2.4. Подназначенные наследники.

 

В соответствии с частью второй статьи 1121 ГК РФ , завещатель может указать в завещании другого наследника (подназначить наследника) на случай, если назначенный им в завещании наследник или наследник завещателя по закону по соответствующим причинам не примет наследства.

Таким образом, если ранее при действии ГК РСФСР 1964 года в отечественной цивилистической литературе существовало мнение о том, что применение правила о подназначении наследника имеет место лишь в трех случаях :

а) если основной наследник умрет ранее открытия наследства;

б) если он не примет наследства;

в) если основной наследник будет лишен права наследования в порядке статьи 531 ГК РСФСР как недостойный.

То с принятием нового закона о наследовании, к уже существующим трем основаниям можно добавить то, что наследодатель вправе назначить наследника в случае, если наследник умрет одновременно с завещателем, либо после открытия наследства, не успев его принять, либо откажется принять наследство.

Кроме этого ГК РФ существенно расширил сферу принятия подназначения наследника, добавив к наследникам по завещанию – наследников по закону.

Завещатель имеет право назначит наследником, отказополучателем (выгодоприобретателя) или лишить наследства любое лицо, за изъятиями, установленными законом, и с учетом правил статьи 1149 ГК РФ обязательной доли необходимых наследников.

Некоторыми учеными юристами такими как П.С. Никитюк, Э.Б. Эйдинова в своих трудах была высказана точка зрения, согласно которой подназначение наследника должно устранять переход права на принятие наследства в порядке

отказа от наследства в пользу другого лица.1

По мнению же М.Ю. Барщевского, суть завещания состоит в том, что после смерти завещателя, право на определенное имущество переходит к указанному завещателем лицу .2 Известно, что завещатель не может ограничить право наследника по распоряжению наследственным имуществом. А именно к такому ограничению и сводится приведенная выше точка зрения. Тот факт, что ограничения устанавливаются нормативным актом, а не волеизъявлением завещателя, служит дополнительным аргументом против позиции П.С. Никитюка. В этом случае я согласен с позицией М.Ю. Барщевского, а именно в том что завещатель должен иметь право как можно шире воплотить в завещание свою волю по отношению к наследственному имуществу.

Что же касаясь отказа от наследства, то в этом случае, наследник отказываясь от наследства в пользу определенного лица – реализует возникшее у него в силу завещания субъективное право на данное имущество. Другое дело, когда отказ от наследства носит безусловный характер, т.е. наследник попросту отказывается от прав, представляемых ему завещателем. Вместе с тем отказ от наследства в пользу иного конкретного лица, а не подназначенного наследника не оправдан с моральной точки зрения (ибо нарушает волю завещателя), но правовое вмешательство в данном случае недопустимо.

_____________________

1 Никитюк П.С. Наследственное право и наследственные процесс.-М.: 1973.-с.67.

2 Барщевский М.Ю. Наследственное право.- М.: 1996.-с80.

ГЛАВА 3

Исполнители завещания.

3.1. Исполнение завещания.

Распоряжения на случай смерти касающиеся наследственного имущества воплощенные в завещании наследодателем можно реализовать посредством назначения исполнителя завещания.

Исполнителем самих распоряжений сделанных завещателем на случай смерти согласно части 1 статьи 1134 ГК РФ может быть поручено указанному в завещании гражданину – исполнителю завещания независимо от того является ли этот гражданин наследником. В дореволюционном законодательстве такие исполнители завещания назывались душеприказчиками. При этом важно подчеркнуть, что исполнителем завещания, в принципе, не может быть наследник по закону, если только он не упомянут в завещании.

В том случае, когда завещатель специально указывает исполнителя своей последней воли, он должен заручиться согласием этого избранного лица. Только совпадения желания завещателя, изъявленного им в завещательном акте, с согласием исполнителя, выраженном в виде собственноручной подписи на завещании или в завещании поданном нотариусу в течение месяца со дня открытия наследства, позволяет названному в завещании душеприказчику приступить, после открытия наследства, к исполнению последней воли наследодателя.

