Московская Государственная Юридическая Академия
ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра истории государства и права КУРСОВАЯ РАБОТАна тему: исторический путь императоров
династии Юлиев-Клавдиев
Выполнила:Проверила: доцент Филиппова
Татьяна Петровна
МОСКВА 2002
Содержание
I. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 стр.
II. Гай Юлий Цезарь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 стр.
III. Август – основатель принципата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 стр.
IV. Единовластие Тиберия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 стр.
V. Калигула – второе явление тирана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 стр.
VI. Мнимое правление Клавдия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 стр.
VII. Нерон. Конец императорской династии . . . . . . . . . . . . . . . .12 стр.
VIII. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 стр.
IX. Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 стр.
1. Введение
Обзорная история становления и падения Великого Рима волнует нас и по сей день. С упоением сердца мы и сегодня готовы окунуться в повседневные заботы римлян и вместе с ними искать ответы на волнующие вопросы, переживать любовь и смерть отчаянных сердец; свержение императора; войну, в ее победе или поражении и многое другое. И надо заметить, что вопреки столетиям перед человеком предстают все те же дискуссии, волнения и разногласия как в любви, так и в политике. В своей работе я, надеюсь, объективно осветить такую немаловажную проблему, как деградирование личности монарха в период правления, а также роль народа в монархии. Что хорошо наблюдается в Римской Империи.
Действительно, верно заметил К.В. Вержбицкий, «абсолютная власть – слишком сильный наркотик, а люди далеко не всегда способны учиться на чужих ошибках». Любому государству присуще стремление к контролю.
С самого начала установления в Риме режима принципата провинции сразу ощутили на себе благотворное влияние новой политической системы. Империя принесла римлянам внешний и внутренний мир, относительную безопасность и экономическое процветание, но она же отняла у них политическую свободу. Римскому обществу, особенно старой аристократии, пришлось пережить кошмар жестокого террора и диких сумасбродств императоров династии Юлиев-Клавдиев, поскольку уже при Тиберии провозглашённая Августом эра всеобщего согласия сменяется эпохой террористического режима.
Сопротивление тоталитаризму и деспоту существовала, люди рисковали жизнью в борьбе за право политической свободы, но в подавляющем большинстве случаев не выливалось ни в какие активные действия. Ни в коем случае не следует преуменьшать значение этого сопротивления, принявшее форму словесного оружия: «сатира на принцепсов и их окружение, политические памфлеты ходили по рукам, несмотря на все усилия властей и отрывки некоторых из них сохранились в сочинениях Тацита и Светония».
Были и активные действия – заговоры против императоров, которые, в конечном счете, венчались успехом, как это случилось с Цезарем, опередившему время своими монархическими идеями, за что и был «наказан» восставшими против него республиканцами; и с последним императором из Юлиев-Клавдиев, ставшего жертвой аристократии, приверженцев республиканского строя. На подобные заговоры императоры отвечали казнями и конфискациями. Конфискации богатств знати - это был способ "государственного регулирования", с помощью которого наполнялась казна, и обеспечивались землей солдаты.
Причиной такой ненависти народа к своему правителю был регресс гуманистического начала человека на престоле. Влияние на это оказывали социально-этические принципы и психологическая характеристика населения, а также моральная неподготовленность, а, следовательно, и никчемность будущего императора. По этому поводу можно повторить фразу: «О слава, слава! Множество ничтожных людей сделала ты великими в глазах современников и потомства» (Еврепид, Андромаха).
