Современный аудит - это особая организационная форма контроля. Он неплохо зарекомендовал себя в условиях развитой рыночной экономики, даже экономики условно-рыночной, переходного типа, которая сложилась сейчас в России. Говоря другими словами, современный аудит - это неотъемлемый элемент инфраструктуры рынка. В этом и состоит его особенность.
В проектах российских стандартов аудиторской деятельности дается следующее определение аудита.
Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета (документов Системы нормативного регулирования бухгалтерского учета), соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения.
Аудитор – это квалифицированный специалист, аттестованный на право аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством.
В странах с развитой рыночной экономикой, где аудит существует уже давно, этот термин практикуется весьма многообразно.
Под аудитом иногда понимается процесс снижения до приемлемого уровня информационного риска (т.е. вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные или неточные сведения) для пользователей финансовых отчетов.
В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливаются точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия, соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям и критериям, соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства.
Особое значение имеет тот факт, что проверку достоверности отчетности предприятия, соблюдение действующего законодательства и составление аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор.
Существует несколько определенных правил, касающихся деятельности независимых аудиторов:
свободный выбор аудитора (аудиторской фирмы) хозяйствующим субъектом;
договорные отношения между аудитором (аудиторской фирмы) и клиентом, позволяющие аудитору самому выбирать своего клиента и быть независимым от указаний каких-либо государственных органов;
возможность отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков;
невозможность аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности;
запрещение аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и других услуг, разрешенным законодательством.
Цель аудита – выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности, оказание услуг, помощь, сотрудничество с клиентом. Цель ревизии – выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных.
Характер аудита – предпринимательская деятельность. Характер ревизии – исполнительская деятельность, выполнение распоряжений.
Основа взаимоотношений аудита – добровольность, осуществление на основе договоров. Основа взаимоотношений при ревизии – принудительность, осуществление по распоряжению вышестоящих или государственных органов.
Управленческие связи аудита – горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним.
Принцип оплаты услуг аудита – оплату производит клиент, ревизии – оплату производит вышестоящее звено или государственный орган.
Практические задачи аудита – улучшение финансового положение клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиентов. Задача ревизии – сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.
Результаты аудита – аудиторское заключение – документ, имеющий юридическое значение для всех юридических физических лиц, органов государственной власти и управления, органов самоуправления и судебных органов. Итоговая часть аудиторского заключения, содержащая запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть опубликована. Результаты ревизии - акт ревизии – внутренний документ, в котором отмечаются все выявленные, даже незначительные, недостатки. Акт должен быть передан вышестоящему и другим органам.
2. Правовое регулирования аудиторской деятельности в России.
Нельзя сказать, что Временные правила или Проект закона уже решили все проблемы, связанные с аудиторской деятельностью. Очевидно, первые документы и не могли предусмотреть всех законодательных тонкостей и проблем аудита в стране, едва ставшей на путь создания гражданского общества и правовой экономики. Напомним еще раз о практике законотворчества в области аудита Америки и Европы: свои нормативные акты по аудиту в его современных формах они совершенствуют и обновляют уже полтора столетия.
Необходимо особо отметить, что аудит в бывшем СССР и России, отзываясь на растущий спрос и находя все более широкое практическое применение, настоятельно требовал правового регулирования еще с рубежа 80-90-х гг. И он нашел его в ряде законодательных и нормативных актов. Многие из них действуют и сегодня как не противоречащие законодательству России.
Так, законодательное закрепление аудита (обязательные ежегодные проверки деятельности различных экономических субъектов аудиторскими организациями) еще в те годы содержалось и сохранилось до наших дней, повторенное и закрепленное в других, обновленных законодательных актах:
а) по банковскому аудиту - в ст.43 и 45 Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 02.12.90 г с изменениями, внесенными Законом РСФСР от 13.12.91 г. и др.;
б) по балансу, операциям и по счетам Центрального банка России - в ст. 8 Закона РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» от 02.12.90 г;
в) по бухгалтерской отчетности предприятий с иностранными инвестициями и иностранных юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в соответствии с Законом Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.91г. с последующими изменениями и дополнениями;
г) правило об обязательном аудите было распространено на инвестиционные фонды, а также на страховые организации и компании (в ст.29 Закона Российской Федерации от 27.12.92 г «О страховании» и др.). ' *
Возможность (хотя и не обязательность) проведения аудиторских проверок других экономических субъектов также содержалась в те годы в ряде нормативных актов. К середине 90-х гг они дополнились положениями о подтверждении достоверности бухгалтерской отчетности различных экономических субъектов, неоднократно упомянутых в первой и второй частях Гражданского кодекса Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об акционерных обществах», в ряде постановлений Правительства Российской Федерации, в частности от 07.12.95 п № 1355 с последующими дополнениями (подробное рассмотрение которых еще впереди).
