2. Общественный строй, государственное устройство и политическая история Скифского царства.
Общественный строй и государственное устройство.
В Скифии господствующее положение занимали царские скифы. Они составляли основную силу во время военных походов. На ранних этапах своей истории царские скифы представляли, очевидно, союз племен, каждое из которых имело свою собственную территорию и находилось под властью своего царя. Такое деление племен отражено в рассказе о трех соединениях скифского войска во время войны с Дарием I. Причем предводитель самого большого и наиболее мощного воинского соединения скифов Иданфирс считался старшим.
Царские скифы считали себя «лучшими и самыми многочисленными». Остальные племена зависели от этой господствующей группы. Эта зависимость выражалась в уплате дани.
Форма зависимости подвластных народов от царских скифов была различной. Прямое влияние на характер взаимоотношений могла иметь степень этнического родства, когда близкие по этносу и культуре народы находились в более привилегированном положении, чем этнически чуждые.
С момента появления на исторической арене скифское общество выступало как сложное образование. Важную роль играла родоплеменная структура, однако постепенно её основы были подобны и видоизменены ростом частной собственности, имущественного неравенства, выделением богатой аристократической верхушки, сильной власти царя и окружающей его дружины.
Основу скифского общества составляла малая индивидуальная семья, собственностью которой были скот и домашнее имущество. Но семьи были разными. Богатые семьи имели больше стада, в то же время существовали настолько обедневшие семьи, что не могли обеспечить ведение самостоятельного кочевого хозяйства из-за небольшого количества скота.
Во главе скифов стояли цари и родовые старейшины, которые также возглавляли воинские подразделения. Власть царей была наследственной и достаточно сильной. Существовало преставление о божественном происхождении царского рода. Цари исполняли также судебные функции. Неповиновение приказу царя каралось смертью. Ближайшим окружением царя являлась его личная дружина, состоящая из числа лучших воинов.
В определенной степени власть царя ограничивалась институтами родового строя. Высшим законодательным органом было народное собрание – «совет скифов», имевший право смещать царей и назначать новых из числа членов царского рода.
Скифская знать и цари понимали, что имущество скифов в значительной степени зависит от сохранения демократических традиций военно-родовой организации, и стремились сохранить их.
Основную массу скифского населения составляли свободные воины. В мирное время они пасли скот, обрабатывали землю, занимались ремесленным производством или торговлей. Они имели личный скот, различное имущество и даже рабов. В военное время все мужчины становились воинами. Они выступали в поход со своим оружием и снаряжением. Из свободных воинов составлялись отдельные отряды под начальством знати. Любой свободный воин мог стать военачальником, если проявлял личную храбрость и мужество. Тогда он получал земли и у него появлялся свой отряд, воины которого поселялись на его землях. Свободные воины имели много политических прав. В особенно ответственные для государства периоды они собирали «совет скифов».
Отдельную категорию населения составляли жрецы - энареи. Считалось, что богиня Афродита наказала их даром провидения. Они были служителями различных богов, совершали религиозные обряды и жертвоприношения. Кроме того, они занимались врачеванием, предсказанием судьбы, были советниками вождей, к ним обращались за помощью в самых трудных ситуациях.
В хозяйстве кочевников труд рабов использовать очень неудобно. Поэтому у скифов рабов было немного. Всех захваченных в плен рабов скифы обычно продавали в другие страны. Только немногих из них калечили, чтобы те не смогли убежать, и использовали в домашних работах. Среди скифов - земледельцев и ремесленников рабство было распространено гораздо шире. Но и они содержали лишь несколько самых искусных рабов. По истечении определенного срока, раба могли выпустить на волю, либо сделать его членом семьи и оставить жить в качестве свободного человека. Скифы, совершившие тяжкие преступления, проявившие трусость и предательство, либо просто прогневившие царя, также могли стать рабами. Таких рабов не оставляли в Скифии, а обычно сразу продавали. Рабов - скифов охотно покупали греки, пополнявшие ими свои армии, так как все скифы считались отличными стрелками из лука.