2. Гай Юлий Цезарь
Гай Юлий Цезарь происходил из старинного патрицианского рода, который вел свое начало от легендарного Юла, сына Энея и внука Венеры и Анхиза. С юных лет окунувшись в политику, он стал одним из лидеров народной партии популяров, но его патрицианское происхождение помешало ему занять должность народного трибуна, к которой Цезарь стремился. В то же время род Юлиев, принадлежа к римскому нобилитету, выдвинул из своих рядов несколько государственных деятелей, занимавших высшие посты в магистратах. Большинство его семьи принадлежало к сенаторской партии оптиматов, представлявшей интересы старой аристократии, однако Цезарь с самого начала примкнул к популярам. Причиной этого было его родство с Гаем Марием, великим воином, чья блестящая карьера была примером для подражания юному Юлию.Мать Цезаря Аврелия происходила из знатной патрицианской семьи, и Тацит упоминает ее, как пример римской матроны, чьи строгость и требовательность помогли воспитать в сыне настоящего воина и государственного деятеля. Учителем Цезаря был некто Антоний, уроженец Галлии, воспитавший в нем искусство красноречия.
Когда Цезарю исполнилось пятнадцать лет, внезапно умер его отец. Молодого Цезаря избирают "Жрецом Юпитера. На этот почетный пост мог быть избран лишь тот, кто принадлежал к патрицианскому роду. Но существовало еще одно ограничение: избираемый должен был происходить из такой семьи, в которой родители вступили в брак, применив особый и древний религиозный обряд, называвшийся confarreo (он фактически исключал расторжение брака). Но уже скоро по причине ограничений, не свойственных Цезорю, прирожденному полководцу, карьера жреца у него не удалась.
Цезарь покинул Рим. К тому же наступал уже такой возраст, когда римлянин знатного происхождения должен был начинать свой путь служения государству. Если не удалась карьера жреца, запрещавшая службу в армии, то теперь Цезарь начал с нарушения этого запрета, тем более что некоторый стаж военной службы был в Риме негласной, но почти необходимой предпосылкой любой общественно-политической карьеры. Цезарь отправился в провинцию Азия, где вскоре оказался прикомандированным к штабу пропретора Квинта Минуция Терма. За проявленную храбрость был награжден дубовым венком. 1 января 59 г. Цезарь стал консулом.
Цезарь вовсе не шествовал от одной лёгкой победе к другой, нет, каждый свой успех он, каждую свою победу он вырывал с огромным усилием и достаточно часто испытывал горесть поражений.
После консульских выборов 51г. начинается длительная борьба Цезаря с сенатом. Вопрос, вокруг которого развернулась борьба, касался полномочий Цезаря, и имело для него первостепенное значение, даже жизненно важное. Поэтому, не закончив еще полностью военных операций в Галлии, Цезарь активизирует свою деятельность, направленную на укрепление позиций в самом Риме. Еще более широко, чем до сих пор, он ссужает сенаторов, да и не только сенаторов, деньгами, оплачивает их долги, осыпает щедрыми подарками, причем не забывает даже рабов или отпущенников в милости у своих хозяев. Населению Рима в целом он постоянно напоминает о себе роскошными постройками, организацией игр и пиршеств.
Цезарь стремится укрепить свое положение не только в самом Риме. Дошло до того, что ходили слухи о его намерениях распространить гражданские права на все население областей. Но акцию подобного рода было не так легко осуществить.
Однако уже скоро в результате заседаний сената, решений и высказываний ситуация становится предельно ясной, во всяком случае для Цезаря. И он собирает сходку солдат 13-го легиона.
Объявлено чрезвычайное положение, т.е. римский народ призван к оружию. Поэтому он просит воинов защитить от врагов доброе имя и честь полководца, под водительством которого они в течение десяти лет одержали столько блестящих побед во славу родины. Речь произвела должное действие.
Все историки единодушно отмечают колебания Цезаря. Тем не менее, произнеся историческую фразу «Жребий брошен», Цезарь все-таки перешел со своим штабом через Рубикон. Итак, гражданская война началась, в ходе которой уже за шестьдесят дней Цезарь стал господином всей Италии. Бегство Помпея, наоборот, вызвало крайнее недовольство современников.
