3.3 Семь мнимых отставок Сталина.

Одним из излюбленных методов Сталина на пути утверждения собственного единовластия были его многочисленные мнимые «отставки», которыми он не только шантажировал руководство партии и государства, но и пользовался для вербовки многочисленных сторонников, а в дальнейшем, для сплочения своего ближайшего окружения. Первую подобную «отставку» он разыграл в 1920 г. С мая 1920 г. Сталин был членом РВС Юго-Западного фронта. Из-за его неподчинения указаниям Ленина, решению Политбюро и приказу Главкома С.С. Каменева (он отказался передать в распоряжение Западного фронта дополнительные силы для наступления в сторону Варшавы) возникли трения с командованием фронта. Сталин в августе 20-ого года подал заявление, которое по форме можно было принять за отставку, это был отказ от обязанностей члена РВС Юго-Западного фронта, и уже 1 сентября был освобожден от фронтовой работы. А с 1923 года он уже исполнял обязанности Генсека. Вновь попытку «отставки» Сталин предпринял в 1925 г, после того как ряд членов руководства партии составили «Письмо 46-ти», в котором говорилось о бюрократизации партийного аппарата, и намекалось на прямое причастие к этому Генерального секретаря, и передали его в ЦК. Почувствовав для себя опасность, Иосиф Виссарионович на XIV съезде партии заявил: «…если товарищи настаивают, я готов очистить место без шума, без дискуссии…». Но в руководстве оказались недальновидные политики, а также соратники Сталина (например, М. Калинин, В. Молотов), они стали уговаривать его остаться на посту, а он и не собирался оставлять его. Так завершилась первая мнимая отставка И.В. Сталина.

Вторая состоялась в 1924 г, когда на первом заседании Пленума ЦК после XIII съезда РКП(б), где было зачитано ленинское «Письмо к съезду». Сталин выступил с заявлением освободить его от обязанностей Генерального секретаря. Отставка не была принята вновь, и как объяснил сам Сталин: «Все делегации единогласно, в том числе и Троцкий, Каменев и Зиновьев, обязали Сталина остаться на своем посту». Однако не подтверждено документально, что отставку Генсека не приняли «единогласно».

Третья следовала почти сразу за второй, через два месяца после XIII съезда партии – 17 июня 1924 г. Поводом стала публикация в «Правде» доклада Сталина, в котором он предпринял попытку дискредитации Каменева. Однако на собравшемся по требованию Зиновьева и Каменева совещании членов Политбюро и руководящего ядра ЦК заявление Сталина было оценено как «нетоварищеское». Сталин вновь подает в отставку, однако же и она была отклонена, в том числе голосами Каменева и Зиновьева.

Далее идет четвертая; в 1925 году Сталин вновь подает заявление об освобождении, причины которого пока не выяснены окончательно, и вновь, как и ранее, остается на посту.

Пятая мнимая отставка была в 1926 г. На Пленуме ЦК 27 декабря от Сталина поступила записка с просьбой освободить его от должности Генерального секретаря партии, так как он «не может больше работать на этом посту». Мотивы ее тоже не ясны, как и в предыдущем случае. Однако, как следует из заявлений членов Политбюро того времени, например А.И. Рыкова, они понимали, что все эти уходы с должности Сталин предпринимает для того, чтобы упрочить свое положение в партии.

