4. Тема Родины
Нелегко разъять в анализе цельность благининской поэзии, потому что стихи ее не отдельно о труде, отдельно о природе или о личной жизни. «Россия, страсть моя!» — и все у нее о России: когда рисует весны и осени, рассветы и закаты, когда размышляет о собственных стихах. Прислушиваясь к названию древнего города Суздаля, играя звучанием родной речи, она угадывает в нем давнюю судьбу родины, характер народа: В слове Суздаль — узда и даль, / Удаль, лад, и ад, и слеза...
И отчизна воссоздается ею в образах труженика («пахарь, воин, зодчий, рыбак»)... Видишь его то, как сурового, величественного старика с косой («Он вошел в автобус босой. / И стоял к двери прислонясь...»); то, как бесстрашного машиниста, что «под ветра острый свист ведет тяжелый паровоз». Нет для Благининой труда низкого или высокого — есть поэзия труда, одухотворенного человеком. Потому из стихотворения о прозаическом домашнем занятии, о глажке белья, постепенно начинают выплывать иные картины: Горячий, ровный- ровный след,— / Ни складки, ни морщинки нет...
Певучий рефрен вызывает в воображении плавное струение вод, и чистое белье приносит свежий запах зимы, потому что пахнет «морозцем, ветерком, недавно выпавшим снежком». И веер искр из-под кружащегося колеса точильщика вырывается в самое небо... Все эти запахи, этот полет, раздолье неба и земли, столь близких между собой и отраженных друг в друге, передают нам ощущение простора, того глубокого, легкого дыхания, каким дышат благининские стихи.
И оно не покидает даже в «Букварике», составленном, казалось бы, с одной целью: научить ребенка различать буквы... Теперь, когда для детей будут писаться новые учебники, «Букварик» Благининой мог бы служить образцом, в котором практическая, познавательная цель нашла поэтическое выражение.
Надо изучить букву «о» — и звук гуляет по строке, то попадает под ударение, то уходит от него. Музыкальные оттенки меняются, и в конце концов все складывается в пейзаж, который всегда набрасывает Благинина: даль за окном, высота неба, облака, отраженные в реке:
Открыты окна широко. / За окнами — Ока. / А над Окою высоко, / Высоко облака. / Они Окой отражены, / В Оке повторены. [5,с.75]
Иногда, как здесь, в стихах слышна лишь музыка, но чаще всего радуют глаз цвета синевы и золота. Золото — это «зерна потоки золотые», и солнце уподоблено хлебу:
Солнышко то спрячется за тучей, / То раскинет желтые лучи. / И сидит поджаристый, пахучий / С золотистой коркой хлеб в печи...
В «Землянике» читатель услышит гимн жизни и родине, которую уничтожить невозможно — вопреки разрушительному грохоту, в прахе и дыме войны поспевала земляника и куковала кукушка, поддерживая уверенность в победе. Причем архитектоника стихотворения подчеркнуто проста: две строфы — вопрос, одна строфа — ответ... Вопросы-ответы создают интонацию беседы с глазу на глаз, узор этих вопросов-ответов симметричен:
А поспевала ль земляника...? / А куковали ли кукушки? / Да, здесь кукушка куковала. / И земляника поспевала.
Пейзаж впаян в гражданскую тему и гражданская тема — в пейзаж. Одухотворенная природа — жалобно клонящая головки и все-таки поспевающая земляника, и все-таки кукующая кукушка — вырастает в символ непокоренности. И вывод прям, публицистичен:
Не потому ли русский войн / В пылу бомбежек и атак, / Был духом тверд, душой спокоен / И знал, что сокрушится враг.
Сад у Благининой — образ родины. Название томика «Окна в сад» подкреплено эпиграфом из Марины Цветаевой: «Пошли мне сад на старость лет...» Образ сада возникает в стихотворениях «Угадайте, где мы были?», «Зима», «Зайчики», «На моем окошке», «Мороз», «Милый сад», «О яблоке», «О дроздах» — всех не перечислить! [2,с.19]
5. Язык лирики, особенности стиха
Устная и письменная речь Елены Александровны представляется литературоведам образцовой. Разливы этой речи во всех ее тонах, во всех полутонах звука и цвета доставляют истинное удовольствие. После речевой мешанины, языковых коктейлей, после стилевой безвкусицы, которые мы встречаем сплошь и рядом у современных авторов, сочинения Елены Благининой доносят до нас переливы живого народного говора, сохраняют чистоту и прозрачность его. В этом смысле Елену Александровну можно назвать хранительницей огня, хозяйкой речевых кладов. И здесь она может быть и должна быть наставницей. Вслед за Пришвиным и Житковым, Соколовым-Микитовым и Паустовским, Исаковским и Фраерманом. Свобода и изящество слога, изобретательность и естественность словесного волеизъявления без словесной эквилибристики, богатство интонаций и гармония переходов от одной к другой — вот что можно сказать о языке произведений Елены Благининой. Здесь для исследователей непочатый край работы.
