Введение

В последний вечер восемнадцатого столетия, 31 декабря 1800 года, у Пушкиных собрались гости. Стол был празднично накрыт: ждали наступления Нового года, нового, девятнадцатого, столетия.

Ровно в полночь раздался звон часов. Первый удар, за ним второй, третий... последний – двенадцатый. Гости подняли бокалы, поздравили друг друга:

– С Новым годом! С новым веком! С новым столетием!

Звон бокалов и громкие голоса гостей разбудили спавшего в соседней комнате маленького сына Пушкиных – Александра. Ему было всего полтора года. Он соскочил с кроватки, тихонько приоткрыл дверь в комнату, где собрались гости, и в одной рубашонке, ослепленный множеством свечей, остановился у порога.

Испуганная, за ребенком бросилась няня, крепостная Пушкиных Ульяна Яковлева. Но мать, Надежда Осиповна, остановила ее. Тронутая неожиданным появлением сына, она взяла его на руки, высоко подняла над головой и сказала, восторженно обращаясь к гостям:

– Вот кто переступил порог нового столетия!.. Вот кто в нем будет жить!..

Пушкин перешагнул уже через два столетия. Он перешагнет и через тысячелетия.

...Однажды маленький Александр Пушкин гулял с няней Ульяной Яковлевной по аллеям старинного московского парка. Неожиданно им навстречу направился небольшого роста офицер в мундире, ботфортах и треуголке. Быстрым военным шагом он приблизился к годовалому Пушкину, строгим взглядом окинул няню и, тыча пальцем в голову ребенка, крикнул:

– Сними картуз!

Няня, смутившись, не посмела перечить повелительному приказу и сняла с головы мальчика картуз. Только что приехавшая из деревни и приставленная к ребенку нянькой, Ульяна не могла, конечно, знать, кто был повстречавшийся им офицер. Надежда Осиповна (мать А. С. Пушкина) разъяснила ей дома, что это был сам царь, император Павел I, недовольный тем, что они не приветствовали его.

Впоследствии Пушкин писал: “Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку...” Занявшие после Павла I престол Александр I и Николай I никогда не переставали преследовать поэта и привели его к гибели...

 

1 Утро жизни (1799 – 1811)

Необычно началась и складывалась жизнь будущего поэта России. Необычна была и родословная Пушкина: в его жилах текла славянская и африканская кровь.

Отец Пушкина, Сергей Львович, принадлежал к древнему, постепенно обедневшему дворянскому роду служилых людей, воинов и государственных деятелей, сподвижников Александра Невского, Ивана Грозного, Бориса Годунова, Козьмы Минина.

Пушкиных отличала тяга к поэзии и литературе вообще. Сергей Львович писал стихи по-французски и по-русски. Довольно известным поэтом своего времени был дядя Пушкина, Василий Львович. Писал стихи дальний их родственник Алексей Михайлович Пушкин. Стихами “баловались” старшая сестра поэта, Ольга, и младший брат, Лев.

Пушкин гордился древним происхождением своего рода. Гордился и “черным прадедом”, знаменитым “арапом Петра Великого”, Ибрагимом. Сын владетельного абиссинского князька, Ибрагим восьмилетним мальчиком был привезен в Россию, в подарок Петру I. При крещении ему дали имя Абрама Петровича Ганнибала. До 1716 года – Ибрагиму было уже 28 лет – он состоял личным камердинером Петра I. Заметив большие способности и даровитость Абрама Петровича, царь направил его во Францию получить образование.

В повести “Арап Петра Великого” и в воспоминаниях – “Начало автобиографии” – Пушкин рассказывает, что Ганнибал обучался в Парижском военном училище, выпущен был капитаном артиллерии, отличился в испанской войне и, тяжело раненный, возвратился в Париж. Император часто справлялся о своем любимце, и тот, по зову Петра, вернулся в Петербург. Вернулся образованным инженером.

