3.5. Курильская проблема глазами прагматика.

Есть и довольно радикальные подходы к решению проблемы курильских островов. Некоторые представители власти предлагают решить проблему путем продажи островов. На сегодняшний день одним из самых известных политиков, придерживающихся этой точки зрения является В. Жириновский, неоднократно высказывавший свои предложения по продаже спорных территорий. Проанализировав такое видение решения проблемы, мы пришли к выводу, что с учетом сложившейся ситуации такая точка зрения не является абсурдной, и решили уделить внимание и такой возможности урегулирования спора. Сначала отвлечемся от патрио­тических эмоций. Вспомним: терри­тория, как и золотой запас, является национальным достоянием, а наци­ональное достояние копится и пре­умножается именно для того, чтобы в случае глубочайшего кризиса на­ция могла бы это достояние макси­мально эффективно для себя ис­пользовать. Мы исходим из постулата, что России для того, чтобы выбраться из кризиса и просто облегчить неви­данные для мирного времени лише­ния ее граждан нужна не просто по­мощь, необходима сверхпомощь! Масштаба нового плана Маршалла. Необходимы не миллиарды долла­ров, а десятки и сотни миллиардов. Только суммы подобного масштаба способны: а) дать мощный приток капиталовложений в экономику; б) обеспечить программы реального прожиточного минимума для насе­ления и систему социальной поддер­жки; в) финансировать программы массовой переквалификации работ­ников; г) переломить катастрофиче­ское развитие экологической обста­новки. Все это в совокупности дало бы нашим трансформационным про­цессам необходимый запас прочно­сти, в чем, в сущности, заинтересо­ван и Запад. Ибо отсутствие такого запаса прочности чревато величай­шими потрясениями, которые могут разрешиться новыми чернобылями и карабахами уже на российской земле, могут обернуться приходом к власти в России режима памятливо-саддам-хусссйнского толка, кото­рый будет способен на любую аван­тюру и тотальный международный шантаж (в том числе - ядерный). Следует, однако, признать, что Запад сегодня практически не готов к столь масштабному видению про­блемы. Сказывается отсутствие ли­дерства, а значит и продуманной долгосрочной стратегии типа того же плана Маршалла, инерция представлений о России как об антитези­се всей современно западной циви­лизации, поглощенность западных стран мелкими повседневными внутренними проблемами. Но даже ясно осознавая масштабы вызова и риска, связанного с неоказанием России должной помощи, западные политики, ограниченные существую­щими в их странах реалиями, не мо­гут ставить вопрос о массированной помощи в практическую повестку дня.

Итак, России необходим чрезвы­чайный по своим масштабам и сроч­ности приток валютных средств. Его не может обеспечить Запад, хотя по­добного рода передача ресурсов со­ответствует его стратегическим ин­тересам. Больной, да исцелись сам! Россия могла бы поставить в повест­ку дня вопрос о получении ею гиган­тских валютных сумм, но не в форме помощи, а в оплату за продажу. Продаваемый объект - Южно-Ку­рильские острова.

Мы исходим из того, что права Японии на Южные Курилы не бес­спорны. Япония поставила свою подпись под Сан-Францисским до­говором, по которому все Курилы переходят СССР. Да, под этим дого­вором нет подписи СССР, что и со­здало предлог для японских притя­заний. Однако у России - восприем­ницы СССР - достаточно юридиче­ских поводов и оснований, чтобы рассматривать все Курилы как свою землю.

В связи с этим готовность России вести переговоры с Японией о судьбе Курил является тактически невер­ным шагом. Япония восприняла та­кую готовность как знак того, что Южные Курилы, подобно зрелому плоду, рано или поздно окажутся в ее руках, а, следовательно, у япон­ской стороны отсутствуют стимулы идти на финансовые жертвы для их приобретения.

Мы считаем, что принципиально правильной была бы иная позиция, в соответствии с которой Москва зая­вила бы ясно и однозначно, что рас­сматривает Курилы как свое нацио­нальное достояние, которым она вольна распоряжаться по своему ус­мотрению. Так что через несколько лет, если у России дела так или ина­че наладятся, она вообще откажется разговаривать о передаче Курил. Сегодня же, когда страна пробивает в эпицентре глубочайшего социаль­но-экономического кризиса, она вольна продать Южные Курилы. Не отдать, а именно продать, как продают свое, кровное.

