4. В.В.Путин – преемник Б.Н.Ельцина.
Особая роль президентского института власти в современной России предопределила стремление первого президента Б. Н. Ельцина активно влиять на процесс передачи власти. Естественно, что он был заинтересован в избрании такого политика, который: во-первых, не мог не продолжить начатый курс политических и экономических преобразований; во-вторых, прислушивался бы к его советам и пожеланиям; в-третьих, гарантировал бы достойный уровень материального благосостояния. Выбор преемника был сложным, Б. Ельцин искал, пробовал, менял свои мнения. В этой роли, по мнению печати, побывали премьер-министр В. Черномырдин, вице-премьер Б. Немцов.
По мере приближения президентских выборов и ослабления здоровья президента вопрос о преемнике становился все более серьезным, а после эпопеи с парламентским, импичментом, когда стало ясно, что угроза уголовного преследования президента за его решения в отношении Чечни или за события 3—4 октября 1993 г. достаточно серьезна, Президент и его команда стали практически готовить преемника. Ельцин справедливо полагал, что для этого наилучшей стартовой площадкой будет пост премьер-министра, который позволяет контролировать финансовые потоки, средства массовой информации, расстановку кадров, обеспечивать воздействие на региональные власти, которые традиционно в России «опекают» местные избирательные комиссии.
К этому времени стало ясно, что требовался молодой, энергичный, образованный, с опытом руководящей работы, ничем не скомпрометированный преемник. Первым в этом качестве был испробован С. Степашин. Однако, несмотря на все свои старания и личную преданность, Степашин не вызвал в новом качестве особого оптимизма у Ельцина и его окружения. Новый премьер вел себя слишком мягко, не проявляя ожидаемой от него жесткости и решительности.
Утром 9 августа 1999 г. Степашин встретился с Ельциным, который поблагодарил его за хорошую работу и отправил в отставку. В середине дня Ельцин выступил по телевидению и сообщил, что знает имя человека, который сможет консолидировать общество, всех тех, кому в XXI в. предстоит обновлять великую Россию, Страна была удивлена - премьер-министром и преемником Ельцина был объявлен мало кому известный Путин[21].
Была необходима специальная работа по «раскрутке» преемника, создание во многом нового имиджа патриота-государственника, способного предложить более привлекательные для масс идеи, особенно в связи с положением в Чечне и вокруг нее, перехватить лозунги «левой» оппозиции.[22]
С целью создания максимально выгодных для Путина условий в избирательной кампании, Б.Н. Ельцин 31декабря 1999г. объявил о своей отставке с поста Президента России. Владимир Путин был назначен временно исполняющим обязанности Президента РФ до проведения досрочных выборов. В начале января 2000 г. Путин издал указ об иммунитете первого Президента России и членов его семьи от любых судебных и административных преследований.
25 января 2000г. Путин стал председателем Совета Содружества Независимых Государств, а 15 февраля 2000 г. был зарегистрирован кандидатом в Президенты России. То, что Путин станет президентом, мало у кого вызывало сомнений. Интрига заключалась в другом — победит ли он уже в первом туре? Предвыборные высказывания самого Путина были построены таким образом, что они отвечали интересам большинства центристски настроенного населения, которое устало от либералов, но и не хотело возврата коммунистов. Лидер КПРФ Г. Зюганов мог рассчитывать только на свой традиционный электорат в пределах одной трети голосов. Получив голоса «правых» и центристски настроенных избирателей, Путин достиг победы в первом туре. Примечательно, что в ходе предвыборной кампании Путин практически ничего не говорил о своей программе, ничего не обещал. И только накануне инаугурации Путин выступает перед региональными нзбиркомами с речью, которую можно считать его первой реальной декларацией о президентских намерениях. Их отличает некоторая противоречивость: Путин говорит о продолжении политики рыночных либеральных реформ, но вместе с тем подчеркивает необходимость усиления роли государства, укрепления вертикали власти.
С самого начала работа Президента существенно облегчалась тем, что впервые за время постсоветского парламентаризма он получил возможность почти гарантированно проводить нужные ему решения через Думу, опираясь на верные ему фракции «Единство», «Народный депутат» а также на демократов, которые всегда голосуют против оппозиционных коммунистов и аграриев.
На пост премьера была предложена кандидатура Михаила Касьянова[23], которая была одобрена Госдумой. Новое правительство ориентировалось на радикальную праволиберальную программу, разработанную группой Г. Грефа, была рассчитана на несколько лет и затрагивала все стороны государственной и
общественной жизни – от экономики до судебной реформы.[24]
Вскоре Путин осуществил ряд реформ, направленных на укрепление вертикали власти я федерализма. Было создано семь федеральных округов, которые возглавили представители Президента. Семь полпредов были приравнены к вице-премьерам и заместителям главы Администрации Президента. Тут же Путин подписал три демонстративных указа, приостанавливающих действие местных актов Амурской области и Ингушетии и обязующих Башкортостан привести свое законодательство в соответствие с Конституцией России
Совет Федерации поначалу открыто полемизировал с Президентом, критиковал федеративную реформу, но вскоре согласился с предложениями Президента, тем более что Путин в ряде вопросов шел навстречу губернаторам. Однако региональные лидеры в целом лишились стратегически важной общефедеральной политической функции непосредственного давления на некоторые элементы федеральной исполнительной власти. Путин добился своего и укрепил вертикаль исполнительной власти. Летом 2000г. Президент и правительство проводят через Думу налоговую реформу, предусматривавшую установление единой ставки подоходного налога.