Были утверждены основные критерии деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Далее, правило об обязательном подтверждении публикуемой отчетности независимой аудиторской организацией закреплено в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и т.д.
Однако не будем забегать вперед и перечислим примеры установления возможности проведения аудиторских проверок до середины 90-х гг:
а) в ст. 155 Положения об акционерных обществах, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 25.12.90 г., предусмотрена возможность проведения аудиторских проверок акционерных обществ с целью подтверждения годовой финансовой отчетности;
б) Положение об аудите содержалось в законодательстве о ценных бумагах и др.
Аудиторская деятельность в Российской Федерации не подменяет и не заменяет государственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и организаций, который осуществляют соответствующие специально уполномоченные государственные органы. Среди них: а) Министерство финансов России со Счетной палатой; б) Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов России;
в) органы валютного контроля (включая Федеральную службу по валютному и экспортному контролю);
г) органы таможенного контроля (включая государственный таможенный комитет);
д) Государственная налоговая служба Российской Федерации, Департамент налоговой полиции и др.
Аудиторская палата России, состоящая из теоретиков и практиков аудита, представителей аудиторских фирм и аудиторских объединений, могла бы взять на себя руководство аудиторской деятельностью в стране. Это может быть осуществлено либо взамен ныне существующей Комиссии, либо Аудиторская палата России могла бы работать совместно с этой Комиссией, как предусмотрено в Проекте закона.
Цели, основные направления деятельности, права и обязанности Аудиторской палаты России следовало бы отрегулировать в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности», причем более выверенно, нежели это сделано сейчас в Проекте закона.
Например, если с течением времени возникнет такая потребность, то в составе руководящего органа может быть создан Дисциплинарный комитет, в обязанности которого вошло бы рассмотрение претензий в отношении имеющих лицензию аудиторов при поступлении заявлений о нарушении ими положений Временных правил. Дисциплинарный комитет как руководящий орган мог бы выполнять и определенные процедуры по наложению штрафов и прочих взысканий, по приостановке действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности либо на ее отзыв. Однако и такой орган, по нашему мнению, как правило, не должен рассматривать разногласия между аудитором и экономическим субъектом по коммерческим вопросам.
По Временным правилам в Российской Федерации уже действительно установлены крупные штрафные санкции для аудиторов (подробный анализ которых несколько ниже, в последующих главах книги), вплоть до полного возмещения убытков, понесенных государством и проверяемым субъектом, при неквалифицированном выполнении аудита. Но критерии квалификации аудита пока не установлены.
Однако следует решительно возражать против попыток переложить на аудиторов ответственность за контроль над точным исчислением и поступлением в бюджет налогов от предприятий. Между тем в печати уже высказывались предложения, в соответствии с которыми надо освободить налоговую инспекцию от контроля за налогообложением юридических лиц, передав эти функции аудиторам, а самих аудиторов подвергать крупным штрафам в тех случаях, если налоговая инспекция и налоговая полиция предъявляют санкции к различным проверенным экономическим субъектам.
Независимая проверка аудиторами бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной и иной документации - это действительно их прямая задача, и она должна ими выполняться, в особенности по обязательному аудиту. А вот проверка налоговой отчетности и налоговых деклараций, а также других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, по мнению многих аудиторов, должна осуществляться преимущественно на основе иных специально заключаемых договоров. Попытки переложить на аудиторов обязанности по контролю и даже материальную ответственность за поступление налогов в бюджет без предоставления соответствующих прав вступают в противоречие со всей мировой практикой. Это противоречит
принципу независимости аудиторов и вообще может ликвидировать рынок аудиторских услуг в стране, что, безусловно, только дестабилизирует нынешнюю и без того сложную экономическую ситуацию.
Оказание аудиторских услуг должно базироваться на здоровой конкуренции между аудиторами и предприятиями как их клиентами. Она должна осуществляться главным образом на горизонтальных добровольных связях и отношениях. А налоговая инспекция должна следить за доходами и юридических, и физических лиц, обеспечивая полное и своевременное поступление платежей в бюджет по вертикали. Осуществление же упомянутых предложений о передаче контроля за налогообложением юридических лиц аудиторам в корне неверно. При подобной практике аудиторы превратились бы во внештатных сотрудников налоговых инспекций, к тому же не получающих из бюджета заработной платы за свою работу.
