4.1. Монашество – один из путей осуществления евангельских норм жизни.
Как наиболее эффективный путь осуществления евангельских норм жизни христианство предложило монашество. Родиной монашества стал Египет. Преподобный Антоний Великий, совершивший подвиг поста и молитвы в пустынном уединении, явился основоположником отшельнической формы монашества. Чуть позднее свой монашеский подвиг начал преподобный Пахомий Великий, в прошлом римский воин, ставший родоначальником мужских общежительных монастырей.
Из Египта монашество проникло в Палестину. В начале IV века ученик преподобного Антония Великого преподобный Илларион Великий основал близ Газы первую монашескую общину. Позднее Палестина прославилась деяниями многих наставников монашества, из которых наиболее известны Ефимий Великий, Савва Освященный.
В VI веке монашество распространилось и в другие провинции Римской империи.
Василий Великий создал устав монашеской общежительной жизни, который имел решающее значение в истории формирования как восточного, так и западного монашества.
В поздневизантийский период центром монашество на Востоке стала гора Афон. По преданию здесь закончила свою земную жизнь Богородица дева Мария. Особенностью афонского монашества было соединение аскетических подвигов и активного духовного творчества. Из Афона монашество распространилось в Болгарию, Валахию, Сербию и Россию.
На Западе монашество возникло позже, чем на Востоке. Его подлинным основателем стал Бенедикт Нурсийский, который в IV веке основал Бенедиктийский орден – централизованное объединение монастырей с единым уставом. Бенедикт требовал, чтобы монашеская община полностью содержала себя и, по возможности, обеспечивала всю округу, являясь примером практического христианского милосердия. Главными особенностями монахов-бенедиктианцев были не только воздержание и молитвы, но и возделывание земли, разведение садов и т.п. При этом время, отведенное для труда, было вдвое больше того, что предписывалось для молитвы.
В VI веке по образцу Бенедиктианского ордена была создана обитель Флавия Кассиодора, которая сыграла важную роль в становлении средневековой культуры. Кассиодор ставил монахам задачу практического милосердия, которую он связывал с просветительством.
4.2. Столкновение христианской морали с моралью светской.
Сыграв выдающуюся роль в утверждении христианских ценностей, монашество, однако, постоянно менялось в направлении обмирщения.
Церкви и монастыри превращались в доходные предприятия, где торговали, чем можно: должностями, индульгенциями, реликвиями и т.д. Это не могло не извратить образ жизни духовенства и монашества в том числе. Забвение строгой монашеской дисциплины и "чистой" жизни, падение нравов становились буднями монастырей. Все это рождало критику "продажной" церкви, требование ее духовного очищения.
Крайне противоречивую роль в истории христианской культуры сыграли и так называемые крестовые походы в Святую землю.
Таким образом, христианский образ человека остался нереализованным даже у монахов, и главная причина этого – логика самой реальной жизни, включения монашества в реальные отношения феодального общества с его войнами, крестовыми походами, борьбой за светскую церковную власть. В этих условиях интересы и функции самой церкви и духовенства требовали порою от монахов деятельности весьма далекой от христианского идеала.
Еще очевиднее это расхождение было в светской среде, где, с одной стороны, была более тесная связь с практическими "земными" нуждами общества, а с другой, - под внешним покровом христианства сохранились культурные традиции германских, славянских общин с их стереотипами мышления и языческими верованиями. Все это своеобразно преломляло христианский идеал человека в народной культуре.
Следует иметь в виду также и то, что сама вера простого народа существенно отличалась от догматических установлений христианства. Это можно проиллюстрировать на примере русского православия. Так, обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев в одном из писем Александру III отмечал, что крестьяне России "вырастают, не получая первых, самых основных, понятий о Боге, церкви, о заповедях".
А ведь это имело место не только в России, но и в странах Западной Европы, особенно в период средневековья. Насаждая христианскую мораль, человеколюбие, католическая церковь уже в 1022г. отправила в Орлеане (Франция), так называемых, еретиков на костер. Еще более жестоко расправилась церковь с альбигойцами, для которых порядки католической церкви казались ненормальными. Потребовались столетия для того, чтобы установилось подобие мира между Римскими папами и королями Священной Римской империи и Франции.
И, тем не менее, христианство образовало то пространство, в рамках которого постепенно сложилась христианская культура, давшая миру научно-технический прогресс, демократические порядки и искусство.
Заключение.
Таким образом, в заключении еще раз хочется сказать о том, что новизна христианства, поразившая древний мир, пробудившая в нем энтузиазм беспримерной любви и столь же беспримерной злобы, заключалась не в отдельных его принципах, но и в их общей связи и соотношении, а главное – в их жизненной искренности и силе. То, что в древней ветхозаветной морали высказывалось "между прочим", как побочная мысль, вызывая уважение своей недосягаемой возвышенностью и не вызывая никакого сочувствия по своей безжизненности, - в христианстве делается краеугольным камнем всей морали, входит в кровь и плоть человеческих поступков, вдохновляет и объединяет людей.
Это краеугольный камень христианской морали – любовь к Богу и ближнему. Эта любовь не похожа на ту, которой человечество жило до христианства. Это не любовь мужа и жены, родителей и детей, брата и сестры, вообще не та любовь, которая непринужденно диктуется природными инстинктами человека.
Это – любовь высшая, обусловленная ясным сознанием братства всех людей как детей единого Бога, любовь, воспитываемая признанием собственного ничтожества перед Богом и остальным миром, - словом, любовь, вытекающая из совершенно нового взгляда на мир.
Список литературы:
1. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. М., 1982.
2. Основы религиоведения. / Под редакцией И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 1994.
3. Прошин Г.Г. Музей и религия. М.: Советская Россия, 1987.
4. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современная религия: Курс лекций. М.: "Центр", 1996.
5. Толковая Библия, Т.т. 1,3 - Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987.
6. Янушкявичюс Р., Янушкявичюс О. Основы нравственности. М.: Про-пресс, 1998.
... При этом отметим большую степень условности этой периодизации, т.к. процесс развития церковной идеологии неоднозначен, даже несколько противоречив. 2. Церковь в 30-150 гг. н.э. 2.1 “Демократия духа” и идея Царствия Небесного. Раннее христианство свои социальные представления связывало с идеями равенства всех перед богом, справедливости и милосердия, с представлениями о праве всех ...
... христианства, выполняющего нередко роль политической оппозиции , рассматривалась как определенная угроза государственной структуре. Поэтому власти принимали меры по защите строя и его идеологии. По мере распространения христианства и роста оппозиционных настроений религиозная нетерпимость в отношении христиан принимала все большие масштабы. Христианство учило, что все дурное в жизни -есть ...
... Римская империя, жестокая гонительница христиан, объединяла множество народов в одно сообщество, что значительно облегчало проповедь Евангелие в пределах греко-римского мира. Средиземноморье также благоприятствовало распространению христианства. Уже во 2 в. оно было принесено в Галлию учениками Поликарпа Смирнского. Учение Христово распространялось сначала на востоке, среди евреев и греков, в ...
... так и с самыми развитыми пластами души. Именно на этом пути теперь Юнг видит спасение для европейца и его цивилизации. Тем самым мы подходим к третьему этапу эволюции взглядов Юнга на христианство. Этот этап (1939—1961), названный известным американским исследователем П. Хомансом «герменевтикой утверждения»82 (в противовес прежней «герменевтики отрицания»), лучше всего характеризуется следующей ...
0 комментариев