Февраля 1861 года царь подписал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и комплекс законов об отмене крепостного права

28477
знаков
0
таблиц
0
изображений

19 февраля 1861 года царь подписал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и комплекс законов об отмене крепостного права.

Революционная ситуация 1859-1861 гг. дала непосредственный толчок, который ускорил решение вопроса об отмене крепостного права, обусловленное объективными закономерностями экономического развития.

С момента обнародования манифеста крестьяне получили личную свободу. Помещики потеряли право вмешиваться в личную жизнь крестьян, не могли переселять их в другие местности, тем более не могли продавать другим лицам с землей или без земли. За помещиками сохранялись лишь некоторые права по надзору за поведением вышедших из крепостной зависимости крестьян.

Изменились также и имущественные права крестьян, прежде всего их право на землю. Однако в течение двух лет сохранялись по существу прежние крепостнические порядки. За это время должен был совершиться переход крестьян во временнообязанное состояние. Наделение землей производилось в соответствии с местными положениями, в которых для различных районов страны (черноземных, степных, нечерноземных) определялись высшие и низшие пределы коли­чества земли, предоставляемой крестьянам. Эти положения конкре­тизировались в уставных грамотах, в которых указывалось, какую землю получали крестьяне.

В целях урегулирования взаимоотношений между помещиками и крестьянами Сенатом по представлению губернаторов назначались мировые посредники из числа дворян-помещиков. Уставные грамо­ты составлялись помещиками или мировыми посредниками. После этого их содержание обязательно доводилось до сведения соответ­ствующего крестьянского схода или сходов, если грамота касалась нескольких деревень. Затем могли вноситься поправки по замечани­ям и предложениям крестьян, а мировой посредник решал спорные вопросы. Грамота вступала в силу после того, как крестьяне были ознакомлены с ее текстом и когда мировой посредник признавал ее содержание соответствующим требованиям закона. Согласие крестьян на условия, предусмотренные грамотой, было не обязательно. Прав­да, помещику было выгоднее добиться такого согласия, ибо в этом случае при последующем выкупе земли крестьянами он получал так называемый дополнительный платеж.

В целом по стране крестьяне получили земли меньше, чем до сих пор имели. Особенно значительными оказались отрезки в чернозем­ных районах. Крестьяне были не только ущемлены в размерах земли; они, как правило, получали неудобные для обработки наделы, так как самая лучшая земля оставалась у помещиков.

Временнообязанный крестьянин получал землю не в собствен­ность, а только в пользование. За пользование он должен был рас­плачиваться повинностями—барщиной или оброком, которые мало отличались от прежних его крепостных повинностей.

Следующим этапом освобождения крестьян был переход их в со­стояние собственников. Для этого крестьянин должен был выкупить усадебную и полевые земли. Цена выкупа значительно превышала действительную стоимость земли. Следовательно, крестьяне платили не только за землю, но и за свое личное освобождение.

Чтобы обеспечить реальность выкупа земли, правительство ор­ганизовало так называемую выкупную операцию. Оно заплатило за крестьян выкупную сумму, предоставив крестьянам, таким образом, кредит. Этот кредит должен был погашаться в течение 49 лет с вы­платой ежегодно 6% на ссуду.

После заключения выкупной сделки крестьянин именовался соб­ственником. Однако его собственность на землю была обставлена разного рода ограничениями. Полным собственником крестьянин ста­новился лишь после выплаты всех выкупных платежей.

Первоначально срок пребывания во временнообязанном состоя­нии не был установлен, поэтому многие крестьяне тянули с перехо­дом на выкуп. К 1881 г. таких крестьян оставалось примерно 15%. Тогда был принят закон об обязательном переходе на выкуп в тече­ние двух лет. В этот срок следовало заключить выкупные сделки либо потерять право на земельные наделы. В 1883 г. категория временно-обязанных крестьян исчезла. Часть из них оформила выкупные сдел­ки, часть лишилась земли.

В 1863 и 1866 гг. реформа была распространена на удельных и государственных крестьян. Удельные крестьяне получили землю на более льготных условиях, чем помещичьи. За государственными крестьянами сохранилась вся земля, которой они пользовались до реформы.

