1.2 Особенности ценностных ориентаций беременных женщин
Сказанное ранее дает основание полагать, что ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития зависят от того, в какую деятельность включена личность. Так, в истории человечества существовали периоды, когда отцовство считалось чисто биологической функцией, но аналогичного периода для материнства не было. Материнство всегда являлось социокультурным и психологическим феноменом.
Тем более это актуально для современности, когда деторождение становится важным социальным событием, в которое вовлекаются не только родители ребенка, но и различные социальные и медицинские службы, государственные органы и коммерческие организации (сервисные услуги для беременных и молодых родителей, продажа товаров для беременных и новорожденных, агентства по усыновлению, суррогатное материнство, искусственное оплодотворение и т.д.).
Все вышесказанное в полной мере касается и беременности как первого этапа материнства. На протяжении беременности вызревает не только плод в утробе матери, но и сама мать, та часть личности женщины, которая в последующем будет выполнять материнские функции.
Именно в период беременности актуализируются те ценностные установки, поведенческие и социокультурные стереотипы, которые будут определять тот или иной тип материнства.
Эмоциональное состояние матери во время беременности оказывает значительное влияние на протекание беременности и родов, последующее отношение к ребенку и к себе, а также на становление его самосознания, формирование сугубо человеческих качеств.
Плод в утробе матери является не только биологическим объектом, но и субъектом целенаправленных формирующих и воспитательных воздействий, т.е. беременная уже выполняет материнские воспитательные функции.
Феномен беременности как особое социокультурное явление, неотъемлемое от человеческого существования, нашло отражение в различных произведениях культуры, традициях, религиозных представлениях.
На протяжении веков положение женщины в обществе и ее роль всегда связывались с материнством. Социальные и духовные функции материнства сохранились практически в неизменном виде с древнейших времен и до наших дней [16].
У неевропейских народов отмечается сходная картина. Материнство выступает как особый вид деятельности - трансляция на индивидуальный уровень ценностей культуры. Неизменность биологической основы материнства и социокультурных функций ставит его вне сиюминутных социальных правил, норм, требований моды. Оно вечно архаично и всегда современно. В нем отдельный человек соединен со всей природой (воспроизводя вечный природный закон продолжения рода), культурой и историей. Это позволило материнству как явлению сохраниться на протяжении веков практически в неизменном виде (при изменениях таких явлений, как семья, отцовство, родительство) в качестве универсальной социокультурной и социально-психологической деятельности.
Социально-политическая эмансипация женщин и все более широкое вовлечение их в общественное производство делает их семейные роли, включая материнство, не столь всеобъемлющими и, возможно, менее значимыми для них. Самоуважение женщины имеет, кроме материнства, многие другие ценностные установки — профессиональные достижения, социальную независимость, самостоятельно достигнутое, а не приобретенное благодаря замужеству общественное положение. Некоторые традиционно-материнские функции в институте семьи принимают на себя общественные институты и профессионалы (врачи, воспитатели, специализированные общественные учреждения и пр.). Это не отменяет ценности материнской любви и потребности в ней, но существенно изменяет характер материнского поведения (Н.И. Лапин, 1996).
Как пишет П. Массен, в последние десятилетия изменился образ ребенка в общественном европейском сознании: он стал мыслиться как докучливое, ненужное создание, которое стараются «отодвинуть» даже чисто физически, уменьшая количество и качество телесного контакта, делая воспитание ребенка подобным технологическому процессу (П. Массен, 1982).
Спад рождаемости связан с боязнью будущего, ростом мотивации личностного развития, желанием утвердить свое место в жизни, свою индивидуальность, иметь устойчивое социальное положение раньше, чем посвятить себя заботе о детях (B.C. Мухина, 1985).
Исследования разных культурных вариантов материнства в современном обществе также свидетельствуют о влиянии имеющихся моделей семьи, детства и ценностей, принятых в данной культуре, на материнское поведение и переживания женщины. Большой интерес представляет сравнение распределения материнских функции в разных культурах, материнского поведения и отношения к ребенку, которые обеспечивают формирование необходимых в данной культуре личностных качеств (например, особенности когнитивной и эмоциональной сферы, качества привязанности, особенностей переживания успеха и неудачи в достижении цели).
В реформируемой России "женский вопрос" чрезвычайно актуализировался: положение женщины все более зависит от ситуации в стране, от того, как быстро и успешно идет экономическая реформа и реформа политической жизни, развитие демократии. Другими словами, создание лучших условий для реализации потребностей и интересов играют большую роль в реформировании системы ценностей женщин и выступают в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целен В силу этого жизненные ценности приобретают функцию важнейших регуляторов социального поведения женщин.
