Одни восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников...
Другие из рядов военных,
Дворянских разоренных гнезд...
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
М. Волошин
У книг, как и у людей, тоже бывают судьбы. Судьба романа Б. Пастернака “Доктор Живаго” оказалась трагической — только через тридцать лет, получившая мировую известность, принесшая автору Нобелевскую премию, книга стала доступна массовому российскому читателю.
В романе изображены события, происшедшие в России на крутом повороте истории. Гражданская война разделила людей на два лагеря. Обе стороны ослеплены ненавистью, отстаивают каждая свою правду, готовы все сделать для блага человека, но приносят этому человеку только страдания. Автор видит все это глазами главного героя Юрия Андреевича Живаго, история жизни которого составляет фабулу произведения.
Повествование начинается с похорон матери десятилетнего Юры. Описания переживаний ребенка переплетаются с описанием явлений природы, которые придают еще больший драматизм жизненной ситуации. В ночь после похорон мальчик первый раз видит бурю. “За окном не было ни дороги, ни кладбища, ни огорода... Можно было подумать, что буря видит Юру и, сознавая, как она страшна, наслаждается производимым на него впечатлением. Она свистела и завывала и всеми способами старалась привлечь Юрино внимание”. К образу бури автор неоднократно обращается во время повествования. Главный герой романа понимает неизбежность, неотвратимость происходящих событий.
Он сам, подхваченный могучим вихрем, с радостью приветствует революцию. Юрий Андреевич врач по профессии, он воспринимает революцию как радикальное средство для излечения больного общества. “Какая великолепная хирургия! Взять и разом аристократически вырезать старые вонючие язвы! Простой, без обиняков, приговор несправедливости, привыкшей, чтобы 'ей кланялись, расшаркивались перед ней и приседали...” Но доктор Живаго не может полностью принять взгляды и методы большевиков. В силу своей гуманности он отвергает жестокость, с которой совершалась революция и гражданская война. Причем жестокость проявляли обе стороны — и белые и красные. Поэтому доктор Живаго “очутился ни в тех, ни в других, от одного берега отстал, к другому берегу не пристал”. Автор очень тонко, с глубоким пониманием описывает переживания своего героя. Очевидно, что Б. Пастернак отразил в этих переживаниях свое восприятие революции и гражданской войны.
Чтение страниц романа, на которых автор раскрывает психологические особенности характера доктора Живаго, требует от читателя высокого эмоционального напряжения. Сопереживая, читатель ищет правду вместе с героем романа. Живаго возлагал большие надежды на новую власть, он хотел спокойно трудиться ради блага людей, а столкнулся с жестокостью и непониманием. Юрий Андреевич не может найти свое место в послереволюционной Москве и вынужден уехать. Приехав в Варыкино, Живаго начинает работать по специальности, но вихрь гражданской войны заносит его в лагерь партизан. Получилось, что отъезд из Москвы в провинцию не избавил героя от несправедливости. В экстремальных условиях, общаясь с ожесточенными людьми, доктор Живаго остается верным своему человеческому и профессиональному долгу: он выхаживает раненого белогвардейца и спасает от неминуемой гибели большевика — командира партизанского отряда. Но такую жизненную позицию почти невозможно сохранить, потому что
И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
“Кто не за нас — тот против нас...”
Остаться просто человеком — такой нравственный выбор сделал герой романа и оказался между молотом и .наковальней. Не находит опоры Юрий Андреевич и в личной жизни. У него было две женщины, которых он любил. Свою жену Тоню он любил как мать своих детей, как друга, на которого можно положиться в трудную минуту. Тоня знает мужа лучше других и любит его таким, какой он есть. Вторая женщина Лара — это олицетворение самой жизни с ее непредсказуемостью. Лара то появляется в жизни Живаго, то вновь исчезает. С Парой герой счастлив по-настоящему, но жизнь не дает возможности герою долго быть счастливым. Он вынужден спасаться от ареста. Лара его покидает. Разуверившись в жизни, герой обращается к поэзии. Он пишет стихи. Вот написана первая строчка: “Свеча горела на столе...”
Но продолжение стихотворения никак не получается. Для истинной поэзии нужна вся жизнь. Поэтому Пастернак помещает стихи в конце романа.
Не найдя опоры в работе, в любви, в поэзии, Живаго опускается, теряет свои профессиональные навыки в медицине, оскудевает его литературное дарование. Он возвращается в Москву, зарабатывает себе на жизнь низко квалифицированным трудом. Такая жизнь не может удовлетворить умного и образованного человека. А когда появляется надежда на возрождение, Юрий Андреевич умирает.
Так закончились поиски правды, не связанной с насилием. И смерть героя в конце романа, казалось бы, означает бесперспективность этого пути. Однако автор, скорее всего, такой развязкой хотел подчеркнуть бесконечность пути нравственного совершенствования человека. Не зря в конце помещены стихи о воскресении:
Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты.
Похожие работы
... благородства». Таким образом, смысл словосочетания «Патрикий Живульт» приблизительно может быть передан как «рыцарь жизни». «Записки Патрикия Живульта» - «генеральная» проза Пастернака 30-х годов - были несомненно важнейшим звеном, связующим воедино все прежние попытки «большого романа» с замыслом «Доктора Живаго». Целый ряд мотивов, положений, имен и топонимов в дошедшей до нас части («Начало ...
... гнезда", "Войны и мира", "Вишневого сада". Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов. Анализируя роман "Евгений Онегин", Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, "в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества", и что в "Онегине" Пушкин "решился ...
... политика, наука, технология, культура, искусство. Новая эпоха историко-культурного развития отличалась стремительной динамикой и острейшим драматизмом. Переход от классической литературы к новому литературному направлению сопровождался далеко не мирными процессами в общекультурной и внутрилитературной жизни, неожиданно быстрой сменой эстетических ориентиров, кардинальным обновлением литературных ...
... в опасности!", подписанный Лениным четырьмя днями раньше. Охранная грамота Болезненно реагируя на ограничение свобод, Иван Петрович в соавторстве со своим учеником М М Губергрицем опубликовал в журнале "Русский врач" статью "Рефлекс свободы" Этой теме Павлов уделил немало места в трех публичных лекциях (Две из них публикуются в этом номере — Ред.} Очевидно, после этих лекций Павлов ...
0 комментариев