2.3. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети
Рассматриваемое преступление представляет собой невыполнение либо ненадлежащее выполнение обязательных предписаний по эксплуатации и использованию электронно-вычислительной техники, установленных государством в виде ведомственных нормативных актов, отдельными юридическими лицами, являющимися собственниками или законными владельцами информационных ресурсов или электронно-вычислительной техники, сетей или комплексов ЭВТ. Данная норма - бланкетная. Поэтому для правильного определения объективной стороны состава необходимо установление конкретного нормативного или иного акта, обязательные предписания которого нарушил виновный. Речь идет о выявлении нарушения императивных положений правил, запрещающих совершение соответствующих действий либо обязывающих лицо поступать строго определенным образом. При невыполнении рекомендательных норм речь не может идти об уголовной ответственности.
Объектом данного преступления являются отношения по поводу обеспечения безопасности информационных компьютерных технологий и средств их обеспечения, а также тесно связанных с ними процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления компьютерной информации. А его предметом - правила эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.
Данная норма является бланкетной и отсылает к конкретным инструкциям и правилам, устанавливающим порядок работы с ЭВМ в ведомстве или организации. Эти правила должны устанавливаться правомочным лицом (в противном случае каждый пользователь ЭВМ будет устанавливать свои правила эксплуатации компьютера).
Обычно правила эксплуатации ЭВМ определяются соответствующими техническими нормативными актами. Они также излагаются в паспортах качества, технических описаниях и инструкциях по эксплуатации, передаваемых пользователю при приобретении вещественных средств компьютерной техники (ЭВМ и периферийного оборудования), в инструкциях по использованию программ для ЭВМ. Соответствующие инструкции могут излагаться как на бумажных, так и на машинных носителях. В последнем случае они обыкновенно встраиваются в программу, которая обеспечивает к ним доступ при желании пользователя. Сами нарушения правил эксплуатации ЭВМ могут быть подразделены на физические (неправильная установка приборов, нарушение температурного режима в помещении, неправильное подключение ЭВМ к источникам питания, нерегулярное техническое обслуживание, использование несертифицированных средств защиты, самодельных приборов и узлов) и интеллектуальные (неверное ведение диалога с компьютерной программой, ввод данных, обработка которых непосильна данным средствам вычислительной техники).
Применительно к рассматриваемой статье под сетью понимается только сеть, на которую может быть распространено действие определенных правил. В соответствии с Федеральным законом «О связи» к сетям электросвязи отнесены:
- взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации - комплекс технологически сопряженных сетей электросвязи на территории Российской Федерации, обеспеченный общим централизованным управлением;
- сеть связи общего пользования - составная часть взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, открытая для пользования всем физическим и юридическим лицам, в услугах которой этим лицам не может быть отказано;
- ведомственные сети связи - сети электросвязи министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, создаваемые для удовлетворения производственных и специальных нужд, имеющие выход на сеть связи общего пользования;
- внутрипроизводственные и технологические сети связи - сети электросвязи федеральных органов исполнительной власти, а также предприятий, учреждений и организаций, создаваемые для управления внутрипроизводственной деятельностью и технологическими процессами, не имеющие выхода на сеть связи общего пользования;
- выделенные сети связи - сети электросвязи физических и юридических лиц, не имеющие выхода на сеть связи общего пользования.
Соответственно при наличии нормативных документов любого уровня, устанавливающих определенные правила эксплуатации этих сетей, их нарушение влечет за собой уголовную ответственность.
В связи с этим обращает на себя внимание то обстоятельство, что в глобальных сетях типа Интернет отсутствуют общие правила эксплуатации, где их заменяют этические «кодексы поведения», нарушения правил которых в связи с конструкцией ст. 274 УК РФ не могут являться надлежащим основанием для привлечения к уголовной ответственности.
Объективная сторона данного преступления состоит в действиях, нарушающих правила эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, повлекших уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации при условии, что в результате этих действий причинен существенный вред.
Эти действия могут нарушать:
- правила эксплуатации аппаратных средств ЭВМ, системы ЭВМ или сети ЭВМ;
- правила эксплуатации программных средств, предназначенных для функционирования ЭВМ, системы ЭВМ, сети ЭВМ.
Между фактом нарушения и наступившим существенным вредом должна иметься прямая причинная связь, а также должно быть доказано, что наступившие последствия являются результатом нарушения правил эксплуатации, а не программной ошибкой либо действиями, предусмотренными ст.ст. 272 и 273 УК РФ.