Четырехстопный ямб, чередующийся с трехстопным, столь частый четырехстопный хорей, амфибрахий баллад и описаний, редкие дактиль и анапест — все служит поэту. У Елены Благининой нет стереотипов. Все живо, все движется, все служит образу, характеру, мысли. И все так просто, все сделано из основных стихий мира: огня, воды, воздуха.
Вот я взял гармошку в руки, / Тронул бережно лады — / Полились на пальцы звуки / Ручейками без воды.
Сколько раз изображали гармонь! А такая гармонь только у Елены Благининой.
Истопила мама баньку, / Паньку на руки взяла. / Через все сугробы Паньку / Мама в баньку понесла.
Хочешь не хочешь, а запомнишь. Вроде бы частушка, но нет — нечто другое, сугубо благининское. Ее лад и склад речи. И в первом и во втором четверостишиях один и тот же размер. А звучат они по-разному. Дело в интонации. На одной и той же ритмической стежке дается разный интонационный узор. Это ли не мастерство! Время идет, а оно не стареет. Напротив, с годами все видней и все ценней запечатленный труд поэта. [6,с.77]
Благининой — это особый разговор. Она всегда готова ввернуть словцо, которое найдешь не во всяком словаре. Она писала, скажем:
«денек ни на што не похож», «наших деток не булгачь», «чисто баба-яга», «ну-ка, парень, сыграни», «я на крик», «девчонки заверчёные», «утешные слова», «дюже плох», «маменька несет хлебца мякенька», «в растопыр — брове-усы» и т. д.
Она не боялась просторечий, не страшилась соединять слова из разных пластов: это проявление внутренней свободы, органичного ощущения родного языка.
Язык лирики Благининой богат, гибок. Он способен выразить самые тонкие оттенки чувств. Он радует слух своим многообразием. Он не закостенел, потому что напитан соками народной речи. По словам А. Адалис, ее речь, «живая и чистая, открывает читателю помыслы и чувства поэта, столь часто остающиеся скрытыми, бездыханными, не проявленными у многих стихотворцев,— иногда и талантливых, и чувствующих, и мыслящих, но не способных породниться с читателем из-за просчетов в языке — в словаре, в синтаксисе, в течение речи...» [2,с.22]
Благинина не изощряется в изобретении невиданных слов, рифм, размеров. Спокойно использует традиционные рифмы и традиционные размеры, но возвращает им первозданность. И чередование четырехстопного ямба с трехстопным, и глаголы действия и движения, выстраивающиеся в сплошной рифмовке, к словесные повторы верно служат образу маленького героя, жадно, деятельно познающего мир и сознательно утверждающего это активное, веселое познание:
Я дома не люблю сидеть, / Нет, не люблю сидеть. / Мне нравится на мир глядеть, / На солнечный глядеть.
Литературная память находит себя и в легкой архаичности благининского слога. Она в постоянном привлечении фольклора, так озорно и мастерски осмысленного в стихотворении «Сороки» с переменчивостью его ритма с вкраплениями подлинного раешника, с заражающим весельем ярмарки. И частушечная интонация, ритмика хорошо приживаются в стихотворении для детей — о детях, мастерящих лодочки:
Ручейки звенят-поют. / То и знай встречаются. / Наши лодочки плывут, / На волнах качаются. [5,с.73]
Вместо заключения
Несмотря на уготованные судьбой горести, Благинина — на протяжении многих лет жизни — не утратила оптимизма и своей заповедной духовности, основы которой были заложены, конечно же, еще в детстве, на Орловщине. Это выразилось и в ее поэзии.
