Министерство образования Российской Федерации
Уральский государственный университет
им. А.М. Горького
исторический факультет
кафедра древнего мира и средних веков
Курсовая работа
ВИЗАНТИЯ И ВТОРОЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОДИсполнитель:
Кетова Т.С.,
студентка 1 курса,
специальность «история»
заочное отделение
Преподаватель:
Степаненко В.П.
Екатеринбург
2003
СодержаниеВведение………………………………………………………………..3
Глава 1. Причины крестовых походов………………………………..5
Глава 2. Состояние Византийской империи перед
крестовыми походами………………………………………..7
Глава 3. Ход второго крестового похода……………………………..10
3.1. Начало………………………………………………...10
3.2. Выступление………………………………………… 13
Глава 4. Итоги похода………………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………… 16
Литература………………………………………………………………18
ВведениеВ истории классического западноевропейского средневековья, вероятно, не было эпохи более захватывающей воображение своей грандиозностью, размахом и величием, чем эпоха крестовых походов, продолжавшаяся с конца XI века до самого XIII века. Это было время масштабных военных экспедиций западных держав и католической церкви на Ближний Восток, ставивших своей официальной целью освобождения Святой Земли от неверных – мусульман и завладение общехристианскими святынями, отданными якобы на поругание Исламу.
Крестоносное движение охватило почти два столетия, причем столетия решающие для развития этого типа общества, аккумулировавшие наиболее значимые и существенные его признаки.
В данной работе более подробно рассмотрен второй крестовый поход. Он оставил значительный след в мировой истории. Эта тема представляет собой интерес прежде всего потому, что второй крестовый поход стал следующей попыткой после взлетов и неудач первого крестового предприятия вернуть христианскому миру его святыни.
Византия, будучи восточным государством, не могла не испытать на себе те волнения, вызванные крестоносными движениями. Эта проблема тоже нашла отражение в данной работе.
С точки зрения восточноевропейской истории этот период представляет собой любопытнейший эпизод борьбы между Западом и Востоком, борьбы, которая еще не окончилась и поныне продолжается на наших глазах, соединив разнообразные интересы, как религиозные, так и политические и торговые, в так называемом Восточном вопросе. Крестовые походы с точки зрения русской истории получают важное значение как эпизод столкновения двух миров и поныне разделяющих господство в Европе и Азии. Мне кажется, что в этом и заключается актуальность данной работы.
Эта тема охватывает обширный исторический материал, знание которого позволяет глубже разобраться во многих существенных проблемах, имеющих принципиальное методологическое, общетеоретическое значение. Осмысление темы составляет одну из необходимых предпосылок для правильного понимания всей средневековой истории. Это необходимо еще и потому, что эти войны велись, главным образом, рыцарством, которое воодушевлялось церковными лозунгами. Это явление чрезвычайно характерно для эпохи средневековья, отмеченной господством религиозного мировоззрения.
Сложная и своеобразная картина социальных и социально-политических отношений в феодальном обществе Запада и Востока раскрывается при изучении крестовых походов с большой полнотой, так как события и факты, образующие их историю, обрисованы не только в источниках западного происхождения, но и в многочисленных повествованиях арабских, армянских, греческих, русских современников и очевидцев.
Основные известия о крестовых походах содержаться в западноевропейских хрониках XII – XIII вв., к которым примыкают произведения историков Латинского Востока.
Глава 1. Причины крестовых походов
Резко выдвигающаяся противоположность интересов и культур романо-германской и греко-славянской в первый раз обнаружилась в эпоху крестовых походов. Религиозная и национальная вражда к мусульманству, одушевлявшая первых крестоносцев и поддерживавшая их в перенесении громадных лишений и потерь, скоро уступила место другим побуждениям, которые, однако, оказались нисколько не слабее первых и продолжали увлекать на Восток новые и новые западные ополчения. Когда первоначальная цель крестоносного движения перестала быть руководящим мотивом, выдвинулись на первое место политические соображения. Не об Иерусалиме и не об освобождении Гроба Господня из рук неверных стали помышлять вожди крестоносцев, а об основании независимых княжеств на Востоке, о завоевании Византии, наконец, о торговых преимуществах в областях византийских и мусульманских.
Причины начала крестовых походов:
- сильное развитие папской власти, мечтавшей в конце XI века обратить греков к послушанию римской церкви;
- глубокое влияние духовенства, подвинувшего западные народы к исполнению воли римского первосвященника;
- тяжкое экономическое и социальное положение народных масс;
привычка к войне;
- элементарная жажда приключений.
Итак, разберемся поподробнее, что же привело к началу столь масштабных, мировых по меркам того времени, экспедиций европейцев на Ближний Восток? Что заставляло на протяжении почти двухсот лет десятки тысяч людей отправляться, зачастую оставив хозяйство, родину и т.д., в мало известные многим из них, но сильно манящие земли знойной Палестины?
