1. Я Господь Бог твой; да не будет у тебя других Богов, кроме Меня.
Не следует думать, что в этой заповеди Бог противопоставляет Себя другим Богам. Он, сотворивший человека и все сущее, просто и понятно открывает человеку истину о Себе как о единственном Боге. Нужно помнить, что эти слова были сказаны народу, который не избавился от язычества, многобожества.
2. Не сотвори себе кумира и всякого подобия его; не поклоняйся и не служи ему, ибо Я Господь Бог твой.
20.4-62 Запрещая служение языческим богам, заповедь запрещает поклонение и их изображениям, от которых они не отделимы.
Языческие боги имеют чувственный характер, - без внешних форм, идолов они не мыслимы, поэтому в первой заповеди нет запрета на изображения языческих богов - это излишне: почитающий истинного Бога не будет создавать идолов. Следовательно, во второй заповеди присутствует запрет и на изображения Бога Иеговы.
Побуждением к такому запрещению могло служить то обстоятельство, что человек со свойственной ему потребностью наглядного представления о Боге невидимом, мог создать Его изображение в чувственных формах и обоготворить само изображение, что неизбежно привело бы к идолопоклонству.
Иегова не должен быть представляемым в виде кумира, изваяния и под другими и формами и образами - светил, зверей, животных, рыб и т.д.
Запрещение делать изображение Иеговы основано на том, что Он невидим, запрещение же поклоняться и служить идолам мотивируются тем, что Иегова есть Бог-ревнитель, ревностно оберегающий Ему одному принадлежащие права на поклонение со стороны людей и не допускающий, чтобы свойственные Ему слава и прославление воздавались идолам.
Некоторые толкователи относят запрет на создание кумиров и к взаимоотношениям среди людей (подмена Бога человеком, что свойственно социалистической теории и практике).
3. Не произноси имени Господа Бога твоего всуе.
20.7 Вера в Иегову, существо, вызывающее чувство почтения, страха, предполагает почтение, благоговейное отношение и к Его имени. Этого последнего и требует третья заповедь, запрещающая профанирование, бесцельное, напрасное употребление божественного имени.
В большой степени этот запрет касается клятв именем Бога. Частое нарушение таких клятв является святотатством, оскорблением Бога. Третья заповедь в известном смысле охраняет человека от греха, оскорбляющего святость Бога. Забегая вперед, следует вспомнить слова Христа, который устрожил запрет - нельзя клясться не только именем Бога, но и вообще не нужно произносить клятвы, а говорить просто: да, нет.
4. Шесть дней работай и делай дела свои, а седьмой день - день покоя, посвяти Господу Богу твоему.
20. 8-11 У евреев святым днем является суббота (у христиан - воскресенье). Шесть первых дней - время заботы о земных нуждах, в седьмой же человек должен освободиться от погружения в житейские интересы, отрешиться от привязанности к земле. У евреев эта заповедь соблюдается с чрезвычайной скрупулезностью - запрещается любой труд. У христиан посвящение одного дня Богу связано с посещением церкви, где сама обстановка, ритуалы, звучащие священные тексты, песнопения обращают человека к небесному, высокому, позволяют, отрешившись от мелочей жизни, оценить себя и свой мир с позиций божественной нравственности.
Для иудеев, живущих по ветхозаветному закону, день покоя - конец недельного труда, для христиан же день покоя - первый день недели. В первый день недели, в воскресенье, снизошел Святой Дух на землю после победы воскресшим Христом сатаны, смерти; воскресный день знаменует и создание Иисусом Христом церкви, во главе которой Он стоит.
5. Чти отца твоего и мать твою и продлятся дни твои на земле.
20. 12 Почитание отца и матери, повиновение им детей является источником благоденствия и долгоденствия отдельных людей и целых поколений, и всего народа. Крепкие своей нравственной связью, верностью заветам отцов, отдельные семьи не распадутся и сами создадут прочное долговечное общество; расстройство, распадение семьи - признак гибели целого народа. В виду подобного значения семьи, как основы всей гражданской жизни, Моисей и начинает урегулирование общественных отношений пятой заповедью: прочная семья - залог прочного общества. Речь идет о самой продолжительности земной жизни членов крепких семей.
6. Не убивай.
20. 13 Шестая заповедь охраняет право человека на жизнь. Виновником жизни каждого человека является Бог, а потому и отнять ее может только Он один. Нужно отметить, что строжайший запрет распространяется и на самоубийства - это тоже вмешательство в прерогативу Бога. Под определение убийства подпадают и аборты.
Часть убийств в учении Христа выводится из сферы небесного суда и отдается на усмотрение человеческих законов. Категорически запрещаются только два вида убийств - корыстное и бессмысленное. Отсюда возникает право на самозащиту, казнь преступников, хотя, как идеал сохраняется полное отрицание убийства.