За пятой последовала шестая, предпринятая в 1927 году на первом Пленуме ЦК после XV съезда ВКП(б). «Я думаю, что до последнего времени были условия, ставящие партию в необходимость иметь меня на этом посту (посту генсека – А.З.) как человека более или менее крутого, представлявшего известное противоядие оппозиции. Сейчас оппозиция не только разбита, но и исключена из партии. А между тем у нас имеется указание Ленина (о перемещении Сталина с должности генсека. - А.З.), которое, по-моему, нужно провести в жизнь. Поэтому прошу Пленум освободить меня от поста Генерального секретаря. Уверяю вас, товарищи, что партия от этого только выиграет»[9]. В этом заявлении Сталин по сути выставляет себя единственным борцом с оппозицией, видным деятелем партии, цель у него как и раньше одна – полностью взять власть в свои руки и укрепить это единовластие. С 1927 по 1952 год попыток оставления поста Генсека Сталиным не предпринималось. Последнее «добровольное отречение» было предпринято в 1952 г. после победоносного завершения Великой Отечественной войны, когда мания величия И.В. Сталина возросла до огромных размеров. Его именовали «Спасителем Отечества», «Отцом всех народов», и чтобы поддержать данное убеждение в народном сознании он прибег к уже испытанному методу. На первом Пленуме ЦК КПСС после завершения XIX съезда партии он заявил, что стар, устал, и поэтому не может совмещать обязанности Председателя Совета министров СССР, руководить заседаниями Политбюро и в качестве Генсека вести заседания Секретариата. И просил освободить его от должности Генерального секретаря. С помощью этой «отставки» Вождь народов проверял, готовы ли его соратники отпустить его с поста. Отставка была отклонена.

Разберемся в причинах этого удивительного явления, столько отставок, и ни одной принятой – все были отклонены! Имеет право на существование мнение о том, что первоначально отставки Сталина не принимались, так как Советской власти остро не хватало руководящих кадров партии, которым можно было бы доверить ответственные посты. Другая причина крылась в том, что начиная со времен гражданской войны Сталин постепенно утверждался как видный деятель партии, проявляя свою твердую волю, настойчивость в достижении поставленной цели. Он тайно был убежден, что его отставки вряд ли будут приняты, тем более что в ряде случаев Ленин брал его под защиту. В 1924 году Сталин вновь был уверен, что его оставят на посту, так как он был нужен Каменеву и Зиновьеву в их собственных политических интересах. А последняя отставка нужна была ему уже для того, чтобы не упустить власть, испытать на прочность своих ближайших соратников (Молотова, Ворошилова, Берия, Хрущева), надеясь, что и после его ухода в мир иной они будут верно служить его идеям, а также укрепить свой культ при жизни и после смерти. Следует отметить, что неприятие отставок Сталина, особенно первых, укрепило в его сознании и характере веру в свою безоговорочную правоту во всех ситуациях, использование их в свою пользу, что утверждало его всевластие.


Информация о работе «Как И.В. Сталин установил личную диктатуру в ВКП(б)?»
Раздел: Исторические личности
Количество знаков с пробелами: 80439
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
254240
0
0

... «культа личности» Сталина, а также борьба за власть, которая ознаменовалась распадом образовавшегося триумвирата и потерей возможного, но не состоявшегося коллективного руководства, победой в борьбе за власть Н.С. Хрущева. После смерти Сталина вскоре положение в стране усложнилось в связи с обострением борьбы за власть, развалом триумвирата, неосуществленном коллективном руководстве; наметилось ...

Скачать
84450
2
0

... . Но он не изменил и не мог изменить сущности социалистического общественного и политического строя именно потому, что решающую роль в определении хода истории играет не личность, а соотношение классов, деятельность народных масс. «Думать, что отдельная личность, даже такая крупная, как Сталин, могла изменить наш общественно-политический строй, значит впасть в глубокое противоречие с фактами, с ...

Скачать
71049
0
0

... прочие процессы, происходившие в стране. А совокупность бюрократов образовывала особую замкнутую касту, наделяемую сверху привилегиями Глава III Роль партийных и репрессивных органов государства 1. Формирование партийных и репрессивных органов После революции все нормальные экономические механизмы и отношения были разрушены гражданской войной. В условиях острой необходимости обеспечения ...

Скачать
46368
0
0

... изданиях 70 — начала 80-х гг. Выйти за ее пределы в то время было нельзя. Только в 1988 г. открылась возможность подлинно объективной, критической оценки «Краткого курса» в научных исследованиях и публицистике. «История написания «Краткого курса истории ВКП (б)» Выходу в свет «Краткого курса истории ВКП(б)» предшествовала довольно длительная и драматическая история. Начало ее относится к ...

0 комментариев


Наверх