В целом анализ шагов Президента за первый год его работы показывает, что Путин готов подтвердить свои заявления реальными действиями, что на фоне прежних президентов и премьеров выглядит весьма эффектно. В результате молодой и энергичный Президент сохраняет свою высокую популярность среди российского населения, которому надоели криминальный беспредел, воровство чиновников, бесхозяйственность. Рейтинг Путина остается высоким по сей день, несмотря на резкую критику со стороны некоторых СМИ. На него продолжают делать ставку правые и правоцентристские силы, финансовая олигархия, все новые собственники, боящиеся пересмотра итогов приватизации. Наконец, на него некоторое время рассчитывала часть левоцентристских сил, положительно оценивших государственническую позицию Президента.
Путин обосновал важность создания новой общенациональной системы ориентиров, которые должны ликвидировать идеологический вакуум. В основе этой системы должен находится патриотизм в самом широком смысле, этого понятия. По мысли Путина, общенациональная стратегия заключается в одном - Россия должна стать вновь великой державой. Строя демократическое и европейское государство, надо обязательно учитывать менталитет нации, в котором заложено то, что Россия всегда была сверхцентрализованным государством. Для достижения экономического роста и консолидации российского общества, указывает Путин, необходимо решить проблему духовности, нравственности, укоренить в общественном сознании патриотизм, державность, государственничество, социальную солидарность. Патриотизм- это источник мужества, стойкости, силы народа. Государственничество - это усиление государственной власти, это опора российской нации. Державность - историческая характеристика российского самосознания, способность к мировому лидерству в сфере высоких технологий, эффективности вооруженных сил. Президент убежден в том, что новая государственная идея или идеология родится как сплав, как органичное соединение универсальных, общечеловеческих ценностей с исконными российскими, выдержавшими испытание временем.
Дальнейшая судьба Путина как Президента зависит от двух факторов - решения самых важных социально экономических проблем и окончательного решения чеченской проблемы. Пока в этих сферах не произошло кардинального перелома негативных тенденций.
В этих условиях Путин продолжает демонстрировать политическую активность. В 2001 г. он добивается принятия Думой нового Закона о партиях, активно занимается внешнеполитической деятельностью. Предпринимаются попытки как-то смягчить последствия ельцинского варианта реформ (повышение пенсий). Много времени и сил у Президента уходит на текущие дела: «дебаты о свободе печати», участие в решении конкретных социально-экономических проблем, в различных внешнеполитических мероприятиях.[25]
II Социально-экономические преобразования.
1. «Шокотерапия» и приватизация 1992 – 1993 гг.
Принятая российским руководством в качестве базовой модели радикальная экономическая реформа по методам западной программы «шоковой терапии», поддержанная Международным валютным фондом и Международным банком реконструкции и развития, стала своеобразной альтернативой неудавшимся попыткам союзного руководства периода «перестройки» осуществить постепенную модернизацию сверх централизованной социалистической экономики. Согласно принятой концепции группы Е. Т. Гайдара, постсоветская экономика не могла быть усовершенствована, она подлежала только немедленному демонтажу при одновременной ломке командно-бюрократической системы управления и распределения. Эта модель радикально-либеральной модернизации с широким использованием монетаристских методов была апробирована в Российской Федерации в 1992 — 1993 гг. Первой радикальной реформой в начале января 1992 г. стал отпуск цен. По прогнозам правительства, эта акция должна была привести к сравнительно небольшому (в 3 раза) росту цен. Соответственно был установлен индекс повышения зарплаты в бюджетных сферах, пенсий, стипендий и т. п. (70%). Но цены выросли сразу в 10 - 12 раз. Результатом явилось резкое падение уровня жизни большинства населения. Кроме того, реформа нанесла удар по сберегательным вкладам граждан, обесценив их трудовые накопления, не были разработаны механизмы их индексации.
Эта неожиданные и драматические результаты осуществления нового курса породили в широких слоях населения глубокое недоверие к правительству реформаторов.
Другой проблемой, с которой столкнулось правительство, явился кризис взаимных неплатежей промышленных предприятий. Уже к 1 июня 1992 т. сумма взаимных долгов в экономике составила около 2 трлн. руб. В результате, не получая денег за производимую и поставляемую продукцию, предприятия страны оказались на грани краха. Хронически задерживалась выплата заработной платы. Выходом из сложившейся ситуации стало предоставление госпредприятиям льготных кредитов Центробанком, что создало, в свою очередь, условия для раскручивания инфляционной спирали. Рост денежной массы привел к резкому падению курса рубля и сделал невозможной финансовую и денежную стабилизацию. Это неизбежно вело к провалу гайдаровской монетаристской модели «шокотерапии» и корректировке курса реформ[26].