Нельзя не упомянуть о дружбе. Клятва о дружбе среди скифов скреплялась кровью. Для этого в чашу наливали вино. Воины, клянущиеся друг другу в дружбе, надрезали кожу на руке и проливали несколько капель в эту чашу. Затем они по очереди пили из нее. На такую церемонию приглашались обычно самые уважаемые соплеменники. Они являлись свидетелями и также пили из чаши. Клятва, скрепленная кровью, считалась священной. Таким образом, друзья становились кровными родственниками. Это обязывало их помогать друг другу, не бросать в беде и сражаться друг за друга в бою. Поскольку скифы практически все время проводили в войне, клятва о дружбе играла очень большую роль в обществе. Кровные друзья , сражаясь бок о бок в бою, не могли предать или бежать с поля боя. Кровная дружба была одним из важных факторов непобедимости скифов.
Политическая история Скифского царства.
В то время, когда скифы обосновались в предгорном Крыму, западное побережье полуострова принадлежало Херсонесу. Уже в III в. до н.э. скифы повели активное наступление на поселения херсонесской хоры, и тем самым начали серию скифо-херсонесских войн, растянувшихся до конца II в. до н.э. Притязания скифов не ограничились только Херсонесом. Во II в. до н.э. на короткое время им подчинилась Ольвия. Об обстоятельствах подчинения этого полиса и о формах его зависимости почти ничего не известно. Но говорить о том, что Ольвия во II в. до н.э. входила в состав позднескифского государства можно достаточно уверенно. Лучшим доказательством этого факта служат находки монет, которые чеканились в Ольвии от имени скифского царя Скилура. Таким образом, можно утверждать, что в III-II вв. до н.э. скифы играли чрезвычайно активную роль в экономической и политической жизни Северного Причерноморья. При этом, решая со своими соседями спорные вопросы, они нередко выступали с позиции силы и обычно успешно.
Положение коренным образом изменилось в конце II в. до н.э. К этому времени скифы, вероятно, не раз подступали к самим стенам Херсонеса. Во всяком случае, ими были разрушены и преданы огню многие укрепленные усадьбы, принадлежавшие гражданам этого полиса и расположенные в ближайших его окрестностях - на Гераклейском полуострове. Херсонеситы, чувствуя свое бессилие перед варварским нашествием, обратились за помощью к царю Понта Митридату VI Евпатору. Он прислал на помощь Херсонесу воинов во главе со своим лучшим полководцем Диофантом. Далее события развивались стремительно. Сын Скилура Палак неожиданно напал на понтийское войско, но был обращен в бегство. После этого Диофант отправился на Боспор. После возвращения оттуда усилил свой отряд за счет херсонеситов и совершил поход в глубь Скифии, завоевав царские крепости Хабеи и Неаполь. Очевидно, решив, что дело сделано, Диофант вернулся в Понт. Однако скифы в кратчайший срок захватили утраченные земли, что вынудило знаменитого полководца вновь прибыть в Крым. Он попытался еще раз подчинить царские крепости, но поначалу это ему не удалось. Тогда Диофант двинулся в Северо-западный Крым, владел Керкинитидой, некоторыми другими укреплениями и приступил к осаде Калос Лимена. В это время Палак, собрав большое войско, усиленное за счет союзного скифам сарматского племени роксоланов, еще раз попытался склонить чашу весов на свою сторону. Сражение закончилось разгромом скифов. Диофант вновь двинулся к Хабеям и Неаполю но осталось неизвестным, захватил ли он их на этот раз. Казалось, Крымской Скифии был нанесен смертельный удар. Диофант отправился на Боспор и там участвовал в акте большого политического значения: боспорский царь Перисад отрекся от престола в пользу царя Понта Митридата VI Евпатора. Вероятно, именно это событие повлекло восстание скифов, живших на Боспоре. Они убили Перисада и то же самое сделали бы с Диофантом, если бы он не бежал на корабле, присланном за ним херсонеситами. Неблагоприятный ход событий не сломил упорства Митридата VI Евпатора. Через год он вновь отправляет в Крым Диофанта, который разгромил восставших, пленил их предводителя Савмака и таким образом вернул Боспор в состав державы Митридата VI Евпатора. Вероятно, позднескифское царство, в отличие от Боспора, не было присоединено к Понту, но оказалось в зависимости от него.
Неудачные войны с Римом привели к утрате надежд Митридата. В конце, концов взбунтовались даже верные ему прежде войска, а возглавил это восстание его собственный сын Фарнак. Грозный царь скрылся во дворце на акрополе Пантикапея и приказал начальнику стражи заколоть себя. Произошло это в 63 г. до н. э. Понтийское царство распалось. Скифы, естественно, оказались свободны от союза с ним.