7. Не прелюбодействуй.
20. 14 Под прелюбодеянием подразумевается грех мужчины с чужой женой, замужней женщиной, женщины с женатым мужчиной - любое нарушение брачного союза. Касается это даже греха невесты с посторонним мужчиной. Так как брак является божественным установлением, то уже в патриархальный период прелюбодеяние считалось великим злом, грехом перед Господом. Иногда в Библии слово "прелюбодеяние" выступает синонимом слова "измена" в широком понимании его.
8. Не укради.
20. 15 Восьмая заповедь охраняет собственность ближнего. Собственность добывается посредством труда, труда тяжелого, который в силу этого ценится и уважается самим трудящимся. Но всякому человеку, ценящему свой труд, нужно уважительно относиться к труду другого, а потому и не наносить ущерба его собственности.
9. Не произноси лживых слов на ближнего твоего.
20. 16 Требование восьмой заповеди расширяется девятой. В то время как первая запрещает нанесение вреда лишь собственности ближнего, вторая имеет в виду вред, причиняемый жизни, чести и т. п. ближнего, как ложным показанием перед судом, так и простой клеветой.
Лжесвидетельства имеют в подавляющем большинстве корыстный характер.
10. Не пожелай дома ближнего твоего, ни жены его, ни раба его, ни вола его, ни всякого скота его, ничего, что есть суть его.
20. 17 Речь идет о зависти в широком смысле этого слова. От запрещения плохих дел и слов закон переходит в десятой заповеди к запрещению плохих желаний и помышлений. Десятая заповедь как бы обобщает шестую, седьмую, восьмую и девятую заповеди. В конечном итоге, в основе человеческих преступлений лежит зависть, желание чего-либо, имеющегося у ближнего.
Важнейшее значение десятой заповеди в том, что в ней говорится о человеческом пороке, который нельзя утолить. Завистливый человек не может желать добра, не может сострадать, оказывать милость и т.д. Нарушение десятой заповеди приводило к большинству войн, которые вело человечество.
Зависть может прикрываться требованием справедливости, равенства, вспомни лозунг "экспроприация экспроприаторов", который использовался в революции. Точнее выразился герой Шариков из пьесы М. Булгакова "Собачье сердце": "Все отобрать и поделить!"
Моисей на Синайской горе получил не только данные заповеди. Моисеев завет дан Израилю в трех частях, связанных одна с другой и состоящей из: заповедей, выражающих праведную волю Бога; части "судьи", предназначенной для управления общественной жизнью народа; и "постановление" для управления религиозной жизнью Израиля. Три эти элемента составляют "закон"; под этим названием Моисеев завет обычно упоминается в Новом завете.
Чтобы подробнее узнать о данном Богом законе нужно прочитать пятую книгу из Пятикнижия Моисеева "Второзаконие".
Закон, таким образом, доводил до сознания людей, в чем состоит их грех, чтобы они верою могли прибегнуть к милосердию Бога, получить от Него прощение и избежать проклятия, постигавшего неверных завету.
Важно и установление покрывавших грехи жертвоприноше
... не ставили перед собой цели создания с помощью аллегорического метода какого-либо философского учения. 3. Аллегорический метод изучения Ветхого Завета в произведениях Филона Александрийского Филон Александрийский (20–25 г. до н.э. – 50–55 г. н.э.) – иудейский философ, богослов и экзегет. Родился в Александрии в богатой семье, принадлежавшей к потомственному священническому роду. Получил ...
... Завета, с другой, придания ему неоправданной значимости, в ущерб Новому Завету. Предельным выражением тенденций принижения значения Ветхого Завета предстает во II в. попытка Маркиона отказать ему в статусе христианского Священного Писания. За ней, очевидно, стояло радикальное гностическое неприятие мира, не допускавшее единства ветхозаветного богословия творения и новозаветной сотериологии, ...
... , которые вошли в сокровищницу мировой литературы и постоянно привлекают к себе внимание. И в этом плане работа Д. Фрэзера «Фольклор в Ветхом завете», где автор делает сравнительный анализ мифологий с повествованием Библии, представляется весьма интересной. Содержание книги Д. Фрэзера очень пестро. В большом изобилии описан фактографический материал. Почти все библейские персонажи представлены у ...
... . Однако такого уровня развития достигли лишь немногие, избранные люди, и одними из них стали пророки Израиля и Иудеи. Поэтому правомерно говорить именно о личности пророка. Как же она изображена в Ветхом завете? Во всех религиях мира фигура пророка как представителя Бога на земле занимает центральное место. В силу того, что сверхестественный Бог не может непосредственно управлять людьми, он ...
0 комментариев