Одновременно с отпуском цен последовал ряд мер по либерализации торговли. В течение 1992 г. это привело к тому, что в широких масштабах осуществлялось «первоначальное накопление капитала» за счет спекулятивных операций в торгово-закупочной сфере. В их основе лежало использование разницы между государственными закупочными ценами и ценами свободно регулируемого рынка. Наиболее опасным следствием этого процесса стало накопление огромной денежной массы, оказавшейся вне сферы налогообложения. В результате значительно вырос дефицит федерального
бюджета, который правительство старалось покрыть при помощи
внешних займов. Эти займы в основном предоставлялись международными финансовыми организациями, поддерживавшими курс
реформ в России (Международный валютный фонд, Всемирный
банк, Международный банк реконструкции и развития и др.).
Главными условиями предоставления кредитов России являлись
либерализация внутренних цен до уровня мировых и ликвидация
бюджетного дефицита.
Наконец, третьей важнейшей задачей экономической модернизации являлось разгосударствление собственности в стране путем широкого акционирования и приватизации. Летом 1992 г. была утверждена чековая (ваучерная) приватизация на основе бесплатной раздачи приватизационных чеков всему населению по номинальной стоимости 10 тыс. руб. Именно ваучерная приватизация, согласно концепции преобразований, должна была нейтрализовать негативные стороны радикальных реформ и создать «средний класс» - класс собственников-акционеров. Раздача чеков на общую сумму 1 трлн. 400 млрд. руб. (так было оценено все имущество приватизируемых предприятий страны) населению началась 1 октября 1992 г. Спустя полтора года, с 1 июля 1994 г. правительство приняло решение о переходе ко второму этапу приватизации - денежному. Одновременно фактически было признано, что ваучерная приватизация не дала ожидаемого эффекта и не привела к оживлению промышленного производства и появлению класса собственников.
Итоги проведения экономических реформ в 1992 —1993 гг. продемонстрировали их внутреннюю противоречивость. Так, с одной стороны, было введено свободное ценообразование и начался процесс массовой приватизации, приведший к формированию рыночных отношений в обществе. Началась структурная перестройка экономики. А с другой стороны, «шокотерапия» вызвала рост социального напряжения в обществе, развал целых отраслей промышленности (прежде всего, в военно-промышленном комплексе), нанесла сокрушительный удар по бюджетным сферам (наука, культура, медицина, образование и др.). Общество подверглось резкой поляризации-разделению на богатых, сверхбогатых, с одной стороны, и обедневших, нищих — с другой. 4% россиян в 1993 г. имели доходы примерно в 300 раз превышающие доходы самых бедных граждан страны. Трагической ценой преобразований стало резкое увеличение смертности россиян (на 20% в 1993 г. по сравнению с 1992 г.) и снижение рождаемости (на 14% за тот же период).
Негативные проявления последствий рыночных преобразований в 1993 г. протекали на фоне усилившейся конфронтации между федеральными органами исполнительной и законодательной власти. Сложившаяся ситуация грозила разрушить основные механизмы управления обществом. После октябрьских событий и принятия Конституции РФ были предприняты шаги по укреплению исполнительной федеральной власти и одновременно осуществлялась корректировка курса социально-экономических преобразований в направлении поэтапного развития рыночной экономики и гражданского общества.[27]
... поколений. Воспользовавшись разрушением системы информационного противодействия в России, страны Запада начали проводить агрессивную информационную политику на постсоветском пространстве. Сегодня необходимо четко определить проблемы формирования международного имиджа России. Я уверен, что восприятие государства международной общественностью будет играть немаловажную роль в условиях становления ...
... современное состояние элитного образования, необходимо обратиться прежде всего к опыту элитного образования в наиболее развитых странах мира и сравнить элитное образование в России и США [10, с. 131]. 2. Элитное образование в России 2.1. Опыт элитного образования в Росси Создание элитных образовательных институтов в России началось в XVII-XVIII веках. Первым высшим образовательным учебным ...
... группами и силовыми структурами, федеральными и местными. Криминогенная обстановка существенно влияет на уровень жизни. Нередки случаи похищения и исчезновения граждан Республики Дагестан.[10] Глава 2. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Республики Дагестан 2.1. Современные проблемы, тормозящие социально-экономическое развитие Основными проблемами социально- ...
... Армении: стремление к самостоятельному политическому объединению нового класса и тягу к государственной власти. В переходный период в Армении бизнес является признанным участником не только экономических, но и политических процессов, оказывая сильное влияние на политическую жизнь страны. В этих условиях отношения власти и бизнеса приобретают принципиальный характер для осуществляемых политических ...
0 комментариев