2.1. Формообразование в кованых изделиях
Художник в процессе своей работы постоянно обдумывает, исследует и формулирует определённые законы и принципы создания красивых и гармоничных вещей. Существуют общие основы, которые изучают в художественных вузах, приобретая начальную художественную грамотность.
В процессе работы художник, оценивая своё произведение, предполагает, что зритель видит и воспринимает это произведение приблизительно так же, как и сам художник. И действительно, общее эмоциональное воздействие на различных людей оказывается достаточно схожим. Для создания этого эмоционального воздействия художник сознательно использует определённые профессиональные приёмы, основанные на общих законах зрительного восприятия.
Эти профессиональные приёмы можно сравнить с клавишами фортепиано. При нажатии раздаётся определённый звук, причём звучит точно в соответствии с определённым принципом гармонии, а если нет - фортепиано считается расстроенным. Подобно этому зрительные образы вызывают в душе человека определённое эмоциональное звучание. Человек, являясь частью земной природы, настроен на восприятие её гармонии и красоты. И, несмотря на то, что художник знает «секреты красоты», а зритель нет - общее эмоциональное воздействие от художественного произведения и на художника и на зрителя вполне сходно. Люди создают различные предметы и формы в соответствии с художественными стилями и модой, которые диктуют формообразование в течение десятилетий, а иногда и столетий.
Гармония зрительно воспринимается через формообразование, в основе которого лежат единые законы. В дикой природе формообразование подчиняется в большей степени сложной логике выживания и доведено до совершенства. В деятельности человека, с одной стороны, формообразование подчинено определённому духовно-нравственному состоянию общества - дух творит себе формы, что и порождает стили и моды, с другой стороны - простому копированию природных форм, с третьей - эргономике, то есть удобству использования предметов человеком.
Один из способов добиться красоты - это копирование в произведении искусства фрагмента живой природы. Такой метод нередко используется в живописи, графике и скульптуре, но для архитектуры и многих видов прикладного искусства, как, например, художественная ковка, он неприемлем. Здесь прямое изображение части природы невозможно. Если даже изображается какой-то конкретный предмет, он очень сильно стилизован. Поэтому в большинстве случаев используются лишь принципы, заложенные в природе: пропорции, контрасты, гармония, принципы цветовой композиции и т.п.
Также заслуживают внимания два принципа создания композиционного единства. Это подобное в различном и различное в подобном. Если применяется принцип подобного в различном, то используются достаточно разнообразные формы, которые объединяются лишь некоторыми сходными по характеру и стилю деталями. Этот принцип лежит в основе композиций с большим количеством различных частей. В природе этот принцип можно наблюдать на большом количестве примеров, начиная с биологических систем и заканчивая отдельными животными, растениями, минералами, а также их сочетаниями.
Если применяется принцип различного в подобном, то используются схожие между собой по характеру и форме элементы, имеющие лишь небольшие различия в деталях или в размерах. Этот принцип характерен для отдельных произведений или небольших групп объектов. В природе он часто наблюдается, как скопление особей одного вида животных или растений, или, как части одного растения.
Сфокусируем наше внимание на художественной ковке, где на первый план выступает формообразование, а цветовое решение занимает второе место. Для удобства рассуждений все кованые произведения следует условно разделить по аналогии с живописью и скульптурой на монументальные и станковые.
Монументальные произведения обычно связаны с архитектурой и не могут свободно перемещаться, поэтому к ним кроме всех прочих предъявляются особые требования, соединяющие их с окружающей средой, то есть с архитектурой или ландшафтом.
Индивидуальные художественные изделия - это просто предметы, которые можно перемещать с одного места на другое. Это не означает, что они должны использоваться хаотично без разбора, однако при их создании не учитывается какое-то определённое заданное место назначения и пребывания.
Это достаточно условно, но вполне удобно. Так, например, кованое ограждение лестницы, выполненное для конкретного интерьера - строго монументально. Однако возможно изготовление типовых балясин в каком-то архитектурном стиле, которые можно использовать для изготовления лестниц в различных более менее подходящих по стилю интерьерах. С другой стороны, зеркало в кованой раме может быть красиво само по себе и выполнено без учёта конкретного интерьера. Тогда это вещь - станковая. Но возможен вариант, когда кованые элементы зеркальной рамы задуманы и связаны по стилю, форме и деталям с другими коваными элементами конкретного интерьера, тогда это вещь - монументальная.
С этой точки зрения изготовление монументальных вещей в определённом смысле сковывает художника, так как конкретные условия задают достаточно жёсткие рамки для творчества. Станковые же вещи могут быть какими угодно и в этом смысле дают художнику гораздо большую свободу творчества [12].
Когда смотришь, как удивительно сплетаются полоски металла, тщательно обработанные мастером, всегда возникает ощущение загадочности, легкости, сказочности и, конечно, солидности. Как мастерам кузнечного дела удается творить такие шедевры из грубого металла? Почему произведения кузнечного искусства так поражают нас своей внушительной и изящной монументальностью?
К примеру цветы на стеблях с листьями, например, розы, сделанные ковщиком из цельной поковки, иначе как кованной пластикой не назовешь.