Реформа предусматривала организацию крестьянского самоуп­равления. Крестьяне освободились от власти помещиков и вотчин­ной полиции. Их место в большой мере заняли сельские волостные органы самоуправления. Для выколачивания из крестьян выкупных платежей был использован старинный институт — сельская община с ее круговой порукой.

Органом общинного самоуправления был сельский сход. Он ре­шал вопросы, связанные с распределением земли среди членов общи­ны на основе уравнительного землепользования. Староста следил главным образом за своевременным и точным выполнением кресть­янами повинностей. Он мог подвергать аресту или принудительным общественным работам на срок до двух дней, штрафовать на сумму до одного рубля.

Главным органом в волости был волостной сход из выборных от сел — один выборный от десяти дворов. Волостной сход принимал решения, которые касались всей волости.

На волостном сходе выбирали волостного старшину, который выполнял решения схода и различные полицейские функции (задер­живал бродяг, дезертиров, принимал другие меры по охране поряд­ка). Старшину избирали, как правило, из кулаков. Волостной сход избирал волостной суд для рассмотрения малозначительных уголов­ных и гражданских дел.

Крестьянское общественное самоуправление функционировало под контролем полицейских органов. В контакте с ним действовали старосты и особенно волостные старшины. Крестьяне и после выку­па земельных наделов относились к сословию с существенными огра­ничениями прав по сравнению с другими слоями населения.

В целом крестьянская реформа носила буржуазный характер и способствовала дальнейшему развитию в России капиталистических отношений.

Задание № 6.

В общем плане проблема нового судоустройства была решена Декретом о суде № 1, который был принят 22 ноября 1917 г. Совнаркомом. Декрет о суде № 1 упразднял весь аппарат буржуазно-помещичьей юс­тиции: окружные суды, царскую прокуратуру и адвокатуру, ин­ститут судебных следователей. Во исполнение декрета в ноябре 1917 г. закрыли Правительствующий сенат, Главный военный суд с военно-прокурорским надзором, институт военных следователей и Петроградский коммерческий суд. На смену им пришли новые суды, образованные на основе демократических выборов.

В соответствии с Декретом о суде № 1 началась организация местных судов и революционных трибуна­лов. Судей должно было избирать непосредственно население, а пока временно это делали Советы. Ими же составлялись списки заседателей и устанавливалась очередность их участия в сессиях местного суда. В армии суды избирались полковыми Советами, а где таковых не было — полковыми комитетами. Для рассмотрения жалоб на решения местных судов созывались уездные, а в столи­цах — столичные съезды местных судей.

Согласно статье 8 Декрета № 1 для борьбы против контрреволюционных сил и защиты от них революции и ее завоеваний, а «равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц»учреждались рабочие и крестьянские революционные трибуналы. В ревтрибуналы заседатели и судьи должны были избираться Со­ветами, что обеспечивало при тогдашних условиях классово выдер­жанный состав.

Предварительное следствие по постановлению возлагалось на сам трибунал, а декрет для этих целей предусматривал создание уже специальной следственной комиссии (статья 8).

По Инструкции Народного комиссариата юстиции от 19 декабря 1917 г. при ревтрибунале учреждалась коллегия лиц, посвящавших себя правозаступничеству как в форме общественной защиты, так и в форме общественного обвинения. Такая коллегия образовыва­лась путем свободной записи лиц, желавших оказать помощь рево­люционному правосудию и представивших рекомендации от Сове­тов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Таким образом, Декретом о суде № 1 формировались две системы судов – общих и особых. Реализация декрета проходила не гладко: не сразу установились правильные отношения между Советами и судами. С одной стороны, наблюдалась тенденция к отрыву судов от Советов, с другой — незаконное вмешательство Советов в дела судов. Не везде на местах соглашались и с созда­нием ревтрибуналов.

Дальнейшее развитие общей судебной системы получило зако­нодательную регламентацию в Декрете о суде № 2 от 15 февраля 1918 г. Для рассмотрения дел, превышающих подсудность местных судов, согласно статье 1 Декрета № 2, были учреждены окружные народные суды, ох­ватывающие несколько уездов. Окружной суд имел уголовное и гражданское отделения. Председатель суда и председатели отделе­ний избирались и отзывались общим собранием членов суда. Право отзыва членов окружного суда принадлежало избравшим их Сове­там. Для предварительного следствия по некоторым категориям дел создавались следственные комиссии в составе трех лиц, избираемых исполкомами местных Советов, а также были об­разованы коллегии правозаступников не только для особых, но и для общих судов.

