ВВЕДЕНИЕ
1. СОСЛОВНАЯ ПОЛИТИКА В XVIII ВЕКЕ
Во всемирно-историческом процессе XVIII век был временем, когда раз-витие новых, капиталистических отношении приходило во все большее проти-воречие с господством феодального строя со всеми его институтами в эконо-мической, политической, юридической, идейной и культурной жизни. Капита-листическая мануфактура превратилась в это время в центр развития произво-дительных сил и новых производственных отношений.
В основе структуры населения в XVIII в. лежал сословный принцип. Соци-альные категории и группы выступали как сословия или сословные категории, наделенные особыми сословными правами, привилегиями. К непривилегированным относились податные сословия, выполнявшие определенные повиннос-ти, платившие всякого рода, казенные налоги и сборы.
Господствующее положение среди всех сословий занимало дворянство, урав-ненное в правах с боярством и консолидировавшееся в XVIII в в единый класс-сословие.
В ходе этой консолидации из его состава были исключены всякого рода про-межуточные группы, обладавшие в XVI - XVII вв. частью дворянских прав (значительная часть детей боярских, служилые люди «по прибору» и другие ка-тегории служилых людей). Вместе с тем дворянство в XVIII в. вобрало в свой состав феодалов и феодализировавшуюся знать территорий, вошедших в XVII - XVIII вв. в состав России - прибалтийских баронов, польскую шляхту, казачью старшину и феодальную знать других народов[1].
Другим привилегированным сословием было духовенство, но оно в XVIII в. лишилось права владения землей и крестьянами и потеряло свыше миллиона душ крестьян, секуляризованных государством. В процессе секуляризации бы-ли ликвидированы многие монастыри, а в оставшихся устанавливались строгие штаты различных категорий монахов, что в несколько раз уменьшило числен-ность черного духовенства. Был осуществлен ряд мероприятий, усиливших замкнутость этого сословия. Доступ в него лицам из податных сословий был весьма затруднен. Дети духовенства исключались из духовного сословия лишь в том случае, если они не получали необходимого образования. Духовенство в XVIII в. освобождалось от подушной подати, рекрутской повинности и от телес ных наказаний.
Осуществив секуляризацию, самодержавие превратило духовенство в свое-образных чиновников по духовному ведомству. Внешним оформлением этого положения явился указ Павла I о распространении на верхушку духовенства правил о награждении чиновников орденами за усердную многолетнюю службу
От подушной подати в XVIII в. были освобождены и некоторые полуприви-легированные сословия и сословные группы, составлявшие примерно 2,5% насе ления. Жалованная грамота городам выделила из городского населения три гильдии купечества, освободила гильдийское купечество от подушной подати, рекрутского набора, заменив его денежной платой, закрепила за ним право на оптовую и розничную торговлю, на заведение торговых судов, фабрик и заво-дов. Кроме того, купцы I и II гильдии освобождались от телесных наказаний. Категория гильдийского купечества была немногочисленна и в составе населе-ния занимала лишь 0,5%.
К концу XVIII в. довольно большим по численности оказалось сложившееся полупривилегированное военно-служилое сословие, в которое вошли казаки, калмыки и часть башкир. Его общая численность составляла менее 2% всего населения. За этим сословием закреплялись земли, луга, леса, водоемы по раз-мерам, значительно превышавшим размеры земель крестьян этих же районов. Военно-служилое сословие освобождалось от подушной подати и рекрутской повинности, но несло обязательную военную службу на особых условиях. Пра-ва, предоставленные верхушке этого сословия, в ряде случаев приближались к правам дворян.
К неподатным сословиям принадлежали также рекруты, сданные в армию и во флот, и их дети, образовывавшие небольшую категорию солдатских детей, которые использовались правительством для формирования унтер-офицерского состава армии[2].
Основную массу населения страны составляли податные сословия. По первой ревизии их численность равнялась 7,1 млн. душ мужского пола из 7,8 млн чело-век всего населения; по третьей ревизии — 10,7 млн. душ мужского пола из 11,6 млн. человек; по пятой—17— 17,2 млн. душ мужского пола из 18,7 млн. человек. Таким образом, податное население составляло; 913% в начале века и 94,6% в его конце, при этом податное население городов и к концу века немно-гим превышало 3% всего населения. Это в основном было сословие мещан, оформленное жалованной грамотой городам.
2. ПРВИЛЕГИИ ДВОРЯН И ПОРАБОЩЕНИЕ КРЕСТЬЯН
Екатерина оформила сословные привилегии дворян. При ней значительно окрепло русское абсолютное государство, усилилось угнетение крестьян, была Крестовая война (1773 - 1775). В России в 2-ой половине XVIII века утверди-лось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство.
