2.1.3. ОСОБО КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ СОСТАВ КРАЖИ

Признаки особо квалифицированной кражи - совершение ее организованной группой, лицом, два и более раза судимым за хищение либо вымогательство (при условии, что две судимости не погашены и не сняты), либо крупный размер кражи.

Определение признака совершения кражи организованной группой дано в Общей части УК (ст. 35 УК). Применительно к краже устойчивость и организованный харак­тер преступной группы означает, что ее участники объединили свои усилия для совершения нескольких краж чужого имущества либо одной, но крупной, сложной по исполнению и поэтому требующей организованной и, как правило, длительной подго­товки.

При совершении кражи организованной группой действия всех ее участников квалифицируются одинаково — по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК. Однако ответственность наступает дифференцированно — для организатора преступной группы и для остальных ее участников. Лицо, создавшее организованную группу либо руко­водившее ею, подлежит уголовной ответственности за все совер­шенные организованной группой преступления, если они охва­тывались его умыслом. Другие участники организованной группы несут уголовную ответственность только за те кражи, в подготовке или совершении которых они участвовали.

Крупный размер кражи определяется стоимостью похищенного имущества. По действующему законодательству размер хищения считается крупным, если стоимость похищенно­го имущества в пятьсот раз превышает минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Фе­дерации на момент совершения преступления. «При определении стоимости имущества, ставшего объектом преступления, следует исходить в зависимости от обстоятельств приобретения его соб­ственником из государственных розничных, рыночных или ко­миссионных цен на момент совершения преступления. При от­сутствии цены стоимость имущества определяется на основании заключения экспертов»[6].

Следует обратить внимание на то, что порядок определения размера материального ущерба, причиненного кражей и подлежа­щего возмещению, не совпадает с порядком определения размера кражи. Для исчисления размера причиненного ущерба «необхо­димо учитывать стоимость имущества на день принятия решения о возмещении вреда с ее последующей индексацией на момент исполнения приговора»[7].

Совершение кражи лицом, ранее два или более раза судимым за хищение либо вымогательство (п. «в» ч. 2 ст. 158 УК), означает следующее. Во-первых, лицо имеет как минимум две непогашен­ные и не снятые судимости к моменту совершения последней кражи. Во-вторых, оно имеет судимости не только за хищение либо вымогательство имущества, то есть по ст.ст. 158—164 УК, но также за бандитизм, либо за хищение или вымогательство радиоактивных материалов, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств, а также наркотических средств или психотропных веществ, то есть по ст.ст. 209, 221, 226 и 229 УК (примечание 4 к ст. 158 УК).


2.2. МОШЕННИЧЕСТВО Мошенничество определяется как хищение чужого имущества либо права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием. Эта форма хищения, получила весьма широкое распространение в условиях рыночной экономики и свободы предпринимательской деятельности. Простейший приём мошенников – подмена денежных пачек (так называемая «кукла»). Предметом подмены могут быть и различные товары. В объявлениях предлагается за определённую услугу выслать небольшую денежную сумму. Более сложные мошеннические операции связаны с ценными бумагами, а также с недвижимостью (например, сдача квартиры по неуполномоченным лицом по подложным документам, иногда нескольким лицам одновременно). Сложнейшие мошеннические операции связаны с созданием фирм-однодневок с целью привлечения кредитов, авансов, денежных средств населения и других средств с последующим исчезновением учредителей с привлеченными средствами, но за такие действия ответственность наступает по статьям о преступлениях в сфере экономической деятельности. Одним из способов мошенничества является незаконное получение выплат (пенсий, пособий и т.п.) на основании подложных документов.

Предметом мошенничества может быть либо чужое имущест­во, как и при других формах хищения, либо право на чужое имущество, что отражает специфику данной формы хищения, однако и порождает некоторые противоречия. По мнению С.М. Кочои, следует отказаться от понятия «право на имущество», поскольку оно охватывается понятием «имущество» (ст. Гражданского кодекса РФ), а «само право на имущество нельзя признать предметом преступления»[8] (с. 176). Право является объектом преступления, предметом является имущество. Кроме того, в соответствии с гражданским законодательством мошенническая сделка не влечёт перехода прав. При мошенничестве имеет место не приобретение прав на имущество, а лишь приобретение самого имущества и придание правомерного вида его владению, пользованию, распоряжению.