Жизнь европейцев в конце X – начале XI столетия была связана с большими испытаниями. Рубеж тысячелетий как всякая крупная дата прочно утвердил в настроениях большей части общества мысль о близящемся конце света, пророчества о наступлении которого то и дело будоражили сознание людей. И действительно, казалось, что природа являет все признаки этого. На протяжении всего XI века территории Франции, Германии, Англии неоднократно подвергались различным стихийным бедствиям, их население терзали бесконечные эпидемии инфекционных болезней. Практически непосредственно перед началом походов Европу потрясали так называемые «семь тощих лет», когда на ее территорию обрушились наводнения, заморозки и – как следствие этого – голод. Повсеместным явлением стал побег крестьян из пораженных голодовками и эпидемиями районов. Понятно, что среди подвергавшихся таким напастям крестьян и бедных горожан апокалипсические настроения не исчезали и усиливались с каждым годом, а стремление вырваться из этого ада, усугублявшееся к томе же не уменьшавшимся гнетом и произволом со стороны своих сеньоров, пусть даже в неизведанные земли Востока, неизбежно должно было найти себе выход.
Слухи и рассказы людей, посетивших Святую Землю либо наслышанных о ней, часто – помимо повествований об иерусалимских чудесах – сводились к описанию того блистательного богатства, которое они наблюдали в Византии и на Арабском Востоке. Действительно, для среднего европейца того времени уровень тамошней жизни казался сказочной мечтой. Европа кануна крестовых походов может быть (конечно, в первую очередь в «бытовом» смысле) названа варварской по сравнению с этими регионами.
Иные цели преследовало шедшее в крестовые походы западноевропейское рыцарство. Практически с самого начала в их устремлениях доминировало желание приобрести новые земли, новых поданных, новые богатство, а желание отвоевать христианские святыни, как правило, отходило на второй план. Тяга феодалов к новым землям вполне понятна. В Европе того времени существовал такой порядок наследования, при котором вся земля передавалась старшему сыну. Остальные же пополняли ряды безземельного рыцарства, которое не всегда могло найти себе применения на родине. Ситуацию осложняло еще и то, что в самой Европе уже не было возможности для внутренней колонизации, так как бесхозных земель попросту не было.[1]
Глава 2. Византия накануне крестовых походовМаленькие, тесные и очень грязные европейские города с населением 2-3 тысячи человек, небольшие и не очень в своем большинстве уютные рыцарские замки меркли перед храмами и дворцами византийских и восточных владык, роскошью восточных городов. А привозимые с Востока дорогие ткани, пряности, ювелирные украшения создавали впечатление о необычайном богатстве восточных земель и, вероятно, легкости, с которой все это при определенных условиях может быть обретено. Этим и объясняется то поистине детское восхищение, с которым крестоносцы говорили о богатствах Константинополя после его захвата в 1204 году.
Как это ни парадоксально, но большую роль в подталкивании запада к агрессии на Восток сыграла невольно и сама Византия. Дело в том, что к концу XI века эта бывшая некогда могущественной держава оказалась в сложном положении. С востока ее сильно теснили новые захватчики — турки-сельджуки, которые, разгромив Багдадский халифат и отчасти государство Фатимидов, в 1071 году нанесли византийским войскам страшное поражение при Манцикерте, в результате которого в плен попал византийский император Роман Диоген, чего прежде в истории этого государства не бывало, и отняли у Византии большую часть Малой Азии. С запада империю теснили норманны, отвоевавшие у нее падения в южной Италии. Правда, благодаря привлечению на свою сторону в качестве cоюзника Венеции, Византии удалось приостановить победное шествие северян. За это Венеция получила многочисленные торговые льготы и целый квартал в Константинополе. После победы при Манцикерте турки-сельджуки, вдохновленные успехом, готовили новое наступление на Византию. С севера империи угрожали печенеги. В 1091 году они сумели подойти к самым стенам Константинополя, но византийцам удалось отбить этот нежданный натиск, заключив договор с половцами, которые и разгромили печенегов.
Будучи окружена врагами, империя неоднократно обращалась к европейским государствам с просьбами о помощи. Однако за те годы, пока в Европе эти запросы обсуждались, страна сумела найти выход из создавшейся ситуации. Поэтому когда накануне крестовых походов некоторые западноевропейские правители выказали готовность прийти на помощь, Византия в ей уже не нуждалась так остро, как в предшествующее десятилетие. Подобный отказ породил в душах многих правителей Запада негативную реакцию, которая способствовала росту агрессивных настроений, в их среде и готовности во что бы то ни было принять участие в походах на Восток даже без учета интересов империи.