Дворяне получили возможность начинать службу не с рядового или простого матроса, а с офицера, пройдя дворянскую военную школу. Петр III издал указ о вольности дворянства, дающий право служить или не служить, но действие это-го указа было приостановлено. Теперь же, подтверждалась свобода дворян от обязательной службы.
За дворянами в XVIII в. было закреплено монопольное право на владение землей и крестьянами. При этом в 80-х годах владельческие права дворян рас-пространялись на недра земли, леса и воды. Им предоставлялось монопольное право винокурения, право продавать продукты, производимые в их вотчинах, и заводить предприятия для их переработки. Дворяне были освобождены от по-душной подати и всех других налогов и платежей, от рекрутской, постойной,до рожной и других повинностей, от обязательной службы и телесных наказаний.
Целая система льгот обеспечивала дворянам быстрое получение офицерского чина на военной и гражданской службе и сосредоточение в их руках всех клю- чевых позиций в аппарате власти, управлении, в, суде, армии, во флоте и в дру-гих звеньях политической надстройки.
К концу XVIII в. дворяне составляли около 1 % населения страны. В его сос-таве оказалась значительная группа тех, кто получил это звание путем выслуги в обер-офицерский чин на военной и в штаб-офицерский чин - на гражданс-кой службе. Большинство этих дворян не имели совсем или имели очень мало земли и крестьян.[3]
Свыше 90% населения составляли крестьяне, Делившиеся на две большие
категории: помещичьих и государственных. Кроме того, существовали более мелкие категории крестьян: дворцовые, превратившиеся в царствование Павла 1 в удельных, посессионные (купленные к заводам) и другие. Крестьяне всех категорий были прикреплены к земле, платили феодальную ренту, несли рек-рутскую повинность и испытывали на себе все тяготы сословного неполнопра-вия. Все они являлись крепостными. Но формы и степень крепостничества и сословного неполноправия для крестьян разных категорий существенно раз-личались.
Наиболее тяжелым было положение помещичьих крестьян. Составлявшие в XVIII в. более половины всего населения страны, они не имели никаких прав: и они сами, и их имущество находились в неограниченной власти и собственнос-ти помещиков.
Государственные крестьяне (к концу века их было около 5,5 млн. душ) составляли большинство населения в районах, где по разным причинам поме-щичье землевладение не прижилось или не стало преобладающим (Север, При-уралье, Урал, Сибирь, Северный Кавказ, Южная Украина). Высок был их удель ный вес также в национальных районах Поволжья, районах прежних засечных черт и в некоторых других районах. Государственные крестьяне пользовались землей на основе общинной землевладения. Феодальная рента взималась с них в форме подати, но к этому добавлялись всякого рода государственные повин-ности: по строительству и содержанию дорог и мостов, перевозке казенных грузов, расквартированию войск и т. д. Их положение отличалось тем, что ник-то не вмешивался в их семейные отношения, они не подвергались постоянным наказаниям и истязаниям, могли заниматься промыслами, ремеслом, торговлей, наниматься на купеческие мануфактуры и т. д. Состав государственных крес-тьян был неоднороден.
3. «НАКАЗ» ЕКАТЕРИНЫ II
Вскоре после вступления на престол Екатерина II обнаружила, что одним из существенных недостатков русской жизни является устарелость законодательс-тва: сборник законов был издан при Алексее Михайловиче, а жизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости. Императрица видела необходимость большой работы по собранию и пересмотру законов. Екатерина II решила составить но-вое Уложение. Императрица считала, что законы должны быть согласованы с потребностями страны, с понятиями и обычаями народа. Для этого решено бы-ло созвать выборных (депутатов) из различных сословий государства для выра-ботки нового Уложения. Это собрание выборных было названо Комиссией для составления проекта нового Уложения. Комиссия должна была сообщить пра-вительству о нуждах и пожеланиях населения, а затем выработать проекты но-вых, лучших законов. Комиссия была открыта торжественно в 1767 году самой Екатерина II в Москве, в Грановитой Палате. Было собрано 567 депутатов: от дворянства (от каждого уезда), купечества, государственных крестьян, а также оседлых инородцев. Широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей, Екатерина II для этой Комиссии, которая состояла из выборных депутатов от всех социальных групп русского общества, за исключением крепостных, соста-вила "Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения".[4]
«Наказ» - это либеральная программа ее царствования, вобравший в себя из-ложение ее взглядов по важнейшим вопросам и основанный на наиболее совре-менных для того времени социально – политических и правовых идеях. В нем впервые в России были провозглашены принцип презумпции невиновности, идеи равенства всех перед законом, исключительного права суда определять виновность человека и многие другие.
