Предмет, метод и методология истории политических и правовых учений
План
Введение

1.               Предмет и метод политических и правовых учений как самостоятельной юридической дисциплины

2.               Методологические проблемы истории политических и правовых учений

Заключение

Список литературы

Введение

Всемирная история политических и правовых учений — одна из важных составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован громадный политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследований проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают заметное влия­ние на современные политические и правовые воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней.

В своих попытках понять настоящее и найти пути к лучшему будущему люди всегда обращались, и будут обращаться к прошлому, к исторически апробированным положениям, прин­ципам, ценностям. И это не дань прошлому, не слепая вера в традиции и авторитеты, а необходимый способ человеческой ориентации в историческом времени и пространстве, естествен­ная потребность каждой современности найти себя, свое место и назначение между прошлым и будущим.

В этом отношении непреходящее значение имеет отраженный в учениях прошлого извилистый путь прогресса политической и правовой мысли и культуры человечества, процесс формирова­ния и утверждения, общечеловеческих политико-правовых цен­ностей.

По мере того как остается позади все более значительный пласт культурного прошлого и увеличивается совокупный объ­ем приобретенного человечеством опыта и знаний, возрастают также роль и значимость истории для современности. Это познавательное, просветительское, ценностное, воспитательное, духовно дисциплинирующее и общекультурное значение исто­рии в полной мере относится и к истории политических и правовых учений, которая сегодня актуальна как никогда ранее.

§ 1. Предмет истории политических и правовых учений как самостоятельной юридической дисциплины

Политика, государство, право, законодательство являются, как известно, объектами исследования различных гуманитар­ных наук (юриспруденции, философии, социологии, политологии, этики и т.д.). Причем каждая наука (с учетом своеобразия ее предмета и метода), находящаяся в системе междисципли­нарных связей и взаимовлияний, отличается своим специфичес­ким подходом к этим общим объектам, имеет свой особый предмет. Свою специфику и свой предмет имеют и отдельные научные дисциплины в рамках юридической науки в целом.

В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоя­тельной научной и учебной дисциплиной одновременно истори­ческого и теоретического профилей. Эта ее особенность обуслов­лена тем, что в рамках данной юридической дисциплины иссле­дуется и освещается специфический предмет — история возни­кновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий.

Под соответствующими “учениями”, следовательно, в данной дисциплине имеются в виду по существу различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникаю­щего и развивающегося знания, те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое концен­трированное логико-понятийное выражение исторический про­цесс углубления познания политических и правовых явлений.1

Поэтому вне предмета истории политических и правовых учений в принципе остаются различные фрагментарные, не развитые до уровня самостоятельной и оригинальной теории высказывания и суждения разных мыслителей, общественных и политических деятелей, писателей, поэтов и т.д. о политичес­ких и правовых явлениях, хотя, разумеется, подобные положе­ния могут быть весьма глубокими и интересными.

В общей совокупности политико-правового знания прошлого и современности политические и правовые учения занимают особое место. Как теоретически оформленные комплексы знаний они по своему гносеологическому уровню и характеру отличаются от иных форм отражения политической и правовой действительности, — таких как разного рода представления, чувства, верования, настроения, мнения и т. д

Эти формы обыденного (дотеоретического и нетеоретическо­го) сознания и познания, хотя и не входят непосредственно в предмет истории политических и правовых учений, однако весьма важны для понимания реальной и конкретной ситуации формирования и функционирования соответствующих теорий. Большой интерес они представляют при исследовании идеоло­гических позиций различных борющихся между собой классов, социальных групп и партий, мировоззренческих платформ, программ, требований, задач, целей и установок, соответствую­щих социально-политических (массовых и групповых) движе­ний и направлений в жизни государственно-организованного общества.

Соединение в рамках единой юридической дисциплины поли­тических и правовых учений обусловлено, в конечном счете, той тесной внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений и соответствующих понятий, которая особенно отчет­ливо видна со специфических предметно-методологических по­зиций юридической науки в целом, представляющей собой единый комплекс государствоведения и правоведения. Именно под углом зрения этого единого комплекса и следует понимать сочетание политических и правовых теорий прошлого в предме­те нашей науки.

