2.1 Этнический состав населения Республики Алтай
В наше время, в XXI столетии, алтайцы остаются древним тюркским народом, который прошел непростой исторический путь. Алтайцы добровольно вошли в состав Российской империи в XVIII веке, и с тех пор Алтай является одним из регионов Российской Федерации, называемый в данный момент Республикой Алтай. Население, которое проживает на данной территории, впервые было переписано только в 1897 году, при проведении первой Всеобщей переписи.
Эта перепись проводилась по всей империи и зафиксировала все малые народы Сибири, в том числе и алтайцев. Титульным этносом являются алтайцы. В 20 - е годы XX века алтайцы еще не имели общего самосознания и относили себя по этнической принадлежности к той или иной группе. По происхождению, по особенностям языка, традиционным формам культуры, образу жизни к северным алтайцам относят тубаларов, челканцев, кумандинцев; к южным алтайцам относят собственно алтайцев (или алтай - кижи), теленгиты, телесы, телеуты.
Вопрос об общей людности аборигенных народов на территории Тобольской и Томской губерний выяснял исследователь С. К. Патканов. Его работа с данными переписи и дополнительными источниками позволила выяснить примерное число населения: алтай- кижи – 20 915, шорцы – 13 902, телеуты – 9 200, тубалары – 6 342, теленгиты- 5 169, кумандинцы – 4 092 человек. В итоге население на этой территории составляло около 59 тысяч человек. Если не считать тюрков Кузнецкого Алатау, то численность тюрков Алтая составляло около 34 тысяч человек.[85]
Немаловажную роль в жизни Горного Алтая сыграли переселившиеся русские крестьяне. В первой половине XVIII века, когда алтайцы входили в состав Джунгарии, русские поселения едва достигали подошвы Алтая, примыкая к горам вдоль больших рек – Иртыша, Чарыша, Бии, Томи.
Пограничными русскими пунктами были: на р. Томи – Кузнецкий острог; на реке Бии – Иконниково; на реке Чарыше - деревни демидовских крестьян; на Иртыше – Усть –Каменогорская крепость. Между этими пунктами и реками в 1755 году был выстроен сплошной ряд форпостов, крепостей, редутов, острогов, маяков.
Южнее русских приграничных линий кочевали алтайцы. Постепенно русское население стало переходить пограничные казачьи линии и селиться на привольных местах Горного Алтая, причем первоначально заселение это производилось беглыми заводскими и государственными крестьянами.
Причины, заставлявшие крестьян уходить за эту линию, таились в невыносимо тяжелых условиях, в которые были поставлены сибирские крестьяне.[86]
Развивающаяся царская горнозаводская промышленность в Алтайском округе требовала большого количества дешевой рабочей силы, которой не было. Государственные крестьяне, жившие в этом крае, не имели никакой нужды идти работать на заводы, так как они, благодаря малой населенности Сибири, имели достаточно земли, вполне обеспечивавшей их существование. Поэтому, чтобы обеспечить государственные заводы достаточной рабочей силой, нужны были принудительные меры, нужно было внеэкономическое принуждение. Появились царские указы, приписывавшие государственных крестьян целыми селениями и волостями к определенным заводам, с обязательством выполнять на этих заводах различные работы по указанию заводского начальства. По существу царские указы вводили для значительной части сибирских государственных крестьян настоящее крепостное право, только в особой форме: крестьян прикрепляли не к земле, а к заводам, и распоряжались крестьянами не помещики, а заводское начальство. Крестьяне должны были отрабатывать заводскую барщину, отнимавшую у них почти все рабочее время. При таких условиях крестьянам некогда было заниматься своим хозяйством, и последнее приходило в упадок. Тяжелое материально-правовое положение и невыносимо тяжелые условия военно-заводского режима заставляли приписных крестьян бежать за пограничную линию в Алтайские горы.
Появившись в новых местах, беглые крестьяне быстро ориентировались и вскоре же начинали осваивать большие участки земли, образуя целые селения.
В конце XVIII века отдельные беглые русские крестьяне проникают в верховья Катуни, в долину Коксы, где образуют деревни Коксу и Уймон.
В 1791 году они обратились к царскому правительству с ходатайством о признании их русскими подданными. Они были приняты как «ясачные» и обложены ясаком. Первые поселенцы образовали здесь свое, особое от алтайцев, селение, в котором жили кумандинцы из предгорной части Алтая и различные русские переселенцы. Так образовалась д. Уймон.
В начале XIX века здесь появились старообрядцы, которые поселились отдельно, образовав Нижний Уймон.
