система во главе с партией-гегемоном. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучив генезис политических партий в Российской Федерации, а именно, особенности их становления и развития, можно прийти к следующим выводам: 1. Политические партии занимают особое место в формировании ...
... власти как на федеральном, так и региональном уровнях. В этом контексте в целях обеспечения единства системы исполнительной власти в Российской Федерации, повышения роли и ответственности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации при формировании высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в 2004–2005 ...
0 комментариев