И поскольку территория (и тер­риториальные воды, прилегающие к ней) - это не газ или нефть, а гораздо, несравненно большее, то и цена за нее должна быть исключительно, даже фантастически велика. И речи быть не может о том, чтобы продать по дешевке, как в свое время Петер­бург продал Аляску. Нет, господа! Лет пять назад японцы зондировали сумму в 28 миллиардов долларов и качестве компенсации за Курилы. Но почему только 28, а не 200, к примеру? Так начнем торговаться с 200 и ни в коем случае не будем спу­скать сумму ниже 150млрд. долл.

Нам могут сказать, что сумма эта действительно фантастична и остро­ва, чья территория не достигает и 10 тыс. кв. км, того не стоят. Но, во первых, речь идет о передаче их из-под одной национальной юрисдик­ции в другую. Уже за одно это Япо­ния, как великая экономическая держава, должна заплатить очень дорого. И, во-вторых, что не менее важно, к Японии таким образом переходит и несколько сот тысяч кв.км территориальных под, то есть той же национальной территории, только охватывающей не сушу, а океанские воды и дно.

Нам могут возразить, что у Япо­нии нет в наличии такой массы сво­бодных денег. Но Япония - ведущая финансовая держава мира. У нее са­мые мощные в мире банки, крупней­ший золото-валютный запас, ее ВНП, превышающий 3,5 трлн. долл., уступает только американ­скому. Конечно, указанной суммы свободных денег у японского прави­тельства нет. Но, скажем, 150-мил­лиардный курильский заем оно при своей высокой кредитоспособности может без крайнего напряжения разместить на внутреннем и между­народном рынке капитала.

Но, может быть, японское обще­ственное мнение выступит против подобной расточительности? Вряд ли. Ведь на сегодняшний момент психология ирредентизма (недовоссоединенной национальной целост­ности), сконцентрированная в «ку­рильском синдроме», характерна практически для всей японской на­ции. Недаром возврата Курил тре­буют все до одной политические партии страны. Воля к овладению Курилами в чем-то иррациональна; это своего рода национальный комп­лекс территориальной кастрации, мучительно переживаемый коллек­тивным бессознательным этносом. А пассионарность и иррационализм подобного стремления (Курилы как сверхзадача) коррелирует с готовно­стью заплатить сверхцену за успеш­ную реализацию комплекса.

Косвенно требование высокой цены за Курилы попадает в резонанс с настоянием мощного пацифист­ского движения Японии, требующе­го вернуться к заложенному в Кон­ституции отказу от обладания собственными вооруженными силами.

Если прежде само их создание в об­ход Конституции оправдывалось императивом возврата Курил, то се­годня японские пацифисты могут воскликнуть: «Лучше сразу запла­тить 9-10 годовых военных бюдже­тов, вернуть Курилы и отказаться от армии, чем еще десятки лет иметь армию и военный бюджет и не вер­нуть Курил».

В данном вопросе немаловажна и позиция других западных стран, с мнением которых японское руко­водство вынуждено считаться. Эта позиция, скорее всего, будет поло­жительной, если:

а) часть получен­ной нами суммы пойдет на оплату российских долгов Западу;

б) естест­венно, будет оговорено, что пол­ученные деньги Россия вольна тра­тить не только на закупки японской продукции, но на закупки в любой стране и у любой фирмы.

К тому же, ввиду растущих опа­сений перед финансово-экономиче­ской сверхдержавностью Японии, финансовое «кровопускание» для последней, неизбежно сопряженное с хотя бы временным ослаблением японских позиций в мире, очевидно, будет встречено западными полити­ками с удовлетворением.

И, наконец, посмотрим на эту си­туацию в широком макроэкономи­ческом плане. На данный момент экономика всех западных стран, кроме Японии, выдохлась. Долги растут, производство стагнирует, занятость и прибыли сокращаются. Для того, чтобы завести механизмы западной экономики на новый виток роста нужен мотор, и объективно та­ким мотором сегодня может стать только Япония – единсвенная держава Запада с бюджетным избытком и благополучным финансово-экономическим положением. Ко­нечно, просто так Япония никого не станет вытаскивать, даже своих со­юзников. Но в случае продажи Ку­рил может создаться беспрецедент­ный экономический треугольник:

Япония - Россия - Запад. Япония предоставляет России в обмен на Курилы громадную сумму - допу­стим, 150 млрд. долл., Россия, исхо­дя из собственных экономических интересов, неизбежно расходует эту сумму, размещая гигантские заказы на Западе, ну, л импульс и виде та­ких многомиллиардных заказов служит тем «довеском», который за­водит мотор западной экономики.

