2. История

Расположенная глубоко в сердце Европы Германия сыграла формирующую роль в истории всего континента. От Карла Великого и Священной Римской Империи до немецкого рейха Отто фон Бисмарка, нацизма, возведения и разрушения Берлинской стены Германия повлияла на Европу, как никакое другое государство.

Германия представляет собой целостное государство относительно недавно; до этого, на протяжении веков, страну составляли разрозненные княжества, графства и монархии. Благодаря этому в Германии есть несколько главных городов, каждый из которых обладает своим собственным уникальным характером, сформированным его историей и окружающей местностью. В каждом городе Вы не только попадёте в совершенно отличный от других мир с особенным архитектурным стилем и художественными богатствами, но также ощутите свойственный только этому городу стиль жизни.

Сейчас речь пойдет только о нескольких городах, находящихся на севере Германии, Гамбурге, Бремене и Любеке, Висмаре, Ростоке.

Эти города исторически объединяет торговый политический союз, сформировавшийся в XIVвеке, получивший название Га́нза (нем. Hanse, буквально «группа», «союз») Это сообщество городов стало одной из важнейших сил в Северной Европе и равноправным партнёром суверенных государств. Однако поскольку интересы городов, входивших в Ганзу, были слишком различны, экономическое сотрудничество не всегда переходило в политическое и военное. Однако неоспоримой заслугой этого союза являлось то, что он заложил основы международной торговли.

А все началось с того, когда немецкие купцы стали возить свои товары за границу. Чтобы торговля шла беспрепятственно и чтобы не подпускать к ней конкурентов-чужаков, они объединялись в гильдии, которые шаг за шагом попадали под контроль тех самых городов, откуда купцы были родом.

А города тем временем образовывали местные объединения, которые в конце концов слились в единый Ганзейский союз, во главе которого встал так называемый ганзетаг, род парламента, состоявшего из городских представителей.

Ганзейский союз не имел ни конституции, ни собственного бюрократического чиновничества, ни общей казны, а законы, на которых зиждилось сообщество, представляли собой всего лишь собрание грамот, меняющихся со временем обычаев и прецедентов.

Ганзейцы не отмечали никакого дня независимости, не признавали каких-либо общих праздников, разве что церковные. Не было у них и «великих вождей» или руководителей, которыми полагалось восхищаться, и никакого «общего дела», достойного того, чтобы за него сложить голову. Обходились они и без литературных и прочих гуманитарных страстей.

Под эгидой Ганзейского союза с XIII по XVIII век состояло около двухсот городов, раскинувшихся от приполярного Бергена в Норвегии, на берегу Северного моря, и вплоть до русского Новгорода. Здесь, наряду с родными языками, в ходу был общий немецкий, пользовались единой денежной системой, а жители обладали равными правами в пределах своего сословия.

В 1293 году членство в Ганзе оформили двадцать четыре города., а к 1367 году их количество возросло более, чем втрое.

В основе управления лежали хартии, пожалованные городам самим императором священной Римской империи германской нации. Они определяли границы городов, давали им право вести торговлю, чеканить монету, возводить крепостные стены, ловить рыбу, молоть зерно, организовывать ярмарки, вводить некоторые собственные законы, вместо того чтобы каждый раз обращаться к самому монарху.

К числу ганзейских принадлежали Льеж и Амстердам, Ганновер и Кельн, Геттинген и Киль, Бремен и Гамбург, Висмар и Берлин, Франкфурт и Штеттин (ныне Щецин), Данциг (Гданьск) и Кенигсберг (Калининград), Мемель (Клайпеда) и Рига, Пернов (Пярну) и Юрьев (Дерпт, или Тарту), Стокгольм и Нарва. В славянских городах Волин, что в устье Одера (Одры) и на нынешнем польском Поморье, в Кольберге (Колобжеге), в латышском Венгспилсе (Виндаве) существовали крупные ганзейские фактории, которые оживленно скупали местные товары и, к общей выгоде, продавали привозные.

Все дела Ганзы решались на съездах представителей городов. Местом съездов был Любек. Власть в ганзейских городах находилась в руках купеческого патрициата. Ганза был единым политическим организмом, составной частью Священной Римской империи, но без единого правительственного органа, и, как было уже сказано, без общей казны и армии. Был только флот отдельных городов союза.

