3. Фравашисы – ангельские Духи хранители людей, постоянного спутники, советчики и водители души в ее жизнях.
Зороастризм пронизан абстракциями, противопоставлениями. Ахурамазда и Анграманью не конкретные персонажи, не антропоморфы, а абстрактные понятия. Характер зороастризма дуалистический: здесь Добро и Зло существуют неразрывно, а человек принимает самое деятельное участие в извечной борьбе между ними. Для борьбы со Злом необходимо очищение, поэтому зороастрийцы большое внимание уделяли чистоте. Умерших не хоронили, так как земля считалась священной, а сжигали. Потом их стали хоронить в больших полых башнях, причем трупы туда сбрасывали люди незороастрийского исповедания. Плоть объедали грифы, кости высушивало солнце. После заполнения башню заливали асфальтом и покидали.
Большое внимание уделялось огню как представителю Ахурамазды на земле. Имеются пять видов видимого и невидимого огня:
1. Атар Берези-Саванг - огонь, горящий в Храмах в освященном очаге - Аташ Бехрам;
2. Атар Воху-Фрьян - огонь в телах людей и животных;
3. Атар Урвазишт - огонь в растительном мире;
4. Атар Вазишт - огонь в атмосфере, молнии, внутри земли;
5. Атар Спендишт - огонь, горящий в духовном состоянии в самых высоких сферах перед Богом.
3. Развитие учения Зороастра.
После смерти Заратуштры его религия стала постепенно распространяться на юг (по территории современного Афганистана) и на запад (в направлении к Ирану и Мидии). В ходе этого распространения зороастризм не мог избежать смешения с элементами древней религии, богам которой – Митре, Анахите и другим – приносили в жертву кровь и хаому, вновь заструившиеся по алтарям. Эта эволюция, происходившая в эпоху правления династии Ахеменидов (553–330 до н.э.), получила отражение в позднейших частях Авесты.
Несмотря на восстановление почитания некоторых древних богов, Ахурамазда по-прежнему оставался великим богом, возвышавшихся над всеми другими богами. Однако теперь его всемогущество оказалось ограниченным силой Злого Духа: великое противостояние и борьба осуществлялись уже не между двумя подчиненными духами-близнецами, так как сам Ахурамазда был отождествлен с Благим Духом и тем самым низведен на одну ступень со Злым Духом. Оба они считались ровесниками. Благому творению, осуществленному Ахурамаздой, Злой Дух, Ангро-Майнью (пехлевийская форма – Ахриман) противопоставил свое собственное злое творение.
Эта дуалистическая система напоминала религию, известную грекам как «религия магов». Геродот (ок. 485–428 до н.э.) оставил описание некоторых обычаев этого мидийского племени. Они не хоронили и не сжигали своих умерших, оставляя их тела на съедение птицам. Они практиковали близкородственные браки и были искусны в толковании сновидений, астрологии и магии (дав последней название). Свидетельства греческих авторов – Евдема Родосского (кон. 4 в. до н.э.), Феопомпа (тогда же), Плутарха (ок. 45 н.э. – ок. 120) и других, наряду со свидетельствами Геродота и Младшей Авесты, позволяют получить представления об эволюции этой системы в послеахеменидский период.
При Селевкидах (323–248 до н.э.) и парфянской династии Аршакидов (248 до н.э. – 224 н.э.) Иран оставался в той или иной степени эллинизированным, а местная религия пребывала в упадке. Ее возрождение пришлось на период заката Аршакидов и возвышения Сасанидов (224 до н.э. – 651 н.э.), которая четыре века спустя пала под натиском мусульманских завоевателей.
При Сасанидах зороастризм стал государственной религией, а зороастрийское жречество – государствообразующим сословием. Тексты Авесты были собраны в единый корпус, изданы и снабжены комментарием на пехлевийском языке.
При мусульманских правителях большинство населения было обращено в ислам, но к зороастризму мусульмане относились терпимо, что позволило ему сравнительно благополучно просуществовать на протяжении трех последующих веков. Зороастрийцы писали трактаты на пехлевийском языке: один из них был посвящен опровержению ислама, христианства, манихейства и иудаизма, ряд других – проблемам этики, космологии и загробной жизни или изложению основных положений зороастрийской религии. Эти трактаты дают представление о зороастризме сасанидской и послесасанидской эпохи.