Абрам Петрович дослужился до чина генерал-аншефа. В 1745 г. ему пожаловано было за большие заслуги село Михайловское под Псковом. Впоследствии в Михайловском, ставшем имением Пушкиных, поэт вспоминал в одном из своих стихотворных посланий прадеда:

В деревне, где Петра питомец,

Царей, цариц любимый раб

И их забытый однодомец,

Скрывался прадед мой арап,

Где, позабыв Елисаветы

И двор, и пышные обеты,

Под сенью липовых аллей

Он думал в охлажденны леты

О дальней Африке своей.

Немецкая слобода, расположенная на берегу речки Кукуй, считалась аристократической частью Москвы. Здесь в петровское время селились иноземцы. Их всех называли “немцами”, отсюда и пошло название – Немецкая слобода. Здесь, приезжая в Москву, любил веселиться Петр I. До наших дней сохранились в бывшей Немецкой слободе Лефортовский дворец и Слободской, в котором помещается теперь Высшее техническое училище им. Баумана.

В этой Немецкой слободе, на Немецкой, ныне имени Баумана, улице, 40, в небольшом деревянном доме и родился Пушкин. На месте этого дома сегодня высится многоэтажное здание 353 школы имени поэта. На нем мемориальная доска с надписью: “Здесь был дом, где 26 мая (6 июня) 1799 г. родился А. С. ПУШКИН”. Перед фасадом – скульптурный бюст юного поэта.

Совсем иной характер, чем Немецкая слобода носили Огородники, куда вскоре переселились Пушкины. Детские впечатления тех лет поэт воспроизвел в сочинении “Путешествие из Москвы в Петербург”. Пушкины переехали в небольшой флигель при дворце князя Юсупова в ноябре 1804 г. Этот великолепный памятник архитектуры 17 века прекрасно сохранился до наших дней и украшает Москву. Таинственный тенистый сад против дворца – “Юсупов сад” – был, видимо, первым сильным впечатлением маленького Пушкина. Ему было тогда всего 6-7 лет. В стихотворении “В начале жизни школу помню я” Пушкин пишет о своих детских впечатлениях того времени:

И часто я украдкой убегал

В великолепный мрак чужого сада,

Под свод искусственных порфирных скал.

 

Там нежила меня теней прохлада:

Я предавал мечтам свой юный ум,

И праздно мыслить было мне отрада.

Через всю свою жизнь пронес Пушкин нежную, трогательную любовь к своей бабушке, Марии Алексеевне Ганнибал, и к няне Арине Родионовне. Нет в мировой литературе другой няни, чье имя так тесно бы сплеталось с именем ее питомца. Простая, неграмотная русская женщина, крепостная крестьянка стала спутницей великого русского поэта.

У няни была своя молодость. Двадцатитрехлетней девушкой она вышла замуж за крепостного крестьянина Федора Матвеева. У нее было уже четверо детей, когда у Пушкиных родилась в 1797 г. дочь Ольга, а через полтора года – сын Александр – будущий поэт. Ее взяли к ним няней, она вырастила их, как и младшего брата, Льва. Были у Пушкиных еще четыре мальчика – Павел, Михаил, Платон, Николай – и дочь Софья, но все они умерли в младенчестве.

Бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна слились в воображении Пушкина в один нежно любимый образ. И он тепло вспоминает их в стихотворении “Сон”:

Ах! умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы...

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

Александр вышел из детского возраста, и в доме Пушкиных появились, рядом с бабушкой и няней, гувернеры. Это были иностранцы, хлынувшие после французской революции в Россию на поиски счастья. Встречались среди них люди достойные и образованные, но, как вспоминала позже сестра Ольга, большею частью эмигранты поражали своей некультурностью и наивностью.