Все, знавшие Елену Александровну Благинину, хранят в памяти ее неповторимый образ, ее редкое обаяние, ее строгость, честность, достоинство художника, не стремящегося к славе, ни разу не высказавшего обиды на молчание критики или на невнимание, скажем, радио или телевидения. Впрочем, цену себе Благинина знала. Она была признанным учителем поэтической молодежи. Примером житейской стойкости и преданности искусству. Смирения и милосердия. Гордости и независимости. В горькие годы поддерживала семьи безвинно репрессированных Евгения Таратута, в 1950 году арестованная и как «шпионка» приговоренная к пятнадцати годам лагерей, вспоминает: «Многие тогда отвернулись от моей семьи... Лена Благинина постоянно помогала моим». «В самые тяжкие дни Лена не теряла мужества и не уставала творить добро». [1,с.44]
Впереди издание ее избранных стихотворений, публикация писем и документов из обширного архива. Земляки Благининой, орловцы, открыли на ее родине мемориал. Они не стали дожидаться тогда еще далекого две тысячи третьего года, когда со дня ее рождения исполнится сто лет.
Малыши, что впервые слушают нынче ее сказки, считалки, тараторки, втапоры (любимое благининское слово!) будут читать ее лирику, радуясь и грустя вместе с «россиянкой, солдаткой, вдовой», обладавшей «чудесным, народным, бабьим», по определению К. Чуковского, голосом.
Благининское незаносчивое слово, традиционные размеры, рифмы находятся в безошибочном созвучии с избранной темой и смыслом стиха. Наверное, поэтому свеча ее поэзии, горящая уже много лет, не гаснет и не сгорает. [4,с.15]
Литература
1. Елена Благинина // Дет.лит. – 1988. - № 5. – С.43 – 44.
2. Митина, С. Благининские посиделки // Дет.лит. – 1994. - № 4. – С.18 – 22.
3. Огнецвет, Э. Родниковая радость // Дет.лит. – 1994. - № 4. – С.22 – 24.
4. Озеров, Лев Хранительница огня // Дет.лит. – 1983. - № 5. – С.11 – 15.
5. Павлова, Н. Лирика детства / Н.Павлова. – М.: Дет.лит., 1987. – 148 с.
6. Приходько, В. «Была и буду» // Дет.лит. – 1990. - № 10. – С.74 – 78.
7. Тарасова, Л.Н. Встреча с писательницей Е.А. Благининой // Нач.шк.- 2000. - № 2. – С.107 – 111.
Приложение
Сценарий праздника–встречи с творчеством детской писательницы Е.А. Благининой
Наступил долгожданный день нашей встречи с писателем Еленой Александровной Благининой.
В уголке чтения - выставка книг Е.А. Благининой, с которыми дети познакомились заранее: «Гори-гори ясно!», «Если встанешь на заре...», «Аленушка», «Клятва бойца», «Не мешайте мне трудиться», «Почему ты шинель бережешь?», «Огонек», «Научусь- ка», «Журавушка».
На доске - портрет писательницы.
Пока гости собирались, в классе звучала музыка.
Наконец, все в сборе, и мы начали наше представление.
На сцене появляется Фея. В руке она держит волшебную палочку.
Фея
Дорогие ребята! Милые родители! Сегодня мы отправимся с вами в путь по волшебной стране, в которой живут стихи, сказки, загадки и песенки, считалки и игры, написанные писателем Еленой Александровной Благининой.
Фея взмахивает волшебной палочкой и декламирует:
Зима негаданно- нежданно / Пришла на черные поля,/
Еще вчера была туманна / Дождем одетая земля./
Деревья жалобно скрипели, / Ручьи холодные текли... /
И вдруг мотели налетели / И столько снега намели! /
И они медленно ложатся / На сад, на кровли, на скамью,/
Снежинки вьются и кружатся / И рвутся в комнату мою./
Они летят, легки и ломки / И ослепительнее звезд, /
Как будто в синие потемки / Дрожащий перекинут мост.
Гаснет верхний свет, но работает подсветка. Звучит музыкальная пьеса Г. Свиридова «Вальс» из иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель». На сцену выбегают девочки в костюмах снежинок. Они исполняют танец «Снежинки» и быстро убегают.
Вновь тихо звучит музыка. Это пьеса «Декабрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Под звуки музыки дети читают.
Морозы жестокие / В этом году! / Тревожно за яблоньки / В нашем саду./
Тревожно за Жучку: / В ее конуре — / Такой же морозище, / Как на дворе./
Но больше всего / Беспокойно за птиц, / За наших воробышков, / Галок, синиц./
У нас приготовлено / Все для зимы: / Рогожей укутаем / Яблоньки мы./
Побольше сенца / В конуру принесем, / Беднягу дворнягу / От стужи спасем./
Но птицы! / Как холодно / В воздухе им! / Поможем ли мы / Беззащитным таким?/
Поможем! / Их надо кормить, / И тогда / Им будет легко / Пережить холода. («Мороз».)
