2. Определение некоторых понятий и принципов по современному УК Германии
Действующий УК на законодательном уровне закрепляет формальное определение преступного деяния. Так, § 11, объясняющий смысл некоторых терминов, используемых в УК, дает следующее определение противоправному деянию: «... такое деяние, которое осуществляет состав преступления, предусмотренный уголовным законом». Здесь указывается на такой признак, как наличие в действиях лица состава, предусмотренного уголовным законом.
Преступное деяние определяется как противоправное, виновное, соответствующее признакам состава, запрещенное под угрозой наказания деяние.[14] В настоящее время противоправность понимается как противоречие деяния правопорядку в целом, то есть деяние должно содержать состав закона преступного деяния или нарушения общественного порядка. Но вместе с тем деяние, содержащее состав закона, не является противоправным, когда у лица отсутствует понимание того, что оно действует противоправно, и если при этом оно не могло избежать этой ошибки (§ 17 УК). Поэтому ошибка в запрете является, как правило, обстоятельством, исключающим виновность лица. Если же лицо заблуждается в фактических обстоятельствах дела, то есть его заблуждение относится к определенным признакам конкретного состава закона, то считается, что такая ошибка исключает совершение умышленного деяния, то есть лицо может быть наказано только за совершение деяния по неосторожности (абз. 1 § 16).
Вина понимается как упречность поведения, соответствующего составу закона. Вид упрека определяется в зависимости от того, действовало лицо умышленно или по неосторожности. В обоих случаях это относится к упреку в адрес виновного, который выносит суд в каждом конкретном случае, определяя, осознавало ли лицо противоправность своего поведения. УК Германии не содержит определения формы вины, однако § 15 устанавливает, что наказуемым является только умышленное деяние, если закон прямо не предусматривает наказание за неосторожное деяние. Понятие вины как признака преступного деяния отсутствует в действующем УК, однако кодекс содержит ряд норм, посвященных вине и ее формам, однако их определение не дается. В нормах УК четко прослеживается понимание вины как психического отношения лица только к фактическим признакам деяния, которые предусмотрены в составе. Действующий УК Германии упоминает две формы вины: умысел и неосторожность, однако не раскрывает содержание этих понятий. В германских доктринальных источниках по уголовному праву умысел характеризуется тем, что лицо осознает соответствие совершаемых им действий составу, предусмотренному законом, и желает этого либо допускает. Умысел разделяется на два основных вида: прямой и косвенный. Прямой умысел считается обычным видом умысла, однако при этом различают две его разновидности:
Þ когда лицо знает о своем деянии и его результате и стремится к его осуществлению;
Þ когда лицо просто знает или точно предвидит, что оно выполняет состав.
Косвенный умысел имеет место тогда, когда лицо непосредственно не желает совершения деяния или наступления его результата, но считает это возможным и мирится с этим.
Неосторожность характеризуется следующим образом: «лицо не предвидит, что его деяние соответствует составу закона, хотя могло это предвидеть, в силу чего могло осознавать и противоправность своего поведения».[15] При этом в теории выделяются две разновидности неосторожности:
à неосознанная неосторожность (когда лицо вообще не предвидит, что преступный результат может наступить);
à осознанная неосторожность (когда лицо допускает, что преступный результат может наступить, но полагает, что этого не случится).
Понятие невменяемости является позитивно-правовым, те есть сформулированным в действующем законодательстве. В § 20 действующего УК содержится положение о том, что без вины действует тот, кто при совершении деяния, вследствие болезненного психического расстройства, глубокого расстройства сознания, слабоумия или другого тяжелого психического отклонения, не способен осознавать противоправность деяния или действовать с осознанием его противоправности. Таким образом, в германском Кодексе называются два критерия невменяемости:
3 медицинский – наличие болезненного психического расстройства, глубокого расстройства сознания, слабоумия или другого тяжелого психического отклонения;
3 психологический – неспособность осознавать противоправность деяния или действовать с осознанием его противоправности.
В этих положениях § 20 закрепляется одна из основных характеристик невменяемости по германскому уголовному праву: невменяемое лицо, совершая деяние, выполняет состав закона, но в силу указанных причин действует без вины. Глубокое расстройство сознания может быть, например, в состоянии гипноза, аффекта, наркотического опьянения и на практике трактуется весьма произвольно. Спорной является также проблема о значении опьянения для уголовной ответственности, так как в УК не содержится норм, регулирующих данный вопрос. В § 21 говорится об уменьшенной вменяемости. При нем лицо не освобождается полностью от уголовной ответственности, однако назначаемое ему наказание может быть смягчено.