С объективной стороны мошенничество заключается в хище­нии чужого имущества или приобретении права на чужое имуще­ство одним из двух указанных в законе способов: путем обмана или путем злоупотребления доверием. Обман как способ хищения чужого имущества может иметь две разновидности. Активный обман состоит в преднамеренном введении в заблуждение собственника или иного законного вла­дельца имущества посредством сообщения ложных сведений, представления подложных документов и иных действий, создаю­щих у названного лица ошибочное представление об основаниях перехода имущества во владение виновного и порождающих у него иллюзию законности передачи имущества. Пассивный обман заключается в умолчании о юридически значимых факти­ческих обстоятельствах, сообщить которые виновный был обязан, в результате чего лицо, передающее имущество, заблуждается относительно наличия законных оснований для передачи винов­ному имущества или права на него. Обман как способ мошеннического завладения имуществом является необходимой фактической предпосылкой, причиной не­правомерного перехода имущества из владения или ведения соб­ственника или иного управомоченного лица в незаконное владе­ние виновного. Поэтому мошеннический обман касается только тех фактических обстоятельств, которые порождают у собствен­ника или законного владельца имущества иллюзию о наличии законных оснований для передачи имущества виновному. Иной обман, который служит средством не непосредственного завладе­ния имуществом, а, например, облегчения доступа к нему, не является основанием для квалификации деяния как мошенниче­ства. Так, лицо, выдающее себя за работника домоуправления, якобы прибывшего в квартиру для устранения каких-либо неис­правностей, и незаметно от хозяина квартиры похищающее цен­ную вещь, совершает не мошенничество, а кражу.

Форма мошеннического обмана может быть разнообразной, искажение истины может быть словесным, письменным, возможен «обман действием», обман с использованием поддельных документов и иные формы обмана. Содержание обмана представляет собой обстоятельства, о которых виновный вводит в заблуждение потерпевшего либо умалчивает. Распространены случаи получения денег и иного имущества под ложные обещания, причём для квалификации таких действий как мошенничества не имеет значения правомерность или неправомерность обещанных действий, имеет значение лишь то, что виновный не намеревался выполнять обещание, но преследовал корыстную цель. Так, за мошенничество несёт ответственность лицо, взявшее на себя функции посредника в передаче взятки и присвоившее полученные средства. Иногда в роли способа мошенничества выступает злоупотребление доверием, например, когда виновный использует бланковую подпись, доверенность в целях неправомерного завладения имуществом.

Второй способ мошеннического хищения имущества — зло­употребление доверием. Он заключается в том, что виновный в целях незаконного завладения чужим имуществом или незакон­ного получения права на него использует особые доверительные отношения, сложившиеся между ним и лицом, которое является собственником либо иным законным владельцем этого имущест­ва. Конкретными проявлениями такого способа мошенничества являются, например, преднамеренное невыполнение принятых виновным на себя обязательств (невозвращение взятого напрокат имущества; невыполнение работы в счет взятого аванса; невоз­вращение долга и т.п.).

При злоупотреблении доверием, как и при обмане, склады­вается ситуация, когда собственник или законный владелец иму­щества, будучи введенным в заблуждение, сам передает иму­щество мошеннику, полагая, что для этого имеются законные основания. Этот акт внешне добровольной передачи имущества означает не просто фактический переход имущества в руки виновного, но и получение им определенных возможностей по использованию имущества или распоряжению им. Поэтому не является мошенничеством хищение чужого имущества, которое не было передано виновному, а было доверено ему, например, для временного присмотра. Так, совершают не мошенничество, а кражу вокзальные воры, которые, войдя в доверие к ожида­ющим пассажирам, «соглашаются» присмотреть за их вещами, а во время их отлучки по личным неотложным делам похищают вещи, воспользовавшись отсутствием их владельцев. Кражей, а не мошенничеством являются также случаи похищения пред­метов одежды, взятых в магазине для примерки, поскольку они выдаются виновному не в пользование или в собственность, а для примерки.