Подбирают мягкоковкую цилиндрическую заготовку несколько меньше в диаметре будущей розы, поскольку в процессе ковки металлические лепестки бутона из мягкой стали раздадутся, другой конец (для стебля и листьев) протягивают в квадрат. Цилиндр для лепестков цветка должен быть не длиннее трех этажей, надсеченных к оси. Поковку кладут в формовочную плиту и осаживают эти слои ручником до диаметра розы с утонченными рассеченными лепестками. Их выгибают вверх и расклепывают на роге наковальни, укладывая в виде бочонка. Пятилистные металлические слои должны поочередно накрывать друг друга так: второй — первый, третий — второй. Затем нагревают квадратный стержень, сбивают ребра, придавая ему форму стебля. Если оставить квадратную высадку посредине, расплющить и отсечь заготовки под листья, получим готовое произведение. Нагретому стеблю с листьями и розой плоскогубцами придают природные формы.
Для растительного орнамента, где потребуется много декоративных листьев, заготавливают эталонный шаблон. Сделанный искусно по грамотной развертке образец будет естественным и эстетичным. Длину и ширину листа, как и волюты, определяют проволокой, изгибая ее в направлении от макушки к стеблю и перенося на нее рисовальной иглой детали рисунка, прожилки сначала одной половины листа, затем сгибают эскиз по оси, копируют вторую сторону и вырезают лист по контуру — это и есть шаблон. Полученную по эталону заготовку в форме листа проковывают, рифлят, чеканят.
Не менее распространенным элементом украшения в художественной ковке, чем растительный орнамент, являются различной формы шишки. Их выполняют свертыванием проволоки в спираль из одной нитки либо из двух, четырех и более ниток, связанных в пучок.
Наиболее простой способ — изготовление шишки в одну нитку. Для этого из проволоки диаметром 5-8 мм в зависимости от размеров шишки отрезают кусок нужной длины и один конец отгибают под прямым углом. Длина загибаемого конца приблизительно 3 см. Отогнутый конец зажимают в тисках так, чтобы оставшаяся длинная часть заготовки была параллельна губкам тисков и над губками выступал участок длиной не более толщины проволоки. Зажатый конец будет служить осью, вокруг которой закручивают спираль. Заготовку предварительно нагревают и закручивают на половину ее длины. Ту же операцию повторяют с другой частью заготовки. Закручивание половин заготовки выполняют навстречу до их смыкания. Заготовка из проволоки имеет малую массу и быстро остывает, поэтому во время закручивания желательно подогревать ее горелкой. Полученным спиралям придают форму конусов с основаниями, расположенными в одной плоскости. Конусы высаживают ручником или вытягивают центр спирали клещами.
Шишки с большим количеством ниток изготавливают из нескольких кусков проволоки, например, четырех. С учетом усадки шишки заготовки берут несколько большей длины, чем необходимый размер. Концы их сваривают и проковывают в квадрат. Разогретую заготовку одним концом зажимают в тисках, а на другой надевают вороток и производят скручивание. От количества оборотов зависит степень сложности шишки: чем их больше, тем более «крутой» будет шишка.
После остывания заготовки ее раскручивают в обратном направлении, до получения необходимой формы. Если хотят увеличить диаметр шишки, то проводят осадку, нанося удары по торцу заготовки.
При изготовлении более сложных шишек с большим количеством ниток бывает трудно равномерно расположить заготовки вокруг воображаемой осевой линии, чтобы они образовали цилиндр, который в процессе скручивания не должен потерять форму. В данном случае роль несущей осевой линии будет выполнять одна из заготовок. Лишние концы заготовки загибают на 180°, длина загнутых концов около 2 см. При сборке пакета заготовок загнутые концы располагают внутрь пакета и внакладку на отогнутые концы приваривают остальные заготовки, при этом образуется цилиндр из прутков. Концы полученного цилиндра проковывают на квадрат.
Помимо шишек из набора заготовок, их можно выполнить способом рассекания цельной заготовки металла. При изготовлении шишек в четыре нитки заготовку квадратного сечения разрубывают по четырем плоскостям на необходимую длину до полного разделения металла на четыре части, затем каждую часть правят на шпераке или роге наковальни, сбивая заусенцы и заваливая острые грани, образовавшиеся после рубки. После этого проводят скручивание. Так же выполняют шишки в две нитки. В некоторых случаях в шишках из двух ниток последние предварительно уплощают и на них выполняют встречное скручивание.
Кстати, очень часто получается так, что многие заказчики и не знают реального веса получаемого изделия. Порой, металлическое изделие, скованное мастером выглядит так, будто совсем невесомо, но на деле оказывается весом в сотню килограмм. Это довольно часто происходит, и о таких курьезах немало могут поведать профессионалы с опытом. Иногда даже заказчик не удосуживается уточнить, а выдержит ли его пол или потолок массивные предметы из кованого железа? Например, кованая люстра может весить до 500 килограмм, и при этом на вид оставаться воздушной и легкой…
Конечно, чтобы не происходило подобных курьезов, необходимо, учитывать все возможные нюансы и помнить самое главное - кованые вещи не идут к каждому встречному. Это статусные изделия, и их необходимо заслужить. Все равно, что покупать дорогой автомобиль и не иметь средств на его содержание, которые порой перекрывают стоимость авто в несколько раз. Точно так же и тут - только человек с достатком может позволить себе кованую вещь, ведь не только в ее стоимости дело - очень затратна ее установка и обслуживание…
... . Архив кафедры русского языка КГУ. – Красноярск, 2000. – 68с. 13. Вандакурова Е.А. Языковой портрет Туруханска: ономастикон: Курсовая работа. Архив кафедры русского языка КГУ. – Красноярск, 1998. – 34с. 14. Вертышева И.Г. Особенности годонимии современного сибирского города (на материале г. Новокузнецка): Курсовая работа. Архив кафедры русского языка КГУ. – Красноярск, 2000. – 47с. ...
0 комментариев