К походу против турок и освобождению Гроба Господня призывал еще папа Григорий VII, однако, занятый борьбой с германским императором Генрихом IV, он не успел организовать это движение и возглавить его. Проповедь священной войны против неверных была возобновлена папой Урбаном II. На церковном соборе во французском городе Клермоне в 1095 году он выступил перед огромными толпами людей, призывая их отправиться на освобождение Гроба Господня, стимулируя собравшихся обещанием огромных богатств и покровительства, которая церковь окажет всем участником этой экспедиции.
Решительным и последним побуждением было обращение императора Алексея I Комнина к папе Урбану II в 1094 году с просьбой о помощи против турок-сельджуков. Все эти мотивы, конечно, имели значение при возбуждении первого крестового похода, но ни все вместе, ни каждый по отдельности они недостаточно объясняют принятое крестовыми походами направление и на первых же порах обнаружившиеся недоразумения между крестоносными вождями и византийским правительством. В русской исторической литературе с особенной силой выдвинуто то обстоятельство, что крестовые походы стоят в тесной связи с состоянием Византийской империи того времени и что принятое ими направление может быть выяснено из рассмотрения политических условий, в каких находилась тогда Византия.
Само собой разумеется, здесь подразумевается отношение Византии к мусульманскому миру. К VIII веку мусульмане завладели Азией и Африкой и утвердились на островах Средиземного моря и в некоторых областях Западной Европы. Скоро турки-сельджуки перенесли на себя весь интерес истории магометанского мира. Они завоевали почти всю Малую Азию, образовав могущественный султанат со столицей в Иконии и угрожая самому
Константинополю. Таким было состояние мусульманского мира накануне крестовых походов.
Обращение Византийской империи за помощью к латинскому Западу всегда знаменовало крайний упадок нравственных сил в Константинополе и было выражением самого беспомощного состояния. Положение императора Алексея Комнина в зиму 1090/91 г. может быть сравниваемо разве что с последними годами империи.
Не только в области дипломатической замечается склонность безусловно отдать себя в распоряжение Запада: заведена была речь о церковной разделении Востока и Запада, о мерах к соединению двух церквей.
Воззвание Алексея Комнина на Западе должно было произвести сильное движение. Не без причины, конечно, первый крестовый поход составился по преимуществу из владетельных князей и рыцарей Франции.
Итак, на Западе собирались в поход, который имел определенную цель - спасти Византийскую империю от печенегов и сельджуков. Здесь следует искать причину к объяснению взаимных недоразумений и горьких обвинений, которые направлялись крестоносцами против византийцев и наоборот. К крайнему изумлению крестоносцев, печенеги и турки оказались на службе императора и всего чувствительнее вредили им быстрыми набегами; византийский император не только не сдавал им города и не унижался, но еще требовал себе ленной присяги и договаривался о городах, которые крестоносцы завоюют у турок. Но нужно помнить, что не меньше изумлены были движением крестоносного ополчения и византийцы: они утверждают, что это движение на Восток было вызвано не их просьбами, а произошло самостоятельно и угрожало пагубными последствиями для Греческой империи.[2]
Глава 3. Ход второго крестового похода
... руководства должны были получить место настроения, несогласные с интересами церкви. Если таким образом папе Урбану и его Клермонской речи нельзя приписывать решительного значения в деле Первого крестового похода, то остается рассмотреть составные элементы, в которых составилась крестоносная армия, и в них поискать разгадки движения. В Первом крестовом походе прежде всего выступает на первый план ...
... веры или церкви, эту веру воплощавшей, в том числе к Реконкисте – продолжавшемуся семь столетий отвоеванию Пиренейского полуострова у мусульман. Выводы: Последствия крестовых походов Крестовые походы, как военно-религиозная акция в конечном итоге закончилась провалом .Крестоносцам, прежде всего предстояло решить политическую задачу при помощи оружия. Более конкрето –это захват новых ...
... В Средиземноморье деятельность генуэзцев и венецианцев даже выходила за рамки торговой колонизации. Венецианцы, получившие от константинопольских императоров в 992 и 1082 гг. ряд чрезвычайных привилегий, после Четвертого крестового похода (1204) основали настоящую колониальную империю на берегах Адриатики, на Крите и на островах Ионического и Эгейского морей, в частности в Негропонте, то есть на ...
... частью справился с поставленной “промежуточной” задачей . И теперь можно перейти к еще более сложной и от этого более интересной части работы – анализу и сопоставлению крестовых походов в еврейских и византийских источниках, рассмотрение их , основываясь на историческом материале , как двух разных пострадавших групп ( что будет доказано на фактическом материале ниже ) от действий крестоносцев. ...
0 комментариев