Исполняется танец «Птицы». Его исполняют мальчики, одетые в костюмы птиц (музыка из заставки к передаче «В мире животных»).
Ребята исполняют песенку о зиме (Е. Крылатов «Кабы не было зимы» из мультфильма «Зима в Простоквашино»).
Мальчик
Я вылепил снегурку, / Поставил на виду / Снегурушку-девчурку / Под яблоней в саду. /
Стоит моя царевна / Под круглым деревцом - / Царевна-королевна, / Пригожая лицом. /
В парчовой душегрейке / Стоит светлей зари, / И крупные на шейке / Играют янтари... («Снегурка».)
Девочка. Варежки у Вари / Пропали на бульваре. / Воротилась Варя / Вечером с бульвара / И нашла в кармане / Варежки Варвара... / Вот ведь как!
Далее проводится игра «Метелица». (Эта игра Е. Благининой печаталась в 1963 г. в сборнике «Красный день календаря».) Здесь, прежде всего, необходимо выбрать Метелицу, Морозца и Тучку. Выбираем их с помощью благининских считалок:
1. Паровоз, паровоз, / Что в подарок нам привез? / — Я привез цветные книжки / — Пусть читают ребятишки! / Я привез карандаши — / Пусть рисуют малыши!
2. Чтобы дом построить новый, / Запасают тес дубовый, / Кирпичи, железо, краску, / Гвозди, паклю и замазку. / А потом, потом, потом / Начинают строить дом!
3. Петушок, петушок, / Покажи свой кожушок. / Кожушок горит огнем, / Сколько перышек на нем? Раз-два-три-четыре-пять, / Невозможно сосчитать!
После того как выбраны Метелица, Морозец и Тучка, остальных ребят делим на Снежинок (девочки) и Кустики (мальчики). Все, кроме Метелицы, становятся в круг, а Метелица входит в него и останавливается. К ней подходит Морозец.
Морозец.
Метелица, красавица, ты что невесела?
Метелица.
Погода мне не нравится — Морозна и светла.
Морозец.
А ты взмахни-ка ручками, / А ты слетай за тучками, / Одну хоть приведи. / Без снега все соскучились, / Поля-то как измучились — / Им холодно, поди.
Метелица.
Ну что ж, всплесну ладошками, / Притопну-топну ножками, / С ветрами в пляс пойду!
Морозец.
А вот и тучка стелется. /
Тучка (выходя из круга).
Иду к тебе, Метелица, / Иду, иду, иду! / Мои снежинки просятся / Давно на землю броситься — /
Попробуй удержи! / Мне с ними и не справиться. / Метелица, красавица, / Возьми их, покружи!
Морозец, Тучка, Снежинки берутся за руки и быстро-быстро кружатся вокруг Метелицы, которая в это время пляшет «Русскую». Кустики выравниваются в цепочку и стоят пока на месте,
Все поют (хорам).
Как пошла, пошла / Метелица мести, / Заметает псе дороги, все пути, / Сыплет снегом на озябшие поля, / Согревается колхозная земля. / Ты пляши, пляши, Метелица, пляши! / Урожаи нынче будут хороши!
После пляски Снежинки вытягиваются в цепочку и идут навстречу Кустикам, приговаривая:
— Посмотрите, кустики, кустики! В самом деле, кустики, кустики (пятятся назад).
Снежинки опять идут вперед.
Тут их раньше не было, не было! Право слово, не было, не было! (Снова пятятся).
Снежинки останавливаются. Теперь Кустики идут на них, так же точно играя:
— Мы густые кустики, кустики! / Право слово, кустики, кустики! Нас тут раньше не было, не было! / Прямо слово, не было, не было.
Снова начинают двигаться Снежинки:
— Вы зачем посажены, кустики, / Для чего взлелеяны, милые?
Тут Морозец, Метелица, Тучка и Кустики берутся за руки и кольцом окружают Снежинок, говоря:
— Чтоб снежинок удержать, / Чтобы им не убежать, / А пушистым одеялом / До весны- красны лежать!
Кто первый выскользнет за цепь, тот и Метелица. («Метелица».)
Раздается стук в дверь. На сцене появляются Незнайка и кот Матроскин.
Незнайка
Привет, а вот и мы! Вы нас не ждали? А мы узнали о вашем празднике и решили тоже принять в нем участие.