Преступление является оконченным с момента наступления вредных последствий, предусмотренных диспозицией ст. 274 УК РФ, т.е. уничтожения, блокирования или модификации охраняемой законом информации ЭВМ. Связанные с ними действия должны рассматриваться лишь в связи с угрозой безопасности хранимой в ЭВМ и охраняемой законом информации и причинения существенного вреда аппаратно-программным средствам компьютерной техники. Существенность характера вреда подлежит установлению исходя из конкретных обстоятельств, с учетом того, что он должен быть менее значительным, чем тяжкие последствия.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется смешанной формой вины: оно может быть совершено как умышленно (умысел направлен на нарушение правил эксплуатации ЭВМ), так и по неосторожности (например, программист инсталлировал полученную им по сетям программу без предварительной проверки ее на наличие в ней компьютерного вируса, что повлекло отказ в работе ЭВМ, системы ЭВМ или их сети).
Частью 2 ст. 274 УК РФ предусмотрен квалифицирующий признак - наступление по неосторожности тяжких последствий.
Проблема неосторожности в области компьютерной техники аналогична неосторожной вине при использовании любого другого вида техники, транспорта и т.п. Особенностью компьютерной неосторожности является то, что безошибочных программ в принципе не бывает. Если проект практически в любой области техники можно выполнить с огромным запасом надежности, то в области программирования такая надежность весьма условна. а в ряде случаев почти не достижима[42] .
Субъект преступления - вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Закон не требует, чтобы это лицо занимало определенную должность, осуществляло определенную деятельность, получило определенное образование. Следует отметить, что ряд авторов указывают на то, что данное преступление может быть совершено только специальным субъектом. При этом, вероятнее всего, они исходят из предусмотренного законом понятия «нарушение правил эксплуатации». Действительно, зачастую соблюдение установленных правил эксплуатации возлагается на специальных субъектов профессиональной деятельности. Однако, как показывает практика, доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или сети ЭВМ имеют не только специалисты по их эксплуатации, но и самый широкий круг пользователей. А само понятие «эксплуатация» означает не специальную деятельность, а использование для каких-нибудь целей (по назначению)[43] . В связи с этим представляется неверным ограничивать лишь специалистами круг субъектов преступления, предусмотренного ст. 274 УК РФ.
Таков перечень преступлений в сфере компьютерной информации, ответственность за которые предусмотрена в российском уголовном законодательстве.
Преступления в информационном компьютерном пространстве, посягающие на отношения по поводу реализации прав на информационные ресурсы (собственности и т.д.), информационную инфраструктуру и составляющие ее части (ЭВМ, системы и сети ЭВМ, программы для ЭВМ и т.д.), не имеют в России отдельного нормативного регулирования в материальном законе. Практика свидетельствует, что такие деяния в зависимости от конкретных обстоятельств квалифицируются в соответствии с самым широким кругом статей УК РФ, а также по совокупности совершенных деяний.
Например, если совершение преступлений в сфере компьютерной информации используется для собирания, похищения или хранения в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, шпионажа или государственной измены, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений не только за соответствующее посягательство на государственную тайну по ст. ст. 275, 276 или 283 УК РФ, но и за посягательство на охраняемую законом компьютерную информацию по ст.ст. 272 - 274 УК РФ.
Однако следует отметить, что в данной сфере существует явный пробел, который, как представляется, обязательно должен быть устранен на законодательном уровне. Компьютерная информация, особенно в виде баз данных, содержащих различного рода сведения конфиденциального характера, обладает, с одной стороны, высокой стоимостью, а с другой - ее использование лицами, не уполномоченными для этого, способно причинить существенный вред правам и свободам человека и гражданина, общественному порядку и безопасности, способствовать совершению преступных посягательств. В последнее десятилетие картотеки и базы данных многих государственных и иных структур преобразованы в электронную форму. В силу встречающейся недобросовестности их держателей, а также иных причин, значительное число таких баз данных стало достоянием различных структур, которые занимаются их продажей. Это, по мнению Викторова А., влечет за собой неконтролируемое использование такой информации. Речь ведется о базах данных ГИБДД, телефонных служб, таможенных органов и т.д.[44] . Зачастую источник их появления у лиц, не имеющих отношения к таким органам, установить невозможно в силу множественности посредников между владельцем баз данных и их распространителями. Между тем сам факт их продажи или иного распространения представляет повышенную общественную опасность, поскольку сведения конфиденциального характера могут быть использованы во вред конкретным лицам. В силу этого следует вести речь о том, что сами факты незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения компьютерной информации в форме обобщенных баз данных, содержащих сведения конфиденциального или служебного характера, должны влечь за собой уголовную ответственность, а сама такая информация должна быть запрещена к свободному обороту. В действующем уголовном законодательстве РФ подобные меры распространены на оружие, что может служить примером для соответствующего правового регулирования.