В уголовном праве Германии выделяют три стадии совершения умышленного преступного деяния: приготовление, покушение, оконченное преступление. Приготовление, по уголовному праву Германии, в принципе, ненаказуемо. Уголовная ответственность наступает за покушение на совершение преступления и оконченное деяние. Примерами норм Особенной части, которые устанавливают уголовную ответственность за приготовительные действия, могут стать приготовлением к государственной измене (§ 83), приготовление к преступным действиям, которые заключаются в выведывании государственной тайны(§ 96), подготовка подделки денег или знаков оплаты(§ 149).
Покушение имеет место тогда, когда лицо уже начало выполнение состава закона умышленного преступления или проступка, но еще не окончило.
Под соучастием понимается участие нескольких лиц различным образом в совершении умышленного преступного деяния. Различаются две основные формы соучастия: исполнительство и соучастие в тесном смысле этого слова. Институт исполнительства определен в § 25 УК: «как исполнитель наказывается тот, кто совершает преступные деяния сам или посредством другого». Соучастником в узком смысле слова является тот, кто, направляя свои действия на причинение преступного результата, сам не принимает непосредственного участия в выполнении состава.
В УК германии рассмотрено также такое понятие, необходимая оборона. Она относится к числу обстоятельств, исключающих противоправность деяния. К условиям правомерности обороны относятся:
* нападающий является физическим лицом, не вещью и не животным;
* нападение должно быть противоправным;
* допускается защита не только себя самого, но и других лиц;
* отсутствует превышение пределов необходимой обороны.
Дискуссионной является проблема превышения пределов необходимой обороны. При этом, как правило, различают два вида такого превышения:
à несоответствие способов и средств защиты тяжести нападения;
à нарушение принципа наличия посягательства (преждевременная или запоздалая защита).
В уголовном законодательстве Германии нет определения наказания. Однако в одном из комментариев к УК сказано, что задача наказания состоит в том, чтобы «оплатить за нарушение правопорядка и одновременно отпугнуть правонарушителя о вообще любое лицо от таких правонарушений в будущем». Здесь возмездие и устрашение утверждаются как главные цели наказания. В целом же наказание является регулярным правовым последствием виновно совершенного преступного деяния.
Система наказаний включает основные и дополнительные наказания, а также дополнительные последствия как вид уголовно-правовых мер. Основными являются лишения свободы и денежный штраф. К дополнительным относится одно – запрещение управлять транспортным средством. Специфичным для системы правовых последствий являются дополнительные последствия, к которым относится лишение права занимать определенные должности, права пользоваться правами, полученными в результате публичных выборов, права публично избирать или голосовать, права быть избранным и права голоса.
... политических прав; секвестр или конфискация имущества; присуждение к обязательным общественным работам. Важным этапом развития советского уголовного законодательство встало событием явилось принятие в марте 1919 г. Программы РКП(б), а в декабре 1919 г. – Руководящих начал по уголовному праву РСФСР. Уголовная политика в программе определялась как коренное изменение наказания: широкое применение ...
... преступлений. Так, во Франции длящиеся преступления определяются как «растянутые во времени и совершающиеся путем постоянного повторения виновным первоначального умышленного акта». По российскому уголовному праву к числу единичных преступлений относятся и продолжаемые, т.е. такие, которые складываются из ряда одинаковых или тождественных преступных действий, имеют общую цель, охватываются ...
... метода регулирования (поскольку угроза наказания может реализоваться лишь через охранительные правоотношения) и относятся к методам правового воздействия, а не правового регулирования. Таким образом, будем рассматривать развитие уголовного процесса. При составлении Свода Законов судопроизводственные законоположения времен Петра I и Екатерины II, измененные их преемниками, вошли во 2 книгу XV ...
... актами. В Конституцию вносились изменения в декабре 1988 г. и декабре 1989 г. Срок, на который избирались судьи, был установлен в 10 лет вместо 5 начальных. 2. Уголовное право и судебный процесс в Германии конца 19 начала 20 века и их развитие Как история нашего законодательства начинается Уложением царя Алексея Михайловича, так история уголовного права Германии ведет свое развитие от ...
0 комментариев