Этот взгляд с точки зрения юридической науки, юридический подход к истории политической и правовой мысли весьма существен для понимания смысла затронутого вопроса о пред­мете. Так, ясно, что, например, с позиций политологии (или политической науки), если таковая понимается и трактуется как самостоятельная, неюридическая (внеюридическая по своему дисциплинарному статусу) наука, история предшествующей политической мысли будет выглядеть (и изучаться) иначе, чем в нашей науке, а именно — главным образом и по существу в предметных очертаниях самой этой политологии, в плане при­сущих ей представлений о своем предмете и методе, своих научных возможностях, целях и задачах, направлениях и ас­пектах своей связи с политической мыслью прошлого. История такой политологически ориентированной мысли будет опреде­ленной политологической ретроспекцией, за рамками предмета которой останется история правовых учений, — если и не вся целиком, то в своей основной части.1

Это обусловлено уже тем, что юридическая наука и политология изучают различные аспекты политических явлений. Юридическая наука в целом (и это решающим образом сказы­вается на предмете истории политических и правовых учений как юридической дисциплины) исследует политические явле­ния в их необходимой взаимосвязи и взаимодействии с правом, в правовой форме их выражения, их существования в рамках определенного правопорядка.

В новое время различение “политического” и “государствен­ного” осознается и проводится четче и последовательней (как в содержательном, так и в понятийно-терминологическом отно­шении). Причем “политическое” трактуется — в противополож­ность древнегреческим авторам — как более широкое явление и понятие, чем “государственное”.

Поучительно в этой связи сравнение позиций Аристотеля и Макиавелли как зачинателей различных концепций политичес­кой науки, соответственно античности и нового времени. Осво­бождение политики от морали и ставка на силу в концепции Макиавелли опирались на трактовку политики как, прежде всего борьбы за власть и на понимание государства как суверен­ной организации власти, учреждение или овладение которой — главная цель всей политики и политической борьбы.

Идея суверенитета государства (у Макиавелли и последую­щих авторов) включала в себя представление о том, что государ­ство — единственный правомерный и легальный (и, следова­тельно, в принципе действующий на началах и в формах общеобязательного права) носитель публично-политической власти. Взаимосвязь государственно-организованной обществен­ной и политической жизни с правом (с правовой формой опосредования общественных и политических отношений) при таком подходе очевидна.

Также и для последующих мыслителей (вплоть до современ­ности) в целом типично представление о более широком объеме “политического” по сравнению с “государственным”.

Сказанное о предмете, разумеется, не означает, что в прошлых политических теориях ее интересуют лишь узкоспециальные вопросы учения о государстве. Напро­тив, можно сказать, что политические учения прошлого пред­ставлены в предмете данной дисциплины не как история государствоведения, а в виде соответствующих теоретических ис­следований проблем государства как особого политического явления и учреждения в широком контексте других политичес­ких явлений, отношений и институтов, во взаимосвязи и взаи­модействии с ними, т. е. так, как проблематика теории государ­ственности исследовалась представителями различных школ и направлений в реальной истории политических учений.1

Также и правовая мысль прошлого освещается в данной дисциплине не в виде истории юриспруденции (со всеми ее отраслями, специальными приемами юридико-догматического анализа и т.д.), а по преимуществу в виде тех теоретических концепций права и законодательства, в которых освещается природа, понятие, сущность, ценность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни. Такая проблема­тика относится в основном к сфере общей теории права или философии права, однако подобные проблемы в истории право­вой мысли нередко ставились и анализировались и на правовом материале отраслевого характера. Именно в своем общеправо­вом значении проблемы частного или отраслевого профиля (например, о преступлении и наказании, вине и формах ответ­ственности, субъектах права, формах организации, роли и полномочиях суда, источниках судебных доказательств, фор­мах и направлениях административной деятельности и т.д.) приобретают существенное значение для характеристики пра­вового и политического состояния общества в целом и тем самым входят в предметную область истории политических и правовых учений.

История политических и правовых учений — дисциплина юридическая. Однако кроме юристов значительный вклад в историю политических и правовых учений внесли также пред­ставители иных гуманитарных наук, и, прежде всего философы. Целый ряд известных представителей философской мысли (например, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Конфуций, Августин, Фома Аквинский, Гоббс, Локк, Кант, Фихте, Гегель, Н. А. Бердяев и др.) являются одновременно выдающимися фигурами также и в истории политических и правовых учений.