К 1825 году к югу от Колывано – Воскресенской линии уже было образовано уже 221 русское селение, составившее целую алтайскую волость. С этого времени к русскому начальству поступало от алтайских зайсанов (старейшины родов) многочисленные жалобы на земельные захваты со стороны русского населения.[87]
Сибирское начальство, почувствовав в жалобах зайсанов предупреждение, что заселение горной части может повлечь за собой неисправный и уменьшенный взнос ясака, дало «распоряжение о запрещении дальнейшего заселения калмыцких стойбищ». Однако переселение на Алтай продолжалось, несмотря на запрещение. С каждым годом район заселения расширялся, приближаясь к Горному Алтаю. Многие крестьяне, переселившись на новые места, начинали заниматься охотой на пушного и копытного зверя, а также сбором кедрового ореха. Однако наряду с этими занятиями они продолжали заниматься и земледелием. Оно развивалось и на новом месте. Для этого крестьяне выжигали под пашни лес. Нередко такие выжиги приводили к большим пожарам. Нерациональное использование лесных богатств приводило к упадку алтайских хозяйств. Особенно страдали от выжигов алтайцы – охотники. Зверь уходил дальше в горы, в тайгу, и, чтобы его добыть, охотнику приходилось потратить немало усилий для этого. Многие алтайцы, учитывая бесперспективность такой охоты, стали приспосабливаться к новым условиям жизни. Они начинали интенсивнее заниматься земледелием.[88]
Первыми к земледелию приобщились кумандинцы. По примеру русских крестьян они стали расширять свою запашку, переходя одновременно от мотыжного земледелия к более прогрессивному, плужному земледелию. В районах тесного соприкосновения с русским населением кумандинцы строили жилые дома и другие хозяйственные постройки, приобщались к огородничеству и заготовке сена для зимнего содержания скота. Таким образом, начинался процесс перехода на оседлость алтайцев. Этот переход делится на два периода. Первый период идет с начала XVIII- го столетия с появлением русских в Сибирь и на Алтай. Главными причинами перехода алтайцев на оседлость являются: сближение алтайского и русского народов, развитие производительных сил и товарно-денежных отношений, пример хозяйствования русских крестьян и т.д.
Второй период, начавшийся после Октябрьского переворота, наиболее интенсивный, приведший кочевые и полукочевые племена алтайцев к окончательной оседлости. После Октябрьской революции, большевики, согласно ленинскому плану начали плановый перевод на оседлость многих малых народов царской России, в том числе и алтайцев. Перевод на оседлость хозяйств коренного населения Алтая сопровождался не только ломкой их экономического положения и изменением образа жизни, но и трансформация освященных религией обычаев, традиций. Изменялись извечные родовые структуры, имевшие большое значение в жизни алтайца-кочевника.[89]
Глубокий анализ хозяйственных форм алтайцев конца XIX века дал С.П. Швецов. По его расчетам 19,3% коренного населения перешли на оседлость, возможно под влиянием русских крестьян переселившихся сюда и образовавших 26 поселений в долинах Чуйского и Уймонского трактов. Среди этой части населения определились социальные слои: крестьяне, мещане, купцы и прочие. У коренного населения Горного Алтая началось классовое расслоение, что свидетельствовало о развитии товарно-денежных отношений.[90]
Немаловажную роль сыграли русские крестьяне. Тесное общение трудящихся масс между собой способствовало росту и укреплению добрососедских отношений между ними. В истории Горного Алтая и его населения имеется немало примеров, когда трудящиеся- алтайцы с открытой душой принимали переселенцев и с завидным радушием приглашали их в свои улусы для постоянного жительства.
Но, кроме переселившихся русских крестьян на территории Алтая, проживали и казахи. Появление казахов на Алтае обозначалось негативным отношением коренного населения к ним. Первые казахи появились на Алтае как грабители. Грабежи и угон скота, увод алтайского населения в плен продолжалось в течение XVIII - XIX веков.
Начиная с 30-х гг. XIX. в. отдельные группы казахов стали эпизодически предпринимать попытки переселиться на территорию Горного Алтая. Во второй половине XIX века миграционные давление казахов в Горном Алтае стало для коренного населения весьма ощутимым. В 1866 г. группа казахов обосновалась в Черно - Ануйском стане Алтайской духовной миссии. Приняв православие, казахи осели в селах Черный Ануй и Тадрала. Они стали самовольно занимать кочевья алтайцев 2,3,4 и 6-й дючин, угонять скот и грабить ясачное население.
Весной 1879 г., перейдя российско-китайскую границу, группа казахов из рода Кирей численностью до 1000 кибиток перекочевала из Западной Монголии в Чуйскую степь Горного Алтая. Пришельцы сразу же повели себя агрессивно, угоняя скот, разоряя и захватывая кочевья алтайцев. В это время русскими властями предпринимались определенные шаги, вплоть до применения вооруженных действий, с целью защитить интересы алтайцев. В частности удалось отбить у казахов более 1100 угнанных лошадей и вытеснить большую часть киреитов в пределы Цинской империи. Однако часть казахов осталось в Чуйской долине.