Что касается иных преступлений, для которых характерно использование компьютерной информации или составляющих элементов информационного пространства при совершении деяний, посягающих на иные охраняемые уголовным законом правоотношения, то такие деяния не предусмотрены в отечественном уголовном законе, что, по нашему мнению, не обеспечивает учета при назначении наказания за них особого характера и повышенной общественной опасности содеянного. Так, в последние годы в мире уделяется повышенное внимание проблемам борьбы с распространением детской порнографии в Интернет. Состоявшаяся в 1999 г. в г. Вене Международная конференция по борьбе с детской порнографией в Интернет приняла решение, призывающее к криминализации во всем мире производства, распространения, экспорта, передачи, импорта, умышленного хранения детской порнографии и ее рекламы. В 2000 г. открыт для подписания Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка[45] , касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.
Данным Протоколом предусмотрена уголовная ответственность за производство, распределение, распространение, импорт, экспорт, предложение, продажу или хранение детской порнографии, независимо от используемых для этого средств (ст. ст. 2 и 3).
Естественно, что повышенная общественная опасность данных деяний, обусловленная распространением детской порнографии по компьютерным сетям свободного доступа, не в полной мере согласуется с предписаниями ст. 242 УК РФ (незаконное распространение порнографических материалов или предметов). Это потребует либо дополнения этой статьи новой частью, либо включения в УК РФ самостоятельной статьи. Аналогичный подход, как представляется, требуется и в некоторых иных случаях.
Наряду с отмеченными недостатками уголовно-правовой защиты нормами УК РФ сферы компьютерной информации следует отметить также и искусственное сужение ее границ. В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю или иному лицу.
В этой связи наличие в действующем отраслевом законодательстве ограничений на неправомерное использование только в первую очередь информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, и во вторую - конфиденциальной информации, а также включение в диспозицию ст. 272 УК РФ признака «охраняемая законом компьютерная информация», фактически выводит из-под уголовно-правовой охраны значительный массив компьютерной информации.
При этом нормы ст. 272 УК РФ фактически направлены на охрану государственных и корпоративных интересов, т.е. конституционного строя страны. Однако в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 2 УК РФ в той же степени они должны обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности. Для полной реализации данных задач из диспозиции ст. 272 УК РФ должно быть исключено понятие «охраняемой законом» с тем, чтобы обеспечить уголовно-правовую защиту любой компьютерной информации.
Подводя итог вышесказанному в данной главе, сделаем некоторые выводы:
1. Преступления в сфере компьютерной информации, особенно это касается взлома удаленных компьютеров, практически являются идеальной возможностью для преступников совершать свои деяния без наказания. Практическая возможность доказательства этих преступлений сводится к цифре очень приближенной к нулю. Конечно, особо громкие дела известны всему миру, но в связи с компьютерной и законодательной безграмотностью нашего населения дела, связанные с хищением информации, взломов компьютеров и тому подобное, почти не когда не заводятся, а если такое случается, то редко и сложно доказуемые.
2. Все компьютерные преступления условно можно подразделить на две большие категории - преступления, связанные с вмешательством в работу компьютеров, и преступления, использующие компьютеры как необходимые технические средства. В российском уголовном законодательстве уголовно-правовая защита компьютерной информации введена впервые. Уголовный кодекс РФ содержит главу №28 «Преступления в сфере компьютерной информации».
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В БОРЬБЕ С КОМПЬТЕРНЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
... , а также подготовленные и зафиксированные на физическом носителе материалы, полученные в ходе их разработок, и порождаемые ими аудиовизуальные отображения. К ним относятся: Общая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации. Особую тревогу вызывает факт появления и развития в России нового вида преступных посягательств, ранее неизвестных отечественной юридической науке и практике ...
... оптимальный момент для возбуждения дела, а также определить характер и последовательность первоначальных следственных действий, организационных и иных мероприятий. Успех расследования преступления в сфере компьютерной информации во многом обеспечивают: быстрота и решительность действий следователя и оперативного сотрудника в самые первые часы производства по делу; организованное взаимодействие с ...
... - лицо, достигшее 16 лет. В ст. 274 и в ч. 2 ст. 272 УК формулируются признаки специального субъекта: лицо, имеющее доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети. Преступление в сфере компьютерной информации - это предусмотренное уголовным законом виновное нарушение чужих прав и интересов в отношении автоматизированных систем обработки данных, совершенное во вред подлежащим правовой охране правам и ...
... признаков совершенного преступления и установления тождества фактических обстоятельств преступления и признаков соответствующей уголовно-правовой нормы. Особенность квалификации преступлений в сфере компьютерной информации При квалификации преступлений в сфере компьютерной информации могут возникнуть многочисленные вопросы, касающиеся отграничений этих преступлений как между собой, так и ...
0 комментариев