Основные предметы торговли Ганзы – продукты балтийских стран, Скандинавии, Руси: хлеб, меха, кожа, соль, рыба, сало, мёд, воск, медная руда, лес и продукты лесного хозяйства – смола, дёготь и т.д. Сырьё шло в обмен на товары Запада: сукно, металлические изделия, предметы роскоши, пряности, вино, но главным экспортным товаром Ганзы было пиво. Наука пивоварения росла и крепла вместе с Ганзой, а Ганза отдавала должное пиву. В каждом ее городе была своя славная пивоварня, а Гамбург и Бремен, например, даже экспортировали хмельной напиток в города Скандинавии и по берегам Балтики, как заметят один исследователь, в таких количествах, что было достаточно для поддержания всех шведов в постоянном состоянии подпития.

В зените своей славы XIV–XV веках Ганзейский союз, эта своеобразная купеческая федеративная республика, был не слабее любой европейской монархии. При необходимости он мог применить и силу, объявить непокорным торговую блокаду. Но к войне все же он прибегал в редчайших случаях. В конце-то концов она же ставит под угрозу прибыли! Однако, когда датский король Вальдемар IV в 1367 году напал на ганзейскую базу Висбю, что на острове Готланд, и начал угрожать всей балтийской коммерции, союз решил все-таки применить оружие.

Собравшись в Грейсвальде, представители городов постановили превратить свои торговые шхуны в боевые корабли. В море вышли подлинные плавучие деревянные крепости – на носу и корме высились высоченные платформы, с которых так удобно отражать атаку идущего на абордаж противника. По кромке такой платформы возвели прочный частокол, защищающий своих лучников.

Флот, насчитывавший пятьдесят два корабля, вел мэр Любека Иоганн Виттенборг. Но оказалось, что торговля дается ему лучше, чем искусство войны. Он разделил свои силы, чем позволил датскому королю напасть внезапно на одну половину ганзейского флота и потопить с десяток судов. По возвращении в Любек Виттенборг предстал перед трибуналом. Что там за преступление они конкретно ему поставили в вину, неизвестно, но вскоре на рыночной площади голову незадачливому флотоводцу отрубили.

И все же Ганза уцелела, хотя гордый своей временной победой Вальдемар Датчанин и обозвал ее «сборищем семидесяти семи гусей, крикливых, но бессильных». В конце концов ее флот взял с боя Копенгаген, разграбил его, а король был вынужден в 1370 году подписать унизительный для него Штральзундский трактат о мире.

Еще более яркий тип бросят вызов Ганзе несколько десятилетий спустя. Это был Клаус Штертебекер, долговязый, вечно пьяный пират, грабивший мирных купцов в обоих морях. Родом из гамбургской аристократической семьи, в молодости он за храбрость в бою был возведен в рыцарское достоинство, но вскоре за постоянные дебоши лишен его. В 1402 году чаша терпения ганзейцев переполнилась, и они отрядил и на поимку пирата целую небольшую армаду.

В это время флот Штертебекера стоял на якоре в устье Эльбы. Храбрый гамбургский штурман Петер Крютцфельдт ночью на веслах подобрался к пиратскому флагману, носившему многозначительное имя «Бешеный пес», и привел в негодность его рулевое управление. Наутро ганзейская армада перешла в наступление. Ее головное судно «Пятнистая корова» устремилось к «Бешеному псу». Штертебекер, хотя маневрировать не мог, все же сумел пушечным бортовым огнем поджечь несколько «купцов». Однако затем «Пса» взяли на абордаж, а его командира в плен. Его с семьюдесятью соратниками приволокли в Гамбург, где, естественно, и обезглавили. Тем не менее в памяти народной Долговязый Клаус сохранился как некий морской Робин Гуд, «заступник простых людей».