Родители Александра почти не принимали участия в воспитании своих детей. Отец, Сергей Львович, передал все семейные заботы жене, Надежде Осиповне, а та не менее его обожала свет и веселое общество. Неприятные воспоминания детства, отмечаемые Пушкиным, были связаны с гувернерами, гувернантками и несправедливым отношением матери Надежды Осиповны, которую постоянно раздражал настойчивый, самолюбивый, склонный к самостоятельности характер Александра. Лишь нежная дружба с сестрой Ольгой смягчала его “нестерпимое состояние”.

Сестра Ольга была верным другом детства Александра. Ей он поверял свои детские тайны, с ней делился первыми поэтическими мечтаниями. Познакомившись в ранние годы с французской литературой, прекрасно владея языком, маленький Пушкин и первые свои детские творения создавал на французском языке.

В развитии поэтического дара Пушкина немалую роль сыграл дядя Василий Львович. В стихотворном послании “ К Дельвигу” Пушкин признавался, что именно дядя пробудил в нем поэта:

Мой дядюшка-поэт

На то мне дал совет

И с музами сосватал.

Вместе с родителями Александр часто бывал у живших по соседству друзей, таких же страстных книголюбов, какими были его отец и дядя. Один из них, Д. Н. Бутурлин, был просвещеннейший деятель своего времени, его библиотека состояла из 25 тысяч томов и вызывала восхищение даже иностранцев. Бывая с родителями у Бутурлиных, Пушкин забирался в их огромную библиотеку. Часто встречался там с дядей и поэтами К. Н. Батюшковым, И. И. Дмитриевым, В. А. Жуковским, баснописцем И. А. Крыловым.

Так проходили детские годы Пушкина. Мать любила больше младшего брата, Льва, и Александр чувствовал это. Уезжая в 1811 г. в Царскосельский лицей, двенадцатилетний мальчик без сожаления расставался с гувернантками и гувернерами. Но тепло и сердечно вспоминал потом сестру Ольгу, спутницу его детства, бабушку и няню.

 


Информация о работе «А.С.Пушкин в Москве»
Раздел: Литература и русский язык
Количество знаков с пробелами: 24335
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
82931
0
0

... . Его выезды только в театры да в Московский университет. Пушкина уже не увлекала светская жизнь Москвы. Его интересовала ли­тературная жизнь столицы, заботили издательские дела. 1831 год, 3 декабря. Отъезд Пушкина в Москву по денежным делам. 1831 год, 27 декабря. Возвращение в Петербург. 1832 год, 17 сентября. Приезд Пушкина в Москву. «Я приехал в Москву вчера, в среду. Велосифер, по-русски ...

Скачать
41681
0
21

... Панина на крошке Пушкиной». 19 декабря. Когда поэт вернулся в Москву, она была уже помолвлена, а через месяц вышла замуж. Такова грустная история первого неудавшегося сватовства Пушкина на Пресне. 8.Заморенова ул. Дом 16. Ушаковы. 1826-1830 гг. Осенью или зимой 1826 г. Пушкин познакомился на балу с семнадцатилетней Екатериной Николаевной Ушаковой – дочерью статского советника Ушакова ...

Скачать
69588
0
0

... в центре комнаты. Стул перед ним отодвинут, словно хозяин кабинета только что вышел, задув свечу, оставив недописанной страницу. На зеленом сукне — «Антология английской поэзии», книга, привезенная Пушкиным в Болдино, чернильный прибор из стекла и бронзы, множество рукописных листов и тетрадей. Неподалеку от стола, на бюро, женский портрет, выполненный акварелью. Задумчиво смотрят карие, чуть ...

Скачать
37723
0
0

... ibi patria" (где хорошо, там и родина), для коих все равно: бегать ли им под орлом французским или русским, языком позорить все русское - были бы только сыты". А каковы педагогические взгляды А.С.Пушкина, высказанные им в художественных произведениях? Царь Борис (драма "Борис Годунов") говорит сыну Федору: "Как хорошо! Вот сладкий плод ученья! Как с облаков ты можешь обозреть все царство вдруг: ...

0 комментариев


Наверх