Что касается трибуналов, то наряду с общими стали создаваться некоторые специальные трибуналы, и в первую очередь по делам печати.

13 июля 1918 года был принят Декрет о суде № 3, которым на местные народные суды было возложено рассмотрение всех уголовных дел о преступлениях и проступках, кроме особо тяжких преступлений, рассмотрение которых относилось к ведению народных окружных судов.

В соответствии со статьей 8 Декрета № 3 для рассмотрения кассационных жалоб на решения окружных народных судов по гражданским и уголовным делам вместо судебного контроля временно учреждался Кассационный суд в городе Москве из двух отделений – гражданского и уголовного, в составе председателя и его товарища, утверждаемых Центральным Исполнительным Комитетом по представлению Народного комиссариата юстиции и 8 членов, избираемых Центральным Исполнительным Комитетом из кандидатов, представленных народными окружными судами и советами местных судей.

Таким образом, развивалась судебная система на основе Декретов о суде № 1, 2, 3.

Задание № 7.

Порядок производства выборов закреплен в главе четырнадцатой Конституции 1918 года. Согласно статье 66 Конституции выборы производятся согласно установившимся обычаями, в дни, устанав­ливаемые местными Советами.

Выборы производятся в присутствии избирательной комиссии и представителя местного Совета. В тех случаях, когда присутствие представителя Совета оказывается технически невозможным, его заменяет председатель избирательной комиссии, а за отсутствием такового - председатель избирательного собрания.

О ходе и результате выборов составляется протокол за подписью членов избирательной комиссии и представителя Совета.

Подробный порядок производства выборов, а равно участие в них профес­сиональных и иных рабочих организаций определется местными Советами согласно инструкции Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

Случаи отмены результатов выборов закреплялись Конституцией 1918 года в главе 15 ''О проверке и отмене выборов и об отзыве депутатов''.

Весь материал по производсвту выборов поступает в соответствующий Совет. Совет для, проверки выборов назначает мандатную комиссию. О результатах проверки мандатная комиссия докладывает Совету. Совет решает вопрос об утверждении спорных кандидатов, а в случае неутверждения того или иного кандидата Совет назначает новые выборы.

В случае неправильности выборов в целом вопрос об отмене выборов разрешается высшим по порядку органом Советской власти. Последней инстанцией по кассации советских выборов является Всероссий­ский Центральный Исполнительный Комитет Советов.

Избиратели, пославшие в Совет депутата, имеют право во всякое время, отозвать его и произвести новые выборы согласно общему положению.

Задание № 8.

Конституция 1924 года содержит специальную главу 2, трактующую суверенные права этих республик. Сама конструкция разграничения прав Союза и его членов построена так, чтобы оградить независимость последних.

Статья 3 Конституции 1924 года предусматривала, что ''Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно''.

Статья 4 конституции закрепляет за союзными республиками право свободного выхода из Союза. Провозглашение права свободного выхода было показателем силы Советского государства, которое верило, что ни одна республика не захочет отделиться от Союза.

Исходя из важности права выхода Конституция СССР преду­сматривала особый порядок возможного изменения статьи 4. Эта статья могла быть изменена или отменена не в общем порядке, не как другие положения Основного закона, а лишь с согласия всех республик, входящих в состав Союза.

Специально подчеркнуто и право союзных республик на неиз­меняемость их территории. Такое изменение допустимо лишь с согласия каждой заинтересованной республики.

Суверенным правом союзных республик было также право на собственное гражданство. Оно сочеталось с правом граждан каж­дой республики считаться гражданами Советского Союза (ст. 7 Конституции 1924 года). Это означает, с одной стороны, что гражда­нин каждой республики может чувствовать себя на территории любой иной советской республики, как дома – он равноправен с ее гражданами. С другой стороны, если он, например, находился за границей, то за его спиной стоял авторитет не только своей республики, может быть, – небольшого государства, — но и мощь всего громадного Советского Союза, заботящегося о законных интересах каждого своего гражданина.