В договоре о продаже Курил са­мым тщательным и серьезным обра­зом должны быть оговорены особые права населения Южно-Курильских островов. Оно должно получить вы­бор: либо полноправно проживать на островах, даже не отказываясь от своего российского гражданства, ли­бо, в случае выезда с островов, пол­учить высокую и закрепленную в договорном порядке компенсацию как за имущество, так и за отказ от права проживания в курильском ре­гионе. Самоочевидно, что суммы по­добной компенсации не будут вклю­чены в основную стоимость сделки по продаже Курил.

Трудно преодолимым препятст­вием для передачи Курил Японии является негативное отношение к подобному акту со стороны обще­ственного мнения России. Но наше общественное мнение материали­стично, если люди будут убеждены и том, что продажа Курил существен­но повысит их жизненный уровень, материализм перевесит национа­лизм. Можно будет смело выносить этот вопрос на всероссийский рефе­рендум: миллионы люден, прокли­нающие сегодня высокие цены в ма­газинах, проголосуют за продажу.

И наконец: всякая уступка тер­ритории одним государством друго­му не без оснований рассматривает­ся в мировой практике как опасный прецедент. Но в данном случае сам финансовый объем сделки станет лучшим противоядием для следова­ния этому прецеденту и предъявле­ния сходных территориальных пре­тензий со стороны других госу­дарств. Ведь ни у Китая, ни у Фин­ляндии, ни даже у Германии, заня­той ныне разорительной реконст­рукцией своих восточных земель, не будет в обозримом времени возмож­ности предложить нам аналогичную по масштабам сумму за сходную сделку.

Так может быть уже стоит осознать, что Россия сегодня находиться в глубочайшем кризисе, и может быть уже стоит подумать о том, чтобы помочь стране выйти из создавшейся ситуации всеми возможными способами.


Заключение

Эйфория от "нового мышления" по­сеяла у японского правительства надежды в отношении пересмотра итогов Второй мировой войны. И хотя се­годня Токио проявляет тонкое диплома­тическое чутье, эти надежды сохраняются. Уступка Курил помимо удара по стратеги­ческим позициям России стала бы чрез­вычайным прецедентом для территори­ального статус-кво в мире, хотя многим, наверное, кажется, что итоги Второй ми­ровой войны в Европе уже забыты. Одна­ко разрушение ялтинско-потсдамского порядка не было его юридическим пере­смотром, поэтому случившиеся измене­ния автоматически повлекут оспариваемость оставшихся территориальных ре­зультатов. Иное следствие имело бы удов­летворение японских претензий на "воз­вращение" островов, которое означало бы подрыв самого принципа незыблемости итогов Второй мировой войны. Термин "возвращение" в отношении пред­мета территориальных претензий послево­енного Японского государства должен быть навсегда изъят из официального языка рос­сийских должностных лиц. Этот термин — концептуальная ревизия итогов войны, оз­начает косвенное признание новой Япо­нии в качестве продолжателя личности (континуитет) того Японского государст­ва, которое развязало и проиграло войну. Нужно знать некоторые положения меж­дународного права. Ни созданные после войны ФРГ и ГДР, ни Япония, ни даже сегодняшняя объединенная Германия не яв­ляются продолжателями субъектности довоенных государств, не обладают по от­ношению к ним континуитетом. Они — новые субъекты международных отноше­ний и международного права. Их право­преемство по отношению к прежним го­сударствам ограничено решениями дер­жав, обладавших четырехсторонней от­ветственностью. Это вытекает из юриди­ческого содержания принципа полной и безоговорочной капитуляции. Полная и безоговорочная капитуляция принципиально отличается от простой ка­питуляции по своим правовым, и политиче­ским, и историческим следствиям. Про­стая капитуляция означает лишь призна­ние поражения в военных действиях и не затрагивает международную правосубъектность побежденной державы. Таковое государство, пусть наголову разбитое, со­храняет суверенитет и само в качестве юридической стороны ведет переговоры об условиях мира. Но полная и безогово­рочная капитуляция означает прекраще­ние существования субъекта международ­ных отношений, демонтаж прежнего госу­дарства, утрату им суверенитета и всех властных полномочий, которые переходят к победителям, а уж победители сами оп­ределяют условия мира и послевоенного устройства. На месте прежнего возникает новый субъект международного права, ко­торый может по отношению к нему обла­дать правопреемством. ФРГ, ГДР и Япония — новые государ­ства. Они были созданы на условиях союз­ников в новых границах, с новыми кон­ституциями и органами власти. Особенно наглядно это в случае с Германией, кото­рая даже получила новое официальное на­звание. Ни ФРГ, ни ГДР не обладали пол­ным суверенитетом даже через 40 лет. Их суверенитет в терминах международного права имел так называемый производный характер — производный от полномочий союзников. Идеологи перестройки посчитали не­цивилизованным отстаивать историчес­кие достижения России. Похоже, что для отечественных либералов-западников век "общечеловеческих ценностей" стал эрой обещанного в свое время коммунизма, где каждый, заявивший о своих "потребнос­тях", должен быть непременно удовлетво­рен, а другие не должны проявлять по­стыдную жадность. Россия дошла до аб­сурда, с пафосом отрекаясь от всех отече­ских гробов не только советской, но и всей русской истории.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:


