5. Развитие взаимоотношений между
Российской Федерацией и Республикой Башкортостан
в области охраны окружающей среды
Взаимоотношения между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан в области охраны окружающей природной среды в настоящее время строятся на основе следующих нормативных актов:
· Конституция Российской Федерации (часть 3 статьи 11);
· Договор от 31 марта 1992 года о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации (пункт «г» статьи II);
· Приложение к Федеративному договору от Республики Башкортостан от 31 марта 1992 года (абзац 3 пункта 1).
· Договор между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республикой Башкортостан» (пункт 5 статьи 3 и пункт 10 статьи 4);
· Соглашение от 25 мая 1994 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий в области охраны окружающей среды и использовании природных ресурсов;
· Соглашение от 6 ноября 1995 года о разграничении полномочий между Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской федерации и Правительством Республики Башкортостан по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
· Письмо от 05.05.1999 г. № 01-12/22-138 председателя Госкомэкологии РФ В.И. Данилова-Данильяна о пролонгации Соглашения между Правительствами РФ и РБ от 25.05.1994 г.;
· Письмо от 01.03.2000 г. № 01-14/11-140 председателя Госкомэкологии РФ В.И. Данилова-Данильяна о пролонгации Соглашения между Правительствами РФ и РБ от 25.05.1994 г.
Согласно ч.3 ст.11 Конституции РФ, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации осуществляется на основе Конституции, Федеративного и иного договора о разграничении предметов ведения и полномочий.
В соответствии с п. «г» ст.II Договора от 31 марта 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации относятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории.
Согласно пункта 5 статьи 3 Договора между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республикой Башкортостан» (в настоящее время данный Договор является I частью Конституции Республики Башкортостан) в ведении Республики Башкортостан находятся:
· решение вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами Республики, являющимися достоянием (собственностью) ее многонационального народа, в соответствии с законодательством Республики Башкортостан и соглашениями с федеральными органами власти Российской Федерации.
В соответствии с п.10 ст.4 указанного Договора в совместном ведении Российской Федерации и Республики Башкортостан находятся:
· оценка в соответствии с государственными и международными стандартами состояния качества природной среды;
· охрана окружающей среды, осуществление мер по ее восстановлению;
· обеспечение экологической безопасности.
25 мая 1994 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан было заключено Соглашение о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий в области охраны окружающей среды и использовании природных ресурсов. Данное соглашение состоит из 7 статей, его положения не содержат никаких новшеств, по сравнению с ранее законодательно закрепленными нормами в рассматриваемой области.
В настоящее время ряд субъектов Российской Федерации подписали (и продолжают подписывать) с федеральным центром Соглашения о прекращении действия соглашений между Правительством России и Правительством (Администрацией) субъекта Федерации о разграничении предметов ведения и разграничении полномочий в определенной области. Данная работа ведется в рамках приведения к единому правовому полю[14].
Считаю нецелесообразным подписание в настоящий момент Соглашения о прекращении действия «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и разграничении полномочий в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов от 25 мая 1994 года», которое было пролонгировано в 1999 году и действует по настоящее время.
В настоящее время в связи с изменившейся обстановкой в политической, экономической сферах жизни общества и государства, значительным развитием законодательства (и экологического в частности) между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан ведётся работа по развитию договорных отношений, в том числе и в области охраны окружающей природной среды.
12 января сего года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Данный Федеральный закон, определяющий правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, стал новым шагом в развитии экологического права России.
Статьи 5-10 главы II закона («Основы управления в области охраны окружающей среды») регламентируют вопросы государственного управления, полномочия Российской Федерации и её субъектов в области охраны окружающей среды.
В соответствии с положениями ст.6, п.2 ст.8 и ст.9 указанного закона, существенно расширились полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и специально уполномоченных органов субъектов РФ в области охраны окружающей среды[15].
В частности, в соответствии с п.2 ст.8 закона, субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определять органы государственной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды на территории субъекта, что не было предусмотрено ранее действовавшим Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды».
Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти РФ и субъектов осуществляется, помимо Конституции РФ и федеральных законов, также и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов (п.1 ст.9 ФЗ).
Также, существенным нововведением является закрепление в п.2 ст.9 закона права передавать осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, на основе Соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, в том числе в области государственной экологической экспертизы объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации.
Указанные нормы Федерального закона «Об охране окружающей среды» позволят более детально разграничить полномочия в области охраны окружающей среды между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан и эффективнее осуществлять государственное управление и контроль в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в Республике Башкортостан.
Принятый Федеральный закон «Об охране окружающей среды» стал новым шагом в развитии природоохранной деятельности, приближающим нас к современному, то есть соответствующему законодательству передовых государств, механизму правовой охраны окружающей среды. Хотя, конечно, для реализации на практике заложенных в данном Федеральном законе норм потребуется принятие как на федеральном уровне, так и на уровне Республики Башкортостан, ряда подзаконных актов, устанавливающих механизмы реализации норм закона и приведение в соответствие с требованиями данного закона как федерального природоохранительного законодательства, так и законодательства Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды и природопользования[16].
7. Использованная литература
1) Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для ВУЗов. - М.: Юристъ, 2000;
2) Комментарий к Конституции Российской Федерации / под. ред. Л.А. Окунькова, - М.: БЕК, 1998;
3) Комментарий к Закону РСФСР «Об охране окружающей природной среды» // рук. авторского коллектива – д.ю.н., профессор С.А. Боголюбов.- М.: НОРМА, 2000.
[1] Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для ВУЗов. - М.: Юристъ, 2000, с.103.
[2] Е. Новикова, Частно-правовые институты и нормы в системе экологического законодательства // «Российская юстиция», №5, 1999;
[3] П. Павлов, ограничение прав на природные ресурсы // «Российская юстиция», №8, 1999;
[4] А. Михайлов, Доступ к информации государственных органов // «Законность», №2, 2001;
[5] О. Аваков, Правовое обеспечение экологических прав граждан // «Законность», №2, 2001;
[6] М. Гасанов, экологические аспекты налогового законодательства // «ЭкосИнформ», №5, 2000;
[7] Н. Козырин, Природоохранные вопросы в предпринимательской деятельности // «Хозяйство и право», №6, 1997;
[8] А. Бажайкин, Экологическое страхование: теория и практика // «Законодательство», №8, 2000;
[9] А. Егорова, Экологическая культура – ключ к экологической безопасности // «ЭкосИнформ», №5, 2000;
[10] Е. Виноградова, Юридические лица должны нести ответственность за экологические преступления // «Российская юстиция», №8, 2001;
[11] С. Анисимова, Вопросы возмещения «прошлого» экологического вреда в арбитражно-судебной практике // Вестник ВАС РФ, №6, 2000;
[12] В. Казанцев, Право граждан на информацию об окружающей среде // «Законность», №1, 2000;
[13] А. Меркушов, О практике применения судами законодательства, предусматривающего ответственность за нарушение норм экологического законодательства // «Бюллетень Верховного суда РФ», №5, 1997;
[14] С. Cомов, Единство правового пространства // «Законность», №2, 2001;
[15] Н. Кольчевская, А. Попков, «Мы будем жить теперь по-новому..» // «Табигат», 31 января 2002 года, №2 (49);
[16] Н. Кольчевская, А. Попков, Окружающей среде тоже нужна охрана // «Республика Башкортостан», 6 февраля 2002 года, №25 (25005).
0 комментариев