1.3. Химические и биологические средства защиты яровой пшеницы
Химические средства защиты растений в общей системе мер борьбы с болезнями занимают большое место по объему применения и имеют много преимуществ. Однако наряду с достоинствами следует отметить и их недостатки, прежде всего токсичность для теплокровных и человека.
Некоторые препараты из группы хлорорганических соединений, триазинов, производных пиколиновой кислоты (тордон), мочевины отличаются повышенной стойкостью в биологических средах, медленно в них разрушаются, что создает опасность их накопления в природных условиях. Частое применение одних и тех же препаратов приводит к образованию резистентных рас возбудителей, которые уже не поражаются этими пестицидами. Кроме того, химические средства часто действуют как на вредные, так и на полезные организмы, что приводит к нарушению биоценозов (Груздев, 1987).
Для протравливания семян используют: пентатиурам, 50%-ый с.п. (1,2 – 2 кг/т); ТМТД, 80%-ый с.п. (1,5 – 2 кг/т); байтан-универсал, 19%-ый с.п. (2 кг/т). Протравливанию семян предшествует их обогрев в сушилках в течение 1-2 часов при температуре не более 45°С (Чулкина, Коняева, Кузнецова, 1987).
На сегодняшний день самым эффективным однокомпонентным препаратом с наиболее широким спектром действия остается дивиденд стар. Это уникальный системный фунгицид для борьбы с болезнями семенного и почвенного назначения, поражающими всходы зерновых культур.
Дивиденд стар содержит в 1л препарата 30г дифеноконазола и 6,2г ципроконазола. Оба действующих вещества, входящих в состав дивиденда стар, являются системными триазольными фунгицидами с широким спектром активности. Они проникают внутрь семян и переносятся по всходам, хорошо подавляя как внешние, так и внутренние инфекции. Благодаря специальной суспензионной препаративной форме, дивиденд стар прочно удерживается на семенах и не отлипает от их поверхности. В естественных условиях осыпание практически отсутствует, поэтому сеялки во время работы не забиваются и не блокируются, что исключает пропуск растений в рядках. Яркая красная окраска препарата позволяет следить за качеством протравливания.
Растворимость дифеноконазола в воде ниже, чем у другого компонента ципроконазола. Соответственно перенос по тканям растения происходит медленнее и при более высоких температурах (>15°С), большая часть дифеноконазола остается в прикорневой зоне, обеспечивая длительную защиту от корневых гнилей и болезней основания стебля. Ципроконазол же, являясь высокосистемным веществом с высокой водной растворимостью, быстро переносится по растению, продвигаясь в формирующие его части (листья, колос) и обеспечивает их защиту. Независимо от внешних условий фунгицидная активность препарата стабильна в течение наиболее уязвимых стадий вегетации.
Дивиденд стар благоприятно влияет на ассимиляцию, улучшая процесс фотосинтеза. Растения, выросшие из обработанных семян, значительно кустистее и зеленее в течение всей вегетации. В то же время дивиденд стар не обладает ретардантным влиянием ни на один сорт пшеницы. Из-за мягкости его действия на семена, по сравнению с другими фунгицидными протравителями, всходы пшеницы появляются на 2 дня раньше, за счет чего улучшается стеблестой. Препарат не требует ограничений в технологии сева и гарантирует культуре наилучшие стартовые условия. Фунгицидную обработку можно начинать задолго до сева, что дает дополнительные удобства в распределении рабочего времени: все поверхностные и внутрисеменные инфекции будут подавлены и не смогут отрицательно повлиять на будущие молодые растения.
Дивиденд стар относится к малотоксичным веществам. Он не вызывает раздражения кожи и глаз, не обладает запахом. Норма расхода препарата 1 л/т, рабочей жидкости 8-10 л/т. Протравливание ведут на установках ПС-10, ПК-20, ПСШ-5, Мобитокс и др. (Омельянец, 1999).
В.А. Чулкина и Е.Ю. Торопова (1996) отмечают, что протравливание семян особенно эффективно оздоравливало подземные органы растений (первичные, вторичные корни, колеоптиле, эпикотиль) при высокой (более 150 конидий/г почвы) заселенности почвы возбудителем.
В результате проведенных исследований они пришли к выводу, что надежный и высокий биологический и особенно хозяйственный эффект в лесостепной и степной зонах Сибири можно получить при протравливании семян, инфицированных B. sorokiniana, на 15–30 % и заселенности почвы патогеном выше порога вредоносности (более 80 конидий/г почвы).
Единственно возможной альтернативой современным химическим пестицидам в условиях экологизации земледелия является интегрированный метод защиты растений. Экологически безопасные биопрепараты - неотъемлемый и важнейший его компонент. Ученые Курганского СХИ М.И. Лопатин, А.С. Степановских, Г.А. Макаренко, П.Н. Максимовских, А.Г. Поздин, Н.П. Клейменова, А.П. Голощапов проводили исследования по испытанию биологических препаратов защитно-стимулирующего действия в борьбе с корневой гнилью пшеницы. Перечень изучаемых препаратов того времени был небольшим. Результаты исследований показали, что биопрепараты полиоксин и трихотецин снижали развитие обыкновенной корневой гнили на 40-50% и повышали урожай зерна на 3,2-5,9 ц/га (Гилев, 1998).
Несмотря на перечисленные преимущества использования дивиденда, экологическую безопасность защиты растений от болезней можно повысить более широким применением микробиологических препаратов, которые способствуют сохранению полезной энтомофауны, высокоспецифичны и быстрее, чем химические препараты, разлагаются в окружающей среде.
Для ряда сельскохозяйственных культур микробиологический метод может и должен занимать доминирующее место в борьбе как с вредителями, так и болезнями. (Омельянец, 1999).
В основе биологического метода борьбы с болезнями растений лежат существующие в природе естественные явления сверхпаразитизма и антибиоза, или антагонизма между микроорганизмами, обитающими на растениях и в почве. Вероятно, в отдельных случаях интерес могут представлять также насекомые, клещи и нематоды, питающиеся мицелием или плодовыми телами фитопатогенных грибов.
Несомненный интерес представляют также бактерии, вызывающие лизис мицелия патогенных грибов (Бегляров, Смирнова, Баталова, 1983).
Основные требования, предъявляемые к современным биопрепаратам – эффективность и безопасность для человека и окружающей среды.
Многолетние исследования по изучению безопасности природных штаммов микроорганизмов – основы биопрепаратов для защиты растений – и опыт многих исследователей в разных странах показали их непатогенность для человека и нецелевых объектов. (Омельянец, 1999).
Исследованиями Немченко В.В. в условиях Зауралья (1997) установлена возможность применения регуляторов роста в качестве индукторов устойчивости зерновых культур к болезням. Индукторы устойчивости, активизирующие естественные защитные механизмы растений, снижали поражение растений корневыми гнилями на 15-20%, листостеблевыми пятнистостями на 25-30%, бурой листовой ржавчиной на 10-20%.
Необходимо отметить, что за последние 6 лет объемы применения биологических средств защиты растений в России сократились с 6 до 1,7 млн. га. В большей степени применяются фитоспорин, агат-25, нарцисс (Менликиев, Смирнов, Ваньянц и др.,1999; Ткачева, 1999).
В настоящее время широко изучается возможность применения новых малотоксичных фиторегуляторов, таких как: гуматы, агат-25К, препараты из группы фитоспорина, планриз и другие (Менликиев, Хотянович, Сатубалдин, Салангинас, 2001).
0 комментариев