В последние годы широкое распространение получили различ­ные проявления мошенничества, не связанного с непосредствен­ным завладением чужим имуществом, а состоящего в обманном приобретении права на него. Так, мошенники заключают с пре­старелыми одинокими людьми фиктивные договоры о пожизнен­ном содержании и последующем переходе в их собственность жилья, принадлежащего этим старикам. Нередко предметом мо­шенничества выступает право пользования нежилыми помеще­ниями, земельными участками и т.п.

Состав мошенничества — материальный. Обязательным признаком его объективной стороны является общественно опасное последствие в виде причинения собственнику имущественного ущерба.

Данное преступление считается оконченным с момента фак­тического незаконного перехода имущества во владение винов­ного и получения им возможности использовать его или рас­поряжаться им по своему усмотрению, а также с момента незаконного перехода к виновному права на имущество потер­певшего.

Субъективная сторона мошенничества характеризуется пря­мым умыслом. Виновный сознает, что завладевает чужим имуще­ством или приобретает право на него путем обмана или злоупот­ребления доверием, предвидит, что собственнику будет причинен имущественный ущерб, и желает его причинить. При этом он руководствуется корыстным мотивом и преследует цель незакон­ного извлечения наживы за счет чужого имущества.

Субъектом мошенничества, в отличие от большинства других преступлений, является лицо не моложе шестнадцати лет.

Квалифицированный состав мошенничества предполагает его совершение: а) группой лиц по предварительному сговору, б) неоднократно, в) лицом с использованием своего служебного положения, г) с причинением значительного ущерба гражданину (ч. 2 ст. 159 УК). Содержание признаков, предусмотренных пунктами «а», «б» и «г» ч. 2 ст. 159 УК, идентично содержанию одноименных призна­ков квалифицированной кражи. Использование мошенником своего служебного положения (п. «в» ч. 2 ст. 159 УК) означает, что государственный служащий, должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, вопреки интересам своей службы, использует вытекающие из его служебных полномочий возможности для незаконного завладения чужим имуществом или для незаконного приобретения права на него. Однако действия должностного лица, если они выразились в получении незаконного вознаграждения за совершение по службе определенных действий в инте­ресах дающего» должны квалифицироваться как получение взятки (ст. 290 УК), независимо от ответственности за мошенничество, а аналогичные действия лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, — по ч. 3 или ч. 4 ст. 204 УК. Особо квалифицированный состав мошенничества (ч. 3 ст. 159 УК) характеризуется теми же тремя признаками, что и кража - совершение организованной группой, лицом, два и более раза судимым за хищение либо вымогательство (при условии, что две судимости не погашены и не сняты), либо крупный размер кражи.

Информация о работе «Хищения в российском уголовном праве»
Раздел: Уголовное право и процесс
Количество знаков с пробелами: 72274
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
185709
7
0

... профилактический учет, помощь и паспортизация предприятий, учреждений и организаций, криминологическая экспертиза, профилактическое предписание. Заключение В процессе изучения темы - "Ответственность за разбой по российскому уголовному праву" исследованы теоретические и практические аспекты данной проблемы в современном ракурсе. Разбой на протяжении всего периода развития общества являлся ...

Скачать
609967
0
0

... преступлений. Так, во Франции длящиеся преступления определяются как «растянутые во времени и совершающиеся путем постоянного повторения виновным первоначального умышленного акта». По российскому уголовному праву к числу единичных преступлений относятся и продолжаемые, т.е. такие, которые складываются из ряда одинаковых или тождественных преступных действий, имеют общую цель, охватываются ...

Скачать
91706
0
0

... дела в процессе судопроизводства; тем, что на практике существуют трудности определения причиной связи между действием (бездействием) и общественно-опасными последствиями. Проблеме исследования, а именно общественно-опасным последствиям и причинной связи в Российском уголовном праве, посвящены труды Ю. В. Николаева, А. В. Наумова, В. В. Диаконова, Д. Г. Зарян, Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Резник, Р.Л. ...

Скачать
136676
0
0

... , не ссылаясь напрямую на источники, что было вызвано политическими причинами, исследовали и учли опыт законодательной регламентации соучастия в российском уголовном праве и ряде современных государств. Наблюдается тенденция более полной формализации признаков соучастия. А это, несомненно, способствовало стабилизации судебной практики. Документ оказал заметное влияние на развитие норм института ...

0 комментариев


Наверх