Кирейские роды Кобеш и Джелкаши обратились к русским властям с просьбой разрешить им кочевать в районе реки Чуй, обещая жить мирно. Разрешения на этот счет не последовало, но и действенных мер по выселению казахов не было предпринято. Несмотря на свои обещания властям не предпринимать агрессивных действий в отношении алтайцев, казахи-киреиты, являясь подданными Цинской империи продолжали грабежи и насилия коренного населения Чуйской степи, занимая лучшие алтайские кочевья. Жалобы алтайцев властям на этот счет оставались без последствий. В Чуйской долине российская власть была представлена одним урядником, находящимся в Кош-Агаче, который не мог предотвратить бесчинств со стороны казахов. Держать же на Чуе воинскую команду власти считали нецелесообразным.
В конце 1880-х гг. в Чуйскую долину переселились казахи из рода Сарыкалдака. В 1893 г. на Чую перекочевало порядка 100 кибиток казахов Чингистайского рода. В отличие от киреитов, они являлись российскими подданными и были приписаны к волостям Семипалатинской области. Однако и эти пришельцы вели себя агрессивно. Их появление повлекло за собой дальнейшее стеснение алтайцев « в зверопромышленности и в сборе кедровых орехов». На этот раз российские власти предприняли соответствующие меры, и большая часть казахов была выдворена в 1894 г. за пределы Горного Алтая. Однако часть из них, как и ранее часть киреитов, сумели закрепиться на Чуе.[91]
По данным переписи 1897 г., в Чуйской долине проживало 559 казахов. К этому времени власти смирились с их присутствием на юге Горного Алтая. В 1898 и 1900 гг. киреиты, прикочевавшие на Чую в 1879 г., были поэтапно приняты в российское подданство и приписаны ко 2-й Чуйской волости. Отныне они должны были выплачивать алтайцам этой волости ежегодно 500 руб. за пользование пастбищными угодьями.
Род Сарыкалдака и чингистайцы получили официальное разрешение властей на жительство в Чуйской долине только в 1913 г. с образованием в урочище Юстыд особой Киргизской волости. Те из казахов, кто не принял российское подданство, по договоренности с китайскими властями подлежал немедленной высылке на сопредельную территорию Китая. Несмотря на это, захваты кочевий продолжались, накаляя тем самым межэтническую обстановку. Алтайцы были полностью вытеснены за 50-километровую зону вдоль российской границы.[92]
К 1917г. на юге Горного Алтая проживало уже около 2000 казахов. Высокий уровень сплоченности, взаимопомощь и сохранение родовых связей с основными этническими массами позволили казахам составить серьезную конкуренцию алтайскому этносу в Чуйской долине Горного Алтая.[93] Эта конкуренция нередко во второй половине XIX-начале XX в. принимала формы межэтнической конфронтации.
Однако не всегда отношения между казахскими и алтайскими национальностями имели негативный оттенок. Глубокое знакомство с лучшими традициями и обычаями, проведение совместных культурных, спортивных, образовательных мероприятий с лозунгом «Наш общий дом - Алтай», историческая апелляция, заостренная не на конфликтности, а на общности тюркского происхождения, многовековой традиции совместного проживания в едином пространстве служат не только выработке взаимной толерантности, но и укреплению дружеских отношений между алтайцами и казахами.
Таким образом, переселившиеся русские крестьяне селились рядом с алтайцами, перенимая у них необходимые навыки для выживания в местных условиях. В то же время, переселенцы влияли на аборигенов – кочевой народ постепенно становился оседлым, алтайцы интенсивней стали заниматься земледелием и принимали православие. Живя бок о бок с русским народом, алтайцы многое взяли у них, собственные традиции трансформировались, многие обычаи были забыты. Алтайцы, вместе с другими народами, прошли тяжелые испытания, которые принесла Гражданская, Великая Отечественная войны и репрессии. Исследовав переписи населения 1926 г., 1939 и 1989 г. стало очевидно, что население республики развивалось не равномерно, как и все население страны. Причиной такого дисбаланса в развитии всего населения послужили вышеназванные события. Данные переписей отражены в диаграмме. ( Приложение 3, диаграмма 1).