1)  “Южнокурильская проблема вчера и сегодня”//Кентавр 1995 №3,4

2)  “Курилы – исконно Российская земля”//Азия и Африка сегодня 2000 №12; 1994 №10

3)    //Новое время// 1993 №6; 1992 № 23, №41

4)    //МЭ и МО// 1993 №1; 1999 №7

5)    //Век XX и мир// 1992 №6

6)    //Военно-исторический журнал// 1992 №9

7)    //Огонек// 1992 №34/35

8)    Российская федерация сегодня 2000 №12

9)    Проблемы дальнего востока 2000 №3

10) Новое время 1996 №45

11) Сергеев М.А. “Курильские острова”,М., 1947

12) “Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана во второй половине XVIII века” М. 1989

13) Позднеев Д.М. “Материалы по истории северной Японии и ее отношений к материку Азии и к России” М. 1989

14) Артюнов С.А., Щебеньков В.Г. “Древнейший народ Японии” М. 1992

15) Собрание важнейших трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными державами(1774–1906). Варшава 1906

16) Сборник пограничных договоров, заключенных Россией с соседними государствами СПб, 1891

17) Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государсвами Вып. XI

18) “Документы внешней политики СССР” Т.8 1963 стр:77// “СССР и Япония” М., 1987,

19) Устав ООН ст: 77, 80, 107 // Российская газета, 29 июля 1994г.

 


[1] Генри Витон “Основы международногоправа”, Лондон, 1936 (на английском языке) стр: 201-204

[2] “Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана во второй половине XVIII века” М. 1989. стр: 143, 316

[3] Куно Еси “ Японская экспансия на азиатский континент ” (на английском языке) 1939 стр:123, 227

[4] Сергеев М.А. “Курильские острова” М.1947, стр 115

[5] В этом случае, как и вообще в данной части работы, приведены официальные аргументы советсой стороны. В определенной части они были ретранслированы заместителем министра иностранных дел Российской федерации Г. Кунадзе на закрытых парламентских слушаниях Верховного совета по курильской проблеме 28 июля 1992. Закрытый характер слушаний не помешал, впрочем, парламентской газете опубликовать их на стенограмму. (Российская газета 14 августа 1992 г.

[6] М.Капица был в ту пору заведующим отделом МИД СССР.

[7] Российская газета, 2 окт,.

[8] “ История международных отношений на Дальнем Востоке, 1945 - 1977 ”. Хабаровск

[9] Известия , 24 апреля 1989г стр:5

[10] Тункин Г. “Теория международного права”. М. 1995

[11] Устав ООН ст: 77, 80, 107 // Российская газета, 29 июля 1994

[12] Новое время 1992 № 40. стр:17

[13] “Несуществующий ” вопрос. – Огонек, 1996 №20

[14] Российская газета, 14 августа 1996г.

[15] Вачнадзе Г. “Горячие точки России” М., 1993 стр:75


Информация о работе «Кризис в отнощениях России и Японии»
Раздел: Международные отношения
Количество знаков с пробелами: 110420
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
479112
4
1

... функция общей экономической теории – прогнозно-прагматическая, предполагающая разработку и выявление научных прогнозов и перспектив общественного развития. Эти функции экономической теории осуществляются в повседневной жизни цивилизованного общества. Экономической науке принадлежит огромная роль в формировании экономической среды в определении масштабов и направлений экономической динамики, в ...

Скачать
54353
3
0

... показателей ее размещения. Важное значение для обоснования размещения производства имеют обеспеченность рабочих основными производственными фондами, энерговооруженность, запасы ресурсов и пр. Глава II. Отраслевая структура мирового хозяйства 1.1. Международное разделение труда В настоящее время невозможно указать такую страну, которая считала бы неучастие в мировом хозяйстве отвечающим ...

0 комментариев


Наверх