1.3 Структура библиотековедения как общественной науки
Среди общетеоретических проблем важное место занимает определение его структуры, представление о которой складывалось, главным образом, в связи с установлением перечня учебных дисциплин, с разработкой схем библиотечно-библиографической классификации. Теоретическому же обоснованию структуры библиотечной науки в прошлом уделялось мало внимания. Основным достижением в области дифференциации библиотековедения явилось выделение общей теории библиотековедения и функциональное деление библиотечной деятельности. Сейчас выделяются как самостоятельные разделы библиотековедения или учебные дисциплины: общий курс библиотековедения, библиотечные каталоги, библиотечные фонды, работа с читателями (библиотечное обслуживание), организация и управление библиотечным делом, история библиотечного дела, теоретические средства библиотечной работы.
Общий курс библиотековедения – изучает общие принципы и закономерности процесса организации общественного использования книжных богатств, исследует методологические, общетеоретические и другие вопросы, составляющие научную основу всех других разделов библиотековедения.
Библиотечные каталоги – изучает теорию, историю, методику каталогизационной обработки произведений печати (библиографического описания, систематизации, предметизации) и организации каталогов.
Работа с читателями – изучает теорию и методику обслуживания читателей (изучение читателей, методика пропаганды литературы, индивидуальная и массовая работа) и организацию работы с читателями в библиотеке (работа абонемента, читальных залов, межбиблиотечного абонемента).
Организация и управление библиотечным делом - изучает теорию и методику организации технологии и труда в библиотеке и управления библиотекой, экономику библиотечного дела, структуру и принципы организации единой системы библиотек и управления библиотечным делом в республике (планирование и прогнозирование, методическое руководство и инспектирование) [1; 77].
История библиотечного дела – изучает методику использования вычислительной, копировально-множительной техники, аудиовизуальных и других технических средств в различных процессах библиотеки.
Процесс дифференциации библиотековедения будет продолжаться, особенно в связи с развитием междисциплинарных связей, что приведет, и приводит на практике, к образованию ряда новых наук и учебных дисциплин. Это библиотечная педагогика, библиотечная психология, экономика библиотечного дела и др.
Глава 2. Библиотековедение как наука
2.1 Предмет и объект изучения в библиотековедении
Одним из проблемных вопросов библиотековедения является определение объекта и предмета библиотечной науки. С XIX в. началась разработка этих определений. До 70-х годов XX в. объект и предмет библиотековедения не различались: Объект библиотековедения — библиотечное дело. Лишь в 1976 году было предложено (А.Я. Черняком) развести понятия объекта и предмета библиотековедения, что стало следующим шагом в самопознании библиотековедения. В последние годы в связи с широким распространением в науке системного подхода о библиотеке стали говорить как системном объекте библиотековедения, состоящем из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.
Библиотечное дело — одна из форм человеческой деятельности. Поэтому, как любая форма деятельности, включает три основополагающих составных элемента:
1. Предмет труда (публикация);
2. Субъект труда (читатель, потребитель);
3. Посредник труда (библиотекарь);
Библиотека в системе общественных отношений является важным и неотъемлемым элементом коммуникативной системы "книга (информация в виде публикации)—библиотекарь—читатель (потребитель)". В этой системе библиотекарь становится организатором взаимоотношений книги и читателя, что соответствует социальной роли библиотеки как идеологического, культурно-просветительного и научно-информационного учреждения. Таким образом, объект библиотековедения это коммуникативная система "книга—библиотекарь—читатель". Предмет — выявление и исследование закономерностей, принципов формирования, развития, функционирования библиотечной системы, взаимодействия библиотек в различных аспектах. Предметом библиотековедения является обеспечиваемое библиотекарем массовое по масштабам явления, индивидуальное по форме реализации взаимодействие читателей с информацией в виде публикаций. В центре предмета библиотековедения находится взаимодействие читателей с информацией, зафиксированной в виде публикаций. Взаимодействие организуется, обеспечивается всем необходимым для того, чтобы оно эффективно осуществлялось, библиотекарем.
Каждый библиотечный объект - не самоцель развития, а лишь элемент такой большой системы, как библиотечное дело отрасли, региона, страны, мира, где все взаимосвязано между собой. Изменение одной части библиотечного дела неизбежно влечет за собой соответствующие изменения других его частей. Соотношение частей библиотечного дела объясняется их взаимной приспособленностью, т. е. связью между функциями различных компонентов (подсистем). Поэтому цель познания библиотечного дела состоит не столько в том, чтобы изучить действительную сущность изолированных объектов, сколько в том, чтобы отыскать - насколько это возможно - связи между разными системами библиотечной действительности [1; 65].
