2. Цит.по кн.: Ковалев М.И. Соучастие в преступлении. Свердловск: Издво - во Свердл.юрид. ин-та,1962. Ч.2 С.40.
Криминологические исследования организованной преступности, проведенные в последние годы, свидетельствуют о наличии стойкой тенденции к разграничению функций организатора преступной группы и организатора конкретных преступлений, ею совершаемых. Так, А.Волобуев и Е.Галкин, давая определение организованной преступности, в качестве одного из основополагающих признаков приводят выделение лидеров, " не участвующих в конкретных преступлениях, а осуществляющих организаторские, управленческие, идеологические функции: коррумпирование, вовлечение в преступную деятельность ответственных работников аппарата, государственных ( в том числе и правоохранительных) органов для обеспечения безопасности и гарантий участникам сообщества; монополизация и распределение сфер противоправной деятельности с целью получения максимальных доходов при максимальной защищенности ее лидеров от ответственности"(1).
Эти выводы нельзя не учитывать при уголовно-правовой регламентации организаторской деятельности. Следует, по нашему мнению, четко разграничить в качестве самостоятельных форм деятельности организатора, организацию и руководство организованной преступной группой и организацию и руководство конкретными преступлениями, такой группой совершаемыми.
На основании произведенного анализа считаем необходимым ч.4 ст.19 УК Украины изложить в следующей редакции: " Организатором признается лицо,организовавшее совершение преступления или руководившее его совершением, а также лицо, создавшее организованную преступную группу или руководившее ею."
Таким образом, со стороны объективной, организаторская деятельность характеризуется.
- во-первых, совершением действий по формированию преступной группы, обеспечению ее деятельности и общему руководству такой деятельностью;
- во-вторых, действиями, направленными на организацию совершения конкретного преступления, совершаемого соучастниками, и руководство ими непосредственно в процессе его совершения.
Думается, что именно ко второй форме организаторской деятельности относится весьма четкое и яркое определение, предложенное Ф.Г.Бурчаком: " Для того,чтобы явиться организатором, лицо должно не только возбудить в другом лице решимость совершить преступление, не только принять непосредственное участие в его осуществлении, но сделать и нечто большее. Оно должно, как говорит закон, организовать совершение
___________
1. Волобуев А., Галкин Е. Организованная преступность и ее сущность Сов. юстиция. 1989. N 21. С.9;
преступления,т.е. разработать его план, распределить роли между соучастниками или даже точно в деталях определить роль одного исполнителя.Иными словами, оно должно не только привить исполнителю намерение совершить преступление, но и продумать за него, преподнести ему готовый план действий. При этом возможно, что сам организатор и не примет участия в осуществлении исполнительских функций".
Субъективная сторона первой формы организаторской деятельности - организации и руководства преступными группами - может характеризоваться как прямым, так и косвенным умыслом. т.е. такой организатор может как желать, так и сознательно допускать совершение тех или иных преступлений созданной либо руководимой им группой.Однако при этом следует подчеркнуть, что косвенный умысел допустим только по отношению к совершению общественно деяния и наступлению общественно опасных последствий преступления в целом. По отношению же к собственным действиям либо бездействиям умысел должен быть прямым и только прямым.
Вторая форма организаторской деятельности - организация и руководство совершением конкретных преступлений- по общему правилу может осуществляться только с прямым умыслом, при котором организатор желает наступления общественно опасных последствий.
Вместе с тем нельзя не признать , что в уголовном кодексе ряд составов сформулирован таким образом, что посягательство одновременно осуществляется на несколько непосредственных объектов - основной и дополнительный.Кроме того,в практике достаточно часто совершаются преступления при наличии "идеальной совокупности", т.е. одним общественно опасным деянием субъект совершает несколько преступлений, предусмотренных уголовным законом, а следовательно, и причиняет вред двум или более объектам.Применительно
оно должно не только привить исполнителю намерение совершить преступление, но и продумать за него, преподнести ему готовый план действий. При этом возможно, что сам организатор и не примет участия в осуществлении исполнительских функций" (Бурчак Ф.Г, Учение о соучастии по советскому уголовному праву: К.: Наук. думка, 1969. С. 142). Субъективная сторона первой формы организаторской деятельности -- организации и руководства преступными группами -- может характеризоваться как прямым, так и косвенным умыслом, т.е. такой организатор может как желать. так и сознательно допускать совершение тех или иных преступлений созданной либо руководимой им группой. Однако при этом следует подчеркнуть, что косвенный умысел допустим только по отношению к совершению общественно опасного деяния и к наступлению общественно опасных пос-
____________
1.Бурчак Ф.Г. Учение о соучастии по советскому уголовному праву.