Это были правила, на основании которых должно быть составлено новое Уложение и которыми должны были руководствоваться депутаты.
"Наказ" был роздан всем депутатам. Но так как введение законов находится в юрисдикции Царя, то комиссия должна была составить предложения. Над "Наказом" Екатерина II трудилась более двух лет. В "Наказе" Екатерина II го-ворит о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании и прочих вопросах. "Наказ" показывал и знание дела, и любовь к людям. Императрица хотела внести в законодательство больше мягкости и уважения к человеку. "Наказ" был встречен везде с восторгом. В частности, Екатерина II требовала смягчения наказаний: "любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротительные и могущие воздержать множество преступлений". Также она потребовала отменить наказания, могущие изуродовать человеческое тело. Екатерина II выступала против применения пыток. Она считала пытку вредной, так как слабый может не выдержать пытки и сознаться в том, чего не совершал, а крепкий, даже совершив преступление, сможет перенести пытку и избежит наказания.[5] Особенно большой осторожности она требовала от судей. "Лучше оправдать 10 виноватых, чем обвинить одного невиновного". Еще одно мудрое изречение: "гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать". Но как это сделать? Надо, чтобы люди чтили законы и стремились к добродетели. "Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучше есть приведение в совершенство воспитания". Хотите предупре-дить преступления - сделайте, чтобы просвещение распространялось между людьми.[6]
Также Екатерина II казалось необходимым предоставить дворянству и городскому сословию самоуправление. Екатерина II думала и об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Но отмена крепостного права не состоя-лась. В "Наказе" говорится о том, как помещики должны обращаться с крестья-нами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не заставляют крестьян уходить из дому и прочее. В то же время она распространила мысли о том, что для блага государства крестьянам нужно дать свободу. Комиссия раз-делилась на 19 комитетов, которые должны были заниматься различными от-раслями законодательства. Вскоре обнаружилось, что многие депутаты не пони мают того, для чего они призваны, и хотя депутаты относились к делу серьезно, работы шли весьма медленно. Бывали случаи, что общее собрание, не кончив рассмотрение одного вопроса, переходило к другому. Дело, порученное Комис-сии, было большое и сложное, и приобрести соответствующие навыки было не так легко.[7]
Екатерина перевела комиссию в Петербург, однако и в Петербурге за год Комиссия не только не приступила к составлению нового Уложения, но даже не разработала ни одного его отдела. Екатерина II была этим недовольна. Многие депутаты из дворян в 1768 году должны были отправиться на войну с турками. Екатерина II объявила о закрытии общих собраний Комиссии. Но отдельные комитеты продолжали работу еще несколько лет. Можно сказать, что деятель-ность Комиссии об Уложении закончилась провалом. Комиссия преподнесла Екатерина II предметный урок о невозможности реализации теоретических построений европейских философов на русской почве. Шанс, который история давала России, не был и не мог быть реализован. Роспуск Уложенной Комиссии стал для Екатерины II прощанием с иллюзиями в области внутренней политики.
Тем не менее, хотя Комиссия не составила Уложения, но зато она ознакомила Императрицу с нуждами страны. Пользуясь трудами комиссии, Екатерина II издала много важных законов.
... в семье Европейских народов. В данной главе автор рассматривает историческую ситуацию, делающую необходимым проведение кардинальных реформ в России XVIII века, обращается непосредственно к содержанию реформ в области культурно просветительской деятельности, анализирует их итоги и влияние на дальнейшее развитие нашего отечества. Для разработки поставленных вопросов автор обращается к работам ...
... , вела войны. Она стремилась регламентировать общественную и даже личную жизнь подданных, вплоть до покроя их одежды и формы причёсок. Развитие абсолютизма в России в веке сопровождалось экономическими изменениями в стране. В первой половине XVIII века в России при помощи политики, проводимой российскими монархами, была создана крупная промышленность, возросла внутренняя и внешняя торговля. Всё ...
... и А.Г. Иванова Спасо-Юнгинский монастырь был одним из феодальных земельных вотчинников притианской православной веры в ясачно-языческой Марийской среде, он способствовал укреплению позиций царского самодержавия и российской государственности в одном из регионов многонациональной территории Казанской земли[139]. Так указом 1628 года Михаил Федорович пожаловал государственную землю “пустой черный ...
... одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела". Подводя итог можно сказать, что благодаря правлению Екатерины II к концу 18 века Россия получила большой толчок в политическом, государственном, духовном, экономическом развитии. 3. Россия во II половине XVIII века Территория и население. К концу XVIII в. территория Россия увеличилась. Приращение произошло за счет присоединенных ...
0 комментариев