Влияние философии на историю политических и правовых учений, разумеется, не сводится к тому, что многие классики из истории философии являются вместе с тем классиками и в истории учений о государстве и праве. Значительное влияние тех или иных философских идей, концепций, методологических принципов и приемов исследования испытали и те мыслители, которые по преимуществу занимались проблемами не фило­софского, а политико-правового или социально-политического профиля.

В должной мере, учитывая роль философии в развитии политической и правовой мысли, следует, однако, иметь в виду теоретическое своеобразие политической и правовой мысли, обусловленное, в конечном счете, спецификой политических и правовых явлений как особых форм реальной действительности и объектов научного исследования. Предметное своеобразие различных наук проявляется, в частности, в том, что соответ­ствующие философские концепции государства и права (напри­мер, Платона, Канта, Гегеля и других философов) в рамках истории политических и правовых учений (в сравнении с историей философии) освещаются под своеобразным углом зрения, в контексте специфического понятийного аппарата этой науки, в плоскости особых ее познавательных средств, задач и целей, с преимущественным акцентом на собственно политичес­кий и правовой смысл рассматриваемых концепций, на уяснение специфической логики специфического объекта — политичес­ких и правовых явлений и отношений.

Особо следует отметить своеобразие предмета истории поли­тических и правовых учений по сравнению с предметами других юридических дисциплин теоретического (теория государства и права) и исторического (всеобщая история государства и права, история государства и права России и т.д.) профилей.

В отличие от предметов юридических наук, изучающих историю государства и права, предметом истории политических и правовых учений являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. Вместе с тем очевидны взаимосвязь и взаимовлияние истории полити­ко-правовых идей и учений, с одной стороны, и истории государ­ственно-правовых форм, учреждений, институтов — с другой. Без знания истории государства и права так же невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политико-правовых теорий, как и без соответствующих теоретических положений и концепций невозможно научно осветить истори­чески развивающуюся политико-правовую реальность.

В соотношении с общетеоретическими юридическими наука­ми история политических и правовых учений выступает по преимуществу как историческая дисциплина, по своему пред­мету ориентированная на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве.

В сложном процессе взаимосвязей в юридической науке исторических и теоретических дисциплин история политичес­ких и правовых учений играет существенную роль в качестве одной из важных историко-теоретических предпосылок разви­тия современного политико-правового знания, совершенствова­ния теоретических разработок проблем государства и права.1

Соотношение истории политических и правовых учений с другими юридическими и философскими науками, равно как и взаимосвязи исторических и теоретических аспектов внутри самой этой дисциплины, отчетливо отражают то принципиаль­ное обстоятельство, что предмет рассматриваемой дисципли­ны — это не просто совокупность политических и правовых учений прошлого, а именно их история. Выяснение смысла этой историчности значимо для характеристики, как предмета дан­ной дисциплины, так и ее методологии.


Информация о работе «Предмет, метод и методология истории политических и правовых учений»
Раздел: Политология
Количество знаков с пробелами: 29636
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
15257
0
0

емы, которые и составляют предмет истории политических и правовых учений: 1. Когда и в какой стране возникла /развивалась/ данная политико-правовая доктрина? Каковы ее главные представители? 2. Какова связь этой доктрины с конкретной исторической обстановкой, с интересами социальных групп, с противоречиями эпохи? 3. Каково теоретическое обоснование, доктрины, ее связи с господствующим тогда иди ...

Скачать
217775
0
0

... Однако это относится лишь к справедливой, т.е. оборонительной войне. Соответственно, Гроций оправдывал «частные войны» внутри государства, если преследуют защиту законных интересов. 28. Политическое и правовое учение Б. Спинозы Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.) – видный голландский философ. Политико-правовая проблематика нашла отражение в его трудах «Богословско-политический трактат», «Этика ...

Скачать
30050
0
0

... метод. Для него характерен анализ всех категорий не в «вертикальной» причинно-следственной связи, как в каузальном методе, а в их взаимодействии друг с другом в качестве равнознач­ных. 3.   Периодизация истории политических и правовых учений. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока; Политические и правовые учения в Древней Греции; Политические и правовые учения в ...

Скачать
14058
0
0

... просто совокупность политических и правовых учений прошлого, а именно их история. Выяснение смысла этой историчности значимо для характеристики как предмета данной дисциплины, так и ее методологии. Методология истории политических и правовых учений. В обобщенном виде применительно к нашей дисциплине можно выделить следующие основные функции метода: 1) метод как способ построения определенной ...

0 комментариев


Наверх