К.: Наук.думка, 1969. С.142)
ледствий преступления в целом. По отношению же к собственным действиям либо бездействиям умысел должен быть прямым и только прямым. Вторая форма организаторской деятельности - организация и руководство совершением конкретных преступлений - по общему правилу может осуществляться только с прямым умыслом, при котором организатор желает наступления общественно опасных последствий. Вместе с тем нельзя не признать, что в уголовном кодексе ряд составов сформулирован таким образом, что посягательство одновременно осуществляется на несколько непосредственных объектов - основной и дополнительный. Кроме того, в практике достаточно часто совершаются преступления при наличии "идеальной совокупности", т.е. одним общественно опасным: деянием субъект совершает несколько преступлений, предусмотренных уголовным законом, а следовательно, и причиняет вред двум или более объектам. Применительно к таким преступлениям с косвенным умыслом может совершаться любой вид соучастия в преступлении, в том числе и действия по организаций конкретных преступлений. Например, соучастниками совершается убийство по заказу. В соответствии с требованиями заказчика - подстрекателя к совершению преступления - в автомобиле потерпевшего устанавливается взрывное устройство. Все соучастники, в том числе организатор и подстрекатель, осознают, что в результате взрыва могут погибнуть и другие лица, находящиеся в автомобиле или возле него, однако, желая наступления смерти потерпевшего, соучастники к побочному результату своих действий относятся безразлично - не желают eгo наступления, но сознательно допускают, т.е. действуют с косвенным умыслом.
Отметим, что совершение преступления с косвенным умыслом в таких случаях возможно только при соблюдении следующих условий: во-первых, по отношению к собственным действиям у организатора преступления, подстрекателя и пособника возможен только прямой умысел; во-вторых, по отношению к основному общественно опасному последствию все соучастники должны действовать с прямым умыслом. Отношение же к побочному, дополнительному результату может выражаться как в его желании, так и в сознательном допущении. В некоторых случаях может иметь место деятельность организатора, совмещающего как организацию и руководство группой, так и организацию и руководство совершением такой группой конкретного преступления. Однако, чем крупнее организованная группа, чем масштабнее ее преступная деятельность, чем выше степень организации, тем меньше вероятность исполнения обеих ролей - форм организаторской деятельности - одним и тем же лицом.
ВЫВОД: Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его совершением, а также лицо, создавшее организованную преступную группу или руководившее ею.
4.3 В соответствии с ч.5 ст.19 УК Украины подстрекателем признается лицо, склонившее к совершению преступления. Объективная сторона деятельности подстрекателя характеризуется совершением активных действий, направленных на возбуждение у исполнителя либо иных соучастников решимости совершить преступление. Очевидно, что сам характер подстрекательства исключает его совершение путем бездействия.
Законодатель не указывает на конкретные способы подстрекательства. Наука же уголовного права относит к их числу принуждение и угрозы, приказ, убеждение, обещание вознаграждения или дачу его, обещание выгоды от совершенного преступления, просьбу и др. Следует отметить, что трудно определить в абстрактном плане действенность того или иного способа подстрекательства. Как пишет М.И.Ковалев, "для того, чтобы принудить человека помимо его воли к совершению каких-либо нежелательных действий, порой употребляются весьма жесткие средства, но они разбиваются, натыкаясь на стойкость и несокрушимую волю человека. Однако иногда бывает и так, что незначительный жест, едва заметное движение глаз, вскользь брошенное слово являются достаточными, чтобы человек согласился на самый серьезный по своим последствиям поступок"(1).
При большом разнообразии способов подстрекательства следует заметить, что формы такой деятельности ограничены. Они определяются способом общения и передачи информации от одного человека к другому. Поэтому формами подстрекательства являются словесная, передаваемая устно или письменно, а также конклюдентные действия. Последняя форма в судебно-следственной практике встречается достаточно редко и в основном используется на месте совершения преступления. Таким образом, со cтороны объективной, подстрекательство представляет собой совершение активных действий, направленных на склонение другого лица к совершению преступления.
Со стороны субъективной,в подавляющем большинстве случаев подстрекательство совершается с прямым умыслом, при котором виновный желает наступления общественно опасных последствий. Однако при совершении посягательств одновременно на несколько непосредственных объектов, при определенных условиях, допускается косвенный умысел (более подробно об этом сказано при характеристике организатора преступления).
ВЫВОД: Подстрекателем признается лицо, склонившее путем уговоров, подкупа, приказа, угроз, принуждения или каким-либо иным способом другое лицо к совершению преступления).
... нормой Особенной части Уголовного кодекса. В отличие от неоконченного, оконченное преступление характеризуется полным соответствием содеянного указанным в законе объективным и субъективным признакам. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Цель данной работы - характеристика стадий преступления. В ходе работы было рассмотрено понятие стадий совершения преступлений. Так, под стадиями преступления следует понимать этапы, ...
... таким образом, чтобы, во-первых, с исчерпывающей полнотой определить все возможные функционально-ролевые формы и способы умышленного участия в совместном совершении умышленного преступления и, во-вторых, разграничить виды соучастников, избегая содержательных повторов и дублирования признаков при их описании. УК РФ называет четыре вида соучастников: исполнитель, организатор, подстрекатель, ...
... преступлений". Представляется также, что по своей правовой природе специфическим дополнительным последствием является и опубликование приговора по уголовным делам об оскорблении (g 200). Глава II Сравнительный анализ отдельных видов наказаний в уголовном праве зарубежных стран. §1 Смертная казнь. Смертная казнь в качестве вида наказания предусмотрена в законодательстве двух из ...
... в Уголовном праве РФ, дана характеристика его объективных и субъективных элементов. Так же были рассмотрены виды состава преступления, его значение в Уголовном праве РФ, и в правоприменительной деятельности правоохранительный органов. Проведенный анализ норм уголовного законодательства позволил сделать вывод, что УК РФ оперирует понятиями не «состав преступления», а «преступление» или «деяние». ...
0 комментариев