Таким образом, Конституция исходила из идеи ограниченно­сти суверенитета как Союзного государства в целом, так и его членов, из идеи разграничения суверенных прав Союза и рес­публик, их гармонического сочетания.

Задание № 9.

Сравнив нормы, касающиеся прав и обязанностей граждан, закрепленные в Конституциях СССР 1936 года и 1977 года, отмечаем, что в Конституции 1977 года этот перечень значительно расширен.

Так, в Конституции СССР 1977 года впервые, по сравнению с Конституцией 1936 года, закреплены такие права как:

1.   право на охрану здоровья (статья 42);

2.   право на жилище (статья 44);

3.   право на пользование достижениями культуры (статья 46);

4.   право на свободу научного, технического и художественного творчества (статья 47);

5.   право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения (статья 48);

6.   право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе (статья 49);

7.   право на личную жизнь граждан, телефонных переговоров и телеграфных сообщений (статья 56);

8.   право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов (статья 58).

Кроме того, впервые указано, что семья находится под защитой государства (статья 53), а также предусмотрено, что граждане имеют право на материальное обеспечение в случае потери кормильца (статья 43).

В Конституции СССР 1977 года расширение коснулось и перечня обязанностей. Это:

1.     обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина СССР - добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины (статья 60). Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества;

2.     обязанность граждан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета (статья 62);

3.     обязанность уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка (статья 65);

4.     обязанность заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества (статья 66);

5.     обязанность беречь природу, охранять ее богатства (статья 67);

6.     обязанность заботиться о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей (статья 68);

7.     обязанность содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира (статья 69).


Список использованной литературы:

 

1.   Верхотуров Ю.И., Харьковская Г.З. История государства и права России. Учебно-методическое пособие. Часть 1.-Краснодар.-1995.

2.   Верхотуров Ю.И. История государства и права России. Учебно-методическое пособие. Часть 2.-Лабинск.-1995.

3.   Верхотуров Ю.И. История государства и права России. Учебно-методическое пособие. Часть 2 (продолжение).-Лабинск.-1995.

4.   Исаев И.А. История государства и права России. Учебник для юридических вузов.-М.-1996.

5.   История Отечества: учебно-методическое пособие / Отв. ред. В.В. Линько.-Краснодар.-1993.

6.   История отечественного государства и права. Часть 1 / Под ред. О.И. Чистякова.-М.-1999.

7.   История отечественного государства и права. Часть 2 / Под ред. О.И. Чистякова.-М.-1999.


Информация о работе «История отечественного права (задания)»
Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 28477
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
99170
0
0

... , становления и трансформации тестирования в отечественной истории образования и педагогической мысли. На основе анализа проблемы сформулирована тема исследования: «Генезис тестирования в истории отечественного образования». Актуальность, несоответствия, противоположности, противоречия, проблема и тема позволили сформулировать цель исследования: выявить, определить, обосновать предпосылки ...

Скачать
43533
0
0

... . И, наконец, более позднее англо-американское воздействие во многом определило собственно архетип технологии образовательного процесса, да и то на дискретных временных отрезках развития российской школы и педагогики. Таким образом, в истории отечественной педагогики, равно как и в современном российском образовании, причудливо переплетаются три архетипа: славянский, православный и западной ...

Скачать
45134
0
0

... должен быть освоен педагогом на уровне интуиции. Только эти две стороны обеспечат органический синтез научного и духовного и позволят эффективно организовать педагогический процесс. Впервые в истории отечественной педагогики Каптерев выделил компоненты метода педагогического воздействия. Метод должен быть сообразен со свойствами детской натуры, заявлял Каптерев вслед за Ушинским. Психические и ...

Скачать
84672
0
0

... РСФСР 1922 и 1926 гг. 6. Кодификация гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права. 7. Конституция СССР 1924 года. Нормативный материал Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. // Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917–1991. / Под ред. Чистякова О. И. (в дальнейшем: ХИОГП). С. 111–179; Собрание кодексов РСФСР. М.: Юриздат, 1927 или 1941 г.[1]; Титов Ю. П. ...

0 комментариев


Наверх