Несмотря на большие потери, население страны сумело восстановить свою прежнюю численность. Последняя Всесоюзная перепись 1989 г. Зафиксировала прирост населения всего Советского Союза. Население Горного Алтая за столетие (с1897г по 1989 г.) увеличилось с 42 тыс. человек до 191 тыс. человек. Численность собственно алтайцев с 34 до 59 тыс. человек.[94] (Приложение 4 Таблица 2)
В 1989 г. Стали очевидны результаты процесса ассимиляции алтайцев - больше стало смешанных семей, людей, не владеющих родным языком, не знающих своих традиций и обрядов.
В настоящее время в Республике Алтай проживают также и представители других национальностей, таковыми являются украинцы, немцы, белорусы, мордва и др.
Таким образом, жители Республики Алтай различаются по многим параметрам, этнического, лингвистического и религиозного характера. Так, по этноязыковой принадлежности они распределяются на славянскую и тюркскую группы, а по вероисповеданию - на христианскую (православную), бурханистсткую и мусульманскую общины.
По пространственной мобильности они делятся на две большие группы: 1) Национальные группы, коренная территория которых располагается вне территории Горного Алтая. По переписи 2002 года большинство (57,4%) населения РА составляют русские - основной народ РФ. Казахи составляют 6%, а остальные национальные группы (украинцы, белорусы, немцы, мордва, азербайджанцы и др.) - 3,1% всего населения РА.[95]
2) Коренные жители - алтайцы и этнические группы теленгитов, тубаларов, челканцев (33%). Кроме того, проживали также кумандинцы и телеуты, но их основная часть жила соответственно в соседнем Алтайском крае и Кемеровской области. Согласно постановлению правительства РФ от 24 марта 2000 г. (№255) указанные этнические группы получили официальный статус коренных малочисленных народов России.[96] Для большей части алтайцев жизненное пространство ограничено территорией РА, поскольку за ее пределами в 2002 г. проживает менее десятой их части (7,1%).
В настоящее время численность алтайских народностей составляет около 60 тыс. человек. Данная ситуация хорошо просматривается на диаграмме (Приложение 3, диаграмма 2).
Таким образом, можно сделать вывод, что современный этнический состав Республики Алтай представляет собой весьма разнообразную картину. По данным переписи 2002 года видно, что большинство населения - это русские, титульный этнос составляет около 30% от всего населения республики, также небольшой процент занимают казахи, проживающие в основном в Кош - Агачском районе. Также в республике проживают многие другие национальности: украинцы, белорусы, молдаване, в последнее время намечается приток эмигрантов из Средней Азии. Необходимо отметить, что в данной ситуации высок процент ассимиляции титульного этноса и не только. В Республике Алтай, как и во всей стране, происходит процесс ассимиляции малых народов в результате смешанных браков, происходит потеря родного языка и традиций.
По данным переписи 2002 года более 1/10 алтайцев считали родным языком главным образом русский язык, в том числе больше ¼ в городе. Но, тем не менее, все сельское население южных и центральных районов Горного Алтая разговаривает на алтайском языке.[97]
В Республике Алтай, начиная с 1990 - х гг. начинается процесс возрождения традиционных культурных и духовных ценностей разных народов. Проходит череда собраний - праздников алтайских сёоков (родов), первые всенародные игры - Эл Ойын, всеобщие съезды (курултаи) алтайского народа. Все это свидетельствовало о начале естественного процесса этнической самоидентификации, самоорганизации алтайцев на основе возрождения традиционных культур (духовных, материальных) ценностей. На этой волне возрождаются традиции и обычаи других национальностей республики, идет активный диалог между различными культурами, что свидетельствует о высоком уровне толерантности населения республики.
... -культурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»; Госфильмофонд РФ; Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная поляна»; Московская фабрика декоративной росписи; Российский государственный архив древних актов; – объекты, необходимые для функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач. К их числу относится ...
... нормативных правовых актов Московской области; б) административно-территориальное устройство Московской области; в) установление системы областных органов законодательной и исполнительной власти, порядок их организации и деятельности; формирование областных органов государственной власти; г) установление основ областной политики и областные программы в области экономического, экологического, ...
... и вообще более значительна лишь у народов, имевших многовековой опыт письменности и книжной культуры (7,2% грамотных у бурят, 21% - у татар Тобольской губернии). При всем различии условий формирования книжной культуры у ранее бесписьменных народов Сибири нельзя не отметить идентичности форм ее зарождения и существования. К концу XIX в. младописьменные народы в целом еще не были готовы к созданию ...
... автономных округов С нормативно-правовой точки зрения автономные округа являются «обычными» субъектами Российской Федерации, однако реальность или фиктивность их статуса определяется их финансово-экономической обеспеченностью. Экономикам Агинского Бурятского и Усть-Ордынского Бурятского автономных округов присущ доиндустриальный характер, когда ведущее место в экономике занимает аграрный сектор ...
0 комментариев