Гражданский кодекс Российской Федерации, а также законы «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О Государственной налоговой службе РСФСР» возлагают обязанности по контролю за поступлением налогов в бюджет именно на налоговую службу. А аудиторы и их услуги упомянуты в Гражданском кодексе Российской Федерации (части первая и вторая) совсем в другом контексте:
ст.39 (возмездное оказание услуг);
ст. 91 (управление в обществе с ограниченной ответственностью);
ст. 103 (управление в акционерном обществе);
ст.561 (удостоверение состава продаваемого предприятия). Таким образом, разрабатываемый Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» не должен противоречить указанному уже действующему законодательству. При подготовке законов, в той или иной мере касающихся аудиторской деятельности и бухгалтерского учета, специалисты предлагают использовать, например, опыт подготовки Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». В преамбуле этого закона раскрыты основные понятия, используемые именно в его целях. Подобный подход к определению понятий, имеющих существенное значение для толкования Федерального закона «Об аудиторской деятельности», на наш взгляд, крайне важен. Это позволит снизить риск искажений понятий аудиторской деятельности в подзаконных актах различных государственных органов. Кроме того, законодательное закрепление основных понятий в аудите дало бы существенный толчок к развитию легитимных определений, которые пока отсутствуют, а переводная западная литература, к сожалению, еще не выработала устоявшейся терминологии российского аудита. Это будет способствовать и соответствующим научным исследованиям в столь важной для рыночной экономике области деятельности.
В соответствии с Проектом закона (как и сейчас по Временным правилам) вновь создаваемые аудиторские фирмы России начинают (а существующие продолжают?) свою работу после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в Государственный реестр аудиторов (ст.4). Ведение реестра сейчас организует Комиссия (ч. IV, п. 8 Временных правил), а по Проекту закона - Аудиторская палата России (ст. 10), которую Проект закона наделяет широкими полномочиями. И в связи с этим по-прежнему остается актуальным ряд вопросов, причем многие из них уже хорошо знакомы, поскольку те же огрехи были и во Временных правилах (п.9, II, 18 и др.).
Не понятно, например, как такое требование государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности согласуется с п. 1, ст. 34 Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (там тоже требуется включение всех предприятий в Государственный реестр). Есть ли необходимость вести два государственных реестра? Но допустим, есть, второй - специализированный, только для аудиторов (в отличие, скажем, от юристов или художников, артистов или сапожников).
Далее, из содержания такой нормы прямо не вытекает, что в аудиторской фирме уже при ее государственной регистрации, а не позже обязательно должен быть аттестованный аудитор. Строго говоря, к такому выводу можно прийти из анализа некоторых других статей Проекта закона (а Правительство Российской Федерации еще ввело и имущественный ценз для таких специалистов в 51 % от уставного капитала фирмы), но к чему такая двусмыслица для отечественных аудиторов? (Кто от этого получает удовольствие, мы покажем ниже, в этой же главе.) Напомним, что в соответствии со ст. 36 Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности" необходимо еще и разрешение администрации района (города) на занятие хозяйственной деятельностью.
Основной же предпосылкой качественного повышения уровня аудиторской деятельности является коренное изменение системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. Учитывая важность данного вопроса для дальнейшего развития аудиторской деятельности и в целом инвестиционного процесса, нам представляется необходимым укрепить связь аудита с принятой системой учета, причем сделать это именно на законодательном уровне, а не на уровне, скажем, стандартов. Причем времени на решение проблем аудита практически не осталось. Дело в том, что Временные правила, а теперь и Проект закона породили больше вопросов, чем ответов, и с вводом их в действие, как уже было подчеркнуто и что будет исследовано ниже, риск аудиторской деятельности для отечественных фирм существенно повысился.
... законодательства, в частности, направленные на регулирование безналичных расчетов. Данная сфера нормотворчества отнесена к исключительному ведению Российской Федерации ст.71 Конституции Российской Федерации 1.3 Программа аудита операций по счетам в банках расчетный валютный счет аудит Цели проведения аудита по операциям на расчетном счете[1]: –правильность оформления расчетных документов ...
... отчетности в РФ; б) соответствия бухгалтерской экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта. Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов и т.д. В ходе аудиторской проверки ...
... чтобы найти и оценить доказательства, подтверждающие мнение аудитора о соответствии фактов установленным критериям. «Типы полученных доказательств и критерии, используемые при их оценке, могут меняться, но во всех случаях основой процесса аудита является их получение и оценка» («Положение об основных концепциях аудита», с.2). Например, при финансовом аудите доказательствами, показывающими степень ...
... за нарушения, не относящиеся к выполнению условий по хозяйственным договорам, не составляются, а уплаченные суммы штрафов, наложенные на предприятие или на должностных лиц организации, относятся на финансовые результаты; - отсутствуют корректировки налогооблагаемой прибыли на суммы доходов и расходов прошлых лет, выявленных в отчетном периоде; - не начисляются дивиденды собственнику, полученная ...
0 комментариев