Исполнение завещания, как правоотношение представляет собой интерес, привлекая внимание своей необычностью. При возникновении этого правоотношения его инициатор (завещатель) уже ни является носителем не прав, ни обязанностей, и, естественно, в рассматриваемом отношении не участвует. В роли должника, действительно оказывается исполнитель завещания, но только в части выполнения всех возложенных на него завещателем и законом обязанностей и никак не в качестве лица, ответственного по долгам и иным обязательствам умершего завещателя. В то же время существование у исполнителя завещания определенных прав (требований) поваляет считать его не только должником, но и причислить к категории кредиторов лиц , чьи обязанности корреспондируют этим правом. Положение наследников по завещанию в рассматриваемом отношении аналогично – они обладают не только правом требовать от душеприказчика выполнения им своих обязанностей, но и обязаны подчиняться его требованиям, основанным на законе и завещании.

Новый федеральный закон о наследовании третья часть ГК РФ , ранее действующий ГК РСФСР 1964 года и, соответственно, отечественная цивилистическая доктрина, давно придерживаются той точки зрения, что наследование является универсальным правопреемством, то есть преемством, в котором правопреемники (наследники) наследуют совокупность имущественных прав и обязанностей умершего. Поэтому исполнитель завещания лишен возможности удовлетворять имущественные требования кредиторов наследодателя, тем самым очищая наследство от долгов и превращая наследственное имущество в совокупность прав. В соответствии с частью третьей статьи 1175 ГК РФ кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к исполнителю завещания или к наследственному имуществу. В том случае если кредиторы предъявили свои требования к исполнителю завещания, то суд приостанавливает дела до принятия наследниками наследства.

 По мнению В. Плехановой, наделение кредиторов умершего данным правом является лишь способом выявления лиц, имевших на момент смерти наследодателя имущественные требования к нему. Ни о каком удовлетворении исполнителем завещания претензий или исковых требований, речь в данном случае не идет.1 Я согласен с вышеуказанным мнением, так как это можно

____________________

1 Плеханова В. Исполнение завещания душеприказчиком. // Закон.-2001 №4.-с.62

подтвердить и анализом некоторых норм Гражданского процессуального кодекса РСФСР. Так, согласно статьи 119 вышеуказанного кодекса, иски кредиторов наследодателя, предъявленные до принятия наследства наследниками, подсудны суду по месту нахождения имущества или основной его части. Суд, принявший исковое заявление от кредитора наследодателя, в силу пункта 1 статьи 214 и пункта 1 статьи 216 ГПК РСФСР обязан приостановить производство по делу до определения правопреемника умершего. Таким образом, отвечать по делам наследодателя могут только наследники, принявшие наследство.

Но в то же время принцип универсального наследственного правопреемства закрепленный в законе о наследовании не лишает исполнителя завещания возможности истребовать имущество от должников наследодателя с целью включения его в наследственную массу.


Информация о работе «Наследование по завещанию»
Раздел: Право
Количество знаков с пробелами: 105455
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
122314
0
0

... наследники (ст. 1117). На требования о признании завещания недействительным распространяется общий трехлетний срок исковой давности (ст. 196 ГК). Глава III Проблемы правового регулирования института наследования по завещанию и перспективы развития. §1 Некоторые новеллы и проблемы правового регулирования института наследования по завещанию. Увеличилось ...

Скачать
132309
0
0

... должна приниматься не только очевидная, но и предполагаемая воля наследодателя, обнаруживаемая в процессе толкования завещания. Все рассмотренные принципы определяют сущностные черты правового регулирования наследственных отношений и находят свое выражение в системе правовых норм о наследовании и, прежде всего, в определении отношений между субъектами наследственного права, речь о которых пойдет ...

0 комментариев


Наверх