Социальные ценности - продукт социализации женщин, освоения ими общественно политических, нравственных, эстетических, этических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как членам общества. Социальные ценности самым тесным образом связаны, во-первых, с социально-экономической периодов общества и объективными условиями предметной деятельности женщин, во-вторых социальными установками высшего уровня, соотносимыми с целостностью образа женщины.
В системе жизненных ценностей современных женщин профессиональная деятельность занимает чрезвычайно важное место. Особенность здесь заключается в том, что смысл трудовой деятельности уральские женщины видят прежде в повышении материального благосостояния семьи. Профессиональная карьера подавляющего большинства жизненной ценностью не является (О.Н. Безрукова, 1998).
Важной жизненной ценностью женщины считают образование. Повышение образовательного уровня рассматривается как условие профессионального роста, повышения материального благосостояния и самореализации (Е. И. Головаха, 2000).
Но все же, результаты исследования, сравнительный анализ дает возможность предположить изменение ценностных ориентаций женщин в пользу семьи. Но при этом наблюдается разброс в женских оценках семьи, возникает большой разрыв между гипотетическим и реальным поведением женщин в отношении семьи, детей, прослеживается ориентация на одно -, двудетную семью.
Социальные ценности, будучи отражением фундаментальных интересов женщин, выражают и субъективную общественную позицию женщин, их мировоззрение и нравственные принципы. Формирование системы ценностных ориентации означает становление личности женщин как активного субъекта социальной действительности.
В силу этого изучение жизненных ценностей современных женщин представляется весьма актуальным. А они, но нашим наблюдениям, весьма разнообразны и дифференцированы (П. Массен, Дж. Конгер, Дж. Каган, Дж. Гивитц, 1982).
Так, можно говорить, например, о трех больших группах женщин, различающихся но отношению к труду. Первая - это женщины, сориентированные на возрождение традиционных отношений мужчины и женщины в семье, где женщине отводится роль хранительницы очага, а мужчине - роль добытчика и коммуникатора, он должен материально обеспечивать семью и осуществлять связь между малой общностью - семьей и большой - обществом. У другой группы женщин важное место занимает ориентация на профессиональную деятельность, экономическую самостоятельность, самореализацию независимо от материальной обеспеченности мужем, наконец, третья группа женщин- с четко выраженной ориентацией на труд, поскольку заработанные ею деньги жизненно необходимы для нее самой, ее семьи независимо от брачного статуса женщины.
Сочетание социальной деятельности женщин с выполнением семейных, материнских функций часто имеет противоречивый характер. Это выражается в том, что женщины не всегда могут проявить себя и свои способности в полной мере как в социальной, так ив семейной деятельности.
Кроме того, с развитием общества требования к воспитанию, содержанию, обучению детей постоянно растут. А значит, и растут материальные, моральные, физические траты, а с увеличением числа детей в семье происходит перераспределение не только материальных средств, но и внерабочего, свободного времени. В результате при одинаковом участии в общественном производстве мужчин и женщин последние имеют меньше возможностей для накопления профессиональных знаний, продвижения по работе, участия в общественной деятельности. Ограничиваются у них возможности и для удовлетворения материальных, духовных и других потребностей.
... зрения автора, также свидетельствует о преобладании субъектного или объектного отношения к ребёнку. Мещерякова С.Ю., не претендуя на полноту и окончательную завершённость модели психологической готовности к материнству, предполагает, что выделенные показатели в совокупности могут отражать её уровень и служить основанием для прогноза эффективности последующего материнского поведения. Брутман ...
... со страхами за исход беременности, родов, послеродовый период. в) Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Проективные методы показывают неблагополучие в ожиданиях ...
... поведения. Однако повышение социально-педагогической эффективности семьи и семейного воспитания возможно только в рамках успешного сочетания материнства с активным участием женщин в трудовой и общественной деятельности. Таков трезвый реализм в понимании проблем и тенденций развития современного родительства. О тесной близости и решающей роли матери в выхаживании и воспитании ребенка до пяти- ...
... , причем под структурой здесь понимается совокупность межкомпонентных функциональных связей, которые объединяют компоненты в единое целое. 2.2 Родительская ответственность в структуре феномена родительства По мнению Р.В. Овчаровой, родительство – «социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений ...
0 комментариев