Несмотря на все свои коммерческие и ратные успехи, Ганза, консервативная до мозга костей, сама себе постепенно создавала трудности. Ее правила требовали, чтобы наследство делилось между многочисленными детьми, а это препятствовало накоплению капитала в одних руках, без чего «дело» не могло расширяться. Постоянно не подпуская к власти цеховое ремесленничество, неповоротливые старшие купчины помалкивали низшие классы к кровавому бунту, особенно опасному внутри собственных городских стен. Вечное стремление к монополии возбуждало возмущение в других странах, где росло национальное чувство. Может быть, важнее всего стало то, что ганзейцам недоставало поддержки центральной власти в самой Германии.

В 1478 году царь московский Иван III захватил Новгород, разгромил тамошнюю «конторе», а немецких купцов изгнал. В 1598 английская королева Елизавета 1 распорядилась ликвидировать Стилярд – обнесенный крепостной стеной ганзейский торговый двор в Лондоне.

Были и другие беды: в 1530 году разносимая блохами, а в них недостатка не было, «черная смерть» – чума – опустошала один немецкий город за другим. От ее дыхания скончалась четверть всего населения. В XV веке улов сельди в Балтике резко пошел на спад. Крупную гавань в Брюгге заволокло илом, так что город был отрезан от моря. Тридцатилетняя война 1618–1648 годов потрясла Европу и перекроила ее карту. В Нидерландах и Англии росла промышленность, искавшая возможности сбыта своей продукции, минуя любых посредников.

И последнее по порядку, но отнюдь не по значению: с открытием, исследованием и заселением Америки торговые пути начали смещаться на запад, в Атлантический океан, где ганзейцы так и не сумели пустить корни. Примерно к тому же привело открытие морских путей в Индию. Последний съезд союза состоялся в 1669 году, после чего Ганза тихо испустила дух.

А все-таки этот дух оказался способным возродиться. По мнению многих европейских экономистов и политологов, XXI век станет эпохой торгово-промышленного единения Европы – от Урала до Атлантики. Недаром же восточногерманский город Росток недавно вернул себе старинное официальное наименование – Ганзейский Росток. Даже тамошняя футбольная команда именуется «Ганзой». В польском Гданьске идет реставрация древнего привратного здания с его залом, где совещаются и, надеются городские власти, будет еще совещаться торговый люд Запада и Востока. В 1992 году Таллин принял у себя современный ганзетаг – собрание мэров городов, чья судьба была связана с Ганзой и ныне в немалой степени зависит от общеевропейской экономики.

 


Информация о работе «Древняя Ганза. Города Германии»
Раздел: Физкультура и спорт
Количество знаков с пробелами: 52807
Количество таблиц: 2
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
239114
5
0

... и кануна Реформации. ГЛАВА 1 ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ГЕРМАНИИ В XIV –XVI ВВ. Для более полного выявления исторической значимости Эразма Роттердамского (1469-1535) в гуманистическом движении Германии необходимо обратиться к истокам зарождения и развития гуманизма, которое по времени соотносится с XIV – XVI вв. Общей целью первой ...

Скачать
32325
1
0

... с явным преимуществом в количестве поданных голосов побеждает правительственная коалиция из ХДС/ХСС и СвДП. Гельмут Коль остается федеральным канцлером. Коротко о политике   Партии: ХДС - Христианско-демократический союз СДПГ - Социал-демократическая Партия Германии ХСС - Христианско-социалистический союз СвДП - Свободная демократическая партия Союз 90 – «зелёные» ПДС - Партия ...

Скачать
16399
0
0

нят каждый третий работающий в промышленности. Важнейшая отрасль страны — машиностроение (станкостроение, радиоэлектроника, автомобилестроение, судостроение и др.). Автомобильной столицей Германии называют Вольфсбург — небольшой городок на северо-востоке, где находится головной завод концерна «Фольксвагенверк». Другой гигант автомобилестроения — «Даймлер-Бенц» возник в 20-х гг. в Штутгарте. На ...

Скачать
53295
0
1

... спрос на привезенное добро и держали на складах готовый товар для обратного странствия. Эти "конторе" представляли собой фактории с целиком мужским населением. Существовал обычай засылать сюда из немецких ганзейских городов подростков для прохождения своего рода практики и "дубления шкуры". Размещались здесь ганзейцы около самой гавани в трех десятках узких, вытянувшихся вдоль воды неотопляемых ...

0 комментариев


Наверх