В дуалистической системе зороастризма вопрос о происхождении двух антагонистических первоначал либо оставлялся без ответа (предполагалось, что эти начала были даны и сосуществовали извечно), либо побуждал к поиску новых подходов. Такой подход был предложен – возможно, под греческим и вавилонским влиянием – в системе зурванизма. Зурван («Время»), рассматривался здесь как отец Ормазда и Ахримана, которых он породил, ради чего он приносил жертвы в течение тысячи лет. Во время жертвоприношения он в какой-то момент усомнился в его действенности. В результате этого сомнения родился Ахриман, Ормазд же родился в результате самой жертвы. Это учение было осуждено как еретическое в ортодоксальном зороастризме, который пытался подчинить Зурвана власти верховного бога, Ормазда, но при этом не мог объяснить происхождения Злого Духа.
В Индии парсы в значительной степени отошли от традиционных зороастрийских верований и обрядов, однако в их среде большим почетом пользуются астрология, вера в переселение душ и теософия. Они возобновили связи со своими собратьями в Иране, что привело к расколу в их собственных рядах по поводу вопросов, касающихся обрядовой практики и календаря. Однако гораздо более сильным было европейское влияние. Парсы переняли европейскую одежду и обычаи и сделались преуспевающими торговцами и промышленниками. Они славятся своим милосердием. С помощью европейских ученых им удалось частично восстановить забытый смысл своих древних традиций. В настоящее время они знают, что обвинения в дуализме, которое в прошлом им нередко адресовали христиане и мусульмане, были несправедливы, так как основатель их религии Заратуштра был, помимо всего прочего, монотеистом, и все они, как и он, верят в окончательное торжество добра над злом.
Начиная с конца классического периода язычники, а позднее и христиане, стали видеть в Заратуштре и магах предшественников своих собственных учений и верований. Так, Заратуштру считали учителем Пифагора. Кроме того, философия, астрология, алхимия, теургия и магия нашли отражения в т.н. халдейских пророчествах. В большинстве своем эти сочинения, приписываемые восточным мудрецам, были апокрифическими и несли на себе сильный отпечаток греческих понятий и идей с незначительными вкраплениями иранских элементов.
По-видимому, зороастризм стал оказывать влияние на иудаизм начиная с эпохи вавилонского плена; это влияние проявилось прежде всего в области ангелологии, демонологии и эсхатологии (учения о конечной судьбе мироздания и человечества). Иранское влияние особенно явно прослеживается в учении о «двух духах», упоминаемом в кумранских текстах. Говоря о влиянии зороастризма на христианство, нелегко провести границу между тем, что было воспринято христианством через иудаизм, а что пришло непосредственно из Ирана при рождении новой христианской религии. Так, например, хотя упоминание о семи Ангелах в Книге Откровения (1-3) было заимствовано из Книги Еноха и Книги Товита, однако само это учение восходит к зороастрийскому учению о семи Святых Бессмертных. С другой стороны, вера в ангелов-хранителей не засвидетельствована в иудео-христианской традиции нигде до Нового Завета; быть может, эта вера представляла собой сочетание зороастрийского учения о фраваши, духовных существах, рассматривавшихся как часть человеческой личности, но существующих до рождения человека и независимо от человека, с греко-римскими представлениями об охранительной роли гениев. Большинство подобных заимствований касается области эсхатологии. Представление о воскресении, хотя и знакомое иудаизму, однако приобретшее характер всеобщей веры лишь в христианстве, уже существовало в Иране на протяжении многих веков.
Кроме того, для христиан Иран был еще и страной трех волхвов (магов), которые, следуя за путеводной звездой, пришли поклониться младенцу Иисусу в Вифлеем. Позднее, продолжая наметившуюся уже в иудаизме традицию, христиане отождествляли Заратуштру с Иезекиилем, Нимродом, Сифом, Варухом и даже с самим Христом. Начиная с Юстина Мученика христианские апологеты стали ссылаться на Заратуштру и персидских магов как на языческих «свидетелей» истинности христианства, помогающих утвердить эту истинность в глазах язычников. Вместе с тем считалось, что Заратуштра явился отцом столь отвратительных, с точки зрения христиан, суеверий, как астрология и магия.