После распада Понтийской державы скифы почти исчезли из поля зрения древних авторов. Они, видимо, временно отказались от притязаний на Херсонес, но сохраняли за собой почти всю хору этого полиса, кроме Гераклейского полуострова. Они продолжают жить на местах бывших греческих поселений, причем весьма насыщенной жизнью, о чем свидетельствуют мощные культурные слои. Продолжают, причем без всякого перерыва, функционировать старые населенные пункты в центральном и юго-западном Крыму (Неаполь, Кермен-Кыр, Булганак, Усть-Альма и др.). Возникают новые поселения, причем одно из них - Альма-Кермен в долине реки Альмы у с. Заветного - очевидно, сразу после Диофантовых войн. Со многими поселениями связаны обширные некрополи, насчитывающие сотни погребений. Все это позволяет предположить, что поражение от войск Диофанта не слишком ослабило скифов. Известно, например, что почти сразу после гибели Митридата скифы приняли участие в междоусобной войне за Боспорский престол. Вероятно, неспокойные западные соседи вынудили боспорских царей выстроить на рубеже с ними в середине I в. до н.э. мощную крепость Илурат (на Керченском полуострове, близ современного села Ивановка), видимо вовремя, т.к. в конце I - начале II в. н.э., цари Боспора - сначала Савромат I, а затем Котис II- в специальных надписях отмечались за победу над скифами. В I в. н.э. скифы были настолько сильны, что могли вести военные действия на два фронта: и против Боспора, и против Херсонеса. Они прочно удерживали в своих руках бывшую хору Херсонеса - Северо-западный Крым. Недаром автор древнего описания Черноморского побережья Арриан называет скифскими Керкинитиду и Калос Лимен. Его сведения со всей очевидностью подтверждаются данными археологии: на поселениях, расположенных на северо-западе, накопились мощные культурные слои, датируемые I в. до н.э. - I в. н.э. Об этом времени у нас нет таких подробных источников, как об эпохе Митридата, но можно догадываться, что на этот раз Херсонес оказался бессильным перед скифами. Граждане его были вынуждены обратиться за помощью к правителю римской провинции Мезии Тиберию Плавтию Сильвану. Именно он около 63 г. н.э., как сказано в его надгробной надписи, "... отогнал царя скифов от Херсонеса..." и оставил в городе гарнизон, избавив граждан от притязаний соседей.
Ко времени столкновения скифов с римлянами их общество претерпело серьезные изменения, по сравнению, например, с эпохой правления Скилура.
... с кабаньими клыками, зубастая голова барана с хохолком и гребнем грифа и рогатые тигры.7.Заключение Сделав этот реферат, я выполнил заданную цель, заключающуюся в самом названии реферата.Т.е. изучил образ жизни скифов и их обычаи. Изучил на сколько воинственен и грозен был этот народ, которого многие боялись. Узнал об очень красивом, на мой взгляд, виде искусства – искусстве “звериного ...
... политической независимости, начался упадок Боспорского государства. Средневековье Раннесредневековая Таврика (IV-VII вв.) Вторжение готов и гуннов Социально-экономическое и политическое развитие Таврики в эпоху раннего средневековья (IV-VII вв.) отличалось своей неравномерностью. В восточных районах края происходят глубокие преобразования, связанные, прежде всего, с вторжением и расселением здесь ...
... из древнерусских летописей. Смысл многих географических названий до сих пор не ясен. Расшифровка названия дает ценнейшие сведения историкам, археологам, географам, геологам, ботаникам, зоологам. Крымская топонимика – названия географических объектов по-прежнему остаются областью споров и научных исследований. Поэтому не удивляйтесь, что в краеведческой литературе и на картах может встречаться ...
... Киевской Руси, став Тмутураканским княжеством. Это косвенно свидетельствует о том, что после карательных акций хазар далеко не всё население Причерноморской Руси было истреблено и осознание этнической близости с киевскими русами продолжало сохраняться среди части населения Крыма. Таким образом, Причерноморская Русь оказывается этнически близка населению лесостепного варианта салтово-маяцкой ...
0 комментариев