Матроскин
Мы пришли к вам с сюрпризами. Послушайте нас внимательно.
Незнайка
Есть еще игра для вас / Я начну стихи сейчас.
Матроскин
Я начну, а вы кончайте, / Хором дружно отвечайте!
Незнайка.
На дворе снежок идет, / Скоро праздник… (Новый год).
Матроскин. Мягко светятся иголки, / Хвойный дух идет... (от елки).
Незнайка.
Ветви слабо шелестят, / Бусы яркие... (блестят).
Матроскин.
А качаются игрушки — / Флаги, звездочки... (хлопушки).
Незнайка.
Нити пестрой мишуры, / Колокольчики... (шары).
Матроскин.
Рыбок хрупкие фигурки, / Птицы, лыжницы... (снегурки).
Незнайка
Белоус и краснонос / Под ветвями Дед... (Мороз).
Матроскин
И верхушку украшая. / Там сияет, как всегда, / Очень яркая, большая, / Пятикрылая... (звезда).
Незнайка.
Ну и елка, просто диво, / Как нарядна, как... (красива).
Незнайка.
Ой, какие все молодцы! Как хорошо добавляете нужное слово!
Матроскин.
А теперь, Незнайка, давай проверим, как ребята умеют отгадывать загадки.
Незнайка.
Давай! Итак, первая загадка:
Что за звездочки сквозные / На пальто и на платке, / Все сквозные- вырезные, / А возьмешь - вода в руке? (Снежинки.)
Матроскин.
Наш серебряный кинжал / Недолго дома полежал. / Мы поднять его хотели, / А он к порогу побежал! (Сосулька.)
Незнайка.
Есть, ребята, у меня / Два серебряных коня. / Езжу сразу на обоих! / Что за кони у меня? (Коньки.)
Матроскин.
Какой это мастер / На стекла нанес / И листья, и травы, / И заросли роз? (Мороз.)
Незнайка.
Красавица какая / Стоит, светло сверкая, / Как пышно убрана... / Скажите, кто она? (Елка.)
Матроскин и Незнайка прощаются с ребятами и зрителями.
Итак, наша встреча подошла к концу. Она помогла нам поближе познакомиться с творчеством Е.А. Благининой. Ребята узнали, что Е.А. Благинина является автором не только стихов, но и загадок, сказок, считалок, тараторок, игр и песенок, переводов. Среди огромной массы литературы ребята смогли самостоятельно найти книги Е.А. Благининой, внимательно рассмотрели и прочитали их.
После проведения встречи с писателем ребята увидели свои ошибки и сами (без моей помощи и подсказки) их исправили. Вы догадались, о каких ошибках идет речь? Конечно же, кот Матроскин и Незнайка не персонажи книг Е.А. Благининой. Ребята еще раз вспомнили произведения писательницы, нашли там несколько героев, которым следует подражать, и заменили главных героев Матроскина и Незнайку на Белочку и Аленушку. Ребята сами пришли к выводу, что, если проводим встречу с определенным писателем, то в спектакле должны быть герои только его произведений. [7]
... статьи В. Чудиновой, предоставленной на выставке «ПРЕССА-2006» по итогам круглого стола «Детская пресса: государственная политика, реалии, перспективы». Глава 1. Актуальные проблемы современной детской литературы, периодики и критики 1.1. Кризис детской литературы в 80-е годы В советском обществе чтение детей происходило в условиях всеобщего дефицита, в том числе - на детскую литературу (спрос на ...
... при царе Горохе…» -: зачин +: присказка -: пролог -: запев -: исход I: {{74}} ТЗ 1.3. КТ = A; Т =; S: Русская народная сказка – это: -: остросюжетный рассказ с фантастическим содержанием -: историческая повесть +: жанр устного народного творчества -: легенда Детская литература XV-XVIII в. I: {{75}} ТЗ 1.4. КТ = A; Т =; S: Сформировалась фольклористика во времена: -: XII в. -: ...
... которое оказывает на детей улица. И все же только образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс. Содержание и методы воспитательного процесса в младших классах современной средней общеобразовательной школы вытекают из стоящей перед ней задачей: максимально развивая способности детей, учитывая их интересы, обеспечить формирование ...
... , что затрудняет построение научно обоснованной методики формирования монологической формы речи. 1.3 Психолого-педагогические условия формирования образно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР (III уровень) в процессе обучения монологическому высказыванию Детям с речевым недоразвитием свойственны ослабление и нарушение коммуникативных отношений речи к неречевым структурам на ...
0 комментариев