В 1 в. н.э. наиболее почитаемым богом в Иране (в особенности – в западном Иране) был не Ормазд, а солнечный бог Митра. По-видимому, митраизм смешался в Вавилонии или Малой Азии с вавилонскими и греческими учениями и культовой практикой, положив начало митраистским мистериям, распространившимся по всей Римской империи.
Манихейство представляло собой одно из гностических течений, будучи основано на дуализме греческого типа, противопоставлявшего Дух и Материю. Основателем манихейства был некий Мани, начавший свою проповедь в Сасанидской столице в Халдее ок. 270 н.э. В манихействе Бог мыслился трансцендентным и не несущим ответственности за творение, которое считалось результатом деятельности сил зла. При сасанидском правителе Шапуре I манихейство распространилось в Иране. Верховным божеством в манихействе выступал Зурван, а не Ормазд, последний же отождествлялся с первочеловеком, чье грехопадение и спасение составляют существенную часть мировой драмы. Однако манихейская этика, с ее строжайшими запретами, касающимися сексуальной жизни и определенных видов пищи, была чужда ортодоксальному зороастризму.
Религия зороастризма продолжает существовать до сегодняшних дней. В Иране ее последователи насчитывают всего ок. 10 000 человек, и мусульмане называют их габарами («неверными»). В Индии, известные под именем парсов (от слова, означающего «персидский»), они насчитывают ок. 115 тыс. приверженцев и сосредоточены преимущественно в Бомбее и ряде других городов на севере Индии. Парсы – потомки переселенцев, покинувших Иран в 10 в.
Список использованной литературы.
1. Баландин Р. 100 великих богов. – М.: Вече, 2003.
2. Герасимов А. Тело Света. – М.: Изд. «Современное слово», 2003.
3. История таджикского народа. – Т. 1. – М., 1963.
4. Крюков В. Зороастризм. – СПБ.: Изд. «Азбука классика; Петербургское востоковедение», 2005.
5. Струве В. Родина Зороастризма. – Т. 5. – М.: Изд. «Советское востоковедение», 1948.
[1] Возраст Аветы окончательно не определен. Существует две основных точки зрения: 1) Авеста начала создаваться во 2 тысячелетии до н. э.; 2) возраст Авесты равняется 7-8 тыс. лет.
[2] Современный Таджикистан и Узбекистан.
[3] Амударья.
[4] В зороастризме – верховное единое божество.
[5] Гахты однозначно признаются древнее Ригведы.
[6] Вчасности, профессор Мэри Бойс.
[7] Неизменный Закон.
[8] Дух Света и Красоты.
[9] Дух Тьмы.
[10] Духовными Хранителями
... мир прегрешения, болезни и стремящийся уничтожить добро. Впоследствии он стал именоваться у зороастриан Ахриманом. Джефри Парриндер в книге "От истории Древнего мира к современности" так определяет истоки космологического дуализма Зороастра: "Зло является таким же естеством, как и добро, и оба они исходят от своих первоначальных причин - Бога и дьявола. Дьявол Ахриман, который всегда существовал, ...
... є навіть унікальні. Вони давали можливість послідовникам вести цілеспрямоване і задоволене життя, що, в свою чергу, пробудило в них глибоку вірність до своєї віри. Зороастризм заслуговує вивчення і із-за тієї ролі, яку він відіграв у релігійній історії людства. Засновником нової релігії вважається пророк Заратуштра (грецькою мовою Зороастр – «Золота зірка»), син Поурушаспи, з роду Спітама, ві ...
... своего героя – Заратустру. Каким же предстаёт перед нами Заратустра в книге и почему Ницше хочет показать его нам именно таким? Прежде всего, хотелось бы отметить, что в своём произведении Ницше полностью отождествляет себя с Заратуштрой, он как бы сливается с ним. По сути, через уста Заратуштры Ницше доводит до читателя свои грандиозные идеи и замыслы, нимало не заботясь о том, что ...
... , который сформулировал — пусть в наивной, идеалистической, форме - понятие прогресса как движения через многовековую борьбу добра и зла к окончательной и бесповоротной победе добра. Наконец, Ницше проповедовал безграничное презрение к женщинам, Авеста же призывает к заботе о „возлюбленных женщинах". Чтобы разобраться в том, что представлял собой зороастризм и какое место он занимал в истории ...
0 комментариев