2. Приготовление к преступлению
Часть 1 ст. 30 УК РФ определяет приготовление к преступлению как «приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от лица обстоятельствам».
В отличие от обнаружения умысла на совершение преступления, когда лицо еще не выполняет каких-либо общественно опасных действий, приготовление характеризуется определенными конкретными действиями, создающими условия для совершения преступления (например, лицо изготовляет подложные документы для совершения мошенничества).
Средствами или орудиями совершения преступления признаются любые предметы или приспособления, облегчающие совершение задуманного. Так, орудиями могут быть отмычки для открытия замка, фомки для взлома двери, ножи для имущественных насильственных преступлений и т.д. Средствами же совершения преступления являются предметы и приспособления, необходимые для совершения преступления (снотворное для усыпления потерпевшего, владельца дома, которого собираются ограбить; оставление печати учреждения с намерением подделать документы и т.д.).
Под приисканием следует понимать приобретение, независимо от способа, средств или орудий совершения преступления. Это может быть покупка, и обмен, и приобретение во временное пользование, и кража, и др.
Изготовление отличается от приискания тем, что орудия и средства, необходимые для совершения преступления, создаются заново. Например, изготовляется кастет, финский нож, форма и др.
Под приисканием соучастников понимается вербовка людей для совершения преступления, для создания преступной группы. Если лицу по не зависящим от него обстоятельствам не удалось склонить других лиц к совершению преступления, то он отвечает за неудавшееся подстрекательство, квалифицируемое как приготовление к совершению преступления.
(6) Под сговором понимается организация группы лиц для совершения преступления. И если эта группа обезвреживается правоохранительными органами, не успев совершить ни одного преступления, то содеянное надлежит квалифицировать как приготовление к соответствующему преступлению.
Под иным умышленным созданием условий понимается устранение препятствий, изучение места совершения предполагаемого преступления и иная деятельность.
Приготовление к преступлению квалифицируется по статьям Особенной части УК, предусматривающим ответственность за готовящееся преступление, и статье 30 УК РФ. В случаях, если, как уже отмечалось, приготовительные действия образуют самостоятельный состав преступления, требуется их дополнительная квалификация по статье Особенной части, предусматривающей ответственность за это преступление (например, в случае незаконного приобретения оружия для того же разбоя еще и по ст. 222 УК РФ).
3. Покушение на преступление
В соответствии с ч. 3 ст. 30 УК РФ покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам. Судебная практика знает самые разнообразные случаи покушения на преступление. Например, вор с целью кражи проник в квартиру, но был задержан вернувшимися жильцами. Насильник не смог осуществить своего намерения из-за решительного сопротивления потерпевшей. Преступник с целью убийства выстрелил в потерпевшего, но промахнулся либо попал, но не убил, а причинил ему телесное повреждение. Взяткодатель пытался вручить предмет взятки должностному лицу, но тот отказался принять взятку. Все эти случаи и образуют покушение на преступление.
Как и приготовление к преступлению, покушение на преступление характеризуется объективными и субъективными признаками, составляющими в своей совокупности состав этой стадии неоконченного преступления. Эти признаки позволяют отличать покушение на преступление, с одной стороны, от приготовления к преступлению, с другой — от оконченного преступления.
Если приготовление к преступлению создает лишь условия для совершения задуманного преступления, то покушение на преступление создает реальную опасность причинения вреда объекту посягательства. В связи с этим объективная сторона покушения на преступление характеризуется следующими моментами:
1) В отличие от приготовления к преступлению при покушении субъект оказывает непосредственное воздействие на объект совершаемого преступления. Преступник выстрелил, но промахнулся. Это означает, что в момент выстрела (пусть в конечном счете и неточного) жизнь потерпевшего подвергалась непосредственной и реальной опасности.
2) В отличие от приготовления к преступлению при покушении лицо совершает действие (бездействие), непосредственно направленное на совершение преступления. Это означает, что оно начинает или продолжает выполнение объективной стороны задуманного преступления. Вор пытался вскрыть сейф с деньгами, но был задержан. Попытка вскрыть сейф есть выполнение объективной стороны кражи как тайного хищения чужого имущества.
(14) Покушение на преступление с материальными составами отличается от оконченных деяний тем, что здесь не наступают предусмотренные диспозицией статьи УК последствия, на которые был направлен умысел виновного. Покушение на преступление с формальным составом отличается от оконченного деяния не доведением преступных действий до конца.
Объективная сторона покушения характеризуется тремя признаками: а) действие (бездействие) непосредственно направлено на совершение преступления; б) совершение (исполнение) преступления прервано; в) прервано по не зависящим от виновного обстоятельствам.
Субъективная сторона покушения характеризуется только прямым умыслом. На преступления с косвенным умыслом покушаться нельзя по определению (см. комментарий к ст. 25 УК), равно как и на неосторожное преступление. Содержание умысла при покушении на преступления с материальным составом: лицо сознает общественную опасность действия (бездействия), непосредственно направленного на совершение преступления, предвидит возможность или неизбежность преступных последствий и желает их наступления. При покушении на преступление с формальным составом виновный сознает общественно опасный характер совершаемых действий и желает их совершить.
По субъективной стороне следует разграничивать покушение и оконченное преступление. С этим судебная практика сталкивается в тех случаях, когда покушение на совершение одного преступления по признакам объективной стороны полностью соответствует признакам состава оконченного преступления, описанного в другой статье Уголовного кодекса. Так, при покушении на убийство причинен тяжкий вред здоровью потерпевшего, что полностью охватывается диспозицией ст. 111 УКРФ.
В этих случаях необходимо установить направленность умысла виновного; если он был направлен на убийство, а в результате был причинен тяжкий вред здоровью потерпевшего, то квалифицировать содеянное надлежит исходя не их фактически наступивших последствий, а как покушение на убийство, т.е. по ч. 3 ст. 30 и ст. 105 УК РФ.
0 комментариев