Наконец, перед Цезарем стояла задача восстановления нормального и к тому же налаженного в интересах самого Цезаря функционирования государственного аппарата. К этой области следует отнести такие мероприятия, как пополнение сената, законы об увеличении числа магистратов, закон о провинциях, новый порядок взаимосвязей между диктатором и комициями. Эту задачу «восстановления» государственного аппарата нельзя рассматривать изолированно от другой стороны той же проблемы — стремления найти новую и достаточно надежную социальную опору. Удовлетворение требований армии, укрепление и «восстановление» римского гражданства, четкая работа государственного аппарата и его приспособление к новым условиям— таков путь, избранный Цезарем для восстановления государственного строя, поколебленного гражданской войной.
Что касается гражданско-правовой политики Цезаря, то здесь, очевидно, могут быть отмечены две тенденции. С одной стороны, небывалый до сих пор масштаб распространения гражданских прав вне Италии, что имело большое принципиальное значение для укрепления римской державы и складывания ее новой административно-политической структуры. Гражданские права предоставлялись целым общинам и даже отдельным провинциям. С другой стороны, в гражданско-правовой политике Цезаря весьма заметно ощущается и некая «охранительная» тенденция, т.е. определенное торможение процесса распространения гражданских прав, но он не стремился уничтожить «персональность» прав или правовое различие между римлянами и Перегринами.
В конце концов, склонность к монархии оттолкнула от него не только бывших «республиканцев», но даже явных приверженцев Цезаря. Таким образом и создалась та парадоксальная ситуация, при которой всесильный диктатор, достигший, казалось бы, вершины власти и почета, на самом деле очутился в состоянии политической изоляции, а возникший против него и успешно реализованный заговор был закономерным проявлением слабости установленного им режима.
Последний, решающий заговор на жизнь Цезаря сложился в самом начале 44 г. в иды марта на заседании сената. В него было вовлечено более 60 человек. Интересен состав заговорщиков: кроме главарей заговора Юния Брута и Кассия Лонгина, все остальные участники были до недавнего прошлого явными сторонниками Цезаря.
Гибель Цезаря стала смертельным ударом для попытки вытащить Республику из ямы анархии, пусть даже путем военной диктатуры. Заговорщики, убив Цезаря, обезглавили всю цезарианскую систему. Только через несколько дней близкий друг Цезаря Лепид призвал к мщению. Само тело было торжественно сожжено, и Гай Юлий Цезарь был обожествлен сенатом и народом. Заговорщики бежали в восточные провинции, где и утвердились в сане пропреторов. Образовалась партия цезарианцев, во главе которой встал легат и друг Юлия Марк Антоний.
... должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образованием собственной казны принцепса, и командованию всеми армиями. 2. Правление Династии Юлиев—Клавдиев. Династия Юлиев—Клавдиев. «Римская империя существовала пять столетий — с 27 г. до н. э. до 476 г. н. э. (476 год, когда был ввергнут последний западноримский император, является традиционной датой ...
... как об одном из лучших императоров. Политическая система принципата очень сильно зависела от поддержки правителя армией, что часто приводило к печальным последствиям гражданской войны. 1.3 Социально-экономическая политика римских императоров в период принципата Одним из важнейших социальных вопросов в Римской империи периода принципата был вопрос о предоставлении римского гражданства рабам ...
... древней Греции /Под ред. В.И.Кузищина. М., 1986, 2000. Лурье С.Я. История Греции. СПб., 1993. Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. История Древнего мира. Греция и Рим. В 2 т. М.: Дрофа, 1996. Постернак А.В. История древней Греции и древнего Рима. Учебное пособие. М., 1999. * * * Ковалев С.И. История Рима. Л., 1948, 1986. Машкин Н.А. История древнего Рима. М., 1948, 1956. История ...
... эллинизма, русский ученый справедливо указывал на связь этих реформ, или традиции о них, с развитием античной политической мысли. Хотя он и преувеличивал степень воздействия этой последней на социально-политическое движение и, в частности, на деятельность позднейших царей-реформаторов, основное направление его мысли было правильным и плодотворным. Оно предвосхищало исследовательские поиски ученых ...
0 комментариев