Библиотечная действительность - единство индивидуального (единичного), особенного и общего. Нельзя и невозможно изучить каждый библиотечный объект. Нельзя также ограничиваться изучением особенного (специфического), не сравнивая между собой отдельные библиотечные объекты. Принципиально невозможно ограничиться и изучением общих закономерностей и тенденций, игнорируя специфические, особенные моменты. Никакая общая теория не реализуется одинаково и автоматически без учета национальных, региональных, отраслевых и других факторов и условий. Объективные закономерности развития библиотечного дела едины, но не диктуют однообразия форм, методов и способов их осуществления.
Любой библиотечный объект надо изучать конкретно, т. е. в единстве общего и специфического. Абстрактный подход к общему в отрыве от особенного - не диалектический подход, а формально-логический.
Существуют несколько подходов в науке к рассмотрению проблемы определения объекта библиотековедения. Так, В.П. Леонов предложил рассматривать в качестве объекта библиотековедения не библиотеку, не библиотечное дело, а библиотечный процесс, близко к этому понимание других петербургских ученых, предлагающих вернуться к пониманию в качестве объекта библиотековедения библиотечной деятельности. Эти подходы представляются весьма продуктивными для развития теории библиотековедения, хотя справедливо замечено, что ни библиотечный процесс, ни библиотечная деятельность не могут быть объектом библиотековедения, поскольку они протекают в рамках другого объекта – библиотеки.
Очень интересно наблюдение В.П. Леонова о "двойной жизни" библиотеки, о ее глубинной связи с культурой и историей страны и мира, о библиотеке как "симфонии", о русской библиотечной культуре.
При всех своих различиях все эти концепции подчеркивают потребность и необходимость того, чтобы определение объекта библиотековедения отражало целостность и динамику объективной реальности.
Проблема изучения библиотеки как целого представляется чрезвычайно важной. Разбивая проблему на части, структурные элементы, фрагменты, можно достигнуть того, что сложные задачи и предметы становятся, как будто, более познаваемыми, но за это приходится расплачиваться тем, что теряется наше чувство связи по отношению в целому, понимание поведения сложных систем во времени и пространстве [1; 59].
Интересно, что проблема изучения "целого" остро стоит и в других близких библиотековедению, науках, например в книговедении: еще М.Н. Куфаев говорил о необходимости изучения "целого книги". Как же сегодня, с учетом бурного развития библиотечной практики, может быть определен объект библиотековедения?
Известно, что объект познания – это совокупность качественно определенных явлений и процессов реальности, существенно отличных по своей внутренней природе, основным чертам и законам функционирования и развития от других объектов этой реальности.
Таким образом, в качестве объекта познания необходимо рассматривать определенную объективную реальность, а в качестве его предмета – те аспекты и черты объекта, которые охвачены изучением.
Определение объекта науки как "эволюции библиотеки во времени и пространстве" позволяет ввести в процесс изучения и увидеть в динамике все новые, возникающие в реальности явления, технологии, тенденции и т. п., а также временные и пространственные трансформации библиотеки как социального института, как части русской и мировой культуры и т.п.
Библиотека при этом понимается как сложный многофункциональный социальный институт, нелинейно развивающийся как интенсивно (под влиянием широкой социальной среды, результатов сопредельных наук и областей знания), так и экстенсивно (под влиянием внутренних сил).
... а формально-логический. Известно общее положение, что истина всегда конкретна, абстрактной истины нет. Нередко задают вопрос: существует ли библиотековедение вообще как единая универсальная наука о библиотечном деле? Такая постановка вопроса совершенно абстрактна, а потому толкает на неправильный ответ. Ставя вопрос, существует ли какое-то абстрактное библиотековедение, которое абстрактно изучает ...
... отводилось изучению опыта работы зарубежных библиотек в условиях 2- й мировой войны. Приближался день Великой Победы, библиотеки вписали главную страницу в свою историю, с честью выполнили свой гражданский долг. Библиотечная наука 20 века (1945-1998 гг.) После победоносного окончания Великой Отечественной войны советский народ приступил к мирному созидательному труду. Одной из важнейших ...
... – наука, то не возникало потребности выделять еще особую дисциплину, изучающую эту науку. Речь обычно шла о теории, истории и методике, выступающих в качестве разделов самой библиографии как науки о книге. Глава II. Теоретики библиографоведения 22 января 2008г. ушел из жизни замечательный ученый и педагог, ведущий специалист в отечественном библиографоведении, книговедении и социальной ...
... -гуманитарной наддисциплинарной научно-исследовательской области, направленной на производство и распространение научно-библиографического знания", она делает многозначительную оговорку: "данное определение библиографии как науки сформулировано применительно к ее высшим, наиболее развитым и сложным формам, коими в библиографии являются подытоживающие ретроспективные научно-вспомогательные, а также ...
0 комментариев